Зачем учиться? Или формула успеха...

Вопросы школьной успеваемости и, как следствие, мотивации к учебе вообще, волнуют как родителей, беспокоящихся за будущее своих детей, так и самих детей, поскольку давление и требования к ним возрастают тем сильнее, чем ниже показатели «спокойствия» их родителей, а именно оценки. При обилии популярных жизнеописаний и примеров мегауспеха в интернете, где тиражируются истории больших достижений знаменитых личностей, зачастую бросивших престижные университеты и идущих против ожиданий близких и даже наперекор мнениям профессионалов, чтобы воплотить свои мечты, вопрос: «Зачем вообще учиться?» все чаще звучит и от самих подростков.

С одной стороны, все те примеры, о которых я упомянул, конечно же существуют. Однако следует не упускать из вида, что и успешные люди учились и осваивали новое в процессе становления, выстраивая собственные знания под конкретные практические задачи. Ведомые ЦЕЛЬЮ, ради которой они совершали свой собственный ВЫБОР, они брали на себя и полную за него ответственность. Планирование и целеполагание в собственной жизни – ключевой момент во многих таких историях, однако именно он встречается у современного школьника не так часто. Может потому и действительно успешными становится только малая часть всех мечтателей, уже «промотивированных» найти свой собственный, неповторимый путь. И я полностью согласен, что сама по себе идея самореализации бесспорно хороша, с той лишь оговоркой, что «проснулся знаменитым» пишут уже много позже, пропуская череду ОГРОМНОГО опыта из неудач и личного труда!

В этой статье я попробую на языке бизнеса показать механизм успеха и обосновать важность осознанного стремления к учебе и выстраивания собственного безбедного будущего. Надеюсь, что данная модель окажется полезной не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям, как на начальном этапе профессионального самоопределения старшеклассников, так и в беседах с учащимися средней школы.

Зачем учиться Или формула успеха

Итак, прежде всего, что такое «успешный человек»? Возьмем, для наглядности, одну из моделей в свободном переложении (подробнее см. Р. Гандапас «Алгоритмы и скрипты успеха»). Исследуя примеры жизненных историй успешных людей в разных областях деятельности, можно прийти к определению, что успех – это профицит основных жизненных ресурсов. Все они сводятся к 4 ключевым – ВРЕМЯ (срок жизни и возможность планировать и реализовывать), ДЕНЬГИ (возможности удовлетворять свои и чужие потребности), СТАТУС (собственные ощущения своего места и положения в социуме и значимой группе, уважение и отражение значимости собственной личности) и ЭНЕРГИЯ (жизненные силы, энтузиазм, здоровье, запас прочности организма в трудовой деятельности). Для настоящего успеха важны все компоненты. Однако, в некотором смысле, их можно обменивать и использовать для компенсации недостающих. Например, до определенной степени, деньги могут помочь решить проблемы со здоровьем, и уж точно, высвободить время, которое мы затрачиваем на рутинные или повседневные дела (например, нанять водителя, чтобы использовать время в дороге, или помощника для разбора корреспонденции и т.п.) Статус может позволить заниматься теми делами, которые Вам по-настоящему интересны и которые можете выполнить только Вы, сохраняя энергию на важную область самореализации, а остальное вполне возможно и необходимо делегировать, высвобождая время… И наоборот, Ваше время возможно обменять на деньги (как в случае трудоустройства по найму), а также вкладывая собственные силы и энергию, заработать статус.

Теперь посмотрим на имеющиеся у нас ресурсы в перспективе нашей жизни, разделив ее условно на четыре возрастных этапа: детство, юность, зрелость и старость. Представим распространенный вариант течения событий (алгоритм «Банкротство»).

Детство – профицит всех ресурсов. Времени достаточно, энергии – через край, статус – самый важный для значимых фигур в жизни (не берем в расчет примеры совсем неблагополучных семей), деньги – есть и потребности ребенка удовлетворяются, даже если в семье есть сложности.

Юность (вкл. подростковый период) – один из сложнейших периодов в части статуса. Наверное можно сказать, что он самый низкий, поскольку полной самостоятельности обычно еще нет и достижений и успехов пока тоже. Есть задатки, потенциал и энергия. Ну и с временем – его еще много.

Зрелость. Времени уже меньше. Полжизни прошло. Энергии меньше, если специально не поддерживать и не укреплять свое здоровье и организм. Многие ресурсы израсходованы. Вопрос заработка (денег) и статуса. Если к этому времени они не накоплены с запасом, к старости приходим к «банкротству». Пенсионер - на иждивении государства, времени и энергии еще меньше, статус пенсионера – один из самых низких (повторюсь, если он не «выдающийся» пенсионер, заработавший свой статус с запасом раньше).

Итак, что можно сделать, каким образом перераспределить, или распорядиться собственными ресурсами, зная возможный сценарий жизни Банкрота, чтобы продержать успех (профицит основных ресурсов) до самой старости?

Детство (старт) – в профиците. Однако предполагая дефицит в деньгах и статусе, можно распорядиться временем и энергией подросткового и юношеского периодов (забрать часть) для наработки денег и статуса. Для этого время используется максимально для получения знаний и навыков, которые можно будет «продать», заработав деньги. В идеале время расходуется уже в подростковом возрасте на первые заработки и собственные карманные деньги, вкладывается энергия. Это значит, что оба ресурса необходимо стремиться максимально использовать для зарабатывания (набирая статус и деньги наперед). Это период совмещения карьеры и учебы, время отказа от «прожигания свободных ресурсов» – времени и энергии, для того, чтобы наработать профицит по другим ключевым показателям. В данном периоде набирается опыт работы, оттачиваются ключевые навыки. Планируя и максимально эффективно распределяя свое время и энергию в этот период жизни, возможно прийти к зрелости с заработанным статусом и деньгами, чтобы компенсировать образовавшийся минус уже по времени и энергии. Имея статус и деньги, становится возможным высвобождать ценное время, а также экономить энергию и пускать ее именно на то, что является приоритетным и личностно важным! В зрелом же периоде, имея некую компенсацию, важно не растерять и сохранить то, что есть. Укреплять и беречь здоровье (в идеале, конечно, такая привычка опять же формируется раньше) и управлять собственным расписанием, имея приоритет сохранения энергии и других ресурсов. Именно по такому пути возможно встретить старость все еще успешным и не оказаться Банкротом!

Отдельно стоит отметить, что успех часто ошибочно принимается как результат или некое состояние, достигнув которого, можно расслабиться и «начать наслаждаться жизнью». Однако в действительности, сами успешные люди чаще указывают на то, что это скорее процесс, достаточно переменчивый и «затратный» по поддержанию, а к наслаждению жизнью он относится лишь косвенно, поскольку последнее зависит от самого человека, и доступно при любом уровне ресурсов ;)



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • История успеха. Как можно оказывать влияние даже при отсутствии связей и ресурсов.
  • Принимая себя, освобождаешь много энергии и ресурсов
  • Время жить 8...Чтобы получить энергию, ее нужно тратить!
  • Деньги. Что можно сделать прямо сейчас, чтобы стать богаче
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Как заработать деньги (в свободное время)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Осознать свои истинные приоритеты и понять на что мы тратим время и деньги
  • Организуем время жизни так чтобы его хватало
  • Реальность жизни - время жить и время умирать
  • Время - деньги
  • Время - деньги
  • Время и деньги
  • Время и деньги
  • Время - деньги
  • Как управлять собой так, чтобы даже ВРЕМЯ подчинялось
  • Деньги для жизни или жизнь для денег? Или почему семейные психологи решили сделать тренинг про деньги.
  • Статус наркомана в подростковом возрасте как способ найти свое место в мире
  • Время. Деньги. Счастье.
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Как именно деньги могут испортить отношения:«Куда у нас деваются все деньги?»
  • Нет энергии ни на что! Что можно сделать самому? Зачем стоит обратиться к специалисту?
  • Как сэкономить время и деньги? Реалистичный взгляд на психотерапию
  • Два способа заработка, на которые не стоит тратить свое время
  • Самое ценное из того, что можно купить за деньги
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Возможно ли неуспевающей маме найти время на себя и начать работать?
  • Можно ли узнать время рождения, людей рожденных в дореволюционной России?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь