|
Мама! Разрушительная жертвенность. По мотивам фильма режиссера Даррена АронофскиАвтор статьи: Анисимова Валентина
Уже не знаю я, что за люди — сценаристы, но сценаристы именно этого фильма меня глубоко впечатлили. Фильм сложный, местами просто трешовый, но в нем заложено несколько глубоких смыслов. Каждый увидит что-то свое. Лично я увидела несколько пластов: 1. Пласт божественный. Созидание и уничтожение мира. Что творец вынужден всегда чем-то платить за свое творение. 2. Более земной вариант, на мой взгляд, — это зависимость. Когда творец зависим от своей музы, в возвышенном смысле или в обыденном (наркотики, алкоголь, женщины) то, что дает энергию для создания. 3. Пласт отношений мужчины и женщины. Когда есть их мир, который начинает разрушаться, если в него входят другие люди со своим видением, а их никак не регулируют. 4. Тема агрессии, отстаивания своих границ. Как легко можно дать разрушить свой мир, если не уметь настоять на своем. 5. Про человечество в целом, которое несет разрушение, когда поддается стадному инстинкту или низменным желаниям. Да много о чем можно рассуждать после просмотра фильма. Думаю, Фрейд и Юнг были бы довольны количеством ярких и живых метафор. Но больше всего, меня как женщину и как психолога поразила именно женская роль (так называемой Богини и Музы). Про нее хочу поговорить подробнее, ведь практически любая из нас жила для любимого мужчины, надеясь найти в нем все, чего ей не хватало. Главная героиня показана здесь с точки зрения классической созависимой женщины. Она «одержима», читай зависима от мужчины, который зациклен на своей работе, на своем творении. Смутная тревога в начале фильма на лице главной героине как бы говорит, что она о чем-то догадывается, но желание сохранить свой мир сильнее надвигающейся угрозы. Она никак не показывает свое недовольство и опасения мужу по поводу незваного гостя, кроме растерянного вопроса, мы оставим незнакомца в нашем доме? Она целиком и полностью предана мужу, как это сейчас модно говорить, служит ему, и ни в чем не перечит. Она хорошая хозяйка и покорная жена. К слову, несмотря на приступы, похожие на панические атаки. Он важнее. Все для него. Дальше сюжет развивается не в пользу нашей героини. Ей никак не удается очистить пространство от незваных гостей (интересная интерпретация Адама и Евы) и показать, кто в доме хозяйка. Думаю, это потому, что она сама не знает, кто она. Каждый входящий спрашивает ее: «Кто ты?», но она не может ответить ничего, кроме: «Я здесь живу». Гарри Поттер тоже жил в доме, в чулане. Соответственно, никто и не воспринимает ее всерьез, она для мебели. Вот это незнание, а кто я есть? и кто я здесь? связывает ее по рукам и ногам. Ее дом начинают разрушать. Ее муж оставляет ее одну в опасности. Ее мир начинает рушиться. (Кстати, с момента братоубийства, что тоже, конечно, интересно). И только в тот момент, когда прошел первый «апокалипсис»,(когда разнесли полдома — это все-таки уже трудно игнорировать) она смогла указать мужу, чем она недовольна. И вот начинается период радости и затишья. (Очень напоминает то, как запойный алкоголик разбивает лицо жене, они, наконец, выясняют отношения, у них случается новый бурный роман. Но алкоголик на то и алкоголик, что запой повториться). У наших героев будет ребенок. Мужу — «Богу» удается создать новое творение. Он счастлив. Но она уже понимает, что ничего хорошего это не сулит. Он снова отвернулся от нее. Он упивается успехом. И опять опасность, уже в масштабах всемирного потопа. И ей снова не удается защитить себя. Все рушиться, кругом смерть. И в минуту отчаяния муж спасает жену, но для чего? Чтобы снова пойти на поводу у толпы, которая почетает его. «Они хотят видеть наследника» — говорит он и отдает младенца на растерзание. Душераздирающая сцена, как толпа несет младенца и убивает его. И только в этот момент ярость накрывает нашу героиню. «Богиня» режет несколько человек осколком. Вот момент озарения, когда понимаешь, что тот, кого ты любила и отдала жизнь — сам положил тебя и твоего ребенка на жертвенный алтарь. И нежный голос: «Ну мы должны их простить» накаляет еще больше уже бушующую ярость. И в этот момент обратной дороги нет. Только разрушение и смерть. И это тот самый момент, когда женщина присваивает себе свою силу, но не для спасения, потому что спасать уже нечего, а для тотального уничтожения. Ему, конечно, хоть бы хны, он же «Бог», но и в этот момент он забирает у нее последнее — ее любовь. Мне кажется эта история очень ярко показывает, к чему приводит женщину жертвенность, не принятие и не знание своей женской сути, какую цену она платит, если строит свой мир только вокруг мужчины. Все-таки здоровый эгоцентризм, умение защитить себя и иногда просто уйти — важная составляющая нашего выживания и сохранения ощущения «дома внутри». Но, к сожалению, почти каждая женщина проходит свой личный ад, надеясь построить рай. Вообще, мыслей много, не все еще полностью сформулировались. Буду рада вашим комментариям и обсуждениям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|