Как и почему распадалось и распадается христианство (психологический аспект)

Как и почему распадалось и распадается христианство психологический аспект

Одним из наиболее явных противоречий современного христианства, представленного сегодня уже более чем 100 христианскими конфессиями (в основном протестантскими), из которых основными являются православие, католицизм и протестантизм, является раздробленность (фрагментарность) изначального Учения самого Христа с последующим выделением из общего контекста большого духовного знания отдельных ступеней вероучения и соответственно наделением этих частей свойствами "целого".

При этом другим большим парадоксом христианства и православия (современного) является тотальный перенос акцента и внимания с почитания Бога Отца (Духа) на Сына Божьего (Богочеловека) со славлением Христа, как «Единого» Бога, хотя Сам Христос ни в одной из своих заповедей не говорил о славлении и почитании Себя.

Нет сомнений в том, что наиболее целостным и глубоким знанием о Боге Отце, духовном мире и пути спасения души владел Иисус Христос, единосущный по духу Отцу, как Сын Божий, Спаситель и Вторая Ипостась Святой Троицы. Именно по этой причине, наибольшей полнотой духовного знания о пути спасения, духовном мире и Боге Отце, кроме Христа, владели Его прямые ученики - апостолы, ученики апостолов и их последователи первых веков христианства I - XII века.

Именно поэтому они и составляют основу и фундамент святоотеческого учения, наследия и предания, которого нет у других религий и  отличительной особенностью которого является то, что в предании с  практической точки зрения (аскетики, исихии и монашества) даётся наиболее правильное понимание взаимоотношений Отца и Сына. Иными словами в предании, как и в учении Христа всё внимание концентрируется на поклонении не Христу, а Богу Отцу, чему, собственно, и учил изначально Сам Христос. Это не сложно обнаружить в заповедях Христа из Евангелия:

«Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19;17)

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5;16)

 «А Я говорю вам: любте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,  да будете сынами Отца вашего Небесного»  (Мф. 5; 45)

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5;48)

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 5;1)

«Ты же, когда молишься, войди в сердце  своё   и, затворив двери чувств, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»  (Мф. 6;6)

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»  (Мф. 6;18)

«знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у  Него.  Молитесь же так:  Отче наш, сущий на небесах! Да  святится имя Твое;  да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;  хлеб наш насущный дай нам на сей день;  и прости  нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас  в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и  слава вовеки. Аминь.» (Мф. 6;9-14 )

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам  Отец ваш Небесный,  а если не будете прощать людям согрешения их,  то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.»  (Мф. 6;14-15)  и т.д.

Иными словами, Сам Христос нигде и никогда не учил своих учеников поклоняться Себе, как Богу, а учил поклоняться сугубо и исключительно Отцу Небесному, т.е. Всесовершенному Духу - Творцу - "Свету всех светов" и Уму всех умов" по святоотеческому преданию от которого Он и получил волю (повеление) дать людям знание об Отце и пути спасения души..

«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца»  (Ин. 5;30)

Если не в одной из заповедей Христос не говорит о почитании себя, как Бога, а всё почитание адресует Отцу, то как же произошла подмена Бога Отца Богом Сыном (Христом), которая и стала камнем раздора и всех конфессиональных противоречий? Иными словами, как случилось, что нравственное описание Бога в лице Христа полностью подменило собой Бога Отца ?



Это случилось не сразу, а происходило постепенно на протяжении двух тысячелетий, но имело устойчивую схоластическую тенденцию перехода от духовности к душевности, о чём в своё время говорили и св. Игнатий Брянчанинов и св. Феофан Затворник.

Первый отход от изначального учения Христа о Боге Отце был связан с появлением ереси, именуемой «филиокве» или допущения об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына». Филиокве буквально обозначает - «и от Сына». Эта ересь, пропущенная на Втором Вселенском Соборе в 381 году, и стала одним из поводов для разделения Вселенской Церкви в 1054 г. Позднее это ложное положение об исхождении Святого Духа от Сына (Христа) было принято Западной (Римо-католической) церковью в догмате о Троице и закреплено на IV Вселенском Соборе.

Именно это глубочайшее заблуждение об исхождении Святого Духа от Христа, как и от Бога Отца, не имеющее под собой никакой духовной (т.е. энергийной) основы и стало источником раздоров и гибельным уклоном всего христианства, включая и православие, в сторону почитания образа Христа, как «Единого и всеобщего Бога», чему Христос никогда не учил.

Из Евангелия совершенно точно известно, что Христос обозначал Себя ученикам, как посланника Отца, указывавшего людям направление и путь для движения к Отцу, но не к Себе:

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин. 14;6)

Здесь  совершенно чётко говорится  к Отцу  «через  Меня», но не   «ко Мне». Иными словами Сам Христос позиционировал себя  Лестницей к Богу Отцу, но ни в коей мере не Богом, а  тем  более  только в  моральном  качестве.

Таким образом, уже в первом тысячелетии мы можем обнаружить первую наиболее серьёзную подмену в учении Христа, которая была связана со смещением акцента внимания с Бога Отца на образ Бога Сына (Христа), которая гибельно отразилась впоследствии и на всём христианстве.

В результате этого смещения акцента католицизм полностью потерял духовное содержание вероучения, полностью утратив представление о Боге Отце, начав поклоняться несуществующему «духу», исходящему от Сына и Божьей Матери.

После католицизма в ещё большую ересь впал протестантизм, возникший в Европе в 1-й половине XVI века, как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической и православной церкви, который из вероучения (конфессии) превратился в разновидность нравственной философии социальной справедливости. Как известно, при написании протестантской библии Томас Джефферсон намеренно убрал из неё все духовные артефакты, а оставил только социальные, сделав из Христа глубоко нравственного человека, озабоченного социальной справедливостью и всеобщим благополучием. Именно по этой причине библия Джефферсона 1895 г. называется «Жизнь и нравственное учение Иисуса из Назарета».

Православие же, перенеся акцент с Бога Отца на нравственный образ Христа, начало активно схоластизироваться и морализоваться. В итоге уже во втором тысячелетии христианства православное вероучение с духовного (энергийного) уровня опустилось на душевный (морально-нравственный) и сконцентрировалось исключительно на нравственной стороне образа Христа. Духовная сторона попросту выпала из контекста понимания и восприятия и была сведена к обрядоверию.

Именно по этой причине на смену духовному (аскетическому и мистическому) богословию, связанному со святоотеческим наследием, в начале 16-го века в России пришло нравственное богословие (лат. Theologia moralis - моральная теология), как продолжение ветхозаветной
иудейской традиции и как дисциплина, излагающая основы религии не через понятие о духе и энергиях, а через учение о нравственности и нормах морали. В результате этого духовный уровень понимания Бога через призму нетварных энергий (эманаций), был подменён душевным и нравственно-этическим, связанным с внешними нормами морали.

Последовавший в 1650 - 1660 г. раскол в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях (по греческому образцу) и сближении церкви с государственной властью только усилил отход от духовности в сторону общественной морали, как внешнего атрибута ложной духовности.

Церковные реформы и нововведения Петра 1-го с 1725 г., когда были фактически запрещены на Руси исихазм (священнобезмолвие), старчество и анахоретство, практически полностью разорвали связь церкви со святоотеческой духовной традицией через окончательное утверждение форм западного клерикализма и богослужения (греческого и римо-католического) с их роскошностью, театрализованностью и официозностью.

С конца 18-го века на Руси в лице РПЦ уже практически не было исконного богооткровенного духовного знания о пути спасения, о котором говорил Христос и святые отцы первых веков за исключением островков монашества и исихазма (Оптина Пустынь, Валаам, Псково-, Киево-Печерская лавра и др). Об этом периоде с грустью и сокрушением писали многие отцы 18-го века:

«С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно; почти все приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтоб существование монашества продлилось; так в высохшем дереве нет условий, чтоб оно давало лист и плод! Сверх того бури извне усиливаются сорвать его с лица земли». (свт. Игнатий Брянчанинов. письмо 126, т.8)

Таким образом, на смену духовному знанию пришло нравственно-ориентированное, т.н. синодальное богословие, которое представляло собой теоретически проработанную корпоративную религиозную (церковную) философию и идеологию морализма (душевности) , которая и по сей день остаётся доминирующей в РПЦ.

Именно эта церковная идеология и религиозная философия голого морализма и двойных стандартов, допускающая роскошь и светскость, не связанная с подлинной духовностью и аскетической практикой и вызвала протест и отторжение обществом в 1917 г.

В начале 90-х была предпринята попытка возрождения церкви в том виде, в котором она была накануне революции. По сути это была попытка возрождения уже бездуховной религии, представлявшей собой схоластическое нравственное богословие с фигурой Христа, как «Единого Бога», что противоречит самому учению Христа.

В итоге ситуация, связанная с нарастающим кризисом в РПЦ, практически повторяет ту, что имела место 100 лет назад. Прогрессивное общественное сознание всё больше вступает в противоречие со схоластической церковной философией морализма, оторванной от духовной первоосновы (святоотеческой) как энергийной и аскетической.

В настоящее время схоластизация и морализация христианства ещё больше усиливается и протестантизм превращается в разновидность нравственной философии «благоденствия и социальной справедливости» на основе ещё более абсурдной идеи «всеобщего спасения человечества Христом» после Его Воскресения. Новые  протестантские течения регистрируются в США почти ежемесячно.

В итоге человечество всё дальше удаляется от Духа и абстрактного в сторону рационального и интеллектуального и понимание единства Бога Отца сменяется его искажёнными описаниями. Данный процесс имеет место не только в христианстве, а во всех мировых религиях. Именно из этого не понимания единства Бога, о котором говорили святые отцы первых веков, и вытекают все существующие сегодня  религиозные и конфессиональные противоречия.

Принцип единства в Духе  (Боге Отце) всех религий



 «И чтобы вам яснее понять силу сказанного, предложу вам сравнение, преданное от отцов. Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называет центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга - Бог; радиусы же, т.е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом.»(Св. Авва Дорофей, Душеполезные поучения, Поучение 6)

Вот так постепенно шёл процесс распада и дефрагментации христианства посредством отпада от Духа и подмены Бога Отца образом Бога Сына в аспекте морали.

Таким образом, в настоящее время подлинное духовное знание об устройстве души и пути спасения, не искажённое переводами и клерикальными цензорами, можно найти только на языке оригинала и в трудах святых отцов самых первых веков христианства: Антония Великого, Макария Великого, Василия Великого, Афанасия Великого, Симеона Богослова, Григория Синаита, Никиты Стифата, аввы Дорофея, Максима Исповедника, Григория Паламы, Иоанна Лествичника и др.

В данной  связи  можно выделить  3  уровня  чистоты  исконной христианской  культуры  и традии:  

1-й  тип  связан  с прямым  Христовым богооткровением о  мире  Духа,  едином  истинном  Боге (Отце) и спасении  души  "нового человека" для  будущего века через  совлечение "ветхого". Это исконное  христианство  и  православие. 

2-й тип христианства, именуемый святоотеческим, представлен  наследием  и  духовным  преданием  Великих  отцов  церкви  и подвижников веры, которые  как   ученики  Христа шли  путём  аскезы, отречения  от мира и совлечения "ветхого человека",  отражая в  своих  творениях все перипетии этого тесного пути и  с  любовью давая напутствия и наставления  грядущим.  Это христианство  и православие практическое  аскетическое, в  котором среди  отцов уже  имели место некоторые расхождения  по  ряду  вопросов,  

3-й  тип христианства - это христианство соборное, которое формировалось на  Вселенских Соборах, как способ  выработки  единой  догматической  и церковной методологии  для остановки  умножающихся ересей  и  лже  толкований  духовных  откровений. Это  христианство  синодально-догматическое,  в  котором уже  основательно  были  формализованы  и  упрощены  многие  богооткровения для   придания  религии  социального  статуса и характера. 

Для  информации:  Первый  Вселенский Собор был  созван  по  инициативе  императора  Константина, который  не  имея  никакого  духовного сана,  фактически  вел  его  и задавал  тон,  будучи  озабоченным  падением  нравов и отсутствием  здравой   социальной  доктрины.  Уже  тогда  православие начало становиться  схоластическим.

Современное христианство и в  частности  православие  является уже  глубоко  формализованных  и схоластизированным, представляя  собой  преимущественно идеологию  морализма, формализма и обрядоверия, которая очень  далека от исконного православия  (Учения Христова) и святоотеческого предания (аскетического православия).  Отсюда  и большинство противоречий. 

Таким  образом,  жёсткой   критике сегодня  подвергается  не православие, не  христианство и  не  Церковь Христова,  а  формализованная  и  схоластическая   идеология  обрядоверия  и морализма с её  бюрократическими  институтами.  Православие же исконное  и Церковь Христова Небесная, какими  были, такими  и остаются и никакие  врата адовы  их не одолеют... 

Эта статья ни в коей мере не призывает читателя, а особенно верующего, к отказу от почитания Христа, как Богочеловека, но она лишь пытается восстановить правильное распределение акцентов о соотношении почитания Отца и Сына по слову Самого Иисуса Христа...

 



Просмотров: 297
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапевт от Бога или с комплексом Бога?
  • Апология религий и семейная психодинамика Иисуса Христа
  • Есть ли Бог? Как работать с образом бога в психотерапии.
  • "Возраст Христа" и психо-духовный кризис.
  • Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки или тайное становится явным…
  • Жизнь и смерть Иуды, предателя Иисуса Христа
  • Наедине с Безумием - После Фильма "Дочь Бога"
  • С любовью Бога | Ресурсное упражнение
  • Как будет происходить второе пришествие Христа (психотерапевтический взгляд)
  • Первый после Бога. Открытое письмо клиенту. Триптих, часть III
  • Возраст Христа
  • Снимите с себя функции Бога...
  • "Почему у меня именно столько денег и сколько я стою?"
  • Вина и "Комплэкс Бога"
  • Вас предали, а чем вы лучше Христа?
  • Притча про человека и Бога
  • Бессознательное, архетип Христа и ипохондрия
  • Я рисую Бога. Как коучинг помогает открыть образ будущего?
  • Разговор об отце. Как воспитывать ребёнка, если нет отца?
  • Что ты мне смотришь в глаза – там не найдешь ты страх… Я верю в господа Бога… И в себя!
  • Вторые после Бога или «Спасибо, что живой!»
  • Ипостаси бога: Зевс. Посейдон. Аид. Отверженный бог - немного о том, о ком не принято говорить
  • Почему нашему Эго сложно принять идею Бога
  • Вера в себя, как вера в Бога - приходит раз и навсегда.
  • Про Бога Между.
  • Глазами бога
  • Кто ищет БОГА
  • Рождение Бога
  • Вам звонят от бога.
  • Спросить у бога.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь