Запрет и стыд

            Есть такое состояние, которое называют «профессиональным бессилием». Человек выбрал для себя интересное дело, учился, старался, возможно, даже сделал несколько шагов по избранному пути, а дальше – затор. Окружающие, близкие люди часто упрекают за подобное поведение, поскольку принято считать, что профессиональное бессилие идёт от лени, несобранности или «распущенности». Но бывает, что за бессилием стоит стыд. 

Запрет и стыд

  Молодая женщина по имени Ирина, участница группы, сказала, что у нее есть запрет проявлять и предъявлять свой продукт; показывать людям то, что она создала, над чем поработала – и вот с таким запретом я столкнулась впервые на моей практике.

Когда я спросила, как ей кажется, что за событие запустило этот запрет в её жизни, она ответила: «У меня здесь очень много стыда». В этот момент её голос стал совершенно особенным, из нормального, свободно льющегося – задавленным. Как будто внутри, в груди есть что-то, что давит на самый источник звука.

Я испытываю очень большое сочувствие к людям, переживающим стыд. Я знаю на собственном опыте, что значит чувствовать стыд, я понимаю, что это связано с нарушением личных границ в очень интимном пространстве. Из-за стыда человек может перестать дышать, двигаться, он чувствует подавленность, оглушённость и бессилие.

     Жан Мари Рабин говорил о стыде: "В вопросах стыда существует важный аспект: когда кто-то чувствует стыд, он чувствует себя одиноким. Люди всегда говорят о стыде, как о некотором внутреннем переживании. Но мы знаем, что всегда есть еще тот, кто стыдит. Всегда! Никто не может чувствовать стыд в одиночку. И очень часто в терапевтическом процессе одно из наших первых действий со стыдом, это помочь пациенту идентифицировать стыдящего человека".

Я снова спросила Ирину, может ли она вспомнить событие или время жизни, когда у неё начались трудности с предъявлением плодов своего труда, и её ответ был: «У этого события целый коллектив авторов. Прежде всего, мои учителя». Среди прочих Ирина вспомнила учительницу младших классов и рассказала нам связанную с ней историю.

 – Я была во втором классе, и мы поехали на несколько дней в санаторий всем классом. Мы жили в комнате с девочками, нас было трое, а напротив была комната мальчиков. В одну ночь случилась сильная гроза, было страшно. Я предложила девочкам пойти к мальчикам ночевать, мы вшестером сдвинули кровати и так ночевали все вместе, а к утру вернулись к себе. Но днём я услышала, что всё было подано и перевёрнуто таким образом, – и это сделала учительница, – что по моей вине мы спали с мальчиками и чуть ли не трахались с ними. Во втором классе. – В этот момент её голос стал совсем задавленным и тихим, но Ирина продолжила. – Все это узнали. Мне было очень стыдно. Я знала, что мы ничего плохого не делали. Я её любила. И она меня так предала.

Я предложила Ире представить себе учительницу и поговорить с ней, высказать здесь и сейчас то, что тогда, похоже, застряло, не было высказано, возможно – как раз и создало вот этот блок, запрет в её психике.

Ирина сначала сказала о двух своих чувствах, но я была настойчивой и попросила её выбрать из обширного списка эмоций и состояний как можно больше всего, что она тогда переживала. Я знаю, что очень важно войти в контакт со всеми своими чувствами, чтобы увидеть себя в описываемый момент как бы со стороны, увидеть, как много чувств ситуация вызвала, какую бурю подняла внутри – и, в итоге, осознать, как много усилий и героизма потребовалось просто для того, чтобы эту ситуацию выдержать.

Ирина выбирала карточки с эмоциями и говорила: «В тот момент я чувствовала безысходность, стыд, отвращение, неловкость, гнев… я была потрясена, ошарашена, чувствовала себя потерянной и загнанной, униженной. Уязвленной. Я почувствовала потерю самоценности».

Пока длилось это перечисление, голос Ирины постепенно менялся. Где-то на слове «гнев» она вздохнула и начала говорить иначе, как в самом начале нашего занятия. В какой-то момент её голос даже зазвенел. Видно было, что прямо сейчас, похоже, что-то в ней меняется. Ирина сказала, что ей стало легче дышать, а после этого вспомнила ещё детали: «Там ещё была моя близкая подружка, которая жила в другом номере. Мне вспоминаются какие-то шуточки с её стороны. Какой-то негативный отклик. В этот момент она отделилась. Она как будто говорила: «Я в этом не участвовала, я молодец». Она отделилась от меня и присоединилась к ней».

            После такого рассказа я предложила Ирине сформулировать её претензии, и мы вместе занялись этим, а потом она произнесла их в сторону пустого стула, где «сидела» учительница: «В связи с тем, что произошло, я требую от тебя признания своей неадекватности. Признания своей вины. Признания своей ответственности. Это ты больная, а не я. Это у тебя в голове все эти фантазии. Это ты развращённая старуха, что могла подумать такое про детей. Моё самое большое чувство сейчас – это ярость. Моей ярости настолько много, что я бы тебя просто взорвала. Ты вообще недостойна воспитывать детей и учить их чему-то. Даже близко тебя нельзя подпускать. Я требую от тебя уйти из этой профессии. Сообщаю тебе, что ты не имеешь права находиться в этой профессии. Я лишаю тебя этого права. Ты продала меня, я злюсь на тебя и ненавижу тебя за то, что ты вообще заставила меня такое пережить. Это было чувство очень сильного стыда и унижения».

            Наконец, я предложила ей принять на себя роль учительницы и  из роли услышать все эти слова. Ира села на стул, а другой человек из группы снова повторил те же самые претензии.

Я спросила, как ей в роли учительницы слышать это. «Учительница» ответила: «Я не признаюсь, но я себя чувствую какой-то загнанной в угол. Меня к стенке прижали, но я до последнего не признаюсь. Я сильно сопротивляюсь. Но где-то в глубине души да, я признаю, что я не в норме».

            Когда мы с Ирой закончили эту работу, остальные участники поделились своими чувствами: они очень сопереживали ей, чувствовали огромное напряжение, одна женщина призналась, что была тронута настолько сильно, что в какие-то моменты почти не дышала; сейчас все они испытывают облегчение. Ирина ответила, что тоже испытывает теперь огромное облегчение, и только по его силе понимает, насколько много напряжения было в ней во время работы.           

            После группы я шла и вспоминала свою учительницу математики, классную руководительницу. Только месяц назад мы навестили её с двумя моими подругами. Я не видела её два десятка лет – и вот мы пришли в гости и пробыли с ней целый вечер. Я думала о том, как много нежности и признательности я чувствую по отношению к ней. Вспомнила, как задала ей вопрос: что она думает о людях после того, как всю жизнь проработала учителем? А она ответила – не совсем на этот вопрос, но с чувством: что если бы снова начать жить, она снова стала бы учителем, настолько она любит эту работу.

            Так сложилась, что некоторое время спустя я оказалась на одном бизнес-мероприятии, где Ирина представляла свою работу, то есть именно тем и занималась, что «предъявляла свой продукт». Нельзя сказать, что всё шло гладко, она волновалась, сбивалась, нервно смеялась, иногда отвечала невпопад… Но все-таки она делала это, и было видно, что зрителям всё нравится. Запрет, вызванный когда-то стыдом, если и не исчез окончательно, стал влиять на ее жизнь меньше.

 

     

Друзья и коллеги, 

приглашаю на еженедельную гештальт-терапевтическую группу 

"ПРЕОДОЛЕНИЕ "ЗАПРЕТА ПРОЯВЛЯТЬСЯ" с 11 мая по 29 июня 2018 г.

 https://www.psyoffice.ru/trainings/preodoleniye_zapreta_proyavlatsa/

Буду рада вас видеть)

 

* Примечание:

Согласие клиента на публикацию истории получено, анонимность соблюдена.



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Да не очень-то и надо было!
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Уйди от меня, я больше не хочу тебя видеть никогда. Я люблю тебя. Я тебя помню.
  • Когда не очень много сил и смысла...
  • Если бы тебя не было, я бы давно развелась
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Игра была про счастье: это, когда тебя понимают
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Я очень рада, что тебя со мной нет!
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • У тебя низкая самооценка? Или ты слишком много из себя возомнил(а)?
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • «Таких отношений у меня вообще никогда не было»
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Люби меня как я тебя, и будем вместе мы всегда
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь