|
Траектории брака: традиции и альтернативыАвтор статьи: Лагонда Глеб Владимирович
ТРАЕКТОРИИ БРАКА: ТРАДИЦИИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ
В любом обществе существует традиционная модель организации брачных отношений и ряд альтернативных. Традиционная характеризуется рядом признаков (свойств, особенностей), которые большинством людей воспринимаются в качестве норм, обязательных к исполнению. В тоже время в любой культуре есть часть людей, кого эти нормы не устраивают, и они организуют свои брачные отношения как-то иначе. Значит, альтернативные формы супружества правомерно классифицировать, исходя из отношения человека к характерным особенностям общепринятой модели супружества (стремления соответствовать или не соответствовать им). В связи с этим для построения подобной классификации необходимо выделить признаки традиционного для нашей культуры брака. Первым в списке таких признаков резонно назвать моногамию. Она закреплена юридически. И дело даже не в том, что полигамия не разрешена, а в том, что многожёнство преследуется по закону. Не лишне здесь вспомнить и о том, что моногамия для многих наших современников имеет символическое значение. И символизирует она ту самую избирательность, которая является краеугольным камнем брачных отношений для очень многих людей. Гетеросексуальность считается столь же очевидной для нашего общества матримониальной нормой. Она также законодательно зафиксирована и находит однозначную поддержку в лице общественного мнения. Аналогично следует рассматривать и требование добровольности заключения брака. Взрослость субъектов матримониальных отношений – это жёсткое требование к супружеству. С одной стороны, оно обусловлено биологическими предпосылками. Ведь супружество подразумевает сексуальную близость, естественным следствием которой является беременность женщины. Для детского организма же беременность чревата тяжёлыми последствиями вплоть до летального исхода. С другой стороны, взрослость супругов предопределяется традициями и моральными нормами. С их помощью общество стремится свести к минимуму возможность ситуаций, когда ребёнок рождается и воспитывается родителями, которые сами не достигли статуса взрослого человека. Общество, изобилующее такого рода семьями, явно ожидает стагнация. Юридическое оформление всё чаще игнорируется в качестве обязательного условия для построения отношений, направленных на удовлетворение брачных потребностей. Однако государство активно использует самые разнообразные рычаги, чтобы повысить субъективную привлекательность официально зарегистрированного брака. Общественное мнение в свою очередь не относится к подобной форме отношений, как к полноценному супружеству. «Сожители» – это наиболее нейтральное определение, которое адресуется в таких случаях партнёрам по браку со стороны обывателя. Долгосрочность супружеских отношений хоть законодательно не декларируется, но подразумевается. Общеизвестна фраза (зачастую звучащая при регистрации брака) о том, что отношения должны длиться до тех пор, пока смерть не разлучит супругов. Начиная с Хомса и Раге, психологи отмечают, что развод по уровню переживаемого индивидом стресса сравним лишь со смертью близкого человека. Практически каждый прекрасно это понимает. Поэтому рассматривает вступление в брак как крайне важное событие своей жизни, а в случае супружеских размолвок не спешит подавать заявление о разводе. Ориентация на создание семьи и продолжение рода, казалось бы, не требует самостоятельного выделения. Однако не лишне вспомнить, что потребность в продолжении рода в значительной степени социально сконструирована. Следовательно, её представленность в сознании индивида во многом определяется традициями, культивируемыми в обществе. В нашем культурном пространстве бездетность воспринимается как признак семейного неблагополучия, а бесплодие – как личная трагедия человека. Государство со своей стороны стимулирует рождаемость и многодетность, поддерживая тем самым стремление супругов к продолжению рода. В зависимости от того, какой из выделенных признаков традиционного для нашей культуры брака, оказывается не приемлемым для супругов, мы выделяем целый ряд альтернативных форм матримониальных отношений. Соответствующая классификация приводится ниже. 1. Нон-диадный брак. В нём супруги пренебрегают моногамией матримониальных отношений. Подобного рода брак представлен достаточно большим количеством разновидностей, которые можно разделить на две категории. 1.1 Осознанно выбранное одиночество. Выделение этого типа супружества может вызвать наибольшее количество возражений, поскольку, на первый взгляд, «размывает» само понятие брака. Однако следует признать, что существует достаточно много людей, которые предпочитают не связывать свою жизнь с одним конкретным супругом. Они реализуют свои брачные потребности в разных форматах отношений с разными партнёрами. Они могут при этом менять партнёров. Так что о втором субъекте брачных отношений можно говорить лишь условно, как о неком собирательном конструкте. Супруг превращается в этакую виртуальную фигуру. Тем не менее, трудно отрицать, что подобная организация жизнедеятельности является своеобразным способом удовлетворения брачных потребностей, то есть формой брака. К сказанному можно лишь добавить, что осознанное одиночество как форму матримониальных отношений выделяют Л.Б. Шнейдер и Л.Я. Гозман . При этом они справедливо отмечают, что установка на одиночество не обязательно является пожизненной. В таком случае правомерно говорить об «отсроченном браке». 1.2 Полигамный брак. Включает в себя более двух субъектов отношений. Данная форма организации матримониальных отношений многолика, поскольку представлена большим количеством разновидностей. Причём некоторые из них вовсе не являются экзотикой для нашей культуры. 1.2.1 Устойчивые внебрачные сексуальные отношения. Термин не совсем точен. Он обозначает отношения, в которых один человек (чаще мужчина) реализует свои брачные (не только сексуальные) потребности с несколькими жёнами. При этом с одной из женщин его брак официально зарегистрирован, а с другой (другими) – нет. В субкультуре «новых» русских такая «жизнь на две семьи» считается чуть ли не показателем кастовой принадлежности. По существу же обсуждаемая форма брака – это своеобразный вариант многожёнства. 1.2.2 Полигиния (многожёнство). Ещё в недавнем прошлом в странах Азии гаремы были обычным явлением. В настоящее же время даже общества, для которых эта форма брака была традиционной, постепенно от неё отказываются. Пожалуй, последним оплотом официально признаваемой полигинии являются отдельные африканские племена. 1.2.3 Полиандрия (многомужество). Такая разновидность отношений является достаточно редкой. Как правило, она распространена там, где за жену приходится платить щедрый выкуп. Будучи не в состоянии справиться с ним по отдельности, единокровные братья объединяют свои усилия. В этом плане Непал – классический пример страны, где подобная форма брака распространена и сейчас. 1.2.4 Свингерство (обмен партнёрами). Подобный вид отношений характерен не только для супругов, ищущих пикантности, остроты и разнообразия в своих сексуальных переживаниях. Элементы свингерства присутствуют в обрядах и традициях разных культур. Законы гостеприимства Древней Спарты, некоторых современных народов крайнего севера, «обряд лампы» в Гренландии диктовали и диктуют необходимость хозяину дома предлагать гостю свою супругу в качестве сексуального партнёра. 1.2.5 Групповой брак. Такая форма брака является наиболее древней. Считается, что именно она была характерна для первобытного общества. Главное её отличие от остальных состоит в том, что количество субъектов таких брачных отношений может широко варьировать. Это в какой-то степени роднит групповой брак с сознательно выбранным одиночеством. Тем не менее, во все времена по разным причинам подобные отношения находили своих приверженцев, и современное общество исключением не является. 1.2.6. Гостевой брак. Также не является чем-то редким для нашей культуры. По своей сути он также весьма близок к осознанно выбранному одиночеству, поскольку зачастую представляет собой образ жизни холостяка, который в связи с особенностями профессиональной деятельности вынужден часто переезжать с места на место. Своеобразным подтверждением существования такого феномена является известный стереотип моряка, которого в каждом порту ждёт жена. Хотя моряк не обязательно холост. Следовательно, гостевой брак имеет много общего и с полигинией, и с полиандрией, и с устойчивыми внебрачными сексуальными отношениями. Список полигамных форм брака, наверное, может быть дополнен. Однако чем больше мы называем разновидностей, тем меньше «новых красок» привносится в создаваемую классификацию. Поэтому есть основания думать, что основные формы уже нашли своё отражение. 2. Гомосексуальный брак «бросает вызов» норме гетеросексуальности матримониальных отношений. Подобные браки существовали всегда. Ведь, несмотря на нетипичную психосексуальную направленность, гомосексуалы испытывают все те же потребности (в том числе и брачные), что люди с привычной половой ориентацией. Другое дело, что их супружества на протяжении многих тысячелетий носили неформальный характер. Последние десятилетия характеризуются существенным изменением ситуации. В ряде стран гомосексуальные браки разрешено регистрировать официально. Более того, подобным парам разрешено усыновлять детей. При этом многие авторитетные психологические и психоаналитические ассоциации высказываются в поддержку такого решения. Таким образом, мы становимся свидетелями формирования в общественном сознании новых гендерных когнитивных схем, которые не имеют жёсткой привязки к мужской или женской половой принадлежности. 3. Принудительный брак. В нём имеет место пренебрежение принципом добровольности. На протяжении большей части человеческой истории эмоциональные предпочтения будущих супругов при заключении брака не имели решающего значения. За спинами молодых людей стояли родительские семьи, которые при помощи нового супружества стремились реализовать свои определённые стремления. Даже члены королевских семей приносились в жертву государственным и монархическим интересам. С восхождением на английский престол королевы Виктории ситуация начала меняться. Брак постепенно перестал ассоциироваться с принуждением. С середины XX столетия супружество, основанное на любви, приобрело нормативный характер. Однако эта нормативная модель не является универсальной. К примеру, браки, создаваемые в рамках цыганских общин, по-прежнему носят принудительный характер. Да и повседневная жизнь порой даёт нам примеры того, как при организации матримониальных отношений «даёт сбой» принцип добровольности. 4. Ювенальный брак. Данный термин обозначает отношения, в которых хотя бы один из супругов не достиг того возраста, в котором законодательно разрешена регистрация брака. В разных культурах этот возраст различен. Однако, как правило, он связан с существующими представлениями о взрослости, совершеннолетии и половой зрелости. В случаях форс-мажорных обстоятельств для отдельных людей могут быть сделаны исключения (снижен возрастной ценз). Тем не менее, социум в большинстве случаев стремится не допустить родительства несовершеннолетних. Поэтому он прикладывает максимум усилий, чтобы приурочить момент сексуальной инициации к бракосочетанию, а заключение брака сделать «привилегией» взрослого человека . В то же время существуют культуры, которые иначе смотрят на данный вопрос. Ювенальные браки распространены в странах Южной Азии. Тем же характеризуются браки в традиционных цыганских общинах. 5. Незарегистрированное сожительство является, пожалуй, самой распространённой альтернативной формой супружества в нашей культуре, более известной под неверным названием «гражданский брак». В настоящее время наблюдается тенденция постоянного увеличения количества людей, выбирающих данную форму супружества. Как следствие в тех странах, где данная тенденция зародилась (Швеция и Дания), нормативный характер официального брака становится всё более сомнительным. Так в Швеции добрачное сожительство уже является признанным социальным институтом. Если супруги и решают оформить юридически свои отношения, то делается это, скорее, в угоду традициям, нежели диктуется стремлением узаконить сексуальные отношения. В Дании незарегистрированное сожительство по истечении определённого времени автоматически приобретает статус официального брака. Р. Зидер считает, что незарегистрированное сожительство можно классифицировать на два вида: формальное (кратковременное) и длительное. Первое является своеобразным «пробным браком», на основании которого партнёры принимают решение о дальнейшей судьбе своих отношений. По истечении относительно небольшого промежутка времени сожительство либо распадается, либо преобразуется в официальный брак. В том случае, когда имеет место длительное сожительство, оно, как правило, сопровождается рождением и воспитанием детей, ведением совместного хозяйства, сексуальной верностью партнёров и прочими атрибутами, свойственными официально зарегистрированному браку. Грань между этими двумя формами супружества становится, таким образом, весьма условной. 6. Неустойчивый брак характеризуется тем, что, создавая его, партнёры изначально не воспринимают свои отношения как ориентированные на долгосрочную перспективу. Хотя данный термин и не является традиционным для психологии, на наш взгляд, он имеет право на жизнь, поскольку отражает реальное положение вещей. Пренебрежение супругами нормой долгосрочности может иметь разное выражение, что позволяет нам выделять несколько подвидов неустойчивого брака. 6.1 Пробный брак уже нами упоминался. В большинстве случаев партнёры считают его своеобразным тренингом отношений. Не регистрируя некоторое время своё супружество, они, образно выражаясь, «не сжигают за собой мосты», то есть сохраняют возможность относительно безболезненно отношения прервать. 6.2 Необдуманный брак носит в значительной мере случайный характер. В литературе мы не нашли упоминаний о нём. Однако наш клинический опыт свидетельствует о закономерности его выделения. Иллюстрацией может послужить ситуация, когда молодые люди, рассматривают супружество в качестве своеобразного приключения. Их основные ассоциации с браком включат в себя свадебное торжество, каравай, романтическое путешествие и медовый месяц. Дальше последнего опережающее отражение планов не строит. Поэтому, когда праздник заканчивается, и наступают повседневные будни, молодые супруги впадают в растерянность и без особого сожаления расстаются. Можно привести и иной пример – пример молодых людей, ошибочно считающих, что «потрясающая», на их взгляд, сексуальная близость является достаточным основанием для заключения брака. Так возникают формальные отношения между чужими по сути людьми. И они уже в ближайшее время начинают отдавать себе в этом отчёт, и как следствие, расторгают брак. 6.3 Фиктивный брак в «чистом виде» лишь отдалёно связан с реалиями супружества. Хотя в нём и имеет место факт официальной регистрации, партнёрство, как таковое отсутствует. Заключается такой брак для получения определённых материальных или статусных дивидендов (жильё, прописка, получение наследства, льготы при распределении из вуза и т.п.) После того, как сделка выполнила своё предназначение, фиктивное супружество расторгается. Хотя нам приходилось наблюдать пары, чьи матримониальные отношения из фиктивных трансформировались в фактические. 6.4 Повторный брак. Его включение в перечень неустойчивых форм супружества может вызвать возражения. Однако для этого у нас есть определённые основания. Главное из них заключается в том, что по статистическим данным около трети регистрируемых браков – повторные. Существует определённая категория людей, которым свойственно многократно сходиться и разводиться с новыми партнёрами. Каждый свой брак они изначально рассматривают лишь как определённый этап в своей жизни. Ярким свидетельством подобной жизненной позиции являются высказывания известной антрополога М. Мид. Она была замужем трижды и при этом утверждала, что каждое супружество было удачным. Просто, проходя через разные жизненные этапы, И. Мид всякий раз выбирала нового партнёра, такого, который наиболее полно соответствовал её приоритетам в то время. Более того, она утверждала (а было более тридцати лет назад), что за подобным способом организации матримониальных отношений будущее. 7. Сознательно бездетный брак создаётся теми партнёрами, кто не разделяют бытующую в обществе точку зрения, согласно которой полноценные супружекие отношения непременно подразумевают рождение ребёнка. Такая форма организации супружества находит всё большее и большее распространение, давая начало своеобразному общественному движению Childfree. В настоящее время сознательная бездетность – это, своего рода, стиль жизни, с собственным мировоззрением, сленгом и моделями поведения. Повсеместно в мире создаются закрытые клубы, интернет-сообщества, специальные курорты, выпускаются тематические книги для начинающих чайлдфри. Выводы. Подытожим высказанные соображения о формах организации брачных отношений в нашем культурном пространстве. I. Нормативная (традиционная) модель брака (моногамия, гетеросексуальность, добровольность, взрослость супругов, официальное оформление отношений, направленность на долгосрочную перспективу и продолжение рода). II. Альтернативные модели брака: 1. Нон-диадный брак. 1.1 Осознанно выбранное одиночество. 1.2 Полигамный брак. 1.2.1 Устойчивые внебрачные сексуальные отношения. 1.2.2 Полигиния (многожёнство). 1.2.3 Полиандрия (многомужество). 1.2.4 Свингерство (обмен партнёрами). 1.2.5 Групповой брак. 1.2.6. Гостевой брак. 2. Гомосексуальный брак. 3. Принудительный брак. 4. Ювенальный брак. 5. Незарегистрированное сожительство. 6. Неустойчивый брак. 6.1 Пробный брак. 6.2 Необдуманный брак. 6.3 Фиктивный брак. 6.4 Повторный брак. 7. Сознательно бездетный брак.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|