Сексуальные проекции на стимулы телесно-ориентированной методики Касселя. Примеры интерпретации

   Сексуальные проекции на стимулы телесно ориентированной методики Касселя Примеры интерпретации

     Сексуальное возбуждение у субъекта ассоциируется с глубокими изменениями в осознании своего тела. Оно включает повышенное внимание к сексуально значимым участкам тела, особенно к области  гениталий, и сопровождается интенсивным продуцированием сексуальных образов, связанных с партнером. Характерная особенность телесно-ориентированной методики Касселя заключается  в  том,  что  она  способна  фокусировать внимание человека на телесных ощущениях и вызвать как мужские, так и женские сексуальные образы.

     Ответы сексуальной тематики, полученные на стимулы методики SIS,  отрицательно коррелируют с развитым логическим мышлением, с тревожностью, и, напротив, положительно – с экстраверсией и сензитивностью.

      Яркие образы возникают у испытуемых с высокой сексуальной  потенцией.  Но, не всё так просто, так хотелось бы, так как многие лица, имеющие проблемы медицинского характера, например, при маниакально-депрессивном психозе могут показывать высокие  значения как в маниакальной, так и в гипоманиакальной фазе развития болезни.  Например, зуд (чесотка) в области промежности увеличивает сенсорную обратную связь и она, в  свою очередь,  ведет к увеличению телесного понимания, направляя внимание на беспокоящие участки тела, и в  результате,  получается  высокие значения по шкале «Сексуальность».

       Эта Шкала проективной методики измеряет  сексуальные  фантазии  в  большей степени,  чем открытое сексуальное поведение, поэтому индивиды и с обедненной сексуальной потенцией,  в силу своей сексуальной озабоченности,  также могут давать  большое  количество  сексуальных ответов.

        Важно также соотнести показатель шкалы испытуемого с его клинической  историей. Часто испытуемый  с  высокой сексуальной потенцией,  не дает сексуальные ответы на большинство стимулов, но позднее, во время детализированного опроса, уверяет  исследователя в том,  что большинство стимулов имеют что-то, что позволяет называть их сексуальными образами. 

      Реакция сексуального возбуждения

     Некоторые мужчины испытывают значительное возбуждение при непосредственном восприятии или в процессе представления  женского тела. Другие - демонстрируют явное беспокойство, воспринимая определенные части тела, например рот  женщины,  который может казаться   наиболее  угрожающим телесным объектом, вызывающим возбуждение больше, чем женские гениталии.  Вилфред Кассель приводит  случай из своей врачебной практики.

      Пример. 29-летний женатый мужчина, который лечился по поводу преждевременной эякуляции,  в детализированном опросе выбрал КАРТУ II как наиболее неприятную  на этой карте обычно определяют образ смеющегося человека). Картинка этой карты представляется ему  в виде  “Женщины  с большим ртом”. Возбуждение и беспокойство испытуемого заметно усилилось, когда его попросили подробнее рассказать о возникающих  ассоциациях  при восприятии этой КАРТЫ.   Почти рыдая, он описал, как мать часто оскорбляла его, и эта  КАРТА в символической  форме ассоциируется у него с её властной и критикующей манерой общения с ним. Именно поведение матери заставило его в детстве сосредоточить  своё чрезмерное  внимание на её ротовой области. 

Он выбрал КАРТУ X как следующую в порядке наиболее неприятных КАРТ (на этой карте обычно называются желудочно-кишечный тракт, ротовая область). Ответ на стимул Карты был “Губы”.  Изображения на других картах, на которых часто назывались женские или мужские репродуктивные органы оценивались им, как имеющие самый низкий уровень психологической угрозы. Реакция этого испытуемого на женщину, ассистента терапевта подтвердила результат теста. Испытуемый был крайне обеспокоен во время интервью и позднее  признался, что не мог оторвать глаз от её губ, которые напомнили ему губы матери. Хотя женщина терапевт физически не походила на его мать, но  образ,  возбужденный его матерью был настолько сильным, что пересилил актуальную ситуацию.

      Конечно, можно было бы, следуя ортодоксальной теории Фрейда, объяснять эти феномены у испытуемого в терминах неразрешенного им Эдипова конфликта, который возник при повторении аналогичных условий. Причиной проблемы явилась  фиксация образа рта матери, демонстрирующей вербальную агрессию по отношению к своему ребенку. Это, в свою очередь, вызвало беспокоящие его эмоциональные ассоциации ко всем внешним изображениям рта женщин. Такие же аффективные и фобические реакции обобщенные с образом рта женщины-терапевта экстраполируются  и на другие символически связанные объекты.

     У некоторых женщин фаллическая сексуальная структура, заключенная в содержание чернильных пятен, может быть причиной смутного или ярко выраженного беспокойства. Следующий пример Касселя иллюстрирует этот  вид сексуального возбуждения.

     Незамужняя, интеллектуально развитая студентка выпускных курсов психологического факультета, без предшествующей психиатрической истории, добровольно проявила желание быть испытуемой в исследовании,  в котором изучался эффект перцептивного воздействия телесной структуры. Её ответы на многозначные стимулы вначале ни чем не отличались от ответов нормативной группы,  до тех пор, пока она не увидела КАРТУ XVII  (многие испытуемые опознают фаллический образ).  Взглянув на стимул она, ранее расслабленная и спокойная,  изменилась радикально.  Испытуемая  стала задыхаться и долго не могла дать вербальную реакцию. После длительной паузы она прошептала:“Это напоминает мне пенис”.

      Такая сильная её реакция вынудила  исследователя завершить сеанс тестирования.  Испытуемая отказалась обсуждать тему,  так что не было возможным сформулировать то, что лежало в основе такой психодинамики, очевидно, что это было вторичное смещение к образу гениталий. Тем не менее, полученной информации уже было достаточно, чтобы рекомендовать её на сеанс психотерапии для снижения  чувствительности к этому образу,  иначе можно было бы прогнозировать, что она имела бы проблемы в своей будущей сексуальной  жизни.

     Этот  случай  показывает,  каким значимо драматичным  может быть женская психологическая реакция  на сексуальный  фаллический образ. 

     Диспариуния

     Следующий пример Касселя иллюстрирует роль соматического вытеснения и его проявления в  болезненном  сексуальном  взаимодействие:

      37-летняя замужняя женщина, госпитализированная для лечения глубокой депрессии.  Она имела  “сниженное сексуальное влечение” и так как её депрессия углублялась, она потеряла всякий интерес к сексу. Сексуальное общение стало совершенно  болезненным для  нее. Она увидела Карту VII как “Шип” и в процессе  детализированного опроса выбрала эту КАРТУ как наиболее неприятную (обычно на этот стимул дают образ сердца). Когда поощряемая исследователем, для дальнейших комментариев своих ответов, она, помолчав какое-то время, сообщила,   что  эта КАРТА напомнила ей “сексуальные ощущения во время полового акта”.  Шип был отмечен ею как её субъективное восприятие символического образа пениса. Этот случай показывает важность анализа связи проецируемого материала, содержащего символический анатомический контекст в структуре пятна. Это обстоятельство  конечно важно для всех психодинамических  аспектов телесной проекции,  а  не   только   исключительно,   для сексуальной темы.

     Фантом пениса  

     Хорошо известно,  что  после  ампутации какой-либо конечности у больного часто бывают ощущения, что эта часть тела всё ещё существует.  В медицинской хирургической литературе этот феномен упоминается как “фантомный член”.  В клинической  практике  “фантомный член” - телесный образ обычно появляется в мечтах,  но у некоторых психотичных женщин, этот материал может появляться в сознании как  ответ на многозначные телесные стимулы,  что делает проективный материал тестирования доступным для интерпретации. Следующее случай из практики доктора Касселя может быть подтверждением этого тезиса:

      35-летняя женщина-шизофреничка, чья бредовая идея заключалась в том, что она верила, что раньше она “имела пенис, но затем его потеряла”. Она выбрала КАРТУ XX  как наиболее неприятную.  Первоначально  она увидела “Маску” и “Дьявола” но в процессе детализированного опроса она стала утверждать,  что “Любой предмет, к которому Вы прикоснётесь,  Вас  ударит”.  Следующая как наиболее угрожающая  для неё  стимульная картинка была КАРТА XII  - “Женский сексуальный орган”,  который  испытуемая первоначально увидела как “Детское пальто и панталоны”, а  позже, как “Деформированные мужской члены и подожженные руки”. Ответ, в общем, является проявлением её соматического сознания, искаженного акцентированным интересом к пенису, что в терминах психодинамической теории Фрейда может быть интерпретировано, как восходящее смещение страха кастрации или беспокойство, вызванное  отсутствием  этого  органа.

      Религия и секс 

     Личности, патологически озабоченные религией, часто  имеют основные конфликты,  связанные с сексуальностью.  В то  же время,   хотя  они  могут  отрицать в интервью наличие какого-либо беспокойства, их сексуальные интересы проявляются в тех проективных ответах, которые они дают на телесно-структурированные чернильные пятна. Например, КАРТА XIV  имеет, включенную в  содержание стимула женскую сексуальную символику, которая идентифицируется  большинством испытуемых. Интересно отметить,  что  некоторые  испытуемые  на этой КАРТЕ теста видят и религиозные символы. Один из взрослых мужчин, входящих в нормативную группу, увидел в картинке: “Светящийся крест”.  Юноша   подросткового возраста, идентифицировал образ как: “Небольшой крест с молящимся человеком”. Четыре юных девушки спроецировали следующие образы:  “Кто-то в центре картинки держит крест;  Молоденькая девушка,  стоящая  перед  круглым  окошком в храме;  Проект храма;  Леди, входящая в храм, вид со  спины, видна только её голова”.  Четыре взрослых женщины спроецировали: “Религиозное изображение;  Статуя мадонны,  стоящей  внутри храма;  Религиозная статуя; Символ вечной жизни, вечный огонь, который  всегда излучает добро”. 

     В нормативнй выборке,  женщины (22 % - это больше,  чем представителей других групп) имеют тенденцию использовать религиозную символику, как  перцептивную защиту вытесненному сексуальному материалу.

      Может быть спорным представление, что некоторые структуры в этой серии    пятен имеют  Христианское,  религиозное  содержание.  25-летний  мужчина, который  некоторое время назад подвергся хирургической операции  по изменению пола,  показал,  что после операции он повысил понимание женских гениталий (“Вагина” на КАРТЕ VII ).  Позднее, она видела “Пещера Девы Марии” на  КАРТЕ  XIV.  Сначала  испытуемая спроецировала женские образы на КАРТЕ VII,  затем, - религиозное содержание было отмечено в картинке КАРТЫ XIV, которое должно было иметь, в основном, защитный характер, возможно против основного женского генитального беспокойства.

     Религиозная защита может быть здоровой, когда она помогает  индивиду  в  ограничении социально недопустимого поведения,  но она может быть и нездоровой, когда схемы запретов вмешиваются в оптимальное сексуальное функционирование. Если говорить об этом, то могло бы быть отмечено, что некоторые  психоаналитики используют религиозные конструкции как защитные, чтобы уменьшить потенциальную угрозу, которая может  следовать из объединения с формальными теоретическими условиями сексуальных детерминант поведения. Например, К.Юнг изменил своё отношение к Фрейдискому психоаналитическому обществу, в котором он первоначально состоял и был твердым сторонником теории либидo. Отношения с Фрейдом ухудшились после того как Юнг издал в 1911 своё эссе “Символы либидо”, в котором, он отказался рассматривать  идею  инцеста  буквально,  а  стал относиться к ней, как к “символу” более высоких идей.  После отделения от Фрейда, произведения Юнга стали нести в себе больше мистического содержания и стали больше соответствовать Христианской теологической культуре,   впитанной Юнгом с детства в его религиозной семье. Возможно,  что некоторое значение  в его отношениях к собственному психологическому функционированию имел тот исторический факт, что после того, как он удалил (или “вытеснил”) угрожающее сексуальное содержание из психоаналитической теории, он в итоге, спроецировал на Фрейда, очень агрессивным способом,  свою “Тень”. Это произошло  в эпоху Гитлера, тем самым Юнг невольно позволил использовать нацистской партии свои взгляды на бессознательное психическое в их нападках на Фрейда.

      Экзибиционизм  

     У  лиц, склонных к эксгибиционизму имеются некоторые  отклонения  в понимании  тела, и следующий случай  из практики Касселя подтверждает это:

      28-летний неженатый мужчина, который был направлен на психиатрическое обследование, так как систематически арестовывался из-за своего демонстративного экзибиционизма.  Когда его сексуальные  потребности обострялись,  он импульсивно выставлял себя на показ женщинам.  Хотя однажды он и имел сексуальную связь,  но, с его слов,  впоследствии он испытывал чувство вины и стыда, только от одной мысли, что кто-то мог наблюдать за ним.  На вопрос,  кто  мог наблюдать за ним,  он ответил: «Это мог быть Бог, который хотел наказать меня за это». В процессе интервью, испытуемый сопротивлялся восприятию тела и обсуждению своего отношения к нему. Он высказал сомнения относительно нормальности своего сексуального здоровья,  предположив,  что  он, возможно, бесплоден.

      Сексуальные фантазии больного ограничивались ситуациями, в которых он представлял себя  с  обнаженной  женщиной,  для  взаимной демонстрации. Сексуальные образы генитальных связей с женщиной никогда  не позволялись его сознанию.  Его  детство прошло в семье, в которой были пуританские взгляды на секс, а также, с другими жесткими поведенческими ограничениями и запретами.  Из-за его сопротивления и хорошо защищенного Эго было решено,  что он будет дважды протестирован  методикой  SIS,  первоначально,  и затем  вторично, после того,  как его сознание изменится в  результате медикаментозного лечения барбитуратами.

      КАРТА IX  (обычно опознается как легкие или почки) первоначальный ответ: “Пара мешков картофеля”, и далее измененный ответ – (возможно в результате  релаксирующего влияния препарата): “Это напоминает двух людей,  две мужские  головы.  Имеются глаза (черная метка на левой  фигуре). У них нет волос.  Здесь, я вижу их носы... другой человек  находится  на расстоянии,  потому,  что он меньшее размером, чем этот первый. Голова другого человека и что-то есть на ней. Эти два парня стоят и о чем-то говорят. Они легко могли бы быть и парой картофелин, и парой человеческих голов, (переворачивает карту). Все равно, эта картинка напоминает как мне две картофелины,  независимо от того, как мы её повернём”.

      Другие ответы пациента на карты были ещё более грёзоподобными,  вероятно под воздействием наркотика. Нередко ссылки в образах у многих испытуемых под    седатативным воздействием барбитурата были общими и относились к области головы и  лица. Бедные образы восприятия у пациента в течение первоначального  оценивания карт драматично менялись во время второго предъявления этих же стимулов. В результате эффекта воздействия наркотика возникали более яркие образы: “Человек с  маской  на глазах“ является примером защиты восприятия от содержания  фаллических образов.

     “Канделябр с огнём, горящим наверху” - другой замаскированный ответ, имеющий также фаллический символ. Во время детализированного опроса испытуемый объяснил, что подсвечник и пламя как “Горящий сосуд в темноте - звезды и луна - забавная лампа,  имеющая форму, напоминающую  лампу  Алладина”.  Его  ответы  постепенно становились всё менее и мене запрещенными, и закончились -  волшебной  лампой,  образом, который должен был окончательно стереть  запрет,  чтобы дать возможность реализоваться желаниям. Возможно, этот образ - символ его фантазии, связанный с мастурбацией и наличием сексуальной напряженности.

      Ответив на все телесный стимулы дважды - без седативного воздействия  и под влиянием наркотика,  пациент получил ещё одну возможность оценить некоторые  КАРТЫ в третий раз. Стимулы  были специально подобраны такие, которые имели фаллическое содержание. При использовании КАРТЫ с генитальным содержанием, исследователь её прокомментировал следующим образом: Вы сказали, что это изображение представляется Вам как мешки с картофелем или люди.  Давайте предположим, что это тело. Что Вы видите? Его уровень беспокойства повысился, и признаками этого стали показатели изменившегося дыхания, стремительный взгляд, который испытуемый бросил на исследователя, и длинная пауза - “Мужчина или женщина?” спросил он.  Ему сказали, что он должен сам определить, кого он видит.  После  длинной паузы,  испытуемый ответил:  “Хорошо,  кот кто напоминает человека – это пенис, а это напоминает мне его яички, и это всё, что я вижу”!  “После шестимесячного перерыва,  во время следующего тестирования, он увидел: “Два красных предмета, напоминающих картофелины,  или это могли бы быть человеческие головы. Черная часть напоминает мне глаза, зависающая цветная часть напоминает стебель или корень, соединяющий их вместе”. Ему напомнили о его предыдущем ответе.  “Хорошо”, прокомментировал он, “Это - пенис человека, и он имеет забавную форму,  и это как шишка, которая болит, наверно из-за сифилиса или,  чего-то ещё,  яички и шишка. И всё это выглядит так, как будто после сексуального акта”.    

      Абсурдность мышления этого пациента вытеснило другие образы тела,  но уже были получены ценные данные, которые помогли определиться с направлением лечения и психотерапии.  Пациент  спроецировал  свой  страх  кастрации  и  свой ипохондрический интерес к тому, что ему представлялось эффектом патологического сексуального взаимодействия.  Длительность, существующего процесса этого вида патопсихологии - вопрос, достойный дальнейшего исследования.

     Литература

     Кассель У.А., Хромов А.Б.  Телесно - ориентированная  методика диагностики  личности. (Тест чернильных пятен SIS-I) - Курган, КГУ, 2000. -171 с.

 



Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь