|
Личностное развитие мужчины в отцовстве.Автор статьи: Татьяна Филонова
На фоне относительной изученности материнства в литературе отцовтсву отводится второстепенная роль. Довольно часто утверждается то, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка - это любить свою жену и заботиться о ней. К. Витакер, отводит отцу роль лишь стороннего наблюдателя как во время беременности жены, так и во время ухода за младенцем. Эта его “невключенность" у мужчины вызывает ощущение одиночества, а также причиняет ему боль. [1] В то время как непосредственное участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает положительное воздействие на супругов и на их малыша, привнося необычное и новое в семейные взаимоотношения. Большинство ученых, исследующих родительство с точки зрения семейной психологии, таких как: И.С. Кон, В.В. Бочаров подчеркивают, что, именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс саморазвития, социализации. Недаром, в древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком. Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, связано с объективными характеристиками личности: потребности, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - мировоззрением, ценностными ориентациями, а также с «Я» - концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости выполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости и нужности. Важным является то, насколько данная роль принята мужчиной. В исследовании П. Поповой, были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом; уважение и привязанность к отцу со стороны матери; участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах, немаловажным фактором является возраст мужчины. По мнению М. Уэст и М. Коннера к числу элементов, от которых непосредственно зависит содержание отцовской роли, относятся: [4] 1) общее количество жен и детей, которых имеет и за которых ответствен отец; 2) степень его власти над ними; 3) количество времени, которое отец проводит рядом с женой и детьми, а также качество данных контактов; 4) то, как он ухаживает за детьми; 5) то, насколько он ответствен как за непосредственное, так и за опосредованное обучение необходимым навыкам, а также ценностям своих детей; 6) степень его личного участия в ритуальных событиях, которые связаны с детьми; 7) как много он трудится для жизнеобеспечения своей семьи; 8) насколько много ему необходимо прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов своей семьи. И.С. Кон обозначает ряд вопросов, которые возникают при исследовании отцовства: [3] эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание и Я-концепция, удовлетворенность жизнью, а также стиль жизни, социальная роль, непосредственно статуса мужчины в данном социуме и социальных стереотипов, которые предписывают определенные правила выполнения данной роли. Учитывая вышеуказанное, определение отцовства как врождённого чувства, побуждающего мужчину поступать с опережающей ответственностью в отношении своего ребёнка (или своих детей) не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, которая включает в себя все уровни жизнедеятельности человека, важной характеристикой которой являются ее комплексность. После изучения работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г.Г. Филипповой можно предположить, что в структуру отцовства должны входить следующие компоненты: [5] потребностно-эмоциональный компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания; операциональный компонент, который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за ребенком и общение с ним; ценностно-смысловой компонент, который включает отношение отца к своему ребенку, включая также экзистенциальные переживания. Также, в эту структуру необходимо включить интегральный компонент – оценочный. Социальная оценка становится базой для формирования собственной оценки, поскольку через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, поскольку пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры. Исследования германских ученых (S. Barth, W. E. Fthenakis) показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, на его мировоззрение, а также его удовлетворенность жизнью. Вовлеченные в воспитание своих детей мужчины показывали менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассматривали отцовство, как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом. Кроме того, S. Barth выявил, что мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самим собой по сравнению с контрольной группой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением и принятием отцовской заботы о детях на себя. [2] Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком. Литература 1. Алфеева, Е.В. Особенности работы психолога с семьёй / Е.В. Алфеева. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. - 180 с. 2. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук / А.Я. Варга. - М.: МГУ, 1986. – 80 с. 3. Кон, И.С. Этнография родительства / И.С. Кон. - М.: Высшая школа, 2001. – 196 с. 4. Смирнова, Е.О., Быкова, М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений // Вопросы психологии, 2002. - № 3. с. 14 – 28. 5. Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал, 1999. - № 5. - с.82 - 87.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|