Разбор условного случая в русле сюжетно-метафорического подхода.

Разбор условного случая в русле сюжетно метафорического подхода

"Звёздная пыль или Звёздочка и Землянин"


Клиентка 35 лет – свободная, незамужняя женщина изложила следующую историю (с подобным, кстати, часто обращаются – чуть позже объясню, почему). В 25-летнем возрасте она пережила незабываемый, бурный роман, который в силу юного возраста не смогла оценить по достоинству, как исключительный, особо ценностный, важный. Через пару совместных лет, когда отношения стали тише и чуть труднее, клиента по твёрдой, личной инициативе решила выйти из пары. Чтобы разобраться в себе, понять: чего она хочет, куда идёт и с кем была бы по-настоящему счастлива в своей жизни?!… Её возлюбленный тяжело переживал расставание и в момент разрыва пообещал вернуться к девушке, в любой момент жизни: только бы она позвала… И она позвала, через несколько лет разлуки, но он к тому времени был вполне благополучно женат. Девушка отнеслась к ситуации  с уважением, ведь инициатором разрыва была она… Но пережила окончательную потерю возлюбленного довольно болезненно: она отчего-то была уверена, его любовь будет вечной, а свою она проверит и, может быть, ещё вернётся назад... Дальше?!... Замуж она так и не вышла. Друга милого потихоньку из сердца выпустила, но окончательно не забыла. И вот, спустя много лет, она неожиданно столкнулась с ним в одном общественном месте. Женщина радостно рванулась к нему всем своим существом, чтобы поздороваться, пообщаться... Но он невозмутимо и твёрдо дал понять – разговора не будет, уйди, растворись, исчезни… Клиентка была в растерянности. В этом состоянии и пришла…

Мы работаем с женщиной в русле сюжетно-метафорической стратегии, которую я предложила к вашему рассмотрению в предыдущей своей статье... Итак...

1 пункт стратегии предлагает нам следующее. Любая психологическая проблема (задача, трудность, болезнь) может быть иносказательно высказана языком живой, сюжетно-динамической метафоры.

Я прошу женщину олицетворить свою проблему в коротком притчевом изложении. И вот, что я услышала...

 

Я – маленькая, светлая звёздочка на высоком, ночном небосклоне. Я сияю, свечу, но «досветиться» до земного возлюбленного у меня-сегодняшней нет ни сил, ни времени, ни возможностей… 

 

2 пункт стратегии провозглашает: «Метафорическое изложение психологической трудности выявляет множество скрытых, ключевых смыслов переживаемой проблематики. Психолог и клиент посредством метафоры получают огромное количество важнейших подсказок. Их полезно проанализировать, обсудить.» 

Анализируем символику начальной метафоры...

– Оля, давайте попробуем немного раскрыть первые символы нашей метафоры: попытайтесь выстроить ассоциативный ряд к слову «звездочка»? Подберите к нему, как минимум, 5 понятий, ассоциирующихся с ним по значению. Интуитивно... Говорите первое, что придёт Вам на ум… Итак…

– Звездочка, небо, праздник, радость, счастье, любовь…

– Хорошо. Спасибо! Тоже самое с понятием – «свет»…

– Свет, сияние, благо, исцеление, прощение и добро…

Достаточно… Большое спасибо!

– А что Вы скажете о том, что герои вашей метафоры разделены? Одна живёт на Небе, другой – на Земле, они как будто в разных реальностях?

– Так и есть: и в сказке, и в жизни – разделены и существуют в разных реальностях...

– Поняла... Оля, разрешите я замечу Вам по вашей символике следующее, позволите? Мне кажется, что в образе Звёздочки – уже по одному её местонахождению в общем пространстве (и тому ещё, что лично Вы вкладываете в символ) задано много поэтически-возвышенных, светлых, но далёких от реальности грёз...

/ К слову, именно на это я хотела обратить внимание читателя, когда начинала повествование. Виртуальный мир воспоминаний и грёз всегда наполнен светлыми, фантазийными образами и возвышенными мечтами. Туда уходят от обыденности и жестокой реальности, дописывая его в своём воображении до волшебного совершенства. Но (о-о-ох и а-а-ах) эти фантазии, как не грустно, имеют мало общего с реальными Петями и Васями из настоящей действительности. /

– Алёна Викторовна, в глубине своей души я вполне понимаю, что придумала себе несуществующую любовь (свет, который транслирует моя Звёздочка). Во всяком случае по результатам свершившийся данности мой жених много лет благополучно женат на другой – чужой женщине и именно с ней делит свои радость и беды... Этот факт давно и убедительно должен был исключить всякие мои допущения, стремления и надежды... Но прошлое всё ещё меня держит... 

– Я сочувствую вашим переживаниям! Но будем двигаться дальше...

3 пункт нашей методики предполагает следующую работу. Мы просим клиента поочерёдно проидентифицировать себя с притчевыми образами своей первичной метафоры и поведать нам о себе из примеренной роли.

– Теперь по очереди проассоциируйте себя с символами вашей метафоры. Что Вы чувствует из роли «Звездочки»? Как она?

– Она скорбит о потерянном… Но скорбь её светла и легка. В целом она принимает свою потерю. Но всё ещё тоскует о том, что было для неё очень ценностным, дорогим…

– Спасибо! А из роли «Земного Возлюбленного»?

– Он «земной» и этим многое сказано: он трезвый, расчётливый и дистантный… Любовь Звёздочки ему не нужна, это – его помеха, обуза?!... Ему в своей реальности устойчиво и комфортно… Он не хочет сближения, это многое осложнит. Проще забыть ненужное, вычеркнуть из жизни, из головы, даже не смотреть в эту сторону…

/«Надо же, – тут же удивляется Оля, – а до этой идентификации, я так отчётливо  не понимала настоящих чувств бывшего жениха… Я приписывала ему скрытую, но живую любовь... Теперь вижу – её там нет... В этом случае мне легче отпускать своё прошлое. Ведь оно, как оказалось, имеет совсем другую наполненность... Нас давно ничего не связывает... Там чужой человек...»/

4 пункт нашей стратегии предлагает нам следующее. По примеру сюжетного построения любой волшебной истории (притчи или сказки) мы (и в нашем случае тоже) выявляем некий первичный конфликт, решение которого обеспечило бы счастливое окончание олицетворённой проблемы. 

– Ольга, только что Вы сочинили удивительно красивую сказку, вернее запустили её начало... Давайте обозначим главный конфликт истории?

– Я думаю, в сказке присутствует два конфликта: внешний – разделение героев, их присутствие в разных реальностях, невозможность сосуществования в общей вселенной; и внутренний – в душевном разломе каждого. У парня этот разлом связан с первичным отвержением чувств, у девушки – с последующим... Надо исцелить душевные раны несчастных странников и безболезненно развести их в плоскость своей реальности.

– Замечательно! Совершенно с Вами согласна!

5 пункт стратегии. По аналогии с сюжетно-ролевым построением всех существующих волшебных историй, мы приглашаем в свою метафору героев-спасителей. Этот ни что иное, как резервные, спасительные возможности решения рабочей метафорической ситуации.

– Оля, а давайте теперь представим, что в вашей истории сейчас появится некий герой-спаситель, способный принести ощутимое облегчение участникам вашей истории? Скажите, кем бы оказался этот чудо-герой, если его допустить?

– Дайте подумать... Это должен быть кто-то, объединяющий любые реальности… Это – Свет. Точно! Какой-то общий, Вселенский Свет. Он как будто заранее присутствует везде и во всём. Это очень мягкий, обволакивающий и тёплый-претёплый Свет…

– Какая красивая сказка у Вас творится... Спасибо Вам, Ольга... Работаем дальше...

6 пункт стратегии. На следующем этапе нашей стратегии мы запускаем короткое, спонтанно- динамическое продолжение придуманной недавно метафоры, включая в неё допущенный программный ресурс. Осуществив позитивное продолжение, мы завершаем некогда проблемную ситуацию максимально благополучным образом.

– А теперь давайте попросим наш спасительный Свет вмешаться в вашу историю. Пусть он попытается уладить конфликт... Кто, как не он, способе на это Чудо?!

– Свет сначала прикасается к Звёздочке. И она отчего-то начинает расширяться, расти и-и-и... вот уже вырастает в огромную и очень значительную Звезду. Она выросла... Да, именно так – изменилась... И это теперь не Звёздочка, а Звезда... Мощная, сильная и совершенно другая. Её-теперешнюю ничего не связывает с отвернувшимся от неё, земным человеком... Её прежняя боль, сглаживается, трансформируясь в непостижимую глубину. Она освобождается и поднимается в высь, заливая небосклон сияющим, прекрасным сиянием… Её свечение посвящено теперь чему-то другому... Очень нужному, востребованному и однозначно счастливому для неё и для её окружающих... С ней всё в порядке…

– А что же Земной Герой?

– Свет избавляет паренька от тревожного, внутреннего смятения, даёт ему возможность забыться и уверенно продолжить свой путь. Разлом в его душе заживает, минувшее больше его не касается… Оно осталась далеко позади, с ним-другим, в его прошлом. Герой в порядке…Горечь покидает его...

7 пункт рабочей методики. На следующей стратегической стадии нашей практики мы совершаем обратный перевод динамической, ИСЦЕЛЁННОЙ метафоры с притчевого языка на жизненный, понятийный. 

– Замечательно, Ольга! А давайте теперь сделаем вот что: переведём символический язык законченной притчи в привычный для нас – понятийный язык. Что получается? Каким выводам учит нас наша сказка?

 

– Нельзя держаться за прошлое! Оно безвозвратно минуло. Надо идти вперёд!

– Нельзя переоценивать своё прошлое. В настоящем оно другое.

– К прошлому надо сохранять благодарность (это – бесценный урок). Благодарность, но не любовь! Это разное!

– Страдать о минувшем бессмысленно! Его больше нет.

– Как только мы прощаемся с прошлым, мы освобождаем себя для текущего и начинаем жить в полную силу, поднимаясь куда-то ввех. Коммуникации с настоящим - полезные и живые.

 

– Благодарю Вас! Прекрасные выводы! 

8 этап нашей практики предполагает следующее задание. Психолог и клиент полезным образом выходят на работу со сказочной ресурсной символикой динамично-метафорической притчи, оставляя от лица героя-спасителя (олицетворяющего целительные ресурсы) систему положительных предписаний на будущее клиента. 

– Скажите, а какой ресурс в реальной, человеческой жизни может олицетворять притчевый Свет из сказки?

– Это мудрость, Алёна Викторовна. Глубокая, примиряющая мудрость или любовь. И одновременно – добрые, творческие трансляции. Любовь – это Созидание, Отдача и Действие! Удивительно, если б не анализ сказочных образов, никогда бы до этого не додумалась...

– Хорошо! А теперь сформулируйте, пожалуйста, возможные предписания Вселенского Света для Звёздочки и Звезды. Что бы посоветовал ей Источник, если бы она Его попросила?

– Сейчас сформулирую:

  • Стараться не привязываться ни к кому и ни к чему в своём мире сверх допустимой меры и служить только Богу, а не тщеславию. Вероятно, поэтому герои сказки и были потеряны друг для друга.... Их учили Ценить, Беречь и Любить. (Подтверждаю: в реальной истории девушки было много слияния и страданий, но мало настоящей любви.)
  • Стараться доверять Провидению: и в хорошем, и трудном – не роптать, а извлекать свои большие уроки и расти во всём этом. (Подтверждаю: в реальной истории девушки было много противодействия, ропота и мало согласия, гармонии, роста.)
  • Помнить, что на Небе о тебе помнят, заботятся, любят, даже если ты так не думаешь. Стоит только распахнуть себя свету (наподобие створок окон) и Он щедро наполнит всё пространство внутри. И спасёт, и излечит…
9. На заключительной практической стадии предложенного подхода мы запускаем целительные программы будущего клиента, используя психологическую технику – «Запуск положительного внутреннего транслятора», её я описала в прошлой своей статье. 

По притчевой аналогии клиентки Спасительный Свет вырастил её, сделал мудрее, глубже и как будто бы благословил на какое-то серьёзное достижение, олицетворённое в подъёме  выросшей Звёздочки на вершину небосвода и яркое сияние сверху. Запуская эти благословения, мы творили следующую картинку желанного будущего клиентки: женщина видит себя в уже исполненном будущем внутренне окрепшей, подтянутой, благополучной и очень-очень счастливой, в том числе – в любовных, супружеских отношениях, которых у неё пока не было; во внешних жизненных сферах Ольга в картинке будущего будто поднимается по лестнице, уверенно стремящейся вверх, на значительные высоты, и выглядит оттуда весьма и весьма успешной.

Надеюсь, всё это сбудется…

 



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ученье - свет! А неученье - чуть свет, и на работу!
  • Метафоры в нашей жизни
  • «Моя крошка – свет в окошке»: О стратегии «ухода в ребенка»
  • «Моя крошка – свет в окошке»: О стратегии «ухода в ребенка»
  • Во всем есть трещина, но именно так туда проникает свет
  • Настоящая любовь Или «Насильно мил не будешь!» Свет любви
  • По ту сторону жизни (или – свет внутри туннеля)
  • Если Вы одна и не можете построить отношения/ выйти замуж, выключьте «красный свет»
  • «Пишу историю Своей строкой…» Ч.1. "Истории, которыми мы живем… Герои, которых мы выбираем…"
  • У Вашей второй половинки когда-то не сложились отношения, а страдаете теперь Вы. Как быть?
  • Взгляд внутрь себя через природные метафоры [Дни, когда идёт снег и У тёмной воды]
  • Это было...свет в окошке.
  • Правда ли мы хозяева своей жизни и именно мы строим ее? Как мы появляемся в реальности?
  • Игра-метафора "Свет и любовь"
  • Практика постижения внутреннего «Я». «Вход в свою душевную комнату. Включаем свет. Изучаем.»
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • из рождающейся книги "СВЕТ. Эффект жизни. Больше чем один"
  • Что значит в вашей жизни род? Много или мало?
  • Как выйти из чужой истории и вернуться в свою. Для заблудившихся в жизни.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Вы можете жить только в своей собственной реальности, все другие заняты
  • «Свет мой, зеркальце»...- как полюбовно принять свою внешность за 7 шагов
  • Когда живешь будто за ширмой своей жизни
  • Запретная любовь: мужчина и женщина – любовники. Теперь любовники их дети. Проблемы рода. Психогенетика
  • Есть Свет,внутри Человека Света и Он освещает весь мир...
  • Зебра. Американские горки. Тьма и свет. Любая метафора положению «Хорошо-плохо»
  • Анализ метафоры клиента "Тараканы в голове"
  • Очень простой способ, как понять, стоит ли дальше быть с этим человеком.
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Если бы по вашей жизни была написана книга (Упражнение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь