|
Разбор условного случая в русле сюжетно-метафорического подхода.Автор статьи: Блищенко Алёна Викторовна
"Звёздная пыль или Звёздочка и Землянин"
Мы работаем с женщиной в русле сюжетно-метафорической стратегии, которую я предложила к вашему рассмотрению в предыдущей своей статье... Итак... 1 пункт стратегии предлагает нам следующее. Любая психологическая проблема (задача, трудность, болезнь) может быть иносказательно высказана языком живой, сюжетно-динамической метафоры. Я прошу женщину олицетворить свою проблему в коротком притчевом изложении. И вот, что я услышала...
2 пункт стратегии провозглашает: «Метафорическое изложение психологической трудности выявляет множество скрытых, ключевых смыслов переживаемой проблематики. Психолог и клиент посредством метафоры получают огромное количество важнейших подсказок. Их полезно проанализировать, обсудить.» Анализируем символику начальной метафоры... – Оля, давайте попробуем немного раскрыть первые символы нашей метафоры: попытайтесь выстроить ассоциативный ряд к слову «звездочка»? Подберите к нему, как минимум, 5 понятий, ассоциирующихся с ним по значению. Интуитивно... Говорите первое, что придёт Вам на ум… Итак… – Звездочка, небо, праздник, радость, счастье, любовь… – Хорошо. Спасибо! Тоже самое с понятием – «свет»… – Свет, сияние, благо, исцеление, прощение и добро… Достаточно… Большое спасибо! – А что Вы скажете о том, что герои вашей метафоры разделены? Одна живёт на Небе, другой – на Земле, они как будто в разных реальностях? – Так и есть: и в сказке, и в жизни – разделены и существуют в разных реальностях... – Поняла... Оля, разрешите я замечу Вам по вашей символике следующее, позволите? Мне кажется, что в образе Звёздочки – уже по одному её местонахождению в общем пространстве (и тому ещё, что лично Вы вкладываете в символ) задано много поэтически-возвышенных, светлых, но далёких от реальности грёз... / К слову, именно на это я хотела обратить внимание читателя, когда начинала повествование. Виртуальный мир воспоминаний и грёз всегда наполнен светлыми, фантазийными образами и возвышенными мечтами. Туда уходят от обыденности и жестокой реальности, дописывая его в своём воображении до волшебного совершенства. Но (о-о-ох и а-а-ах) эти фантазии, как не грустно, имеют мало общего с реальными Петями и Васями из настоящей действительности. / – Алёна Викторовна, в глубине своей души я вполне понимаю, что придумала себе несуществующую любовь (свет, который транслирует моя Звёздочка). Во всяком случае по результатам свершившийся данности мой жених много лет благополучно женат на другой – чужой женщине и именно с ней делит свои радость и беды... Этот факт давно и убедительно должен был исключить всякие мои допущения, стремления и надежды... Но прошлое всё ещё меня держит... – Я сочувствую вашим переживаниям! Но будем двигаться дальше... 3 пункт нашей методики предполагает следующую работу. Мы просим клиента поочерёдно проидентифицировать себя с притчевыми образами своей первичной метафоры и поведать нам о себе из примеренной роли. – Теперь по очереди проассоциируйте себя с символами вашей метафоры. Что Вы чувствует из роли «Звездочки»? Как она? – Она скорбит о потерянном… Но скорбь её светла и легка. В целом она принимает свою потерю. Но всё ещё тоскует о том, что было для неё очень ценностным, дорогим… – Спасибо! А из роли «Земного Возлюбленного»? – Он «земной» и этим многое сказано: он трезвый, расчётливый и дистантный… Любовь Звёздочки ему не нужна, это – его помеха, обуза?!... Ему в своей реальности устойчиво и комфортно… Он не хочет сближения, это многое осложнит. Проще забыть ненужное, вычеркнуть из жизни, из головы, даже не смотреть в эту сторону… /«Надо же, – тут же удивляется Оля, – а до этой идентификации, я так отчётливо не понимала настоящих чувств бывшего жениха… Я приписывала ему скрытую, но живую любовь... Теперь вижу – её там нет... В этом случае мне легче отпускать своё прошлое. Ведь оно, как оказалось, имеет совсем другую наполненность... Нас давно ничего не связывает... Там чужой человек...»/ 4 пункт нашей стратегии предлагает нам следующее. По примеру сюжетного построения любой волшебной истории (притчи или сказки) мы (и в нашем случае тоже) выявляем некий первичный конфликт, решение которого обеспечило бы счастливое окончание олицетворённой проблемы. – Ольга, только что Вы сочинили удивительно красивую сказку, вернее запустили её начало... Давайте обозначим главный конфликт истории? – Я думаю, в сказке присутствует два конфликта: внешний – разделение героев, их присутствие в разных реальностях, невозможность сосуществования в общей вселенной; и внутренний – в душевном разломе каждого. У парня этот разлом связан с первичным отвержением чувств, у девушки – с последующим... Надо исцелить душевные раны несчастных странников и безболезненно развести их в плоскость своей реальности. – Замечательно! Совершенно с Вами согласна! 5 пункт стратегии. По аналогии с сюжетно-ролевым построением всех существующих волшебных историй, мы приглашаем в свою метафору героев-спасителей. Этот ни что иное, как резервные, спасительные возможности решения рабочей метафорической ситуации. – Оля, а давайте теперь представим, что в вашей истории сейчас появится некий герой-спаситель, способный принести ощутимое облегчение участникам вашей истории? Скажите, кем бы оказался этот чудо-герой, если его допустить? – Дайте подумать... Это должен быть кто-то, объединяющий любые реальности… Это – Свет. Точно! Какой-то общий, Вселенский Свет. Он как будто заранее присутствует везде и во всём. Это очень мягкий, обволакивающий и тёплый-претёплый Свет… – Какая красивая сказка у Вас творится... Спасибо Вам, Ольга... Работаем дальше... 6 пункт стратегии. На следующем этапе нашей стратегии мы запускаем короткое, спонтанно- динамическое продолжение придуманной недавно метафоры, включая в неё допущенный программный ресурс. Осуществив позитивное продолжение, мы завершаем некогда проблемную ситуацию максимально благополучным образом. – А теперь давайте попросим наш спасительный Свет вмешаться в вашу историю. Пусть он попытается уладить конфликт... Кто, как не он, способе на это Чудо?! – Свет сначала прикасается к Звёздочке. И она отчего-то начинает расширяться, расти и-и-и... вот уже вырастает в огромную и очень значительную Звезду. Она выросла... Да, именно так – изменилась... И это теперь не Звёздочка, а Звезда... Мощная, сильная и совершенно другая. Её-теперешнюю ничего не связывает с отвернувшимся от неё, земным человеком... Её прежняя боль, сглаживается, трансформируясь в непостижимую глубину. Она освобождается и поднимается в высь, заливая небосклон сияющим, прекрасным сиянием… Её свечение посвящено теперь чему-то другому... Очень нужному, востребованному и однозначно счастливому для неё и для её окружающих... С ней всё в порядке… – А что же Земной Герой? – Свет избавляет паренька от тревожного, внутреннего смятения, даёт ему возможность забыться и уверенно продолжить свой путь. Разлом в его душе заживает, минувшее больше его не касается… Оно осталась далеко позади, с ним-другим, в его прошлом. Герой в порядке…Горечь покидает его... 7 пункт рабочей методики. На следующей стратегической стадии нашей практики мы совершаем обратный перевод динамической, ИСЦЕЛЁННОЙ метафоры с притчевого языка на жизненный, понятийный. – Замечательно, Ольга! А давайте теперь сделаем вот что: переведём символический язык законченной притчи в привычный для нас – понятийный язык. Что получается? Каким выводам учит нас наша сказка?
– Нельзя держаться за прошлое! Оно безвозвратно минуло. Надо идти вперёд! – Нельзя переоценивать своё прошлое. В настоящем оно другое. – К прошлому надо сохранять благодарность (это – бесценный урок). Благодарность, но не любовь! Это разное! – Страдать о минувшем бессмысленно! Его больше нет. – Как только мы прощаемся с прошлым, мы освобождаем себя для текущего и начинаем жить в полную силу, поднимаясь куда-то ввех. Коммуникации с настоящим - полезные и живые.
– Благодарю Вас! Прекрасные выводы! 8 этап нашей практики предполагает следующее задание. Психолог и клиент полезным образом выходят на работу со сказочной ресурсной символикой динамично-метафорической притчи, оставляя от лица героя-спасителя (олицетворяющего целительные ресурсы) систему положительных предписаний на будущее клиента. – Скажите, а какой ресурс в реальной, человеческой жизни может олицетворять притчевый Свет из сказки? – Это мудрость, Алёна Викторовна. Глубокая, примиряющая мудрость или любовь. И одновременно – добрые, творческие трансляции. Любовь – это Созидание, Отдача и Действие! Удивительно, если б не анализ сказочных образов, никогда бы до этого не додумалась... – Хорошо! А теперь сформулируйте, пожалуйста, возможные предписания Вселенского Света для Звёздочки и Звезды. Что бы посоветовал ей Источник, если бы она Его попросила? – Сейчас сформулирую:
9. На заключительной практической стадии предложенного подхода мы запускаем целительные программы будущего клиента, используя психологическую технику – «Запуск положительного внутреннего транслятора», её я описала в прошлой своей статье. По притчевой аналогии клиентки Спасительный Свет вырастил её, сделал мудрее, глубже и как будто бы благословил на какое-то серьёзное достижение, олицетворённое в подъёме выросшей Звёздочки на вершину небосвода и яркое сияние сверху. Запуская эти благословения, мы творили следующую картинку желанного будущего клиентки: женщина видит себя в уже исполненном будущем внутренне окрепшей, подтянутой, благополучной и очень-очень счастливой, в том числе – в любовных, супружеских отношениях, которых у неё пока не было; во внешних жизненных сферах Ольга в картинке будущего будто поднимается по лестнице, уверенно стремящейся вверх, на значительные высоты, и выглядит оттуда весьма и весьма успешной. Надеюсь, всё это сбудется…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|