|
Не дают покоя мыслиАвтор статьи: Горшкова Мария Алексеевна
«Мне не дают покоя мысли. Они тревожат и мучают меня. Кажется, у меня столько мыслей, что они толкаются в голове. Каждая хочет отвоевать себе место. Всё время боюсь что-то не успеть или сделать неправильно». Моему клиенту Сергею 27 лет (имя изменено, согласие на публикацию получено), он пока не женат, и у него очень ответственная работа, которой он дорожит. Молодому человеку неоднократно ставился диагноз «тревожное расстройство». Органические причины тревожности врачи исключили. Сергей неоднократно проходил медикаментозную терапию. В период приёма препаратов тревожность уменьшалась, но потом симптомы возвращались с новой силой. Я начинаю работать с клиентом методом эмоционально-образной терапии, чтобы выявить глубинный внутренний конфликт, лежащий в основе его тревожности. Спрашиваю молодого человека, как выглядят мысли, теснящиеся у него в голове и вызывающие тревогу. Он отвечает, что это много маленьких непоседливых детей, которые спешат и суетятся, стараясь успеть сделать как можно больше. Тогда я прошу Сергея мысленно занять место одного из непоседливых мальчишек. Спрашиваю его: «Кто ты?» Он, прислушавшись к себе, с удивлением отвечает: «Я мысль! Я должен быть очень быстрым и сильным, чтобы добежать первым до мамы с папой. Тогда они, наконец, выслушают то, что я хочу им сказать". Я прошу молодого человека представить рядом с непоседливыми детьми его родителей. Сергей говорит, что дети, отталкивая друг друга и даже кусая, пытаются пробиться ближе к ним, но родители отмахиваются от них, как от назойливых мух и продолжают заниматься своими делами – мама смотрит телевизор, одновременно гладя бельё и разговаривая по телефону, а папа что-то чинит. «А ведь и правда, - удивляется Сергей, - мне в детстве казалось, что если я буду быстро думать и придумаю что-то необыкновенное, облеку каждую мысль в ёмкую и красивую фразу, то смогу заинтересовать родителей, и они не станут больше перебивать меня и отсылать играть. Тогда я бы почувствовал, что важен для них». На глазах Сергея появились слёзы. Он рассказал, что его мнение всегда казалось родителям незначимым, и его не учитывали. Они всегда общались с мальчиком снисходительно и чуть иронично. Сергей вспоминает, как часто родители говорили о том, что он слабый и болезненный, хотя он совершенно не чувствовал себя таким. Мальчик горько плакал от этой несправедливости и вел долгие споры с родителями – доказывал им, что он умный, сильный и смелый, но только мысленно, потому что в реальности его просто не слушали. Потом он сдался и стал считать себя слабым. «Наверное, родителям, и правда, виднее. Они же взрослые», - думал мальчик. Продолжая применять приёмы эмоционально-образной терапии, я спрашиваю Сергея, как он мог бы вернуть родителям это их невнимание. Он отвечает, что мысленно возвращает им множество листов бумаги, исчёрканных знаками вопроса: «Как? За что так? Зачем?» и много-много сломанных игрушек. Он ломал их в детстве не столько из любопытства, сколько от боли, когда ощущал себя ненужным. Дальше я прошу Сергея забрать у родителей его ожидания, что когда-нибудь они будут внимательно слушать его и с уважением относиться к его мнению. Ведь если мы вкладываем в кого-то такие значительные эмоциональные инвестиции, мы будем и дальше ждать от них невыполнимого, и внутренний конфликт не разрешится. Образ ожиданий выглядит как поток солнечного света, озаряющий клад – мечту любого мальчишки: гору драгоценных камней, монеты, слитки золота (на языке бессознательного солнечный свет – безусловная родительская любовь, а клад – забытые жизненные ресурсы). Лицо молодого человека розовеет, он начинает улыбаться. А родителям мы отдаём их собственные ожидания от Сергея (школьную парту, портфель и тёплую шапку, которая, как обруч, сжимает голову). Сергей отмечает, что непоседливые дети притихли и с удивлением оглядываются вокруг. Тогда я прошу его сказать им: «Я разрешаю вам отдыхать. Вам больше никому ничего не нужно доказывать. Вам больше не нужно стараться заслужить любовь. Я люблю и принимаю вас такими, какие вы есть!» Сергей говорит, что непоседливые малыши успокаиваются и собираются ложиться спать, а он мысленно подходит к каждому: кого-то гладит по голове и поправляет ему одеяло, кому-то читает книжку, кого-то крепко обнимает. Дети счастливы от его внимания и ласки. Я прошу Сергея мысленно принять их обратно в свою голову. Несколько минут молодой человек сидит молча, прислушиваясь к себе, а потом с огромным удивлением говорит, что чувствует теперь себя совершенно иначе – более спокойным и расслабленным. Когда мы встретились в следующий раз, Сергей рассказал, что мысли перестали толкаться в его голове, и тревога значительно уменьшилась. © Психолог Мария Горшкова, 2019. Копирование возможно только с указанием автора и ссылки на данный сайт Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|