Психологическая помощь подростку в терапии субличностей Ричарда К. Шварца (Третья и четвертая встречи)

На  эту встречу Ирина пришла в платье… и  это было удивительно прекрасно. В разговоре, в голосе, в интонациях чувствовался другой  человек – обрадованный своим изменением, обновленный, но еще не отдающий себе в этом отчета  до конца.

-Ирин, как дела, как прошла неделя?

-Все замечательно. Я опять потерялась во времени. Все так быстро несется.

-Какие твои части давали о себе знать?

-Женская часть, она хочет встречаться, общаться, она живет настоящим. А вот Выживальщик живет с оглядкой на будущее.

Девушка достает изображение Выживальщика, который она создала дома. Эссе не получилось – видимо, еще не время «возвращаться с войны».

-Какая интересная фраза – «С оглядкой на будущее». Это про что?

- Он сильно напряжен. Женская, напротив, она открыта миру, открыта людям. Она помогает Самости быть собой, не прятаться. А вот Выживальщик боится.  

-Спроси его, пожалуйста, чего он боится?

Девушка закрывает глаза.

-Он боится боли, ведь и родился он тогда, когда было очень-очень больно.

-Расскажи, когда и как он появился.

-Это было еще в детском саду. Там уже все издевались. Я была не такая, как все. И в первом классе тоже. Все смотрели телевизор, а я читала книги. Я уже тогда ощущала себя жертвой, ведь все подчеркивала, что я не такая.

-Ирин, уточните, какая не такая. Что в Вас было другого?

-Я была погружена в свой мир, он мне был бесконечно дорог. И потом, в моей детской жизни было мало общения, меня окружали взрослые – любящие, родные, но взрослые. А когда поняла, что хочу общаться, началась травля.

-Ирин, когда травля стала Вами осознаваться, как травля. Когда она достигла наивысшей силы.

-В 6 классе. Тогда и появился Выживальщик.

Психолог предлагает девушке отыскать Выживальщика того времени среди силуэтов  набора «Тело чувств» (автор Светлана Зотова). 

Задумка состояла в следующем: субличность Выживальщика очень значимая и при этом однозначно жесткая и неприступная. Не меняться, не отдавать свои полномочия, она не торопиться. Было важно снять некоторый уровень напряжения, проследив всю эволюцию Выживальщика. Это даст возможность лучше понять его, отдать долю уважения ему и, … изменить к нему отношение вследствие увиденного. Для этой цели была выбрана колода «Тело чувств", которая позволяет проработать образ на телесном, колористическом, вербальном уровнях.

Итак, первое задание – найти образ Выживальщика в момент его появления на свет. Ирина долго ищет силуэт, потом отдельно подбирает цветную карточку и подкладывает ее под основу. Мы говорим о чувствах, мыслях и действиях Выживальщика того времени. Находим доминанту – она в голове – красное пятно. Тогда девушка не знала, что делать – недаром фигура изображена в характерной позе. Вербальная установка – «Беспомощность». Выживальщик родился, когда Самость почти капитулировала, он сначала напряженно думал, перевоплотившись в сгусток энергии. Он аккумилировал все свои внутренние резервы, собрал воедино все ресурсы.

Психологическая помощь подростку в терапии субличностей Ричарда К Шварца Третья и четвертая встречи

Мы начинаем размышлять, что с ним произошло потом. Мысли сменились яркими эмоциями. Выживальщик стал испытывать гнев. Появилось совершенное явное желание драться. Поза, которую находит Ирина, соответствует этому. Серый цвет предыдущей фигуры сменяется насыщенно – розовым. Надо признать, что эта ситуация лучше первой – унылой, запуганной, излишне собранной и сжатой. Теперь поза открытая, явно агрессивная, но в этой агрессии и проявление конструктивной жизненной силы. Ира считает, что наибольшее напряжение в ногах. Устоять – любой ценой, именно такой призыв слышится от этой фигуры.

 

На следующем этапе гнев снова сменяется унынием, раздражением и усталостью. Ирина рассказывает, что тогда была в замешательстве не знала, что делать, как противостоять, куда двигаться дальше. Поза выражает  это состояние – она снова напряжена и сжата. И хотя остается напряженно-розовый цвет, вновь появляется «груз в голове».



Следующий этап – и снова поза открывается. И хотя вербально звучит «подавленность», человек изображает больше удивление. Ирина перешла в нашу школу. Девушка признается, что на тот период ей пришлось признать себя слабой, она не могла дать отпор, но при этом появилась доля любопытства, вполне оправданная в адаптационный период.



7 и 8 класс уже в нашей школе связан с периодом безопасности. Выживальщик поворачивается к нам лицом, он спокоен, пока еще сдержан, но вот на плече появляется маленькое желтое пятнышко – лучик надежды. Грудь окрашена фиолетово-синим – цветом связи с высшими силами. Что-то едва различимо меняется. И все более явно звучит тема безопасности.



9 и начало 10 класса – последнее изображение – встреча с молодым человеком. Осознание того, что «мужчина может быть адекватным», может разделять твои интересы, быть такого же интеллектуального уровня. Желтый цвет заполняет тело и как итог вербальная характеристика «Восхищение. Благодарность». Мы приходим к выводу, что за изменение картины мира, Ирина испытывает благодарность к  молодому человеку. Только благодаря ему пришло осознание, что не всегда окружающий мир может быть враждебным.


 

Мы видим изображение Выживальщика, которое Ирина создала к нашей сессии, эссе не написалось - не вышло, видимо, не пришло время. А Выживальщик оживший в предыдущих изображениях, смотрит на нас с творческого полотна еще закрытым и отстранено далеким. Теперь он стал для нас немного другим...



Мы анализируем ситуацию предательства молодого человека. Говорим о том, что он желал и просил проявления Женской части, а она была закрыта Выживальщиком, была спрятана от страха быть сама собой. Но как только Ирина осознала  это, Женская часть заставила прислушиваться к себе, она ярко заявила о своем новом существовании. И на фоне этого нового появления, молодой человек стушевался и капитулировал – он растерялся, не знал, как реагировать. Его страх перед столь ошеломляющим изменением, лишь подтвердил, что он запутался в своих желаниях. Ирина, анализируя эту ситуацию, признается в том, что теперь ей интересно общаться с разными людьми, а не ждать только одного человека, который сам не до конца понимает себя.

Мы рассуждаем о той роли, которую играют люди в нашей жизни. Одни открывают двери, другие помогают нам шествовать по новому пути, третьи – сопровождают нас, четвертые – поддерживают. Молодой человек разрешил Женской части чувствовать себя в безопасности, заронил в ней зерна нужности, важности, способствовал ее рождению. Но теперь, когда она родилась – он испугался и отступил.

Встреча длилась не час, как обычно, а два. Девушка устала. Но мы вместе, пройдя этот долгий путь, осознали эволюцию Выживальщика – поняли, насколько сложно он становился тем, кем стал.

Ирина ушла задумчивая. Она призналась, что весь «ил поднялся со дна и теперь надо ждать, когда он осядет».

Мои чувства были двояки – мне казалось, что работа смогла много осветить, дать понять и прояснить. Но с другой стороны, это внесло долю реалистичности, мы увидели, что Выживальщик все время вынужден защищать Ирину, и во время травли и непонимания, и во время близости, которая может обернуться предательством. Мы увидели правду жизни – от Выживальщика было рано отказываться, он оставался нужным. Но при этом явно проявлялся и другой вывод – Выживальщику есть на кого опереться теперь, теперь, когда части столь явно проявили себя.

Последнюю встречу (уже начинались каникулы), я решила посвятить интеграции частей, осознанию и пониманию того, что каждая из них привносит в Самость. 

4 встреча – завершающая

Лето делало свое дело – яркое, живое, зовущее! Ирина совсем забыла про нашу встречу, спохватилась по прошествии двух дней. Первоначально я испугалась – мне было не по себе от неопределенности – какие мысли посетили девушку за эту неделю, «осел ли ил воспоминаний»? Можно было бы в конце предыдущей встречи подключить ресурсную составляющую, предложив клиенту интегрировать резервы. Но сессия была долгой – и разрывать нельзя, и пролонгировать возможности не было. 

Мои опасения не оправдались – Ирина написала о том, что снова потерялась во времени, и хочет прийти.

Мы встретились через 10 дней после предыдушей сессии.

Девушка была радостной и оживленной. Она рассказала, что Женская часть рада, что рядом с ней есть Выживальщик. Он  не дает ей быть безбашенной. Он устанавливает границы, ведь их отсутствие может себе позволить тот, кто в нас не заинтересован.

 

Мы решили отдать должное каждой части, поместив незримо каждую из них в удивительно стабильную фигуру – квадрат. Фигуру стабильности, земной стихии и целостности.

Первой, о ком заговорила Ирина была Мужская часть – неявная, пока еле заметная (на схеме пунктир). Девушка рассказала, что это зрелый молодой человек в костюме светлого цвета, с аккуратной прической.

У него рассчитанная жизнь, самосознание более взрослого человека. Эта часть проявится в будущем – часть ответственная, умеющая ставить цели и их достигать.

Женская часть радостная, счастливая, она может позволить себе выглядеть, как девочка. Она радуется, когда может подойти к человеку и спросить что-либо. У нее есть удивительный ресурс – это ее улыбка.  Ирина призналась, что сейчас ей совсем не хочется носить джинсы, когда она в них она ощущает, что к ней нет снисходительности, а платье дает право на ошибку.

Женской части хочется общения и она готова к нему.



Выживальщик  сидит расслабленно на стуле, его пиджак – на спинке. И он рад, что не приходится выживать. Он начинает гордиться Женской частью, начинает доверять ей. Он может позволять ей больше, потому что его груз стал меньше.

Интеллектуальная часть работает – она анализирует ситуацию, и ей лучше отключиться от отношений с другими людьми. Она тоже дает Женской части эмоционально реагировать и действовать.  Даже где-то рад, что это не надо делать самой.

Ребенок  весело  живет. Ему важно не задумываться и просто быть.

Мы оглядели все части, поблагодарили их за работу, за сотрудничество.

На прощанье, я спросила Ирину,  удовлетворена ли она работой. Девушка ответила, что она чувствует завершенность нашего процесса. Ей легко на душе. Все встало на свои места, каждая из частей принята ею и каждой из них она признательна за то, что они есть.

На этом наша работа подошла к концу.

Анализируя, все 4 сессии в парадигме семейной системой терапии субличностей  Ричарда  Шварца, хочется отметить:

  1. Терапия (по крайне мере) с подростками может быть достаточно кратковременной.
  2. На каждой сессии клиенту открывают явно видимые пласты его личности, которые видоизменяются, трансформируются по ходу работы.
  3. Психолог и клиент творят совместно. И эта парная работа – в унисон доставляет удовольствие и является мощным ресурсом в продвижении вперед.
  4. Добавленная нами творческая составляющая в виде домашних заданий, работы с метафорическими картами, делает работу для подростков более зримой и наглядной. Позволяет увидеть и почувствовать более ярко то, что выражается вербально.
  5. Подростки часто создают хаос, живут в нем. Психологическая работа без структуры для них представляется такой же хаотичной и непонятной. Работа с субличностями очень структурна, и при этом она предполагает глубокую ассоциативную составляющую. Это дает возможность подростку почувствовать точки опоры, выстроить на них четко осознанную траекторию движения.

            

 



Просмотров: 261
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как Ирина выходила замуж
  • Когда девушка может выходить замуж?
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Жила была девушка. Построение близких и гармоничных отношений
  • Мужчина общается с вами, только тогда, когда ему хочется
  • Сказки для взрослых или жила была девушка...
  • Женская народная мудрость: чего не помню, того и не было
  • У Вашей второй половинки когда-то не сложились отношения, а страдаете теперь Вы. Как быть?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Когда смыслом ее жизни была семья...
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Недопринятие в себе женской части
  • Кто делал работу расстановщика, когда не было расстановок?
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • Психологическая помощь подростку в семейной терапии субличностей Ричарда К. Шварца (Вторая встреча)
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Девушка, которая не верит, что может нравиться мужчинам.
  • Правила жизни настоящего выживальщика или тест на самореализацию
  • Две части одного форума - две части одного города. Снова о родном b17.
  • «А может все было наоборот?»)
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Демон в темнице: когда что-то не дает достичь того, что хочется



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь