|
Женщина сегодня – женщина вчераАвтор статьи: Наталья Котлярова
Женщина сегодня – женщина вчера
Вопросу сексуальности, ее развитию и становлению посвящено достаточно много работ и исследований. Поэтому я не стану приводить материалы по теории сексуальности, ее эмпирические данные и т. п. На мой взгляд, интересно то, как обстоит дело на сегодняшний день, каковы современные тенденции, взгляды, и вообще, что происходит с сексуальностью, а в особенности женской. На рубеже 21 века, считает сексолог Игорь Кон, надо рассматривать не сексуальность, а сексуальности, не сексуальную культуру, а сексуальные культуры. Французкий психолог, гештальт-терапевт Бриджит Мартель также предпочитает рассматривать разнообразные формы сексуальностей, чем помогает человеку открыться, сохранив право быть самим собой при уважении к другим людям и законам, и не загоняет его в моральные рамки. Главные изменения нашего времени – это то, что сексуальность, сексуально-эротическое поведение и мотивация отходят от репродуктивной задачи, связанной с продолжением рода. Сейчас же человечество принимает тот факт, что сексуальность является самоценной, относительно автономной и независимой, что идет в разрез с «принципами антисексуальной цивилизации допускающей сексуальную жизнь только ради деторождения». Разделение репродукции и сексуальности дало развитие контрацепции, позволяющей, в первую очередь женщине, заниматься сексом, не боясь зачатия, а генная инженерия дает возможность производить потомство «в пробирке» без сексуального общения. С помощью медицины расширяются возрастные рамки сексуальной активности, что позволяет корректировать импотенцию у мужчин и аноргазмию у женщин. Культ поддержания здоровья, красоты и тела стал практиковаться как у женщин, так и мужчин. К сожалению, чаще всего это относится к достаточно обеспеченным слоям населения, что делает психосексуальные процессы и отношения зависимыми от социально-экономических отношений данного общества. Происходящие сдвиги в сексуальной культуре также связаны с изменениями в системе гендерного порядка (психологии пола). И способствуют этому не мужчины, а женщины, чье социальное положение, деятельность и психика претерпевают сейчас радикальные и быстрые изменения. Заинтересованность женщин в изменениях социально-классовых отношений понятна и закономерна – они уже не хотят быть просто домохозяйками и обслуживать мужчину и семью, они стремятся, и шаг за шагом удовлетворяют потребность в самораскрытии и самореализации, осваивая новые виды деятельности. Психологи ввели даже термин – «синдром домохозяйки» (К. Таврис и К. Оффир, 1997). Утверждается, что они больше склонны к депрессии, к низкой самооценке, чем работающие женщины. Но можно видеть и «вторую сторону медали» - женщинам не всегда удается достичь равновесия между работой и семьей, т.о. появляется «синдром деловой женщины», вызывающий психическую напряженность и сопровождающийся чувством вины. Которая является следствием внутриличностного конфликта, когда женщина стремится соответствовать роли и хранительницы семейного очага, и хорошего профессионала. Это может приводить к тому, что женщины чаще мужчин испытывают отсутствие сексуального желания. Тенденции сегодняшнего времени приводят к психологическим самоизменениям и изменениям коллективного самоосознавания, меняется и то, каким должны быть отношения с мужчинами. И.С. Кон предполагает, что женские самоописания, и женские образы маскулинности (типичных мужских проявлений, особенностей и качеств) изменились за последние десятилетия больше, чем мужские. Подобные сдвиги в гендерных установках не означают, что мужчины становятся более «феминизированы» (т.е. женоподобными), а женщины более «маскулизированны» (т.е. мужеподобными) и как следствие образование чего-то «среднего», просто фемининность и маскулинность перестали быть полярностями одной оси, а рассматриваются как независимые измерения. Женщина может иметь высокие показатели и по фемининности и по маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т.д. – психологическая андрогиния. Это дает богатый поведенческий репертуар. Ослабление стереотипизации людей по полу расширяет возможности их уникальности. Появились различные вариации не связанные с полом и гендером. Мужчины стали больше задействованы по хозяйству, а женщины в заработке материальных средств. И естественно, это проявляется и сфере сексуальных отношений. Например, сексуальная революция второй половины 20 века на Западе была, прежде всего, женской революцией. Принцип социального равенства приводит к идеи равенства и обязанностей в постели. «Сравнительно–исторический анализ динамики сексуального поведения, установок и ценностей за последние полстолетия показывает повсеместное резкое уменьшение поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числе сексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношения к эротике и т.д. <...>, что зависит от степени социального равенства полов. Эти сдвиги, несомненно, продолжаться и в 21 веке». Сегодняшние женщины, возможно, подтверждающие себе равноправие полов, проявляют активность при знакомстве, переводя его в близкую стадию. Скорее всего, данные тенденции в сексуальном поведении женщин «расслабят» мужчин, которые, итак, в период сексуальной революции обратили свое внимание к порнографии и мастурбации (возможно, чтобы не ощутить себя вдруг в «позиции снизу») и они совсем исключат ухаживание из своего арсенала. Природой заложен некий период, во время, которого мужчина добивается женщины, а она присматривается к нему, по видимому для того, чтобы проверить серьезность его намерений, готовность вместе воспитывать потомство. Женщина, приобрела власть над репродуктивными процессами и стала решать этот вопрос без ведома и согласия мужчины. К тому же женщина лучше рефлексирует и вербализует свои сексуальные потребности, а использование таких сексуальных позиций, как «женщин сверху» и куннилингус, повышающих сексуальное удовлетворение обоих партнеров, «наносит символический удар по фаллоцентризму и гегемонной маскулинности». А в одном известном печатном издании обозначают, что сегодняшней женщине нет необходимости иметь отношения с мужчиной, ей будет достаточно: хорошего счета в банке, перспективной работы и фалоимитатора Но никуда не исчезают эмоционально – психологические потребности. Потребность быть любимой, потребность в нежности, ласке, заботе, предупредительности – важнейшие психологические компоненты женской сексуальности. Партнерский секс базируется на взаимном согласии, а от мужчины требуется не только высокая потенция, но и понимание, ласка и нежность. Но мужчины по-прежнему не связывают свою сексуальность с эмоциональной близостью, отношениями, а действуют как завоеватели (как завоевание и достижение). По-прежнему маскулинность связывается с сексуальностью, где большую роль играют размеры члена, сила эрекции, частота сношений и количества женщин, что отождествляется с агрессией и насилием. Несмотря на то, что произошел существенный сдвиг в сексуальных установках XX века, например, аутоэротизм и мастурбация стали считаться нормой, что уменьшает страх, чувство вины и стыда, разнообразив и дополнив партнерскую практику и даже став самоценной формой сексуальной активности. Женщинам нужна интимность, чтобы ценить сексуальность; мужчинам нужна сексуальность, чтобы ценить интимность. В наше время не существует какого-то одного определенного комплекса установок в отношении сексуальности. Они складываются под влиянием социальной среды, а иерархия ценности сексуальности меняется и зависит от степени развитости личности и накопленного жизненного опыта, мировоззрения, от богатства внутреннего мира, от индивидуальных черт (особенностей темперамента, выраженности сексуальной потребности). В России же наблюдается, как называет ее И.С. Кон антисексуальная истерия, которая наряду с неблагоприятными социальными факторами (низкий уровень жизни, рождаемости, культуры здоровья, детская смертность, а тем более традиционная нечувствительность большенства россиян к социальному и личному риску, обусловленная фатализмом, социальным мазахизмом и выученной беспомощностью) увеличивает сложности, связанные с развитием сексуальной культуры. Начавшаяся позже сексуальная либерализация приняла форму коммерции секса, сочетается с махровым сексизмом и традиционализмом, как только речь заходит о праве женщин на сексуальное самоопределение. Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Она обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов. Сексуальные расстройства возникают тогда, когда эта врожденная функция подвергается затормаживанию или деформации, либо находится в состоянии крайней дисгармонии с остальными сферами личности. В этом смысле сексуальность следует рассматривать как недифференцированную силу, находящую выход в формах, определяемых психосоциальными и культурными факторами. Сексуальность является основой активности не только направленной непосредственно на сексуальное удовлетворение, но и обусловливает многие другие формы поведения, пределы которых еще недостаточно изучены, хотя они и не приводят к сексуальным контактам, а модифицируют их. Сексуальность является одним из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом и формирующих многомерную совместную жизнь людей. В биологическом смысле половую связь следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к выходу за пределы своей индивидуальности и к объединению с окружающим миром; трудности в создании подлинной связи с другим человеком являются причиной сексуальных расстройств и межчеловеческих конфликтов на сексуальной почве. Сексуальная связь двух людей, форма и глубина которой зависят от их личности, в свою очередь влияет на личности партнеров, изменяя характер их функционирования в обществе. Таким образом, смысл сексуальности заключается, в частности, в создании определенных отношений и связей между партнерами, образовании единства («нас») из двух лиц противоположного пола. Однако подобная социальная роль сексуальности во многих случаях не выдерживается до конца. Во многих супружеских парах, в которых каждый партнер думает только о себе, «совместная жизнь с куклой может дать большее ощущение обладания партнером». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|