|
О препятствиях на пути к любви: «Зеркало Венеры или Знакомые символы в сказочных историях»Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
«Зеркало Венеры» - значок-символ, обозначающий женский пол (значок «Копье и щит Марса – обозначает мужской пол). Эти символы широко используются в биологических науках для обозначения пола особи, соответственно. Само название символа намекает нам на древнеримских божеств, которые и стали носителями мужской и женской символики – воплощением женственности и мужественности в крайнем своем выражении. Так, Марс – бог войны, а Венера – богиня любви, в том числе любви плотской (слово «veneris» переводится как «плотская любовь») (у греков Венера известна под именем Афродита). Давайте обратимся к качествам, которыми наделяют Венеру (Афродиту) в мифологии. Эта прекрасная, внушающая любовь богиня не так уж безопасна! Она способна внушить любовь к самой смерти, к чудовищу (как в случае с Психеей), к собственному отражению (Нарцисс), к родителю (Мирра влюбилась в своего отца). Такая «отклоненная» любовь – месть Афродиты / Венеры тем, кто отказался от чувства, кто пренебрег любовью, пренебрег чувствами и эмоциями. Эмоциональность в первую очередь женское свойство (конечно оно присуще и мужчинам, иначе бы и они не были знакомы с богиней, не испытывали любовного томления). Но любовное томление, скорее аспект плотской любви, тогда как Венера/Афродита порождает любовь и духовную и сердечную. Венера / Афродита в полном смысле «богиня любви». Когда человек сталкивается с непреодолимым влечением, он попадает под власть Афродиты. Иногда это влечение возникает к кому-то запретному, например, к человеку состоящему в браке или тому «кто в отцы» или «в матери годиться». Так богиня демонстрирует свою власть, и наказывает предавшего саму любовь! «От любви не уйти!». И действительно – велика сила Венеры / Афродиты. Так или иначе, она настигнет, а вот будет наказанием или уроком, помощью, зависит от человека. В мифах очень часто Афродита наказывает богинь-девственниц, т. е. тех, кто отказался от телесного выражения любви. Так же и в жизни обычной женщины может возникать Венера / Афродита, напоминая о себе неудержимым влечением к «запретному». Например, если женщина, поставила во главу угла карьеру, забыв о своей женской эмоциональности, способности дарить любовь всем вокруг, если женщина отказалась от своей женской природы, то Афродита непременно напомнит о себе, создав в жизни женщины непереносимую ситуацию, в том числе этот урок приходиться проходить тем женщинам над которыми с детствами довлеет комплекс Электры и которые не хотят отказаться от инфантильной любви к идеализированному отцу. Афродита – неуязвимая богиня и она учит женщину как избавиться от детской боли, через способность давать любовь и наслаждаться жизнью. Она – путь к неуязвимости и наслаждению. Нет, это не о том, что Афродита / Венера всегда успешна и всегда живет в условиях ответной любви мужчины, но вместе с тем, ее любовь – всегда ответная, ведь она несет любовь в мир, людям, отдает ее мужчине и детям и мир возвращает ей сполна, ибо АФРОДИТА и есть сама любовь! Всякая ли женщина Афродита? Нет, но потенциал Афродиты есть в каждой и богиня приходит к каждой женщине, напомнить ей о том, что она подобна богине и она – есть любовь! К сожалению, культура вытесняет Афродиту / Венеру из нашего сознания, обесценивая телесную сторону любви, лишая ее связи с духовным началом. Любовь проявленная, когда женщина может выбирать исходя из своих чувств, жить в согласии с эмоциями и чувствами, часто отвергается общественным мнением. Поэтому, часто женщины вслед за общественным мнением, отвергают в себе Афродиту.Но счастье женщины без возможности выбирать, превращает ее в уязвимую богиню либо отказавшуюся от «женской доли» (а женская доля – любовь) и превращает ее в воинственную Артемиду, либо делает ее покорной родительской воле, отдаваемой замуж «в слепую» (как Гестия или Психея). Но у каждой девушки, которая прислушивается к зову своей души, есть шанс стать Афродитой. Так Афродита, испытывая Психею, осуществляет трансформацию женской души, и Психея успешно справляется, став равной Богине – матери самого Эроса. Теперь и она может рождать любовь. Афродита – это любовь во всех ее проявлениях, материнство и творчество. Именно она наполняет женщину и делает ее бытие наполненным и счастливым. Именно она, Афродита обучает Психею, в лице каждой земной смертной женщины божественному – силе любви. Если однажды девочка, девушка, женщина утратила веру в силу любви, вытеснила чувства, то Афродита непременно даст свои уроки. Не всегда это легкий путь, но этой богине стоит доверять! Вернемся к символике и поговорим о том, кто эта богиня в реальной жизни каждого человека. Венера / Афродита – образ матери. Но противоположный полюс Венеры – ВедьМА. Ведьма – ведающая мать. Ведьма (противоположность Венеры – богини любви) широко распространен в народных сказках чаще в виде бабы Яги. Баба – также указание на половую принадлежность. «Баба» - и замужняя крестьянка, и другая женщина, обычно старшая, не кормящая – так дети, извлекая звуки «ба-ба» называли чужую, не относящуюся к их семье женщину. Часто детей «бабайкой» пугают, а ведь корень тот же, звуки те же, что и в слове «баба». У А. С. Пушкина мы также встречаем образ ведьмы-мачехи / старухи в Сказке о мертвой царевне. У Александра Сергеевича принадлежность королевы-матери /мачехи и ведьмы / старухи одному лицу очевидна, а не завуалирована, как часто бывает в русских сказках. Вот и выходит, что Ведьма и Афродита – два женских полюса или иными словами Ведьма – тень Афродиты. Ведьма – «ведает», а Афродита – знает, что хочет. Она знакома со своими желаниями. Вспомним, еще раз образ, который подарил нам Александр Сергеевич – образ мачехи. И вспомним инструмент, которым она регулярно пользовалась – зеркало, но зеркало не простое, а волшебное, более того, - говорящее. Ну это в сказке зеркало говорит, а в жизни молва людская, так как люди – носители речи. Вот так в жизни растет у мамы доченька, а люди, как она подрастать начинает, да расцветать нет, нет, да и скажут матери «Какая она у тебя красавица!». Вот и работает говорящее зеркало. Слушает мать слова соседей и родственников, да слышит не то, что дочь красавица такая же как мать и даже лучше, а угрозу слышит для себя и своей красоты и женственности. А мать, если в ней Афродита недоразвита, а превалируют уязвимые богини, начинает чувствовать ревность к дочери, зависть к ее красоте, так как ей самой зрелости не хватает. И угадывая в себе Ведьму – Мачеху, начинает дочь изводить уколами ревности, беспричинными вспышками гнева и другими эмоциями, особенно если видит восхищение красотой дочери со стороны своего мужа, ее отца. Материнский теневой аспект (Ведьма) пробуждает в дочери ее внутреннюю Ведьму и если мать свою Ведьму вытесняет, подавляет, то дочь материнскую теневую часть воспринимает как устрашающую, а не как инициирующую. Происходит застревание, развитие приостанавливается, и теневая часть удерживает светлую сторону души (Афродиту) в плену. На этапе развития девочки-подростка очень важна задача матери принять свою тень и осознать деструктивные импульсы по отношению к подрастающей дочери и помочь последней пройти по пути интеграции своей тени. Но увы, если мама сама не зрелая, то она не сможет в этом своей дочери помочь и нарушается весь процесс инициации девочки в женщину. Вот раньше на Руси чужая баба часто такую инициирующую функцию выполняла. Так что не стоит детей «бабайкой» пугать, а стоит с ним познакомить. Тогда ребенок будет идти по пути познания Тени, а не ее отторжения и вытеснения. В пушкинской «Мертвой царевне» Ведьма разбивает зеркало и умирает. Разбивая символическое зеркало, Ведьма-мачеха нарушает целостность зеркала, т. е. нарушает отражающую способность. Если мы обратимся к простому определению психики с которого начинался путь каждого психолога, то увидим следующее: «Психика – это свойство высокорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности». Так, мать, не совладавшая со своими эмоциями, не принявшая свою ведьминскую часть, травмирует неокрепшую психику ребенка. Разбить зеркало, значит утратить отражающую способность, нарушить построение неотчуждаемой картины мира. Буквально отражать, значит реагировать двигательно на объект. Так, если человек входит в контакт с собеседником, то он буквально «зеркалит» (отражает) его позы и жесты. Но отражать можно и посредством речи, а звукообразование также предполагает двигательную активность, которая имеет свое представительство в мозге в виде зоны Брока. Таким образом, мать, которая плохо справилась с задачей «первого зеркала» / «зеркала мира» для ребенка, т. е не приняла его эмоции и двигательные реакции, в том числе речедвигательные (отражение активно) с ними связанные, буквально отчуждает его от мира. Симптомом такой травмы является базовое недоверие человека к миру, неспособность принимать мир таким, какой он есть, т. е. объективно. Как же А. С. Пушкин рассказывает нам о пути женской инициации? Сказка – метафора и ее образы тоже отражение, но отражение не внешних, а внутренних процессов. Так и пушкинская «мертвая царевна» в каком-то смысле та же история Психеи. Только у Пушкина препятствия чинит мачеха, а у Апулея сама богиня Афродита. Обе истории рассказывают о росте и развитии женской души и тех препятствиях, которые проходит женственность в своем становлении. Предлагаю подсмотреть у Пушкина символы, которые есть в мифе об Амуре и Психее. Итак, если спасителем в мифе является бог любви, то в сказке Пушкина – царевич Елисей. Вспомните путь Елисея. Он обращается к месяцу - это символ Артемиды, в мифах, к солнцу – символ Апполона. Артемида и Апполон – брат и сестра – близнецы или иначе женское и мужское в психике – Анима /Анимус. Информацию о местонахождении царевны Елисей получает от Ветра, также Зефир (западный ветер) переносит Психею во дворец Эроса. Только если у Апулея мы узнаем не только о свадьбе, но и о рождении дочери по имени Наслаждение, то у Пушкина, только о пробуждении царевны и свадьбе ее с Елисеем. Свадьба здесь –союз разума и души.
Хочется обратить внимание на то, что «русская душа» после символической смерти в результате отравления яблоком засыпает мертвым сном в стеклянном гробу, тогда как апулейская Психея не дремлет и пытается узнать своего возлюбленного и движимая любопытством, будит его горячей каплей масла лампы и засыпает лишь в момент, когда открывает баночку с Амброзией, выполняя последнее задание Афродиты. Таким образом, миф и сказка отражают культурные особенности, ведь в России исстари девушки ждут пробуждения и любопытство строго осуждается. Тогда как западная женщина, ставшая на путь познания (в том числе самопознания) скорее прослывет любознательной, нежели любопытной. Вот и получается, что у нас у русских любовь связана с пыткой, тогда как миф намекает нам на то, что любовь и знание прекрасно сосуществуют, т. е. любовь возникает в результате принятия и познания партнера. И это уже про отличия. И главное, на мой взгляд, заключается в том, что Психея сама совершает подвиги во имя любви, тогда как в русской сказке Елисей разыскивает свою возлюбленную. Хотя, конечно на оба произведения пала тень культуры в которой выросли авторы, не говоря уже о влиянии их личного бессознательного. Но как мне видится, Пушкин отразил традиционную в российской среде, впитанную с молоком матери женскую установку об ожидании возлюбленного, ведь в нашей культуре активность – мужская ипостась, в том числе в отношениях, тогда как Апулей рассказал нам совсем другую (в этом смысле) историю, в которой активность в большей степени отводится женскому началу при поддержке мужского. Если мы обратимся к русской народной сказке, то увидим, что роль проводника в ней часто выполняет женское начало (Елена Премудрая, например), тогда как у Пушкина Елисей отправляется за возлюбленной не потому, что выполняет испытания царя-батюшки, а потому, что «жених сыскался ей», иными словами он суженый, т. е. назначен судьбой. Продолжение следует. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|