Одних людей мы называем здравомыслящими, а других нет. Про какие-то вещи мы говорим, что они соответствуют «здравому смыслу», а про какие-то, что они противоречат «здравому смыслу.» Но что же такое — этот самый «здравый смысл»?
Чтобы подойти к пониманию этого явления, вначале придётся сказать, что есть вещи, которые являются аксиомами — очевидными для подавляющего большинства людей явлениями, которые принимаются без доказательств. Как, например, в евклидовой геометрии аксиомой является утверждение, что параллельные прямые не пересекаются. (В геометрии Римана, кстати, любые две прямые не могут не пересекаться, но и там тоже есть свои аксиомы).
Поэтому разговор про то, что такое «здравый смысл», придётся начать с того, что понятие «здравый смысл» - это именно аксиома. То есть очевидность, которая не требует доказательства или объяснения.
Давать определение аксиоме, это всё равно, что давать ответ на вопрос типа «как выглядит солнце»? Какой бы Вы не дали ответ на этот вопрос, он всегда будет неполным, что даст повод любому манипулятору, который любит троллинг, объявить Ваш ответ нелепым и смешным.
Просто дело в том, что кто задаёт нелепый или глупый вопрос (умышленно или по недомыслию - без разницы), тот вынуждает ему давать не менее нелепый или глупый ответ, а над подобным ответом можно долго и успешно иронизировать.
Это, кстати, хорошо знают восточные мистические учения, где распространена поговорка: «Дао, высказанное словами, не есть настоящее Дао». На мой взгляд, такая формулировка — это просто блестящий обход любой возможной язвительной критики в адрес аксиомы.
Именно потому, что «здравый смысл» - это аксиома, как и упомянутое выше «Дао», я тоже не стану давать «однозначные и точные» определения «здравому смыслу». При этом, в чисто восточной традиции, я бы хотел обратить тут внимание на несколько моментов, значимых для понимания того, что такое здравый смысл.
Во-первых, я бы хотел процитировать тут моего любимого Готхольда Эфраима Лесинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте,
и хоть криво, да сами.»
(Готхольд Эфраим Лесинг)
Пожалуй, это наиболее близко к тому, что называется «здравым смыслом» - вот эта самая способность человека не действовать импульсивно, а размышлять «пусть и криво» (то есть с ошибками), и при этом размышлять самостоятельно, а не повторять внушённые ему кем-то утверждения, пусть даже это его стремление размышлять самостоятельно приводит к спорам, заблуждениям и ошибкам: всё лучше, чем быть по сути бездумной марионеткой.
Как уже было сказано, не относится к «здравому смыслу» ситуация, когда человек принимает свои решения или действует импульсивно, то есть не в результате предварительного обдумывания, а руководствуясь своими привычками или эмоциями. Вот в таких случаях чаще всего и бывает, что есть основания сказать, что действия человека противоречат «здравому смыслу» (если, конечно, такая фраза не является попыткой проманипулировать тем, кто как раз и действует на основе «здравого смысла», а манипулятору это почему-либо не нравится).
Во-вторых, я бы хотел тут вспомнить одну латинскую цитату:
Summum ius est summum iniuria (высшая справедливость - это (есть уже) наивысшее беззаконие).
Суть в том, что «абсолютная истина» всегда будет «абсолютной» же глупостью. Любая истина относительна в той или иной степени. Библейская заповедь «не сотвори себе кумира» в этом плане универсальна, поскольку направлена, в том числе, на предостережение человека от уверенности в собственной абсолютной правоте. Ведь таким «кумиром», которого нельзя себе создавать, может быть и личная убеждённость человека в том, что он «абсолютно прав».
То есть «здравый смысл» является во-первых, мышлением как таковым (в противоположность импульсивному, то есть необдуманному поведению, а также в противоположность бездумному повторению чужих взглядов), а во-вторых, мышлением, сознающим относительность и возможную ошибочность своих «истин» и своих выводов.
Тот, кто считает, что он всегда абсолютно прав, скорее всего, страдает манией величия или же попросту глуп, то есть вообще не привык мыслить. Любой здравый смысл относителен и это нормально.
«Будьте же бдительны — всё относительно: всё, всё, всё!»
(Владимир Высоцкий)
В-третьих, мы говорим о наличии здравого смысла у человека тогда, когда он прежде чем что-то сказать или сделать, старается обдумать какие последствия может это повлечь и как что-то сказать или сделать наиболее целесообразным (то есть наиболее адекватным) способом. Мы живём в человеческом сообществе и большинство наших действий и слов носят социальный характер — так или иначе затрагивают других людей. А поскольку у других людей есть их собственные интересы, которые не всегда совпадают с нашими, то наши действия и слова могут во многих случаях повлечь для нас определённые позитивные или негативные последствия. Например, говоря комплименты, мы улучшаем наши отношения с людьми, а критикуя мы эти отношения разрушаем.
В-четвёртых, здравомыслящим можно считать того, кто осознавая, что он существует не «в вакууме», а живёт в человеческом обществе, действует и говорит с уважением к другим людям. Вежливость, тактичность, корректность, деликатность и уважительное отношение чаще всего воспринимаются людьми не только как признак воспитанности, а как признак наличия у человека «здравого смысла». Вообще говоря, действовать и, особенно, что-либо высказывать, проявляя при этом уважение, вежливость, тактичность, корректность и деликатность к другим людям, является наиболее выгодным вариантом поведения в этом мире:
«Высокоморальное поведение всегда практично.»
(Александр Мирер)
Исходя из изложенного, «здравый смысл» можно (если осторожно :-) ) определить следующим образом:
Здравый смысл - это принятие решений и осуществление действий после предварительного обдумывания того, что собираешься сделать или сказать, когда при таком обдумывании учитываешь:
а) как отразится то, что ты сделаешь или скажешь на твоей судьбе и судьбе других людей;
б) что твои желания и интересы не ниже желаний и интересов других, но и не выше их;
в) что нет абсолютных истин - любая истина относительна и любой может ошибаться, в том числе и ты сам;
г) что испортить отношения легко, а восстановить их потом иногда уже невозможно.
Хотя как я уже говорил, «дао, высказанное словами...» (см. выше).
Ещё, я полагаю, всегда нужно помнить латинскую поговорку mens sana in corpore sana, которую почему-то не совсем правильно перевели на русский язык. Перевод поговорки, который можно встретить везде - в интернете и книгах, звучит как «в здоровом теле - здоровый дух», хотя правильный перевод поговорки будет скорее «в здоровом теле - здоровый разум». Само словосочетание «здравый смысл» и означает, собственно, «здоровый рассудок» (то есть семантически предполагается, что отсутствие «здравого смысла», то есть отсутствие «здорового рассудка», может означать как полное отсутствие (выключенность) рассудка, так и некий «нездоровый», «больной рассудок»).
Древние римляне были убеждены, что «здравый смысл» присутствует в большей степени у физически здоровых людей, а вот когда человек физически болен, то и на его здравомыслии это тоже сказывается, снижая степень «здравого смысла» у человека, что совсем не мешало бы учитывать в общении с людьми. Отсюда и упомянутая выше поговорка. (А, кстати, много ли физически здоровых людей в современном обществе?).
Понятное дело, что даже если есть те или иные заболевания, это вовсе не означает отсутствия способности думать, то есть вовсе не означает отсутствие у человека «здравого смысла». Речь только о том, что если ты чем-либо болеешь, неплохо бы себе отдавать отчёт в том, что и твой «здравый смысл» может быть несколько угнетён, и, соответственным образом, учитывать и состояние физического здоровья твоих партнёров по общению, понимая, что их физическое нездоровье может снижать уровень их «здравого смысла».
Так что один из ключей к способности здраво размышлять — это, как ни парадоксально, забота о своём физическом здоровье, а рекомендация по возможности не принимать никаких серьёзных и судьбоносных решений, в то время, пока Вы болеете (да хоть бы и гриппом), давно уже является общепринятой в психологии.