Конспект открытого занятия из цикла литературных путешествий по чудесной поэтической стране Ирины Петровны Токмаковой в подготовительной к школе группе.
Авторы:
- Скворцова Надежда Никоноровна — воспитатель высшей категории
- Искимжи Екатерина Петровна- воспитатель высшей категории
город Москва ГБОУ Школа №1034 здание по адресу улица Братеевская дом 10 корпус 2
Цель:
- Обогащать детей новыми впечатлениями путем активного участия в развлечениях.
- Дать возможность приобрести новые двигательные навыки. Через исполнение стихов способствовать развитию чистоты речи, обогащать речевые интонации.
- Развивать у детей творческие способности, организаторские навыки.
- Радостными эмоциями поднимать жизненный тонус, создавать бодрое настроение, положительно влиять на укрепление нервной системы детей.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с творчеством детской поэтессы И.Токмаковой.
Развивающие:
- Способствовать развитию любознательности у детей.
- Развивать свободное общение со сверстниками и взрослым в ходе образовательной деятельности.
- Развивать у детей восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук в процессе художественного творчества.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
- Воспитывать у детей эстетический вкус на основе словесного искусства и художественного творчества.
Оборудование.
Шалаш, покрывало, шапочки мотыльков, башмак с черным язычком. Бутылочка, картошка с глазком, стул, домик с дырой в потолке, молоточки по количеству детей. Доска, игрушки – крокодилы, костюм аиста.
Ветка дерева, на которой сидят сорока, дятлы, синички (всего 10 птиц). На камнях – ящерица. Ковер для отдыха, шапочка для лютика, жучок или паучок, пруд (зеленый обруч), лягушки и рыба (оригами или игрушки).
Искусственное дерево (рябина), под рябиной – трава, на ветке рябины- сова.
Предварительная работа.
В свободное время заучиваются стихи. Ведется подборка иллюстраций по стихотворениям И.Токмаковой, оформляется выставка книг и детских работ.
Группа к занятию оформляется согласно тексту.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей к шалашу и читает стихотворение (все предметы демонстрирует):
В одной стране В чуднoй стране, Где не бывать Тебе и мне,
Ботинок черным язычком С утра лакает молочко, И целый день в окошко Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку.
В одной стране, В чуднoй стране… Ты почему не веришь мне?
Воспитатель: Не верите? Тогда посмотрите, сейчас произойдет чудо. Я всех детей превращу в мотыльков: в легких, изящных и полетим на свет – в чудесную страну Ирины Петровны Токмаковой. (Произнося эти слова – накрывает детей покрывалом, а дети в это время одевают на головы шапочки мотыльков. Затем воспитатель, три раза взмахивает покрывалом и произносит слова: «Летим! Летим! Летим!» Мотыльки вылетают под музыку и танцуют вальс.
Ну, вот и прилетели. Посмотрите, вон там, на ветке, нас встречают птицы. (На настоящей ветке сидят силуэты птиц согласно тексту).
Воспитатель:
Пой-ка, подпевай-ка Десять птичек-стайка. Дети — читают каждый, про свою птичку.
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.
Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развесёлый чиж. Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам! (Десять птичек — стайка)
Воспитатель: Вот какие симпатичные птички! Ну что, отправимся дальше? (ответ детей) А поможет нам аист. (Ребенок в костюме аиста: юбочка и шапочка).
Дети все: Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу!.. (Аист)
Дети повторяют за аистом движения.
Воспитатель: Посмотрите, мы пришли к какому- то домику. Давайте зайдем туда.
Ой, какая огромная дыра в потолке! Послушаем, кто здесь живет.
1-ый ребенок: 2-ой ребенок
Скок-скок-скок! Скок-скок-скок! Жил-был потолок Жил-был потолок В потолке была дыра А на нем сидел паук На норе замок Много ног и много рук
Скок-скок-скок! Муху он стерег. Скок-скок-скок! 3-ий ребенок: Скок-скок-скок
Жил-был потолок.
В потолке была дыра.
Филин влез в нее вчера
И с тех пор – молчок
Скок-скок-скок!
Воспитатель: Дети, давайте поможем обитателям этого домика, заделаем в потолке дыру.
Дети берут молоточки и под музыку «заколачивают» воображаемую дыру в потолке. Дощечкой закрываем дыру.
Воспитатель: Пора отправляться дальше. Для этого нам нужно спуститься по лестнице, а как это сделать правильно – мы узнаем, прочитав стихотворение «Крокодилы».
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
Дети с педагогом имитируют спуск по лестнице, держась за воображаемые перила.
Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться в лес. Такой лес бывает только в чудесной стране. Двое детей проходят вперед и начинают читать стихотворение:
Ходит солнышко по кругу.
Спит в лесу лосиха.
Мы идём с тобой по лугу
Тихо, тихо, тихо.
Мы пройдёмся по опушке,
Мы найдём тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно вросшем в землю,
Осторожно, осторожно
Ящерица дремлет. (отрывок из стихотворения «Ходит солнышко по кругу»)
Остальные дети медленно продвигаются за ними и вместе рассматривают сороку, ящерицу.
Воспитатель: Давайте присядем на полянке. Я слышу, как жучок разговаривает с лютиком.
Воспитатель обращает внимание детей на мальчика, у которого на голове шапочка лютика и на паучка.
Происходит диалог: -
Лютик, Лютик, что хохочешь?
-Да ведь ты меня щекочешь.
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь.
Дети берут в руки паучка, кладут на ладошку, рассматривают.
Воспитатель. Обращает внимание детей на ветку, где разместились птицы: дятел и синичка. Предлагает изобразить их.
Дает установку. Девочки будут синичками и должны повторять за мной слова: «Вынь, вынь, вынь, кинь, кинь, кинь». А мальчики – дятлами, они будут говорить: «Тук, тук, тук».
— Вынь-вынь,
Вынь, вынь, вынь
Червячка из глубины,
Кинь-кинь,
Кинь, кинь, кинь
На дорожку у сосны.
Накорми подруг!
— Тук-тук-тук!
Тук! (Разговор синиц и дятла)
Затем педагог поворачивается в другую сторону и спрашивает:
Чьи там крики у пруда?
— Квасу, квасу нам сюда!
Ква – ква — квасу, просто-ква-ши,
Надоела нам вода! (Лягушки)
Воспитатель: Да это же лягушки! Это им надоела вода. Давайте подойдем поближе. Здесь еще и рыбка плавает. А как вы думаете, где она спит? Давайте спросим?
Дети читают стихотворение:
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь? (Где спит рыбка?)
Воспитатель: Молчит, не отвечает. Давайте отправимся дальше. Вон там растет рябина. Педагог подводит детей к рябине и угощает ее плодами.
Ребенок читает стихотворение:
Красненькую ягодку
Мне дала рябина
Думал я, что сладкую,
А она — как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая,
Подшутить хотела. (Рябина)
Педагог обращает внимание детей на траву под рябиной. Под рябиной растет, волшебная усни — трава. Послушайте стихи о ней.
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет, усни — трава.
Говорят, усни -трава
Знает сонные слова;
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
Попрошу такой травы:
Пусть тебе усни — трава
Скажет сонные слова (Усни — трава)
Воспитатель раздает детям травку, и они слушают, что она шепчет. Воспитатель удивляется – происходит чудо, у вас никнет голова,
вам хочется спать. (говорит шепотом). Изобразите больших колокольчиков, и вы будете покачиваться в ритме стихотворения «Сонный слон».
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь — дон. Динь — дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
Звучит колыбельная мелодия. Дети отдыхают на полянке, ложатся на ковер. Колыбельную сменяет звонкая мелодия, напоминающая капли дождя. Педагог открывает заранее смоченный водой зонт, и дети прячутся под него.
Ребенок:
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал. (Дождик)
Педагог стряхивает капли с зонта и обращается к детям:
-Ну, вот и закончился дождь. Да и нам пора возвращаться домой. Наш знакомый аист нас проводит. Читаем стихотворение «Аист». Дети уходят.
|