Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство дошкольников с профессией геолога»
Авторы:
- Кузьмина Ольга Ивановна
- Горячева Вера Викторовна
Воспитатель МДОУ Тереньгульский дс "Солнышко" Ульяновская обл. р. п Тереньга
Цель: Знакомство детей с профессией геолога
Задачи Образовательных областей:
ОО: «Социально-коммуникативное развитие»
- закрепить знания детей о родном поселке, о предприятиях района.
ОО: «Познавательное развитие»
- познакомить с профессией геолога
- пополнить знания детей о том, как добывают кварцевый песок на Лукъяновском горно-обогатительном комбинате
- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
Материал: посылка, планшет, слайды с видами горно-обогатительного комбината; картинки о работе геолога.
Карта территории детского сада, компас, цветные карандаши, листы бумаги для зарисовок, аквариум с залежами полезных ископаемых в разрезе.
Ход занятия
Скачать: Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство дошкольников с профессией геолога» (полный конспект)
Воспитатель (заносит в группу посылку). Ребята, наш фотограф прислал нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней (достает планшет, настраивает и приглашает детей к просмотру слайдов; на экране меняются слайды с видами поселка и горно-обогатительного комбината)
Дети (узнают знакомые места города).
Воспитатель. Ребята, где находятся все эти красивые здания и объекты?
Дети. Это наш поселок.
Воспитатель. Кто из вас знает о новом предприятии в нашем районе? Это предприятие Лукъяновский горно-обогатительный комбинат. Там добывают кварцевый песок.
Воспитатель. Кто по профессии работает на этом заводе?
Дети. Водители, взрывники, машинисты буровой установки, крановщики, электрики, машинисты экскаватора.
Воспитатель. Вот сколько вы знаете профессий! А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной, с профессией геолога (сопровождает свой рассказ картинками). Я вам сейчас расскажу о ней.
Геологи ходят в научные экспедиции и ищут залежи полезных ископаемых, которые находятся глубоко под землей. Полезными они называются потому, что приносят пользу людям.
Воспитатель. Кварцевый песок ищут разными способами.
После того, как геологи находят местность с кварцевым песком, буровики бурят скважину глубоко в землю и исследуют богатое месторождение или нет.
Для того, чтобы на этом месте возвести инженерные объекты или горно-обогатительный комбинат, надо изучить, как распространяются горные породы, как они залегают. Для этого геологами ведется геологическая съемка.
На основе съемки составляются геологические карты.
Геологические карты служат одним из основных документов, на основании которых делаются обобщения и выводы, обосновываются поиски и разведка полезных ископаемых, оцениваются условия при возведении инженерных сооружений.
На физической карте месторождения помечают специальным значком – черным треугольником.
Воспитатель. После всех исследований в нашем районе был построен Лукъяновский ГОК где добывают и перерабатывают кварцевый песок.
Воспитатель. А сейчас давайте узнаем, для чего нужен кварцевый песок? Какую пользу он приносит людям? Что из нее делают? Для этого я предлагаю поиграть в игру. (дидактическая игра «Что делают из кварцевого песка?» Детям предлагаются картинки с изображением предметов из глины, дерева, железа).
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте с вами превратимся в геологов и отправимся в научную экспедицию.
Дети. Давайте!
Воспитатель. Сначала соберем рюкзак, который мы возьмем с собой. Нам надо взять: компас, карту с изображением маршрута, по которому мы отправимся, цветные карандаши для рисования обозначений на карте, листы бумаги для зарисовок, сок и печенье, чтобы в дороге подкрепиться. Готовы? Тогда в путь!
(Педагог вместе с детьми выходит на спортивную площадку).
Воспитатель. Ребята, знаете ли вы, что геологи должны быть выносливыми, наблюдательными, волевыми? Сейчас мы выясним, кто обладает этими качествами и может идти с нами в экспедицию.
Дети делятся на две команды, проводится эстафета «Кто быстрее найдет полезные ископаемые?».
Каждой команде выделяются различные предметы в ящиках. По сигналу воспитателя каждая команда должна захватить как можно больше предметов из ящика противника и перенести их в свой ящик. За одну пробежку разрешается брать только один предмет. Побеждает команда, которая быстрее перенесет предметы в свой ящик.
Воспитатель. Молодцы! Вы все оказались сильными и выносливыми. А сейчас давайте вспомним, как правильно пользоваться компасом.
Дети. Взять в руки компас и медленно вращать его вокруг себя, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N. Это будет означать, что мы стоим лицом к северу. Сзади у нас юг, слева – запад, справа – восток.
Воспитатель. Правильно! Вот карта, пойдемте по обозначенному маршруту.
Ребята по компасу и по карте идут заданным маршрутом и выходят на полянку, где по колебанию магнитной стрелки компаса обнаруживают залежи кварцевого песка. Педагог предлагает детям обозначить на карте место с песком специальным значком – черным треугольником. Затем он ведет ребят на участок. На столе стоит прозрачная емкость (маленький аквариум) с образцом залежей кварца в разрезе:
1-й слой – чернозем
2-й слой – глина
3-й слой – мел
4-й слой – песок
Дети рассматривают очередность залежей полезных ископаемых, узнают и называют их. Затем педагог предлагает детям сделать зарисовки разреза.
Воспитатель. Ребята! О какой профессии вы сегодня узнали?
Дети. О профессии геолога.
Воспитатель. Что делает геолог?
Дети. Ищет полезные ископаемые.
Воспитатель. Для чего он это делает?
Дети. Потому что полезные ископаемые приносят пользу людям.
Воспитатель. Какими полезными ископаемыми славится наш район?
Дети. Кварцевым песком.
Воспитатель. Молодцы! Интересно вам было быть геологами?
Дети. Да!
Воспитатель. Наша научная экспедиция закончилась. Мы все устали, давайте устроим привал и подкрепимся. (Дети пьют сок с печеньем).
|