Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 48
|
Дмитрий Сафин. Психологи предлагают изменить знаменитую пирамиду Маслоу
Сотрудники Университета штата Аризона, Миннесотского университета и Университета Британской Колумбии предложили обновленный вариант пирамиды Маслоу.
Модель иерархии потребностей была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу (Abraham Maslow) в сороковых годах прошлого века. В ставшей классической пирамиде (см. рис. ниже) выделяется пять уровней, на которых расположены различные потребности человека; в основе, к примеру, лежат физиологические нужды (голод, жажда, половое влечение). Потребности вышележащего уровня приобретают значимость по мере удовлетворения нижележащих, и человек продвигается вверх, достигая последней ступени — потребности в самореализации (самоактуализации).
Эта модель, отличающаяся строгой простотой, известна практически всем, но идеальной её не назовёшь. «Она базируется на блестящих идеях, которые необходимо сохранить, — говорит один из участников исследования Дуглас Кенрик (Douglas Kenrick). — Но Маслоу, разумеется, не мог учесть некоторые очень важные данные, полученные в последние десятилетия в исследованиях на стыке психологии, эволюционной биологии и антропологии».
Классическая (сверху) и обновлённая пирамиды Маслоу (иллюстрация из журнала Perspectives on Psychological Science). В своём варианте пирамиды учёные сохранили — с минимальными модификациями — четыре нижних уровня, полностью изменив верхушку. С эволюционной точки зрения, рассуждают авторы, самоактуализация не является чем-то безусловно необходимым: то, что Маслоу относил к самореализации (творчество), можно представить как способ утверждения своего статуса и привлечения партнёров. «Среди всех потребностей человека наибольшее биологическое значение имеют те, удовлетворение которых как-то способствует продолжению рода, сохранению генов в детях его детей, — поясняет г-н Кенрик. — Поэтому заботу о детях мы и поместили на верхнюю строчку. Конечно, всё это не следует понимать буквально; миграция птиц, скажем, позволяет им выживать и размножаться, но они об этом не думают: сигналом к началу перелёта становятся изменения длительности светового дня. Вот и человек, как ему кажется, занимается творчеством просто потому, что это приносит удовольствие». Кроме того, уровни в обновлённой версии пирамиды не изолированы друг от друга, что подчёркивает связь между «глобальными» и сиюминутными потребностями человека. «Если вы будете ужинать в компании своего начальника и неожиданно обнаружите, что у вас по ноге ползёт скорпион, мысли о том, как сохранить здоровье, быстро вытеснят всё остальное, — пишут психологи. — Но если начальник только что предложил подумать о повышении, а место скорпиона займёт обычный муравей, такого не произойдёт». Полный текст статьи опубликован в журнале Perspectives on Psychological Science.Источник публикации: Compulenta Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|