|
Лон Майло Дюкетт. Ату XVI – БашняЛон Майло Дюкетт.
• Владыка Воинств Могучих. «Сокруши крепость своего Индивидуального Я, дабы Истина твоя свободно воспрянула из руин»2. «Дом Божий видится мне водоворотом, а не ртом, или разве что только вашим, который не насытить никакими человеческими силами, как ни старайся». — Из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули, дата неизвестна. Доводилось ли вам когда-нибудь наблюдать за этапами большого строительного проекта? На первом этапе площадку расчищают бульдозеры, грохочущие и извергающие дым. Деревья безжалостно выкорчевывают, траву выжигают, землю перепахивают. Остается бесплодный пустырь. Если сфотографировать площадку в конце первого этапа, получится картина полного запустения. Но через год-другой сцена преображается. Строительство завершено, и теперь на месте пустыря высится величественное здание, а вокруг раскинулись лужайки и цветники, поднялись новые деревья, а быть может, даже появилось озерцо с водопадом и парой лебедей. В Таро Тота символом первого этапа строительства служит Ату XVI, Башня, а второго — Ату XX, Эон. Башня — это не конец света; она просто очень на него похожа. В действительности же Башня — это то, что Кроули называет «проявлением космической энергии в наиболее грубой ее форме»3. Башня — это планетарный аркан Марса. В нем присутствуют основные образы традиционных версий данной карты: рушащаяся башня и падающие с ее вершины человеческие фигуры. Однако на традиционных изображениях башню уничтожает молния, бьющая сверху, — как некое проявление небесного гнева. А в версии Фриды Харрис башня разрушается снизу — пламенем, вырывающимся из пасти подземного мира (еврейская буква Пе означает «рот»). В этой трансформации символов заключен важнейший смысл. Еще одна уникальная особенность версии Харрис — расположенное в верхней части карты огромное око, из которого исходит зигзаг молнии или пламени; быть может, это и есть та искра, от которой возгорелся разрушительный подземный огонь. Самого Кроули это око, именуемое в «Книге Тота» то Оком Гора, то Оком Шивы, настраивает на философский лад. Он даже поддразнивает читателя рассуждением о связи между этим оком и сексуальной магией: «Кроме того, у Ату XVI есть особый, специальный магический смысл, открыто сообщаемый только посвященным одиннадцатой степени O.T.O. — степени столь тайной, что она даже не упоминается в официальных документах. Постичь этот смысл невозможно, даже изучив Око, изображенное в Ату XV. Пожалуй, не будет нарушением упомянуть, что этой темы касались, подчас не вполне осмотрительно, арабские мудрецы и персидские поэты»4. Но если это такой уж страшный секрет, то зачем вообще было упоминать о нем? Подразумеваемое здесь значение Ату XVI предельно узко и эзотерично, и Кроули не мог не осознавать, что подавляющее большинство читателей не поймут и не оценят его. Очевидно, что глаз символизирует различные отверстия тела и связанные с ними духовные центры. Все это очень интересно с точки зрения практической сексуальной магии, однако едва ли это поможет нам постичь общий смысл Ату XVI. А вот концепция Ока Шивы, напротив, очень полезна в данном отношении. Индуистская Троица состоит из Брахмы, Вишну и Шивы; первый из этих богов созидает вселенную, второй — сохраняет, третий — разрушает. Шива — бог разрушения, и для того, чтобы уничтожить вселенную, ему достаточно всего лишь открыть глаз: «Шива изображается танцующим на телах своих почитателей. Людям Запада в большинстве своем трудно это понять. Коротко говоря, учение это сводится к тому, что абсолютная реальность (она же Совершенство) есть Небытие. Поэтому все проявления, даже сколь угодно величественные и восхитительные, — это всего лишь изъяны. Чтобы достичь совершенства, следует уничтожить все сущее. Следовательно, уничтожение защитников башни можно рассматривать как освобождение из темницы упорядоченной жизни, в которой они были до сих пор заключены. Цепляться за свою несвободу было с их стороны неразумно»5. Традиционное название Башни — «Дом Божий» или «Разрушение Дома Божьего». В 57-м стихе I главы «Книги Закона» богиня Нут непосредственно упоминает эту карту: «Взывайте ко мне под звездами моими! Любовь есть закон, любовь по велению воли. Глупцы да не поймут любовь превратно, ибо есть любовь — и любовь. Есть голубь — и есть змей. Выбирай как следует. Он, пророк мой, сделал выбор, ведая закон крепости и великую тайну Дома Божьего». Голубь и змей располагаются в верхней части карты, рядом с великим оком. Голубь несет в клюве оливковую ветвь. Змея же Кроули описывает следующим образом: «В сиянии этого Ока (приобретающего теперь уже третье значение — то же, что и в Ату XV) купаются Голубь с оливковой ветвью в клюве и Змей — как в приведенной выше цитате. Змей изображен в виде Змеельва — Хнубиса или Абраксаса. Голубь и Змей символизируют две формы желания — то, что Шопенгауэр назвал бы Волей к Жизни и Волей к Смерти. Они олицетворяют женское и мужское влечение соответственно; благородство последнего, возможно, основывается на признании тщетности первого. Должно быть, именно поэтому отречение от любви во всех обычных смыслах этого слова столь упорно провозглашалось первым шагом на пути к посвящению. Такой подход излишне суров. Данный аркан — не единственная карта в колоде, да и “воля к жизни” не столь уж несовместима с “волей к смерти”»6. По здравом размышлении, эта карта вовсе не так уж и страшна. Людям Эона Гора более нет нужды бояться тех естественных процессов, которые символизирует Башня. Когда Венценосному и Победоносному Ребенку Дюкетта (нашему сыну Жану-Полю) было четыре года, он спросил меня, что в конце концов станется с миром. Я сказал ему, что наверняка этого не знает никто, но что индуисты поклоняются богу Шиве, который рано или поздно должен будет разрушить вселенную. «Шиве достаточно будет просто открыть глаз, — сказал я, — и вселенной как не бывало. Что ты об этом думаешь?» В ответ на это Жан-Поль без малейшего колебания заявил: «Значит, второй глаз он закроет». Я до сих пор об этом думаю.
© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003. © Перевод: Анна Блейз, 2007. © PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.
1 Crowley, 777 and Other Qabalistic Writngs, Column CLXXXI, p. 34. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 2 The Book of Thoth, pp. 253—260. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 3 The Book of Thoth, p. 107. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 4 The Book of Thoth, p. 108. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 5 The Book of Thoth, p. 109. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 6 The Book of Thoth, p. 108—109. — Примеч. Л.М. Дюкетта. Категория: Учения, Система Таро Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|