|
Феномен отсутствующих отцов
Солдат прощается с домом и семьей
Тяжелые времена, холод, голод, войны, мужчины убивают друг друга, старые женщины понимают, что рассчитывать можно только на себя, учат этой истине дочерей и внучек, чтобы те выжили в среде, не расположенной к хорошей жизни. Образ патриарха – сильного мужчины, мужа и отца уходит в семейные предыстории, а новые мужчины, воспитанные без отцов инфантильны, капризны и ненадежны. Дочери и сыновья пока еще маленькие не знают об этой дефектности отцов, тянутся к ним, хотят проводить с ними время, сидеть на ручках, но вскоре им расскажут или сами поймут, что отец пьяница (не умеет зарабатывать, зависим, нерешителен, погряз в гульбе, не нашел себя и своего места в жизни и пр. пр.). Обычно так в социально-психологических повествованиях объясняют физическое отсутствие сильных, зрелых мужчин и снижение отцовского статуса главы семейства. Конечно, это похоже на правду, действительно забирают самых лучших и сильных, действительно погибают прежде всего самые сильные. Во многом это так, все в логике героического мифа, но здесь мы позволим себе поставить под сомнение эту единственно верную историческую правду и посмотреть на проблему в ином ракурсе. Первое, что побуждает это сделать - это тенденция реанимировать т.н. лучшие времен и возрождение мифа о старом добром патриархальном укладе русичей, кривичей, древлян… ну или, как минимум, наших православных предков, у которых отец - голова, жена - шея... И жили они в уважении друг к другу и деток растили и если надо было землю родную от супостата защищали мужественно. Такой потерянный суверенно-патриархальный рай. А предшествовал ему еще более благостный материнский мир с Берегинями, Макошами и другими женскими божествами родной Земли, где Иваны с Ладами водили хороводы и жили в согласии с вековечными законами Природы и общества. За лубочной картинкой, изображающей языческих и православных предков открывается реальность матриархального и патриархального укладов – жестких обычаев и норм поведения, необходимых для элементарного выживания. Цена выживания, о которой обычно не говорят (не мы платили) может заставить содрогнуться и развеять миф о благости матриархально-патриархального миропорядка. А мы сегодняшние платим за то, что все еще сидим в этих временах и верим в то, что они и есть наше будущее спасение от безумного нового мира.
"Бабья яма" и отсутствующий отец матриархата
Центральной фигурой матриархального уклада являляется Великая Мать в сакральном и профаном воплощении. Великая подразумевает сосредоточение в ее руках всей полноты сакральной, законодательной и распорядительной власти на том и на этом свете. Там где речь заходит о власти, предполагается насилие, посредством которого эта власть утверждается и поддерживается. В матриархальных гендерных правилах мать захватывает, удерживает и поглощает, полагаясь на биологическую "лицензию" рожать и удерживать любой ценой с целью продолжения рода и поддержания жизненных циклов. Эго, личность, индивидуальность, свой путь, уважение к мужу и ребенку далеки от идей матриархата не по причине злобности матерей, а в силу того, что в приоритете находится не отдельный человек, а интересы рода. В сакральном измерении Мать и женские богини стоят на вершине иерархии как подательницы жизни и управительницы судьбой.
Активация материнского архетипа и получение властных полномочий происходит у женщин в период беременности. У будущих отцов в этот период также активируется свой отцовский архетип с чувством ответственности за будущее рода, но, в-первых, не у всех, а во-вторых, не все будущие матери воспринимают нарождающееся отцовство мужа с благосклонностью. У некоторых женщин нет собственной отцовской опции и для их детей отец не представляется необходимостью. Старуха и молодуха на уборке урожая Вынашивание и рождение потомства наделяет женщину силой стихийного природного масштаба, которой не способен противостоять ни один мужчина, рожденный женщиной. Страх перед матерью и женщиной, тотальная зависимость от материнского образа (Мать Сыра Земля, Родина Мать, Паучиха, Медведица) биологически вшиты в сознание мужчины. Некоторые из них испытывают не только благоговение, но и иррациональный ужас перед матерью и они спасаются от своих беременных жен бегством. По К.Г. Юнгу негативный аспект архетипа Матери несет значение чего-то
В матриархальном миропорядке мужчины – мужья, выполнив биологическую функцию, не могут сохранить семью и остаться рядом с детьми. Сыновья, психологически кастрированные матерью и не ставшие мужчинами не имеют возможности завести семью. Гормонально активные мужчины становятся воинами и насильниками, обладающие слабой половой конституцией – превращаются в работяг или трутней. Общим для мужчин, поглощенных Великой матерью является зависимости и пьянство. Самая распространенная аналогия с негативным архетипом Матери у наших современников мужчин и женщин – это болото и засасывающая трясина. Как пишут коллеги (Терещук Е.И., Е.В. Аксёнчикова Е.В. Негативный материнский комплекс: Проработка в аналитической психотерапии):
В семейном окружении роль спасения от влияния негативной матери и поддержку в развитии сознания ребенка должен взять на себя отец. Но в матриархальной культуре, также как и в современных материнских семьях все повязаны друг с другом «либидом родства» (К.Г. Юнг) и мужчины, включая отцов, могут полагаться лишь на милость жены, если хотят остаться внутри семейной системы при жене-матери. В благоприятном варианте такие мужчины способны поддерживать детей материально, но не могут выполнить отцовские функции в формировании ценностно-смысловой сферы ребенка и социализации. Мужской доблестью в этой среде является служение семье или, как минимум, своей матери, если отец-муж изгнан из семьи жены. При необходимости мужчина должен выразить готовность принести себя в жертву во славу тому или иному материнскому божеству. Будь то Великая Родина Мать, жена или собственная мать, которая может остаться для мужчины важнее своей семьи и детей.
Хуже матриархата только патриархат
Если в матриархате практикуются кастрация сыновей / мужей и символические убийства мужчин, то в обновленной патриархальной системе эта практика меняется на повсеместное насилие над женщинами – изощренные пытки, месть и неотвратимость наказания. Для женщин (жен и матерей) и детей (приплода). Чтобы не показалось, что мы сгущаем краски возьмем за основу самый чистый и не цензурируемый материал – русские народные сказки. Далее тезисно по диссертационной работе «Гендерные стереотипы русской традиционной культуры» (2005) филолога, культуролога и юнгианского аналитика Е.В. Васильевой.
Семейная пара
Молодухи 22 года
Профессиональные плакальщицы
Отец и сын
Поверженный отец Дед с внуком Чем чудовищнее отец, тем ближе становятся матери, жены, дочери, объединенные общей ненавистью к отцовской фигуре и в желании мести. Мотив сына, убивающего отца-тирана и порождающего самого себя соединяет матриархальный и патриархальный мифы. Отец становится опасен или как минимум не нужен для продолжения рода. Он обесценивается не только женщинами, но и сыновьями, что сплошь и рядом проявляется и в современных семьях. Чем беднее люди и больше нищеты, чем сложнее условия жизни и больше ожесточения внутри семей, тем скорее фигура реального отца устраняется из семейной системы, заменяясь мужским божеством или сильным справедливым царем. Отцовская фигура при всей ее номинальной властности в патриархальной системе оказывается самой уязвимой и хрупкой. Прочность патриархальной системы зиждется на убеждении, что для выживания нужны жертвы. Кому-то обязательно должно быть плохо, без страданий не случается ничего хорошего, всем надо терпеть, кого-то обязательно надо наказать и казнить. Поиск виноватого или виноватой является сквозной нитью не только сказочных повествований, но и будней патриархальной семьи как позапрошлых веков, так и современности. Виновным поздно или рано становится сам отец. Идеализация отца или страх перед ним легко меняется на обесценивание. Сначала молодой отец бьет домочадцев, потом выросший сын выкидывает отца, заменяя его собой – новым молодым тираном или из почтения к матери начинает служить ей и кормиться при ней. Матриархально-патриархальный цикл замыкается в себе и мы наблюдаем возрождение матриархата в самом сердце патриархальной системы с отсутствием потребности в отце. Наступает новый матриархат – месть матерей, жен и дочерей своим мужьям, отцам, братьям и даже сыновьям. Здесь наказывают за любые намеки на патриархальность, сексизм и харрасмент. В западном либеральном обществе матриархальный порядок и власть женщин проникает во все сферы жизни и заставляет выбритых мужчин ходить по струнке новой политкорректности. В российском менталитете и законодательстве все еще в силе право сильного: бить бабу – дела семейные. Но для детей не столь важно кто кого бьет, мать отца или отец мать. Конечно, матриархально-патриархальные отношения это не только мир, в котором все бьют всех. В перерывах между борьбой за власть люди работают, занимаются сексом, гуляют на праздниках, улучшают жилищные условия, совершают предписанные светские и религиозные обряды, привычно холуйствуют перед властью, выкраивают свой кусок надела и солнечного света. Но в этом мире нет пространства для личного и совместного развития. Отцы много пьют на радости и в горе, матери много едят, потому, что это благополучие, а голод страшен, все лечатся, занимаются имитацией жизни, находят компромиссы, подыгрывают друг дружке и потихоньку уничтожают друг друга.
Как жить? Этот вопрос звучит намного шире, чем где взять отсутствующего отца, но проблема отцов решается лишь в комплексе. Правильнее спрашивать, как создать нормальную семью, для которой одинаково важны отец и мать.
1. Видеть теневую сторону жизни, представленную здесь, не закрывая на нее глаза и не впадая в розовые иллюзии. Но видеть не только ее. Ценить и культивировать светлую часть отношений.
2. Заимствовать, не отвергая лучшие характеристики матриархально-патриархального уклада, двигаясь к эгалитарному (от égalité — равенство). Эгалитарная модель не столь уж и новая, она очевидна и эмоционально впечатляюща. Здесь утверждается не только законное, но и этическое равенство мужчин и женщин, независимо от, возраста, этнической принадлежности, социального положения и т.п. Речь идет о новой этике и новой культуре. Эгалитарная модель включает традиционно женскую доброту, милосердие, готовность делиться, жалость и чадолюбие матриархата. Сакральность беременности и рождения ребенка. Уважение с поклонением к Природе и принятия своего тела как ее части. Соотношение женского тела с природным и материнским. Обязательства и договороспособность из патриархальной модели, распространяющиеся на людей своего и противоположенного пола. Честное мужское слово и ответственность. Мужья и отцы защищают жен и детей не как свою собственность, а в результате ответственности физически сильного перед физически слабыми.
3. Дети рождаются не у отца, как в патриархальной модели и не у матери как в матриархальной. Дети рождаются у отца с матерью. Ребенок уникален для родителей и любим безусловно. Детей не приносятся в жертву и не привлекают в союзники против мужа - отца или жены - матери.
4. Отказ от манипуляций и способность признавать неправоту, смелость просить прощение и раскаиваться в ошибках.
5. Взаимодействие между супругами в решении житейских вопросов вместо борьбы за власть. Отсутствие подчинения одного члена семьи другому. Старших и младших уравнивает любовь, мужа и жену взаимоуважение.
6. В эгалитарной гендерной системе дети сами находят себе женихов и невест, а в браке мужчина и женщина добровольно верны друг другу, своему честному слову, ответственны и заботливы.
7. В целом эгалитарную систему ценностей можно описать как объединение различного, взаимность, добровольность, сотрудничество, отсутствие насилия и борьбы за власть, свобода, справедливость (отсутствие двойного стандарта), достоинство во всех проявлениях, благодарность вместо мести.
Таковы ориентиры для исправления больных семейных отношений. Если для кого-то они выглядят утопичными, то всегда есть регрессивная и поощряемая государством тенденция к матриархально-патриархальной жестокости.
В заключении два сновидения о сохраняющихся связях с отцом. В обоих случаях отцы мертвы, но продолжают присутствовать в жизни детей. В обоих сновидениях много тревоги, но наряду с ней есть и потребность в отце, и принятие его.
Читать по теме: Замфир (Васильева) Е.И.Гендерные стереотипы русской традиционной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. - Санкт-Петербург, 2005. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|