|
Феномен «Выученной беспомощности».В этом выпуске: «У меня не получится», «я не смогу это сделать, не думал, что так сложно будет», «я не знаю, что выбрать. У меня нет выбора», «я так всегда делаю и в семье так делали», «я не знаю чего я хочу», «это трудно начать», «я не могу контролировать и менять события в моей жизни», «мне нужно просто переждать и оно само измениться и пройдет, может быть», «не могу», «не хочу», «все бесполезно» и многое другое. Если вы узнали себя, просто продолжайте внимательно читать, в тексте есть много ответов. Определение learned helplessness, или выученная беспомощность, возникло благодаря американскому психологу Мартину Селигману в 60х годах и и звучит как — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего положения (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. (Википедия)
В 1964 году ученый Селигман (я буду часто на него ссылаться) участвовал в экспериментах над собаками по схеме И.П. Павлова, целью которых было исследование и формирование у подопытных условных рефлексов страха на звук высокого тона. Собак, запертых в клетках, били сильными ударами электрического тока после того, как раздавался звук.
Мартин Селигман предположил, что, возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха — по их поведению было очевидно, что они ожидают удара — а потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались избежать его, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности». Затем данный феномен беспомощности неоднократно исследовался и подтверждался другими учеными психологами в различных интерпретациях, и на людях в том числе.
Так же, хочется отметить эксперимент на студентах, который проводил немецкий ученый Юлиус Куль. Им предлагали решать интеллектуальные задачи различной степени сложности. Все задачи не имели решения, но студенты об этом не знали. Безуспешные попытки решить различные задачи сопровождались негативными комментариями ученого о способностях испытуемых. Многие из них впадали в отчаяние и тревогу, начинали сомневаться в своих возможностях, что значительно снижало их самооценку. Затем студентам предложили простую задачу, которую уже можно было решить. Но они и с ней не справились, поскольку уже выработался механизм беспомощности. Другие ученые определили, если эксперименты определения беспомощности проводились не продолжительное время и в мягких условиях, у испытуемых возникало желание сопротивления. Они были мотивированы справляться со сложностями, что приводило к улучшению их деятельности. Но если же экспериментальные условия были более продолжительными и жесткими, это приводило испытуемых к потере мотивации и контроля над ситуацией. К отсутствию усилий для восстановления деятельности.
Если испытуемый воспринимал неудачу, как внешний неустойчивый фактор, он мог возобновлять усилия для решения новой задачи и улучшал результаты. Если он относил неудачу к внутренним факторам своих способностей — это значительно понижало его самооценку и приводило к дефициту возможностей решить задачи, снижало его эффективность. И в дальнейшем приводило к беспомощности.
Выводы Селигмана про выученную беспомощность — это дефицит способностей в трех сферах: мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в отсутствии навыка побуждать себя к действию, когнитивный — в неспособности быть гибким, осознавать, что единичный промах — не катастрофа, эмоциональный — в подавленном состоянии и чувстве безысходности (на этой почве часто развивается депрессия).
Депрессивные люди действуют паттерно и считают, что они не могут контролировать элементы своей жизни, которые могут облегчить их страдание и принести удовлетворение. Они сдаются и считают себя беспомощными, даже не совершают попытки себе помочь.
Маркеры беспомощности те, которые я указала в начале статьи: — не могу; не хочу; это невозможно; всегда; никогда; все бесполезно и др.
За всеми этими словами стоит неуверенность в собственных силах, отсутствие позитивного опыта, страхи и тревога. Отсутствие опоры на себя и возможность видеть позитивный прогресс. Люди, с подобными внутренними ощущениями, могут воспринимать их как чувство усталости, злости, апатии, потери интереса, непонимание происходящего, деструктивное поведение по отношению к себе или другим. Как формируется беспомощность?
В дальнейших своих исследованиях Мартин Селигман определил, что подопытные собаки воспитывали в своих щенках беспомощность.
Психолог Диана Циринг определила четыре типа родительского поведения, которое может привести к беспомощности у детей:
— гиперопека и защита (чрезмерный контроль, отслеживание каждого действия ребенка) — полное отсутствие самостоятельности у ребенка;
— возложение на ребенка слишком большой ответственности — приводит к ощущению невозможности соответствовать возложенным ожиданиям. Поэтому лучше ничего не делать;
— жестокое обращение — формирует у ребенка бессилие противостоять насилию взрослого, он намного меньше и силы не равны. Поэтому любые действия напрасны, даже не нужно пытаться;
— непоследовательное воспитание — чтобы не делал ребенок, ответная реакция не может быть предсказуемой и понятной.
Так же, родители могу формировать у детей полную апатию или беспомощность из благих намерений помочью сделать за него.
Далее функцию воспитания в личности ощущения беспомощности выполняет социум. Где практически все взаимоотношения делятся по принципу управление-подчинение. Преподаватели, гуру, ученые имеют власть над своими подопечными, их знания считают самыми верными, не подлежат сомнениям. У учеников есть только возможность слушать. Практически все мужчины в семье считают себя главой, а жена может восприниматься как личность слабее, которая должна подчиняться. Быть робкой. Отсюда рождение эпидемии выученной женской беспомощности, жертвенности, а соответсвенно и насилие в семьях. Жертвенность общества перед лицом государства. Перенос ответственности за свою жизнь и потребности на других. Выученная беспомощность может формироваться вследствие повторяющихся неудач. Как спастись?
Переходим к приятным новостям. В последствие, ученому Селигману удалось научить подопытных собак самостоятельно спасать себя от тока. У каждого человека тем более есть шансы. Необходима внутренняя работа по отлову своих стопов и паттернов, которые приводят к бессилию и беспомощности. (С помощью психотерапевта — быстрее или самостоятельно, если это возможно, но понадобится больше усилий).
Полярная сторона беспомощности — это активная деятельность, исследование сложности и сканирование пространства на предмет ее решения.
— признание проблемы своей беспомощности, что она существует; — исследование возможных истоков этой сложности; — признание и проживание эмоционального состояния по этому поводу; — изучение и обнаружение своих желаний, потребностей; — разрешение себе права получить новый опыт, который не обязательно повторит старый; — разрешить себе ошибаться, быть неправым и снова пробовать с пониманием, что это нормально; — обнаружить свои слабые и сильные стороны, ресурсы и поддержку для изменений и пути; — вспомнить кто есть за вашей спиной, кто может поддержать, помочь, какие позитивные опыты были раньше, где удавалось преодолевать трудности; — понять, что можно, при необходимости, обратиться за помощью; — необходимо разбить свой путь достижения цели на план, который будет состоять из маленьких целей и действий; — принять ответственность за путь и мини-цели, за то, что результат может быть разным, но обязательно многое получится и это будет зависеть от вас; — создать стратегии преодоления препятствий в возможных вариантах; — начать реализацию каждого конкретного шага; — повышать свою самооценку и поддерживать себя.
Выученная беспомощность не дает возможности даже взглянуть на глобальные изменения. Они будут казаться очень сложными и невозможными для исполнения. Поэтому принцип мини-целей, которые в результате формируют изменения и, с которыми постепенно ты можешь справляться, эффективно помогают.
Если ты сидишь на нелюбимой работе из-за страха неизвестности. Потому что так привычно. Как бы тебе не было там плохо, ты придумаешь каждый день новые и новые причины не увольняться, тогда попробуй следующее: — распиши чего ты боишься, если уволишься (отсутствие новой работы, денег, осуждения) — какие действия ты можешь предпринять, чтобы избежать этого? Например, если боишься остаться вовсе без работы — начни искать варианты, которые тебе могут подойти. Ходи по собеседованиям, присматривайся, примеряй на себя роль нового работника. Восстанавливай свою способность двигаться и понимать, что в мире очень много разной работы и тебе может многое понравиться.
Если боишься остаться без денег. Переживаешь, что первое время на новой работе будет маленькая зарплата. Посчитай свои базовые необходимые расходы. Какая это сумма в месяц? Дополняй каждое свое действие, каждую выполненную мини-цель позитивным подкреплением — это может быть прогулка, приятный бонус, возможно что-то сладкое или то, что ты любишь.
Постепенно, после повторения подобных действий, в мозгу формируются новые устойчивые нейронные связи, а соответсвенно и понимание, что все возможно. Вариантов и действий много. Это однозначно придает уверенности в себе, в способности улучшать свою жизнь. А так же повышает самооценку.
Автор: Нечаева Юлия
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|