Моральное насилие на работе

Рабочий коллектив - это система. И она может быть здоровой: и тогда начальник ведет себя справедливо, умеет поддерживать и вдохновлять подчиненных, не выделяет любимчиков. Сотрудники проявляют инициативу и берут на себя ответственность, относятся друг к другу с уважением. И есть системы, в которых нездоровые или незрелые элементы проявляются в двух плоскостях. В вертикальных отношениях - начальник-подчиненный и в горизонтальных - сотрудник-сотрудник.   

Руководитель воспринимается зачастую, как фигура родительская, всемогущая. А подчиненный ставится на позицию ребенка, основная задача которого - выполнять указания, быть послушным и хорошим работником, не спорить, не бунтовать, не задавать лишних вопросов. В таком взаимодействии отыгрываются незавершенные отношения с родителями, где руководитель транслирует модель поведения своих родителей (то, как обращались с ним), а подчиненный свою детскую роль. В рабочие отношения привносится много личного, эмоционального, буйным цветом расцветают переносы и проекции.  

Отношения в коллективе между сотрудниками, если в компании специально не задан формат взаимодействия, строятся по принципу школьных. И являются продолжением предыдущего опыта социализации в коллективе. А это значит, что возможны лидеры и аутсайдеры, "отличники" и "двоечники". Методы манипуляций, по сравнению с детским возрастом, становятся тоньше, а драки заменяются словесными баталиями. 

Люди, которые работают в крупных компаниях, наиболее подвержены влиянию нездоровых элементов, потому что чем больше коллектив, тем больше системного, а не личностного управления. Системного - значит, более унифицированного. Некогда учитывать личностные особенности каждого, человек - это винтик, который должен работать строго по инструкции. А там, где снижается ценность личности, возникает насилие. 

Не так давно я писала про моральное насилие в отношениях, и эту информацию можно, также, использовать для разбора других областей человеческого общения. В этой же статье я хочу сфокусироваться на отличительных чертах абъюза именно в рабочих отношениях. 

Если рассматривать отношения начальник-подчиненный, то моральное насилие можно распознать по следующим признакам:

- Начальник злоупотребляет властью. Он как будто думает, что приходя на работу, сотрудник оставляет все свои человеческие права за дверью офиса. Хочет беспрекословного подчинения и не допускает критики в свой адрес.

- Позволяет себе кричать, навешивать ярлыки, раздавать оценки. 

- Ведет себя высокомерно по отношению к подчиненным.

- Многие его решения зависят не от четких инструкций, принципов и правил, а от его настроения. Вообще, многое зависит от того, в каком настроении сегодня "главный" и весь офис мониторит это явление, как прогноз погоды.

- Упреки к подчиненному зачастую расплывчаты и неясны. Но со стороны кажется, что жертва заслужила такое отношение. Как правило, у того, кого распекают, никогда не находится защитников. Все предпочитают молчать, чтобы им самим "не попало".

- Руководитель внимательно следит за формальным выполнением инструкций, используя их как средство давления. Например, начинает следить, как используется рабочее время, вводит жесткие санкции за опоздания с публичным осуждением.

- Начальник позволяет себе высказывания при всех о личности подчиненного в негативном ключе. 

- Поручает сотруднику заведомо бесполезные или унизительные задания. 

- Позволяет себе сексуальные домогательства или сексизм. 

- Обесценивает вклад и компетентность сотрудников. 

- В случае ошибки, виноватым оказывается всегда сотрудник, начальник не готов признавать свою часть ответственности, даже если она там есть.

Что касается морального насилия в коллективе равных, оно проявляется в следующем:

- Сокрытие информации. Жертва узнает обо всем последней.

- Изоляция, отказ в общении. И, при этом, отрицание конфликта. На попытку объясниться, агрессор отвечает, что все в порядке. 

- Невербальное ущемление достоинства - рассогласование слов и жестов с мимикой. На словах одно, а мимикой показывает противоположное. Швыряние документов на стол. 

- Сарказм под видом шутки, подтрунивание при всех. 

- Снисходительный тон, комментарии из позиции: "Я знаю, как надо, а ты тут кто?"

- "Дедовщина" для новичков, которым поручают самую "грязную работу". 

- Невыполнение договоренностей/обязанностей при зависимости работы жертвы от работы агрессора.

- Требование предоставить работу в определенном виде, что не оговорено инструкцией, а является "произволом" агрессора. 

- Игнорирование вопросов коллеги, как будто "не слышал". 

 

Хороший пример крайне нездоровых отношений в компании отражен в фильме "Дьявол носит "Прада".

Как правило, подобное отношение к себе готовы терпеть люди, у которых сложности с установлением границ, привычка критиковать и обесценивать себя, трудности с идентификацией своих ценностей, того, что для них приемлемо, а что нет. Им важно избегать конфликтов, поэтому они привыкли подстраиваться и терпеть годами. Скорее всего, подобная атмосфера не является для них чем-то новым, они встречались с подобным отношением к себе раньше, в детстве, и усвоили, что "с ними так можно". Поэтому они остаются в подобных отношениях, убеждая себя, что "так везде", "у меня узкая специальность", "зато зарплата хорошая" и т.д. 

 

Чтобы изменить ситуацию - нужно посмотреть на систему со стороны, увидеть, что такие отношения не норма. В моей работе с клиентами мы идем двумя путями:

  1. Работаем с ценностями, принятием себя, установлением и удержанием границ, уверенностью в своих силах. Если на работе ситуация не запущенная, этого бывает достаточно, чтобы изменить взаимоотношения. Начальник меняет отношение на более уважительно, среди коллег находятся те, кто поддерживает, а с агрессорами устанавливается адекватная дистанция.

  2. Так же работаем с целостностью, границами, самоуважением, понимая, что рано или поздно, работу нужно менять. Потому что уже невозможно находиться в системе, которая не соответствует внутренним ценностям. Появляются новые амбициозные цели, новые потребности и требования к контактам с людьми. Человек ищет коллектив, в котором выстроены здоровые отношения, систему, которая уважительно относится к личности сотрудников. Как правило, в таких коллективах работают зрелые и позитивные люди, которые больше поддерживают друг друга, чем конкурируют. Компании, в которых поощряется развитие сотрудников, открытый диалог, доступность руководителя и не поддерживаются манипуляции и интриги. Приятно, что сейчас таких компаний становится все больше.



Просмотров: 467
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я начальник – ты дурак!» Про взаимоотношения в трудовом коллективе
  • Сам себе начальник или работа в «свободном полете»
  • Как люди сами портят себе жизнь и отношения друг с другом — часть первая
  • Моральное насилие в отношениях
  • Когда начальник мешает работать!
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • 5 неудобных вопросов, которые нужно задавать себе в трудных ситуациях. Советы психолога
  • Психолог услуга, которая помогает изменить себя и свою жизнь.
  • Возвращение в пустыню (про отношения, которые себя исчерпали)
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • Неявное насилие в отношениях. Часть 2. Сексуальное насилие.
  • Неявное насилие в отношениях. Часть 1. Физическое насилие.
  • КАК ПЕРЕСТАТЬ РУГАТЬ СЕБЯ ЗА РАБОТУ?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Мотивированный сотрудник = идеальный сотрудник!
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Дети, которые «странно» себя ведут: взгляд системного расстановщика
  • Про отношения и любовь к себе. Часть 2.
  • Про отношения и любовь к себе. Часть 1.
  • От того, как мы относимся к себе, зависит качество наших отношений с другими.
  • Отжившие себя отношения
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Хорошие отношения с собой. Друг, который всегда рядом!
  • 15 жестких СОВЕТОВ про отношения, которые работают
  • Как я искала отношения, а нашла себя.
  • Про отношения и любовь к себе. Практикум самопомощи. (Часть 3)
  • Давай сделаем вид, что все в порядке, или Мины в отношениях. Как сохранить отношения счастливыми?
  • «Отношения с родителями в детстве и межличностные отношения студентов»
  • 5 важных причин полюбить себя еще больше
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь