|
Избегать нельзя действовать?
О феномене мнимой активности, которая помогает нам не решать проблемы.
Избегать нельзя действовать… Как и в известном крылатом выражении «казнить нельзя помиловать», суть этой фразы зависит от постановки запятой. Если рассматривать избегание как уход от ситуаций, потенциально угрожающих душевному благополучию, то оно выглядит более чем оправданным и полезным. Все мы избегаем неприятных переживаний. Оно и понятно, ведь из зоны комфорта выходить болезненно. Но приводит ли избегающее поведение к ощущению удовлетворенности и радости – вопрос спорный. На первый взгляд кажется, что избегание – это активное, целенаправленное, осмысленное действие. Но, по сути, оно представляет собой подавление активности, поскольку избегающее поведение не способствует решению конкретной проблемы, с которой столкнулся человек.
Когда мы избегаем чего-либо для того, чтобы не чувствовать себя дискомфортно, мы выбираем не действовать. Избегать можно определенных мыслей, чувств, воспоминаний, фантазий, ощущений, общения, контакта и других внутренних или внешних событий.
Избегание чувств или мыслей
По отношению к одному и тому же человеку мы можем испытывать разнообразную гамму чувств, желаний, мыслей, и некоторые из них вступают в конфликт друг с другом: благодарность и раздражение, жалость и ненависть, привязанность и злость и так далее. «Неприемлемые» для нашего «внутреннего критика» чувства могут подавляться нашим подсознанием (защитные механизмы психики первым описал Зигмунд Фрейд). Путь избегания определенных чувств и мыслей, однако, не приводит к благополучию, а создает внутреннее напряжение, которое, в свою очередь, может найти выход в невротических симптомах. Психоаналитическое направление, да и другие психологические школы, считали важным вывести эти неосознаваемые импульсы, влечения, чувства в область сознания, чтобы их можно было проанализировать. Внутреннее напряжение обычно снижается после выражения «законсервированных» чувств и мыслей во время психотерапевтических сессий.
Избегание ситуаций
Возьмем пример избегания определенных ситуаций. Допустим, человеку непереносима мысль, что его оценивают (и наверняка оценка всегда не в его пользу, уверен он), поэтому он всячески избегает подобных ситуаций: собеседований, высказывания своих идей на рабочих совещаниях, публичных выступлений или даже знакомства с противоположным полом.
В избегании, как и в любом защитном механизме, заложено благое намерение – обеспечить стабильность и целостность психики. В случае избегания ситуаций, в которых человека могут оценивать, он оберегает себя от потенциальных неприятных переживаний и поддерживает свое психическое равновесие. На непродолжительный период это приносит облегчение, но на более длинном временном горизонте избегание провоцирует другие проблемные ситуации и человек может ощутить еще более сильный дискомфорт. Например, избегающий оценивания человек будет своим поведением сдерживать свой профессиональный рост, не перейдет на более интересную работу, будет страдать от дефицита общения и одиночества. Иными словами, избегание не способствует развитию личности.
Избегание вносит весомый вклад в прогрессирование депрессивной симптоматики. Получается замкнутый круг: человек пребывает в унынии и апатии, он чувствует, что в таком состоянии будет в тягость окружающим, поэтому он ограничивает свое общение, перестает встречаться с друзьями, в результате он не получает внешней подпитки и положительных эмоций (социальных поглаживаний), что только усугубляет его состояние и искажает восприятие мира. В голове у него крутятся мысли о том, что он никому не нужен, что он никчемный, что людям с ним трудно.
Зачастую, избегающий определенных ситуаций человек боится, что не сможет вынести сильных эмоциональных переживаний. В этом преувеличении заложен детский страх: как будто эти чувства станут настолько непереносимыми, что смогут разрушить человека. В действительности неприятные переживания неизбежны, так или иначе с ними нам приходится сталкиваться на протяжении всей жизни.
Разновидности пассивного поведения
Избегание поддерживает существование проблемы или симптома и поэтому его стоит рассматривать как разновидность пассивного поведения. Слово «пассивность» может вызывать ассоциации с лежанием на диване, просмотром телевизора, листанием ленты в соц. сети или с плеванием в потолок, а вот, например, с энергичным разбором ненужной макулатуры это определение никак не вяжется. Между тем, в определенных ситуациях эти действия можно отнести к пассивному поведению. А именно в тех ситуациях, когда они замещают решение актуальных задач. В таком случае это активность для оправдания своей пассивности.
Школа Шиффов (одно из направлений в транзактном анализе) определяет пассивное поведение как внутренние и внешние действия, которые люди предпринимают, чтобы не реагировать на стимулы, проблемы и не учитывать свои возможности выбора. А также чтобы вынудить других что-то сделать для удовлетворения своих потребностей. Но пассивность обычно не осознается самим человеком.
Шиффы выделяли 4 вида пассивного поведения:
В этом случае вся энергия человека направляется на подавление реакции. Например, мать говорит сыну: «Я возмущена тем, как ты поступил». Вместо того чтобы ответить сын молчит, при этом испытывая дискомфорт. Период молчания может быть очень долгим, в какой-то момент мать, возможно, почувствует себя неловко и захочет утешить сына.
Этот тип поведения, на первый взгляд, кажется вполне нормальным и даже желательным, одобряемым обществом. Человек делает что-то, что, как ему кажется, от него хотят другие. Но (и это ключевой момент) он не проверял это предположение, это лишь его фантазии. При этом он не соотносит свои действия со своими целями и потребностями, это становится автоматической деятельностью. К примеру, один из офисных работников засиживается на рабочем месте допоздна при том, что у него нет в этом необходимости в виде срочной работы, но он чувствует, что не может уйти, пока в офисе находится кто-то из коллег. Как будто бы от человека ждут, что он должен уходить последним, хотя такого никто из руководства ему не говорил.
Другая разновидность сверхадаптации – делать для других то, что хочешь получить сам. В частности, гиперопекающее поведение по отношению к окружающим людям. Гиперопекающий человек может подсознательно ждать, что окружающие таким образом поймут, в чем состоит его потребность. А если они не отреагируют должным образом, то этот человек начнет чувствовать себя несчастным, но, опять-таки, озвучивать свои желание не станет.
Когда человек совершает повторяющиеся нецеленаправленные действия, логично будет предположить, что он находится в состоянии ажитации. Ощущая внутренний дискомфорт, человек может беспорядочно что-то перекладывать с места на место, ходить кругами по комнате и так далее. Такая активность направлена на временное облегчение напряжения, но никак не относится к проблемной ситуации. Более того, человек таким способом только сильнее заводит себя, накапливая энергию. Если рядом с вами человек пребывает в тревожном возбуждении, то лучшим выходом будет взять на себя как бы родительскую роль, твердо и настойчиво призывая человека успокоиться: «Сядь на место, успокойся, дыши ровно» или произносить другие подобные директивные фразы.
Если же во время ажитации накапливается критическая масса энергии, то она может выплеснуться в неконтролируемое насилие. При этом человек, находящийся в состоянии аффекта, не осмысливает свое поведение, он не думает в этот момент. Ярким примером такого пассивного поведения может быть ситуация, когда молодой человек, которого бросила или предала девушка, под влиянием эмоций идет в ближайший бар или магазин и начинает крушить все подряд, сбрасывая энергию. Но эти агрессивные действия не направлены на решение его проблемы – отношения с девушкой таким способом он явно не наладит.
Противоположным по форме выражения, но очень близким к насилию по сути, является проявление беспомощности. В состоянии беспомощности человек как бы физически не способен что-то сделать, или чувствует недомогание и боли в различных частят тела. Безусловно, нет речи о том, что человек специально становится больным, этот процесс, скорее, проходит на бессознательном уровне.
Предположим такую ситуацию: взрослый сын всю жизнь живет с матерью, она психологически нуждается в его постоянном присутствии. И вдруг сын решил жениться и жить самостоятельно. Мать вроде бы не препятствует отделению, но за день до свадьбы ей становится физически плохо. Свадьбу естественно переносят или же отменяют (в зависимости от тяжести симптомов у матери).
А к какому типу пассивного поведения больше склонны вы?
Осознание – это, как известно, первый шаг на пути к изменениям. Предлагаю вам проверить себя. Вспомните ситуацию, когда вы задумали что-то сделать, но так и не сделали, и ответьте «Да» или «Нет» на следующие вопросы:
1. С того момента, как вы решили это сделать, были ли вы больны и неспособны это сделать?
2. Были ли вы очень заняты и поэтому это не сделали?
3. Получилось ли так, что когда вы решили это сделать, то у вас не было на это энергии?
4. Когда вы решили это сделать, спрашивали ли вы по этому поводу советы у других людей?
5. Были ли у вас неприятные ощущения в теле, когда вы решили это сделать?
6. Было ли так, что вы четко представляли, что нужно делать и в тоже время ничего не делали для этого?
7. Не получилось ли так, что вы сначала все четко распланировали, но потом поняли, что это нереальный план?
8. Было ли так, что когда вы собрались это сделать, то что-то другое случилось и отвлекало вас?
Ключи для самопроверки:
Посмотрите, на какие вопросы вы ответили «Да».
Вопросы №1 и №5: склонность к проявлению беспомощности и насилию
Вопросы №2 и №8: склонность к ажитации
Вопросы №3 и №6: склонность к ничегонеделанию
Вопросы №4 и №7: склонность к сверхадаптации
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|