Техника «Я – музыкальный инструмент» предназначена для исследования различных граней личности, нахождения скрытого потенциала.
Инструкция.
Закройте глаза, сядьте поудобнее и расслабьтесь. Около минуты последите за своим дыханием. Внутренним взором прогуляйтесь по своему телу. Какую часть тела Вы чувствуете так, что можно сказать: «Я здесь. Это действительно Я». Чаще всего это область сердца и солнечного сплетения. Однако Вы можете поймать это ощущение где угодно. Постарайтесь удержать в этой зоне свое внимание. А теперь начните из этой точки развивать образ музыкального инструмента. Пускай он вырастет из этого места, возможно, это произойдет быстро, возможно не скоро. Не стремитесь форсировать процесс. Дайте возможность ему родиться и выйти. Возможно, сначала Вы увидите отдельные не структурированные элементы, которые тяжело соотнести с известным Вам музыкальным инструментом, дайте этому процессу быть, не спешите его лепить под известные Вам образы. Наблюдайте за процессом зарождения. Ребенок формируется в течение девяти месяцев, перед тем как увидит мир. Дайте своему музыкальному инструменту действительно оформиться. Наблюдайте, как он обретает все более и более отчетливые контуры…Проверьте его звучание Как он звучит? Какую первую ноту он выдает? Наблюдайте что происходит? Если Вы действительно можете сказать: «Да, это я», возможно, Вы захотите встать и начать двигаться. Если это так, сделайте это, не открывая глаз медленно вставайте с места и начните двигаться, воплощая поток внутренних переживаний и образов. Старайтесь не отталкиваться от образов повседневных представлений о своем музыкальном инструменте, ибо это не он, а Вы, а потому пускай он откроет свое тело, свою форму. Старайтесь избегать желания что-либо совершать и делать, пускай движение и поступки происходят сами собой. В определенный момент Вы почувствуете, что движение дальше не развивается. Повторяйте свое движение и начните звучать. Пускай телодвижение и звук сольются в абсолютной гармонии. Можете открыть глаза. Что Вам хочется сделать? Расскажите об этом опыте.
В некоторых случаях клиенты сообщают о рождении несуществующего музыкального инструмента, чаще всего этот образ является продуктом «склеивания» нескольких различных музыкальных инструментов (например, скрипка, издающая гитарное звучание, барабанящий саксофон). Однако, чаще приходится иметь дело все же с известными музыкальными инструментами.
Приведу пример.
Женщина рояль (фрагмент).
Около пяти минут нижняя часть лица женщины расслаблена, однако, лоб несколько напряжен. В определенный момент напряжение спадает, и выражение лица отображает то, что действительно что-то начало происходить, нечто волнительное, то, что преобразило лицо. После предложения встать, женщина около минуты сидит неподвижно, после чего правая рука вытягивается вперед, вслед за этим движением правая нога отводится в сторону, после чего женщина встает. Вначале осторожно двигаясь по комнате, женщина совершает движения, похожие на движения испуганного дирижера, впервые выступающего перед почтенной публикой. С течением времени движения становятся более энергичными, шаги решительными. Тело раскачивается из стороны в сторону. Руки продолжают дирижировать, после совершают размашистые круговые движения. До этого момента более активна верхняя часть тела. В течение минуты движения не меняются, после чего включается таз, совершающий легкое покачивание, перерастающее в сильные удары из стороны в сторону. В завершение женщина издает сильный протяжный звук. Со слов участницы: «Вначале появился образ, похожий на скрипку. Я люблю скрипку. Я подумала: «Да, это оно». Но потом стал появляться аккордеон. Потом это все развалилось. И я буквально почувствовала себя широкой. Это рояль. Рояль черного цвета. Удивительно, но почему-то не белый. Мне очень нравится белый рояль. Но это черный рояль. Я проверила его звучание с ноты «до». Этот звук был очень глубокий. Тут я подумала, почему я начинаю с таких низких нот, зачем? Но я прервала эти мысли. Ведь «до» прозвучала прекрасно. Я проверила все клавиши. Это была действительно я. Меня расширяло. Неожиданное расширение. Я боялась подниматься, мне казалось, что это не получится, ведь я слишком широкая. Я решила не вставать, но я была заинтригована. Мне надо встать. На стуле мало места. Я двигалась, не знаю, как это выглядело со стороны, но я была роялем, из этого инструмента можно извлечь все что угодно, сыграть что хочешь».
П: Вы как будто хотели вначале найти просто любимый инструмент, но Вы оказались роялем.
К: Я и рояль люблю, но я хотела, наверное, быть такой миниатюрной, элегантной как скрипка, женственной.
П: Скрипка женственная…
К: Да. Но на смену скрипке пришел аккордеон. Я знаю, почему. На аккордеоне играл мой дедушка. Это образ любви. Рояль…Я никогда даже не дотрагивалась до него (пауза). Вы знаете, я сейчас поняла, рояль слишком роскошный, он действительно из другого мира был. Сейчас я поняла, что я себя недооцениваю. Я рояль. Я не хочу придуриваться скрипкой.
П: Придуриваться?
К: Да, мои возможности больше, чем женственная скрипка. Я – рояль. Надо в этом признаться себе. Да, я знаю. Я знаю причину своего одиночества. Меня слишком много. Я все могу. Я звучу на все лады. Кто выдержит это. Но я рада. Мне просто это упражнение показало, что себя никуда не денешь. Я – рояль. Мне это нравится. Появилось больше веры в свои проекты, я могу играть что угодно.
П: Что, например?
К: Все.
П: Канкан?
К:Почему нет?
П: Можете?
К:Да.
(Пауза)
К: В смысле сейчас?
П: Если это возможно. Это возможно? Придумывать ничего не нужно. Рояль может исполнить канкан?
К: Он может попробовать.
П: Попробует?
К. Смеется.
П: Рояль в смущении.
К: Да немного. Нет, он может (издает звук, похожий на канкан).
П: Разве тело инструмента отдельно от звука?
К: Я хотела встать. Но боюсь выглядеть сумасшедшей.
П: Сумасшедшей…Разве рояль не исполняет «все».
К: Да. Но он робкий пока.
П: Несколько минут назад он таким не был.
Клиентка встает и исполняет канкан.
П: Сумасшедший рояль.
К: Да. На самом деле, мне это все дало, признание себя.
Варианты работы:
- Представить себя посредством звука музыкального инструмента.
- «Проиграть» на инструменте различные тематические ситуации, например: «Рождение ребенка», «Свидание», «Поиск работы», «Любовный треугольник» и пр.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ассоциации вызывает инструмент?
- Какое из начал: мужское или женское проявляется в нем больше?
- Как звучание инструмента характеризует темперамент клиента?
- Какую роль в контексте оркестра может играть клиент (соло, первая скрипка и пр.)?
- С какими жизненными реалиями связана проделанная работа?
- Какие ощущения вызывает спонтанная звуковая и телесная импровизация?
- Насколько активно выражен интеллектуальный подтекст посредством звука?
- Изменилась ли самооценка клиента в результате?