Страх: развитие или стагнация?

Страх,  пожалуй,  является самым главным противоречием  в нашей жизни. Сопровождая нас от рождения до смерти, он  имеет множество личин. Вся наша жизнь состоит из преодоления, уменьшения или обуздания страха. Любовь, Бог, исследование законов природы, вера в магию, философия, всегда помогали в этой борьбе. Надежда на жизнь без страха живет в сердцах и умах людей. Увы, надежда иллюзорная. Побеждая один страх, мы порождаем другой.

Противопоставляя его развитию свою смелость, знания, веру,  мы лишь приспосабливаемся к нему, учимся вместе уживаться. Мы научились его обманывать и отрицать. Мы его не всегда осознаем. Страх иногда возникает в сознании лишь на мгновение, но он никогда не исчезает, всегда и всюду сопровождая нас.

Побеждая страхи,  мы их не искореняем, мы лишь обмениваем их на другие.

Страх не зависит от уровня культуры или прогресса: мы перестали бояться ударов грома, но не перестали бояться возможности конца света, мировых катастроф и эпидемий. Неизменным остается страх старости, одиночества и смерти.  Чем абстрактнее для человека такие понятия как болезнь, любовь, смерть, тем менее выражен его личный страх.

В современной жизни присутствует новый вид страха -  что наш страх увеличится в разы, если привычный образ жизни переменится вопреки нашему желанию.

Каждый из нас имеет свои индивидуальные формы страха, он отражает личностные особенности человека. Страх связан с индивидуальными условиями жизни, воспитанием,  окружением, философией, мироощущением и многими другими вещами.

Страх имеет двойственный аспект: он активизирует и парализует. Это всегда сигнал об опасности и импульс к ее преодолению. Эмоция страха, возникшая в ходе эволюции,  как защита человека, очень сильна.   Когда эмоция овладевает человеком, можно сказать, что им движет единственное стремление – избежать опасности.

В критической ситуации страх запускает физиологические процессы (выброс адреналина в кровь для улучшения снабжения кислородом мышц и мозга)  мобилизирующие силы человека, необходимые для активной деятельности.   Именно страх диктует стратегию поведения в условиях дефицита информации.

При всей очевидности защитной функции страха,  он несет человеку много  огорчений и негативных переживаний. В этом, пожалуй,  и состоит главная «загадка» страха.

Страх всегда содержит сигнал об опасности и импульс для ее преодоления. Осознание источника страха показывает степень развития и зрелости личности. Уклонение от объяснения страха приводит к его застою, оставляя развитие на детском уровне, когда границы страха непреодолимы.

Страх преследует человека, когда тот оказывается в новой для себя ситуации. Все новое, неизведанное может быть одновременно пугающим и сопровождаться влечением к риску и исследованию. Наша жизнь каждый день несет что-то новое и ошеломляющее, а значит, сопровождается страхами. Таким образом, страх является важным компонентом развития и сопровождает нас в решении новых задач. Наше развитие всегда происходит вместе с преодолением страха. Каждая ступень личностной зрелости сопровождается страхом, который возникает вновь и вновь, после преодоления.

Эти страхи составляющие нашей жизни: ребенок впервые пошел без материнской поддержки, ребенок становится учеником и оказывается в новом обществе с новыми порядками, выпускник который готовится к самостоятельной профессиональной жизни, создание семьи с материнством и отцовством…

Вместе с  этими органичными видами страха в изобилии соседствуют индивидуальные страхи, которые непознаваемы нами и не понятны другим. Одни бояться одиночества, другие высоты и мостов, третьи больших скоплений людей.  Лифты, самолеты, поезда, жуки, пауки, змеи… Список этих пусковых механизмов неуклонно растет.

Страх в своих многообразных вариантах может принимать просто сокрушительные размеры и формы, а так же переноситься на другие объекты.  Человек имеет склонность связывать непреодолимый страх с совершенно нейтральными объектами, потому что от них легко уклониться, в отличие от настоящего источника страха.

Наши страхи имеют свою историю и частично объясняются  жизненными условиями. Иногда причины страхов спрятаны от понимания. Нормально развивающийся человек, если он здоров и его развитие не нарушается,  способен преодолеть страх. Тяжело переживаются те взрослые страхи, которые переживались в детстве, и против них так и не была разработана защита.

Когда страх очень силен или возникает не в зрелом возрасте, он с большим трудом  перерабатывается. В таких случаях происходит стагнация  развития или даже наблюдается возврат к детским формам поведения, что приводит к образованию симптомов. Недостаточное развитие «Я» в детстве – это большое количество непереработанных страхов.  Без помощи извне, они способны причинить массу вреда, когда человек под этим  грузом страха  остается наедине с собой.

Взрослый здоровый человек в нормальных условиях знает,  как противостоять страху, в отличие от детей. Взрослый может понять источник страха, откуда он исходит и благодаря этому оценить возможность угрозы и принять соответствующие моменту меры. Ребенок беспомощен,  потому что не умеет распознать объект  страха, страх  его окружает повсюду, он не понимает,  что вообще случилось.

Появление в жизни спутников – беспочвенных страхов, которые вы не можете объяснить и преодолеть, служит  определенным сигналом. Если мы будем понимать мучительный страх, как сигнал  необходимости поиска ошибок  в своем поведении,  или как неспособность принять новые условия и требования  жизни, мы получаем шанс продвинуться в своем развитии. Принять этот страх, как приглашение к выходу на новую ступень нашего роста, как шаг к свободе и новой ответственности. Страх всегда сопровождает каждый  наш новый шаг. Он  требует  от нас решительности перейти границу привычного,  чтобы освоить неизведанное.

Природа страха туманна и противоречива. Страх способен лишить воли и рассудка. Страх порой заставляет бездействовать и страдать.

Если беспричинный и липкий страх стал вашим  спутником  жизни,   вы не в силах с ним справиться, обратитесь за помощью к специалисту. Уклонение от объяснения страха ведет к его застою, что тормозит личностное развитие, оставляя его на уровне детства.

Главное условие гармоничного развития  личности - необходимость переработать свои страхи. В позитивном и творческом аспекте страх можно рассматривать, как инициатор перемен.  

О чем сигналит ваш страх? С этим стоит разобраться, ведь ваш выбор невелик: развитие или стагнация. 

P.S. Сказать: "Мне нужна помощь" - не означает, что вы слабый человек. Наоборот, решиться сказать это - означает, что вы очень и очень сильный.  



Просмотров: 360
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Древо Страха. Страх как стимул для развития.
  • Страх смерти или страх жизни?
  • Не говори мне нет, или Как преодолеть страх отказа, страх отвержения
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Как возникает страх и что с ним делать?
  • Не так страшен страх, как его малюют
  • Страх родов и страх иметь детей
  • Страх — не помеха для жизни!
  • Когда тревога и страх являются спутниками жизни.
  • Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • Страх смерти VS жизни
  • Что такое страх и как с ним бороться
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Что останавливает жизнь. Страх
  • Страх жизни.
  • Как преодолеть социофобию (страх людей)
  • Развитие через страх или через интерес?
  • Откуда появляется «страх отвержения» и что с ним делать?
  • Страх и вина, когда ребенок в беде
  • Страх мытья головы у детей. Что делать родителям?
  • Любовь и Страх в «теории» о четырёх стихиях или «Шторм» как следствие напряжения контакта
  • Любовь! А может страх?!
  • «А если это неправильно?»: страх совершить ошибку
  • Страх и тревога. Что с ними делать.
  • Самый большой детский страх - это когда мама потерялась.
  • Страх, который парализует
  • Почему возникает страх душевной близости
  • Страх вначале карьерного пути: как преодолеть?
  • Страх как главная преграда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь