Кризис свободы или феномен «психологического дна»

 Ко мне обратилась клиентка с жалобой на то, что в ее жизни все ломается и теряет смысл. Нет энергии на изменения. Хочется лежать на диване, смотреть сериалы и спать вместо того, чтобы заниматься интересными проектами, полезными делами.. Разговаривая с ней я, невольно, вспомнил себя в период окончания института. Это была одна из первых моих серьезных встреч со свободой. Моя клиентка жаловалась, что она разрушает отношения с близкими и друзьями, неосознанно добивается отчисления из вуза и все попытки исправить ситуацию затягивали ее еще глубже в кризис. Мы назвали этот этап - "психологическим дном".   В чем причина этого состояния? Чтобы разобраться, нам придется вернуться в детские времена и вспомнить что двигало нами тогда. С одной стороны это был живой интерес к миру, с другой - взрослые, которые говорили как и что нужно делать. - Нужно есть кашу.. (в 3 года) Почему? - потому что каша это полезно. - Нужно идти в школу и хорошо учиться.. (в 10 лет) Почему? - потому, что иначе ты станешь дворником "никому не нужным". - Ты должен обязательно поступать в институт, выйти замуж / жениться.. (в 17 лет) Почему? - потому, что если не сделаешь этого, то не станешь человеком! Список можно продолжать бесконечно. Общество всегда находило чем нам заняться. В детстве мы очень хорошо понимали что такое свобода на фоне ограничений, которые нам создавали. Но, по мере взросления, наши "надо" начинали перевариваться и превращаться в хочу или не хочу. Первое серьезное "хочу", как правило, возникало с необходимость принять решение о будущей профессии. Для этого нужно было подвести итоги, обратиться к своим мечтам и талантам, оценить былые достижения.  
Важно понимать, что взросление всегда сопровождается утратой "внешнего надо" и отделением от родительских фигур. Этот процесс можно описать как потеря внешнего стимула к действиям. Больше нет школы, преподавателей, работодателя, и т.д. Такая свобода начинает пьянить, она кажется долгожданной и сладкой, однако со временем в ней проявляется привкус горечи, поскольку мы еще не умеем распоряжаться собой. Если больше ничего не нужно (нет родителя), что вообще тогда делать и как жить? В момент появления свободы (утраты внешних стимулов) мы в лучшем случае, перестаем действовать. В худшем - движения приобретают хаотичный, иногда даже вредящий себе характер (подростковое поведение). Такая линия поведения неизбежно приводит в тупик. Мнимая свобода оказывается иллюзией, поскольку она сводится к реагированию на то, что предлагает нам мир, а не сознательному и ответственному выбору пути. Это похоже на утрату воли, потому, что воля проявляется в свободе выбора, которого в момент кризиса еще нет. Хочу заметить, кризис свободы может возникнуть в любом возрасте. Практически любая утрата внешних стимулов (окончание вуза, уход с работы, завершение отношений, сепарация от родителей) потенциально могут привести к такому эффекту. Кризис свободы возвращает нас в детскую позицию и заставляя заново переживать взросление. Об этом много написано в книгах по экзистенциальной терапии.  
Что бы помочь человеку выйти из подобного кризиса, необходимо, в первую очередь, показать ему что он уже находится на дне. Метафорически, это похоже на спасательный круг, который Вы бросаете тонущему. Осознание дна важно само по себе. "Я живу совсем не так, как я хочу!" - эта идея способна заставить бороться, она пробуждает злость и отвращение к себе. Переживание "дна" заставляет нас менять мир, совершенно не похожий на тот, о котором мы мечтали. Вместо "должен" начинает появляться новое, осознанное "хочу". Это момент начала выхода из кризиса. Дно является важной точкой опоры на которую нужно опереться, чтобы оттолкнуться.  Материал опубликован с согласия клиента.




Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Что делать, если больше нет сил бороться с жизненными обстоятельствами.
  • На те же грабли: тоска по бывшим. Часть вторая: почему она приходит, и что с ней делать?
  • Злость, откуда и зачем она появляется, что с ней делать?
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Что нужно знать о себе, прежде чем выбрать профессию?
  • Что нужно женщине, чтоб мужчина рядом с ней был успешным
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Что не надо делать, когда проживаешь кризис и не чувствуешь опоры
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные.
  • Дай мне то, что я хочу - и будет хорошо
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Что такое проактивность и зачем она нужна во время кризиса
  • Каждый должен ... потому что!
  • Что нужно знать о профессии, прежде чем ее выбрать?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь