|
ТЕРРИТОРИЯ ТЕНИ
Тень, как понятие, описывающее скрытую, темную сторону человека, появилась в трудах Карла Густава Юнга. Юнг обнаружил связь Эго и тени в своем сновидении, которое описал в своей автобиографии:
Очень многим из нас, привыкшим к своему милому и непорочному образу, невероятно сложно признать в себе Тень. Ту нелицеприятную часть души, которая будучи не озаренная светом осознания становится порой смертельно опасной для нас самих и для людей, которые нас окружают. Не видеть бревна в собственном глазу, реагируя ошеломительной по силе реакцией гнева или презрения на соринку в чужом, – не редкий случай. Знакомство с Тенью предприятие рискованное, сложное и, несомненно, увлекательное. Хотя кому-то легче сказать: «На меня иногда находит» и отбросить это «находит» как что-то непотребное, не заслуживающее внимания. Изучающие свою Тень нередко признаются, что когда им удается признать в себе монстров и мерзость Тени, во всем, что происходит вокруг них, их самих стало как-то несомненно больше. В этом тексте я приведу несколько упражнений, которые позволяют глубже заглянуть в те уголки себя, которые возможно никогда не посещал взгляд осознания. Но при всей важности и эффективности каких бы то ни было упражнений, важно понимать, что без честности предприятие по знакомству с Тенью обречено на провал. Честно захотеть признать в себе теневой аспект – это уже сигнал о готовности сделать шаг в сторону того, чтобы расширить рамки понимания самого себя. Тень живет не только внутри отдельного человека, но и в человеческом обществе и его истории. Во многих исторических трагических событиях можно увидеть взаимодействие Тени и персоны. Юнг писал о Гитлере как о представителе коллективной Тени немецкого народа:
Тень – это сумма всех личностных и коллективных образований, которые в силу своей несовместимости с сознательно выбранным идеалом жизни не могут быть пережиты и которые объединяются в относительно автономную личность с конкретными бессознательными тенденциями. Называя этот аспект бессознательного Тенью, Юнг хотел не только обозначить его как нечто темное. Нет тени без солнца, и нет тени бессознательного без света сознания. Тень – «нижняя», наиболее внутренняя функция человека – неизбежна, и он без нее не целостен. Образуя противовес сознанию, Тень служит толчком для внутреннего развития.
Принятие Тени требует значительных усилий и часто разрушает дорогие сердцу идеалы. Опасность тотального подавления Тени состоит в том, что она вырастает до огромных размеров и ждет случая, чтобы вырваться наружу, взяв вверх над остальной личностью. Именно об этом гласит пословица «В тихом омуте черти водятся». И именно поэтому излишне хорошие манеры, поступки и проявления в человеке нас «напрягают» и вызывают подозрение. Потому что так не бывает! Изучая Тень, можно заметить, что существует разная глубина в ее проявлениях. Существуют проявления Тени, которые достаточно легко заметить. Этот аспект Тени наиболее близок к сознанию, это то, что мы знаем о себе, но в чем не хотим и боимся признаться другим, чуть дальше этой условно разделительной черты между сознательным и бессознательным находятся менее отчетливое знание того, в чем мы боимся признаться самим себе. Это те непредсказуемые проявления себя, в которых мы себя узнаем, но от которых становится неловко.
То, в чем мы не хотим признаваться самим себе и совсем не знаем, что делать с этим неприемлемым в самом себе, отодвигая его подальше и убегая от него прочь, догоняет нас в наших снах или проявляет себя в соматически. В отношении не очень сильных теневых тенденций у нас существует возможность контроля и влияния. Следует признавать эти желания и находить как можно более экологичные и креативные способы их удовлетворения. Нужно дать волю теневым тенденциям, создать для них пространство, подружиться с теми неудобными чувствами, которые мы прежде презирали. Мы должны сознательно соприкоснуться с ними и принять их со всей открытостью. А это значит позволить себе испытывать подавленность, тревогу, отверженность, скуку, обиду или смущение. Это значит, что там, где мы раньше всячески сопротивлялись этим чувствам, мы теперь просто позволяем им проявлять себя. Это означает пригласить эти тенденции к себе в дом и дать им свободно двигаться и дышать, просто пытаясь при этом постоянно сознавать их и те формы, которые они принимают. Персональная Тень – это кладовая боли, страхов, стыда которых мы не можем признать и принять. Отношения с персональной Тенью – это борьба с неизвестным исходом. Эта борьба начинается с того, что противник невидим. Встречаясь с Тенью, человек воспринимает ее как «другого», видит ее в других людях, в тех, кто вызывает гнев или презрение.
Большая смелость признать глубокое переживание того, что все эти проявления, отвергаемые и презираемые, есть во мне. Сложно встретиться со своей Тенью напрямую, но ее можно обнаружить через проекции, через то, что вызывает интенсивное эмоциональное реагирование, повторяющуюся, плохо понимаемую, ригидную реакцию. В работе с проекциями важно вернуть их себе, присвоить и признать существование этих черт в себе.
К Тени следует относиться уважительно и не соотносить ее исключительно с чем-то темным и чудовищным. Тень может быть нужным и ценным спутником, когда в жизни возникает дефицит живого и полнокровного дыхания. Важно начать обращать внимание на Тень, когда вокруг появляется много врагов или недовольства, потерь и угроз, когда в жизни активизируются деструктивные силы.
Попробуйте следующую трехшаговую технику по присвоению проекции. Шаг первый. Выберите человека или событие, которые вызывают у Вас достаточно сильную эмоциональную реакцию (приятную/неприятную). Опишите ее в терминах 3-го лица, т. е. как он, она или это. Шаг второй. Войдите в ситуацию из перспективы 2-го лица, обращаясь к нему и от его имени, через «ты/вы, напишите воображаемый диалог, включая точку зрения другого человека. Шаг третий. Встаньте на точку зрения этого человека/явления, того, что вызывает эмоциональную реакцию, опишите события с точки зрения 1-го лица, через «я», от его/ее имени. Лучше прописать и проговорить вслух все шаги. Главная задача — перейти от позиции 3-го лица: «оно действует на меня» — к перспективе 1-го лица: «это я/мое». Это позволяет вернуть проецируемую на человека/явление Тень в поле осознавания. Человек/явление от этого не изменяется, изменяется реакция и оценка, появляется больший репертуар реакций. Проясним понятие перспектив 1-го, 2-го и 3-го лиц. Если углубится в понимание того, что могут выражать эти перспективы, то можно заметить, что перспектива 3-го лица объектифицирует явления, помещает их вне нас, делает их существование в чем-то независимым от нас. Объект, кажется, не имеет ничего общего с тем, что есть «я». Внимательно рассматривая явления или отношения с позиции 3-го лица, можно больше понять причины нашей реакции. Перспектива 2-го лица — это перспектива диалога, взаимного выражения чувств и мыслей. Диалог — это готовность видеть другого, слушать его позицию и его чувства и выражать свои. Если нет возможности реального диалога, сработает и воображаемый. Диалог проясняет, что отчасти причина эмоциональной реакции не только в действиях или качествах визави, но есть что-то в нас самих, что «включает» эту ситуацию. Только заметив в этой ситуации что-то, принадлежащее нам самим, можно перейти к перспективе 1-го лица, то есть признанию в себе тех качеств, которые вызывают эмоциональную реакцию. Разумеется, эти качества могут отличаться по силе или способу выражения, но можно увидеть, что, когда мы возвращаем себе свою Тень, признаем наличие у себя этого качества, то сила эмоциональной реакции спадает, взгляд проясняется.
Признание теневых сторон не означает следования или согласия. У нас остается вопрос выбора. Юнг писал, что Тень ставит перед человеком большие моральные дилеммы. С одной стороны, важно делать точный моральный выбор, а с другой — признавать присутствие того, что мы осуждаем. Встает важный вопрос: как найти точную степень признания и принятия Тени, но при этом сохранить свои ценности? Решение этих моральных вопросов — порой длительный процесс, и не следует ждать окончательного и ясного ответа. Порой ситуация проста, и тогда то, что при иных обстоятельствах было Тенью, становится ясной реакцией для защиты собственной жизни и жизни близких людей. В психологии Юнга Тень существует не только как личная Тень, но и как архетип коллективного бессознательного. Притягательные отпугивающие образы отрицательных героев, дьявол, как часть божественного замысла, образ ведьмы, как отвергаемая стихийная часть женского естества, — все это примеры Тени.
Еще раз вернусь к мысли о том, что Тень не следует понимать только как что-то плохое, негативное. Изучая Тень, можно увидеть и прекрасные, тонкие, воодушевляющие качества .
Точно также в темной Тени за агрессией может скрываться способность проявлять силу и отстаивать свои интересы. Следует удерживать Тень в безопасных рамках и задавать вопрос: «Какой здоровый импульс может лежать за этим темным проявлением?» Часть темной Тени определяется инстинктивной, животной частью, которая стоит на службе выживания в опасном диком мире. Однако, мы уже не живем в столь опасном мире, и нам нужно давать этому «внутреннему животному» достаточно свободы для проявления, но не определять наши решения. В работе с проекциями важно возвращать себе не только «негативные» качества, но и те, которые мы порой отбрасываем на других, восхищаясь ими. Это также следует присвоить и признать существование в себе. Роберт Джонсон называл эту сторону Тени «золотой». Благородные проявления, душевная щедрость могут быть точно так же отвергнуты, как и агрессивность, зависть или боль. Получается, что золотая Тень также может быть обнаружена через проекции. Каждый раз, когда мы переживаем чувство восхищения, благоговения или влюбленности, отчасти мы проецируем свои собственные прекрасные, сильные и привлекательные части «я» на других людей. Это означает, что нам самим их сложно признать, потому что они предполагают немного других нас — смелых и свободных, а мы можем быть не готовы жить, признавая себя такими.
Одно из самых сложных переживаний в работе с Тенью — это встреча со своей слабой Тенью, переживанием уязвимости и ничтожности, собственной жалкости и бесполезности. В этом переживании не нужно оставаться надолго, оно как болото, поглощающее свет и силу. Эта Тень таится рядом с любой неудачей, разочарованием, желанием и страхом успеха, надеждами на контролируемое будущее, поэтому также и нельзя пройти мимо нее. Конечно, переживания слабости и никчемности — это не то, к чему мы стремимся. Однако это необходимая часть пути, они часть того, что становится человеческой историей и прямое доказательство нашего несовершенства, нашей незаконченности и нашей «настоящести».
Одна из сложных задач: как сделать работу с Тенью безопасной и эффективной, как честно встретиться со сложностями, болью и соблазнами теневых импульсов и сохранить свет осознания. Не стоит погружаться в Тень, а только заглядывать в нее. И идти на контакт с Тенью, только когда есть достаточная внутренняя и внешняя поддержка. ПРИЛОЖЕНИЯ
Упражнение. Найдите пять черт, которые вам очень не нравятся в 1) членах вашей семьи, 2) людях вашей профессии, 3) людях вашего пола, 4) людях вашей национальности, 5) людях, близких вам убеждений или религиозных взглядов. Внимательно исследуйте, насколько эти качества присутствуют в вас самих.
Упражнение. Вспомните несколько отрицательных персонажей, которые впечатляли вас. Чем они были и остаются для вас? Какими качествами они обладают?
Упражнение. Вспомните героев, которые впечатлили вас в детстве или подростковом возрасте. Чем они были и остаются для вас? Какие качества воплощают?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|