|
Время и границы
На прошедших встречах моей группы поддержки мы обсуждали такой неочевидный аспект нарушения личных границ, как неуважение к чужому (и своему) времени. Те, кто интересуется темой прайвеси, знают, что есть физические нарушения границ - подойти слишком близко, прикоснуться без разрешения, взять вещь без спроса, есть психологические - непрошенные замечания и реплики, непрошенная же критика, "трамвайное хамство" и прочие малоприятные вещи, но всё, что можно описать фразой "отняли время" часто выпадает из нашего поля зрения.
Я вижу здесь два основных фактора, способствующих подобному "невниманию": во-первых, в нашей культуре вообще как-то не принято задумываться, что есть "своё" и "чужое" время, ведь это такая "эфемерная" категория, что затянутый разговор, телефонный звонок невовремя, просьба из серии "ну что, тебе сложно что ли?", дёргание человека в любой момент и т.д. не считываются большинством людей, как нарушение границ. Мне доводилось неоднократно встречать рассуждения, что психологи "берут деньги ни за что", потому что "потраченное время" в представлении многих граждан не достойно того, чтобы быть оплаченным вполне конкретным материальным ресурсом. Вторая штука, "из которой ноги растут" у проблем с восприятием времени - отношение родителей и их личный пример. Я могу сделать предположение, что некоторые родители завидуют "свободе", и в первую очередь, свободному времени, которое есть у детей. И, я думаю, многие родители считают время ребёнка менее ценным, чем своё собственное. Выражается это в том, что родитель считает вполне нормальным потребовать от ребёнка _немедленно_ прекратить игру, "сию же секунду" прийти на зов или наоборот, заставить ждать там, где в этом нет объективной необходимости, заставить потратить время на то, что ребёнку не интересно, в чём он не видит смысла. Здесь я не имею в виду обычное, нормальное воспитание, я говорю о тех случаях, когда родитель пренебрежительно относится к потребности ребёнка в собственном времени, давая условное мета-послание "Твоё время не ценно" (в более жёсткой форме "Твоего" времени просто нет в отличие от "моего").
В итоге, став взрослым, человек продолжает считать нормальным, что его дёргают тогда, когда удобно кому-то другому, а не ему самому; стесняется и стыдится ограничить по времени собеседника, который сам не следит за этим; боится выключить телефон; верит, что просто необходимо тратить время на скучные, занудные вещи - а зачастую на скучные, занудные вещи, которые не нужны этому конкретному человеку (неинтересная работа с "просиживанием штанов в офисе" классический пример). Такие люди редко высказывают недовольство из-за чужих опозданий (а иногда и сами становятся "хроническими опоздунами"); тратят на то, что нужно другим больше времени, чем на то, что нужно самим и стыдятся "бездельничать" (сиречь, заниматься именно тем, чем хочется или отдыхать). У человека нет ощущения, что время его жизни принадлежит ему - и более того, что время - это самый ценный ресурс, потому что именно время невосполнимо!
Как и с другими аспектами личных границ, с границами временными помогают сориентироваться телесные ощущения: мы теряем внимание и интерес, когда перегружены; нам заранее скучно и неприятно, если грозит "терять время" на лично ненужные вещи или людей; мы естественным образом чувствуем раздражение, когда нашим временем очевидно пренебрегают - но, как воспитанные, вежливые люди, чаще всего подавляем первую волну гнева и стремимся дослушать и дотерпеть, не высказаться про постоянные опоздания и прочие нарушения тайминга. Иногда очень сложно бывает впервые в жизни сказать словами "Знаешь, мне сейчас неудобно" или "Я могу уделить вам только 15 минут, это устроит?" или даже "Мне нужно время для меня самого".
По личному опыту, если давать себе это "только для себя" время хотя бы по 15-30 минут в день, становится гораздо легче управлять временным ресурсом и отстаивать границы по этому параметру тоже. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|