Отношение к теракту как пробуждающее переживание

В наше непростое время все происходящее в обществе нестабильно и противоречиво. Это создает предпосылки для различных страхов и тревог, выбраться из переживания которых бывает очень непросто даже вполне стабильной и волевой личности, не говоря уже о людях с различными невротическими проявлениями.

Вот так живем себе, живем, ходим в гости, развлекаемся, работаем, заботимся о семье, познаем… а тут р-р-раз! На тебе! Страшные взрывы унесли жизни людей в Санкт-Петербурге. А если еще и кто-то знакомый оказался в эпицентре событий, мы испытываем ужас, горе, печаль, гнев, страх, тревогу. Кто-то даже может примерять на себя так называемую «вину выжившего» - переживание собственной вины за страшное событие, которого не мог предотвратить.

В таких условиях мы не знаем, какой сюрприз принесет завтрашний день, и начинаем бежать из этих переживаний в бурную деятельность, отмахиваться и отрицать их, обеспечивать себе иллюзорную стабильность в обременяющих связях, делах и отношениях, а кто-то и в приятных. Все это отдаляет нас от истинной причины, в которой мы все равны и едины – осознания конечности нашего существования и страха перед смертью.

Темы страха смерти и смысла жизни, особенно ярко проявляющиеся в экстремальных ситуациях, мне всегда были очень близки и интересны. С 2009 по 2013 год я активно пыталась исследовать их в русле анализа переживаний жертв захвата заложников, отношения подростков и взрослых к терроризму, гендерных аспектов восприятия данного явления, его влияния на ценностно-смысловую сферу личности. Обрисую вкратце полученные результаты. Возможно, и вам они покажутся интересными.

В рамках теоретического анализа мы с соавторами (Т.М. Щеголева, 2009-2011, В.А. Посашкова, 2012-2013) нашли большое количество публикаций по проблеме терроризма. Большинство исследований, конечно, касалось не психологии, а смежных дисциплин: социологии, политологии, военного дела, юриспруденции и т.п. Тем не менее, это о многом говорит. Как минимум о том, что проблема чрезвычайно остра и актуальна, а также сложна и многоаспектна. Однако не избежали внимания исследователей и некоторые психологические моменты.

В исследованиях О.В. Будницкого и В.В. Витюка мы нашли данные о психологических причинах, истоках и формах проявления терроризма. В материалах Д.А. Корецкого и В.В. Лунева – описание экономических, социальных и культурных детерминант и их влияния на личность террориста. Н.В. Тарабрина и В.Е. Христенко подробно описали социально-психологические особенности террористов, заложников и специалистов, осуществляющих помощь пострадавшим. Есть даже исследования групповой динамики террористических организаций, проблемы лидерства и внутригрупповой борьбы в них (Г. Ньюман, Д.В. Ольшанский). Нам, в первую очередь, были интересны процессы, происходящие в мыслях людей (пострадавших, родственников, сторонних наблюдателей, самих террористов), связанные с явлением терроризма и его распространением.

 Изучая специфику восприятия терроризма подростками, мы пришли к выводу, что они, по сравнению с взрослой аудиторией, занимают по отношению к терроризму более активную позицию: готовы действовать превентивно в борьбе с терроризмом, идти на более крайние меры. Это объяснимо, учитывая свойственные возрасту импульсивность и максимализм, протест, желание изменить сложившуюся систему общественных взглядов.

Также, несмотря на тенденцию к андрогинизации общества, во взглядах обнаружились и гендерные различия. При сравнении ответов респондентов обратил на себя внимание больший разброс вариантов у группы женского пола, что говорит о более гибкой позиции и меньшей стереотипности восприятия терроризма. Респонденты-мужчины более категоричны в ответах. Обращает на себя внимание также роль государства при определении ответственных за террористические акты. Мужчины в большей степени склонны полагаться на него и, соответственно, возлагать часть ответственности за произошедшие теракты на власть, женщины - на внешние обстоятельства. Различия были обнаружены и по стереотипам поведения в случае возникновения угрозы. Большую активность в защите и соответствующие эмоции (помимо тревоги и страха, гнев и ненависть) проявляют респонденты-мужчины. Они же предлагают и большее количество вариантов поведения в ситуации угрозы. Женщины говорят о реакциях тревоги и страха или отсутствии каких-либо чувств, вообще. Вероятно, они более эмоциональны, поэтому уже в настоящем моменте проявляют реакции отрицания, вытеснения. «Женские» варианты поведения проявляются в тенденциях ухода от противостояния и попытках распределения ответственности за решение.

Тем не менее, в результатах мужчин и женщин, взрослых и подростков прослеживаются и общие тенденции. Во-первых, и те, и другие отметили политические причины терроризма в качестве основных. Также и тем, и другим присущи чувства тревоги и страха при восприятии информации о терроризме и попытки защиты от них. На мой взгляд, это говорит о нашем общечеловеческом страхе – страхе смерти. И результаты еще одного исследования наглядно демонстрируют, во что он выливается в экстремальной ситуации, и, как ни странно, открывают и пути его преодоления.

В исследовании личности жертв захвата заложников, мы выявили, что их взгляды на жизнь под действием ситуации подвергаются изменениям: происходит сдвиг в сторону базовых ценностей человечества, повышается уровень осмысленности жизни, её ценности как процесса, важную роль играют ценности семейной и дружеской поддержки. Непосредственно в ситуации проявляются временные изменения: в результате ущемления потребности в безопасности повышается непосредственная ценность жизни, стремление к защите от неблагоприятных условий, также возрастает ценность получения информации об окружающей обстановке. Говоря другим языком, проявляются острая тревога и стремление к контролю, характерные для моментов травмирующих переживаний и посттравматического стрессового расстройства. Акцентируется общечеловеческая ценность жизни как процесса.

Изменения приоритетов в текстах интервью проявлялись в следующих высказываниях: «Мы были апатичны и изнемождены, но беспредельно счастливы, что удалось остаться в живых. Думаю, это состояние отразится на всей моей дальнейшей жизни», «Теперь мы точно будем долго жить и радоваться каждому дню!», «Мы очень рады, что остались жить, и благодарны за это судьбе!», «Все мы стали гораздо спокойнее, меньше переживаем из-за мелочей» и т. д. Можно предположить, что ситуация непосредственной реальной угрозы жизни человека вызвала рост её ценности, независимой от окружающих обстоятельств.

Ситуация, в которой человеком осознаётся реальная близость потери жизни, вызывает мощное желание её сохранить и распространяется не только на актуальную ситуацию, но и на будущее. Так как теракт является неожиданным кардинальным изменением текущей деятельности для многих людей, вероятно, запускаются процессы осмысления окружающей действительности и себя. А. Г. Асмолов, описывая принципы изучения смысловых образований, назвал это принципом искусственного прерывания деятельности. То есть, при возникновении преграды в естественном ходе событий стали осознаваться реальные мотивы осуществляемых действий. Объяснения изменения отношения к жизни можно найти также и у зарубежных авторов, например, у Э. Фромма, В. Франкла, А. Адлера, И. Ялома и других. Большинство авторов делает акцент на влиянии изменения привычного хода вещей на актуализацию ценности настоящего момента и приоритета собственных желаний и стремлений. В частности, И. Ялом назвал переживания в таких ситуациях пробуждающими (приводящими к осознанию конечности собственной жизни и ее ценности).

Как мы видим, «пробуждающий» эффект теракта, как для участников ситуации, так и для сторонних наблюдателей разного возраста, проявляется в осознании ценности собственной жизни, обращении к общечеловеческим ценностям (принятия, сочувствия, искреннего общения) и повышении значимости собственных переживаний и отношения к различным жизненным ситуациям. Мы отдаем себе отчет в том, что исследованные нами люди могут не представлять исчерпывающую картину всей выборки, тем не менее, многие пережившие такую экстремальную ситуацию, кардинально меняют свою жизнь. Они отказываются от псевдоцелей по А. Адлеру (целей, необходимых для компенсации каких-либо переживаний по поводу собственной неполноценности) и стремятся к наиболее полной реализации себя в нашей непредсказуемой и удивительной жизни. И нам определенно есть, чему у них поучиться!



Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как концепции ограничивают изменения нашей Жизни? И что такое КОНЦЕПЦИЯ?
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
  • Границы в жизни и психотерапии. Что это и зачем?
  • СТРАДАНИЯ КАК ФОН ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ТАК И ЧТО ДЕЛАТЬ.
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Раскрыт рецепт волшебной таблетки для изменения жизни
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Философия гештальта. Ценности и смыслы в реальной жизни.
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Чем больше в жизни удовольствий, тем меньше удовольствия от жизни. В чем парадокс?
  • Как открыть в себе силы и источники для позитивных изменений в жизни
  • 4 составляющих психологической совместимости в отношениях ( что нужно учитывать при выборе спутника жизни).
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Психология везучих людей: как они это делают?
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ ПРИ 100-ПРОЦЕНТНОМ ПЕРЕЖИВАНИИ ВАШЕЙ ЖИЗНИ?
  • Одиночество в жизни. Как мы бежим от самих себя
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • 6 релаксационных методик для расслабления на все случаи жизни
  • Предсмертная записка 8 марта. О ценности жизни
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ. ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ.
  • Почему люди теряют смысл жизни и как его найти?
  • Как проснуться для жизни
  • Что в вашей жизни неизменно, а что вы можете изменить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь