|
Что заставляет нас работать? Неужели только деньги?«Когда мы думаем о том, как люди работают, мы наивно предполагаем, что они похожи на крыс в лабиринте», - говорит бихевиоральный экономист Дэн Ариэли (Dan Ariely, TED Talk: What makes us feel good about our work?). – «У нас действительно слишком упрощенное представление о том, почему люди работают и что собой представляет рынок труда». На самом деле, убежден он, если присмотреться к работе людей, можно обнаружить, что на кону стоит гораздо больше, чем деньги. Ариэли предлагает свидетельство того, что нами также движет жажда осмысленности, признание окружающих и даже объем прилагаемых нами усилий: чем сложнее задание, тем больше мы гордимся собой. «Когда мы думаем о работе, мы обычно приравниваем мотивацию к зарплате, но в действительности нам стоит учитывать еще и многое другое: значимость, творчество, вызовы, присвоение, самоопределение, гордость и так далее», - считает ученый. Ниже приведены результаты нескольких исследований, проведенных самим Ариэли и несколькими другими специалистами. Эти исследования дают интересный взгляд на то, что заставляет нас чувствовать себя хорошо на работе.
1. Когда мы видим плоды своего труда, мы работаем более продуктивно. Исследование: В своей работе «Человек в поисках смысла: случай с Lego» Ариэли описывает, как попросил участников собирать героев конструктора Lego Bionicle. Всем участникам исследования платили деньги за каждого собранного робота: $3 за первого, $2,70 за следующего, и сумма продолжала уменьшаться с каждым новым Биониклом. В одной группе, однако, собранные творения было велено выкладывать на стол, чтобы их разобрали в конце эксперимента. В другой же группе роботов разбирали на глазах у испытуемых сразу после строительства. «Перед их глазами разворачивался бесконечный цикл: они строили, а мы разрушали прямо у них на виду», - описывает Ариэли. Результаты: Первая группа собрала в среднем 11 роботов, прежде чем бросить это занятие, а вторая – не больше 7. Выводы: Даже учитывая, что большого смысла в этой работе не было с самого начала, и даже притом, что первая группа была в курсе, что их творения будут разобраны в конце эксперимента, – все равно возможности лицезреть плоды своей работы хотя бы недолго было достаточно, чтобы значительно увеличить производительность. 2. Чем меньше признания мы получаем за проделанную работу, тем больше мы хотим за нее денег. Исследование: Ариэли давал участникам своего исследования – студентам MIT – лист бумаги, исписанный случайными буквами, и просил их искать пары повторяющихся букв. В каждом раунде им предлагалось меньше денег, чем в предыдущем. Люди из первой группы подписывали на этом листе свое имя и сдавали его экспериментатору, который просматривал его и говорил «Угу», прежде чем положить лист в общую стопку. Во второй группе студенты не подписывались, а экспериментатор складывал листы в стопку, не глядя. Листы участников из третьей группы отправлялись в шредер сразу после выполнения задания. Результаты: Людям, работа которых сразу уничтожалась после завершения, требовалось вдвое больше денег, чтобы продолжать, чем тем, чья работа заслужила признание. Люди из второй группы, чью работу сохраняли, но игнорировали, нуждались практически в таком же количестве денег, как и жертвы шредера. Выводы: «Игнорировать результаты работы человека практически так же пагубно, как и уничтожать ее перед его глазами», - утверждает Ариэли. – «Хорошая новость в том, что добавить мотивации не так уж сложно. Плохая новость в том, что лишить мотивации еще проще, и если об этом не задумываться, можно перегнуть палку». 3. Чем сложнее проект, тем мы больше гордимся его выполнением. Исследование: В другом исследовании Ариэли собрал людей, незнакомых с искусством оригами, и дал им лист бумаги и инструкцию по складыванию фигурки (надо сказать, достаточно уродливой). В итоге творцам и наблюдателям предлагали оценить, сколько они бы заплатили за этот продукт. На втором этапе Ариэли прятал от некоторых испытуемых инструкции, в связи с чем процесс усложнялся, а продукт получался еще более уродливым. Результаты: В первой части эксперимента создатели готовы были платить в пять раз больше, чем наблюдатели. Во второй части нехватка инструкций еще больше увеличивала разрыв: творцы оценивали уродливый, но сложный продукт еще выше, чем простой и более симпатичный, тогда как наблюдатели еще меньше готовы были платить за некрасивую поделку. Выводы: Наша оценка собственной работы напрямую связана с объемом усилий, которые мы на нее тратим. (К тому же, мы ошибочно полагаем, что люди будут приписывать ту же ценность нашей работе, как и мы сами). 4. Понимание того, что наша работа помогает другим, может на бессознательном уровне повысить нашу мотивацию. Исследование: В журнале New York Times Magazine было недавно описано исследование психолога Адама Гранта (Adam Grant). Оно проводилось в благотворительном колл-центре Университета Мичигана. В рамках эксперимента студенты, сами получающие поддержку от благотворительного фонда для получения образования, отвечали на звонки и говорили со звонящими в течение 10 минут. Результаты: Через месяц дозвонившиеся благотворители оставались на линии на 142% дольше, чем раньше, а прибыль увеличилась на 171%, как описывает Times. Тем не менее, звонящие отрицали, что участие студентов как-то повлияло на них. Выводы: «Как будто хорошие чувства просто проходили мимо сознания и мышления и отправлялись прямиком в бессознательные источники мотивации», - пишет Times. – «Им сильнее хотелось добиться успеха, даже если они не могли осознать, в чем причина такого желания». 5. Вероятность того, что мы поможем кому-то, увеличивает нашу готовность следовать правилам. Исследование: Адам Грант провел еще одно исследование (также описанное в Times), в котором он развешивал объявления в больницах рядом со станциями для мытья рук. На одних было написано: «Гигиена рук помогает вам избежать многих заболеваний», - а на других значилось: «Гигиена рук помогает пациентам избежать многих заболеваний». Результаты: Доктора и медсестры использовали на 45% больше мыла и антибактериального раствора на станциях, где в объявлении были упомянуты пациенты. Выводы: Помощь другим людям через так называемое «просоциальное поведение» мотивирует нас. 6. Положительное подкрепление наших способностей может увеличить производительность. Исследование: Студенты последних курсов Гарвардского Университета выступали перед аудиторией, а затем экспериментаторы проводили с ними игровое интервью. Первой группе экспериментаторы в ответ улыбались и кивали, а второй группе хмурились, неодобрительно качали головами и скрещивали руки на груди. Результаты: Участники из первой группы лучше справились с математическими задачами после общения с экспериментаторами, чем участники второй. Выводы: Со стрессовыми ситуациями можно справиться – все зависит от того, как мы себя чувствуем. Мы находимся в «состоянии вызова», когда мы уверены, что сможем справиться с заданием (как в случае с первой группой). Когда же мы находимся с «состоянии угрозы», напротив, сложность задания нас выводит из равновесия, и это нам мешает. Мотивация сильнее, а производительность выше тогда, когда мы уверены в собственных способностях. . 7. Картинки, вызывающие приятные эмоции, действительно помогают нам концентрироваться. Исследование: Исследователь из Университета Хиросимы просил студентов выполнить задание на ловкость до и после просмотра фотографий детенышей и взрослых животных. Результат: Производительность повысилась в обоих случаях, но все же больше (показатели выше на 10%!) тогда, когда участники смотрели на фотографии милых котят и щенков. Выводы: Исследователь предполагает, что «позитивная эмоция, вызванная милотой», позволяет сузить фокус внимания, тем самым увеличивая производительность при выполнении задачи, требующей концентрации. И да, это исследование может стать научным оправданием вашей зависимости от детенышей панд!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|