Мультфильм "Холодное сердце-2" как метафора преодоления кризиса и поколенческой травмы

Я смотрю этот мультфильм с подругой на большом экране. Рядом сидят папы и мамы с малышами, хрустят попкорном, смеются над снеговиком и маленьким зверьком, излучающим огонь, который охватывает заколдованный лес… А я несколько раз вытираю слезы, которые наворачиваются внезапно на тех эпизодах, над которыми, казалось бы, странно плакать…
Мультфильм «Холодное сердце-2», на мой взгляд, потрясающе глубокий и терапевтичный мультфильм.
Если вы уже читали мои разборы мультфильмов, то помните, что историю, сон, фантазию, сказку можно рассматривать и как просто историю с захватывающим сюжетом и разными событиями – это поверхностный, событийный слой мультфильма. А можно рассмотреть еще и второй, скрытый, глубинный смысл истории.  И тогда каждый персонаж мультфильма – это метафора какой-то внутренней части (внутренней фигуры), а сама история – это внутреннее психологическое пространство одного человека. В нашем случае речь идет про внутренние переживания главной героини мультфильма, Эльзы. И эти внутренние фигуры, и события, происходящие в мультфильме – универсальны, архетипичны, и, поэтому близки каждому.
Вторая часть «Холодного сердца» на языке метафор, на мой взгляд, рассказывает о том, как Эльза находит сама себя и справляется с поколенческой травмой. Эльзу можно рассматривать не как юную девушку, а как взрослую женщину, которая переживает настоящий возрастной кризис, чтобы обрести саму себя.  «Кто я?» - задает она вопрос в своей песне и бежит на зов. Зов в опасное и страшное место, заколдованный лес, куда ей и ее сестре, когда они были маленькими девочками, запретили ходить ее родители… И вот теперь пришло время нарушить этот запрет.
Именно так человек входит в один из самых важных своих возрастных переходов (это возраст примерно около 30-35-ти лет, и, на мой взгляд, не зря в мультфильме появляется указание на время: «Целых 34 года и столько-то недель и дней этот лес стоял, окутанный туманом»): в благополучной, размеренной жизни, когда ничего не предвещает изменений и штормов, Эльза слышит зов. Она слышит его одна, потому что только ей он и предназначен. Окружение не понимает, что с ней, чего ей не хватает (и это частая примета возрастного кризиса), а она бежит на этот зов, и вдруг размеренная жизнь маленького королевства меняется, гаснут огни, завывает ветер и земля уходит из-под ног.
Возрастной кризис – это новая ступенька познания человеком самим себя. В возрасте около 30-ти лет перестают часто перестают действовать установки и правила, переданные нам родителями. Мультфильм начинается с того, что отец рассказывает маленькой Эльзе и ее сестре историю о заколдованном лесе, в котором была битва, и в который нельзя ходить, потому что он окутан плотным туманом.

Эльза, благодаря зову своей души, нарушает этот родительский запрет. Именно потому, что она слышит зов, который постоянно ее преследует, она может пройти сквозь плотный туман и идти на зов дальше. В юнганском подходе считается, что любой человек слышит этот зов к исцелению, но не каждый будет этому зову доверять. Анна, сестра Эльзы, как раз и не доверяет этому зову, постоянно сомневается и убеждает Эльзу взять ее с собой. Анна – рациональная внутренняя фигура, главное предназначение которой – оберегать Эльзу. Она осторожна и всегда наготове, чтобы помочь. Именно поэтому так тесно связаны эти две сестры – потому что каждая из них символизирует какую-то внутреннюю фигуру одного и того же человека в его внутреннем психологическом пространстве.

Зрелость – это когда человек может оставить отождествление с собственной ролью и статусом (и Эльза оставляет роль королевы в конце мультфильма) и имеет возможность пересмотреть собственные ценности; когда можно нарушать правила, предписанные родительской семьей. Кроме того, Эльза, на мой взгляд, еще и преодолевает поколенческую травму – травму предательства. «То, что не прожили родители, тяжким бременем ложится на плечи детей», - писал Юнг. Родители Эльзы и Анны не рассказали им семейную тайну – что их дед предал невинный народ. Эта тайна, которая является бременем Эльзы, именно она спровоцировала когда-то у нее детскую травму (то, о чем говорилось в первой части мультфильма), и именно эту тайну Эльзе предстоит разгадать, чтобы найти наконец саму себя. «То, о чем мы не помним, продолжает помнить о нас», - писал юнгианский аналитик Джеймс Холлис. Поколенческие травмы продолжают помнить о человеке, даже если он их будет отрицать…

Итак, Эльза слышит зов, и отправляется в сопровождении своей сестры Анны, ее возлюбленного Кристоффа, оленя Свена и снеговика Олафа в таинственный лес, окутанный волшебным туманом.
Лес во снах и сказках – всегда символ бессознательного. А бессознательное – то место, куда не так просто проникнуть, чтобы не остаться там навсегда. Нужно иметь много сил и внутренней устойчивости, чтобы побывать в этом волшебном (в бессознательном возможно все, вспомните хотя бы свои сны;)) и пугающем месте. Если бы Эльза пришла к этому месту, не справившись со своей детской травмой в первой части мультфильма и не признав своего дара, она не смогла бы пройти сквозь туман. Но первая часть мультфильма повествует о том, что она справилась, она пришла сюда со своими помощниками (разными интегрированными частями своей личности), и поэтому у нее хватает сил.

Так и человек, который подходит к важному возрастному рубежу, может подойти к нему либо готовым, либо неготовым. Эльза оказывается готова.
Снеговик Олаф – это проявление внутреннего божественного ребенка, который своим оптимизмом помогает главной героине. Кроме того, именно Олаф говорит о том, что «вода имеет память», то есть именно внутренний ребенок дает героине мультфильма главную подсказку для того, чтобы понять, что же именно зовет Эльзу. Олаф вообще говорит много мудрых вещей вперемешку с глупостями. Чего стоит одна цитата, которую уж цитируют везде (и эта цитата – также один из главных ключей к разгадке тайны мультфильма): «Ты чувствуешь то, что чувствуешь, и твои чувства реальны». Как не вспомнить Юнга, который считал, что внутренний ребенок – это проявление Героя, который «меньше малого и больше большого» и нередко его роль является решающей.
Но это также тот внутренний ребенок, та наша внутренняя часть, которая никогда не повзрослеет, так как в его случае это невозможно (а повзрослеть Олаф очень хочет, и постоянно об этом поет песенки…). Но когда приходит время испытаний, он на время тает. И тем самым, с одной стороны, показывает, что не всегда мы можем опираться на внутреннего ребенка, потому что он все-таки ребенок, и у взрослого человека больше сил и ресурсов справляться с другими, не детскими задачами. А с другой – тем, что он растаял, он подает важный знак сестре Эльзы, Анне, что пришло время действовать. Кроме того, таяние снеговика, который благодаря магии Эльзы не таял на солнце, можно рассматривать и как метафору того, что Эльза прощается с детством… И впереди у нее решение уже совсем других задач.
Итак, заколдованный лес – это еще один слой внутреннего мира Эльзы, ее подсознание. Она, используя свой дар, приручает стихии огня и воздуха. Но еще глубже и дальше есть стихия воды, с которой предстоит взаимодействовать одной Эльзе, без ее помощников. Это действительно опасное путешествие по миру самых глубоких и сильных чувств человеку, совершающему возрастной переход, предстоит совершить одному. Даже когда в реальной жизни есть помощники, например, психологи или психотерапевты, это внутреннее глубинное путешествие человек должен совершить сам. И поэтому Эльза хитростью отправляет Олафа и Анну обратно в лес перед тем, как нырнуть в океан. Это правильное решение, ведь эти помощники ей понадобятся позже, и их помощь будет очень вовремя. И опять мне вспоминается Дж. Холлис и его слова, которые он пишет о прохождении возрастного кризиса: «Откликнуться на зов души – это все равно что выйти в открытый океан, безо всякой уверенности в том, удастся ли причалить к тому далекому неведомому берегу».
Вода символизирует чувства. В мультфильме невероятно показан этот образ – как дух воды пытается потопить Эльзу, не дает ей выплыть и вздохнуть. Как она уже почти тонет, но потом собирается с силами и обуздывает стихию воды (свои чувства) и может управлять ею и благодаря этому находит того, кто ее зовет… (Кстати, когда человек проходит психотерапию, он встречается с тем же самым…)

 Эльза причаливает к далекому неведомому берегу и… встречает саму себя. Хотя она думает, что встречает маму – Эльза видит образ матери. Эта сцена – обретение Эльзой внутренней материнской фигуры. В мультфильме то Эльза, то Анна носят платок их погибшей матери. В лесу они видят застывшую фигуру изо льда (которую создает сама Эльза, и это тоже важный момент) их матери, на плечи которой накинут тот самый платок. И вот сейчас Эльза видит перед собой материнский образ. А еще она узнает о поколенческой травме – предательстве короля Эренделла малого народа нортуллдов, к которому принадлежала ее мать. Именно с тех пор лес окутан загадочным туманом. И туман этот стоит потому, что дед Эльзы построил плотину, которая не дает течь реке. Если мы вспомним, что вода – это символика чувств, то становится понятным, что плотина – это как раз метафора поколенческой травмы.

Вернемся к этому позже. Сейчас Эльза видит перед собой пропасть и вспоминает песенку мамы, в которой поется «лишний шаг – и ты на дне». И Эльза делает этот лишний шаг, осознанно прыгает в пропасть и, узнав правду о предательстве, превращается в лед. Тает снеговик Олаф, и Анна понимает, что Эльза умерла.
Встреча со смертью – это именно то, что переживает человек, проходя через подобный возрастной переход. Не случайно во многих культурах возрастные инициации часто были связаны с символикой смерти – когда человек умирал в одном качестве и возрождался в другом. Гусеница умирает внутри кокона, а потом превращается в бабочку. Прежняя Эльза умирает. Все замерло. Анна оплакивает потерю сестры и потерю снеговика. Такую остановку во внутреннем мире можно трактовать как депрессию. В юнгианском подходе считается, что подобного типа депрессия – это также признак трансформации. Кстати, снеговик перед тем, как войти в лес, говорит о том, что «я слышал, что в таких местах происходит трансформация, правда, я не знаю, что это такое». И вот мы видим эту трансформацию главной героини. Анна, чтобы выйти из пещеры, начинает доверять тому, что говорила Эльза. Она карабкается вверх по скалам и приговаривает, что «должна это сделать». Она должна сделать страшную для многих вещь – разбудить великанов, чтобы они разрушили плотину.

Разбудить великанов в зачарованном лесу своей души – это значит начать доверять тем силам, которые всегда внушали только страх. Это согласиться с тем, что они есть, признать их существование, и даже попросить у них помощи. И будит великанов Анна, обычная девушка без магического дара. Признать существование в себе и таких страшных и неуправляемых сил тоже требует отваги. И это – тоже одна из задач кризиса взрослой жизни. А разрушить плотину – это значит преодолеть поколенческую травму, освободить остановленные чувства и дать их пережить. Клариса Эстес писала о том, что иногда в роду достаточно одного человека, который может остановить процесс передачи травмы дальнейшим поколениям. Этот человек будет наделен особым даром – силой справиться с проклятьем рода. Именно это мы и видим в мультфильме. Эльза, справившаяся со своей индивидуальной травмой, может справиться и с поколенческой. Как только плотина разрушена, Эльза оживает (возрождается в новом качестве) и может защитить не только лес, но и свое королевство. То, как она останавливает поток воды, несущийся на город, для меня как раз символ остановки поколенческой травмы – она не будет передаваться дальше, потому что не разрушает Эренделл (внутренний мир Эльзы, как мы помним).

А так как Эльза возрождается в новом качестве, то она остается в лесу, который теперь освобожден. Каждый теперь на своем месте. Анна – обычная земная девушка, и именно она будет править королевством. Это можно рассматривать как метафору того, что все внутренние фигуры теперь на месте, там, где им и положено быть. Чудеса находятся в бессознательном, с которым у главной героини остается крепкая связь, но при этом она может также жить обычной земной жизнью и радоваться обычным земным радостям. Например, таким, как любовь к мужчине. Связь со своим бессознательным, доверие к нему, и при этом не обесценивание внешнего мира и мирских дел – это одна из главных задач, которая решается человеком, переживающим возрастной переход в середине жизни…

Кризис миновал, синее небо теперь и над Эренделлом, и над расколдованным лесом… Возможно, до следующего испытания.

Узнали себя в главной героине? Этот мультфильм предназначен и для детей 6+, и для тех, кто слышит зов своей души, и не важно, сколько вам лет…


Просмотров: 266
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Что такое проактивность и зачем она нужна во время кризиса
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Психосоматика. Что это и как ее лечить?
  • СОЗАВИСИМОСТЬ. Что это такое и как туда не угодить
  • Перфекционизм – что это такое и как с ним работать?
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Путь к здоровому эгоизму - что это такое и как не перейти черту
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • На те же грабли: тоска по бывшим. Часть вторая: почему она приходит, и что с ней делать?
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Центрироваться, быть в своем центре: что это значит?
  • ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ. ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ.
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь