|
Сила практики
Сейчас народ очень начитан в плане психологической информации. Тысячи психологов на сотнях порталов и личных сайтов открывают читателям секреты счастья. Стараются, переводят на человеческий язык сложные научные термины. Поясняют на примерах.
Разобраться и найти психологическую причину жизненных неудач (при помощи психологических статей из интернета) сегодня не сможет только ленивый. Да и ленивый тоже справится, если имеет достаточно времени.
В сегодняшнем мире информация дёшева, как ещё никогда не бывала в мировой истории. И легко доступна неискушённым.
Поэтому решение проблем (в том числе психологических) человеку хочется подменить чтением о решении проблем. Сбором новой информации. Пассивным вкладыванием в себя новых сведений.
А это немного не так работает.
Информация - не решение
Информация сама по себе не исправит ситуацию.
Ну, то есть, несомненно, есть некоторое количество ситуаций, когда назвать проблему своим именем - означает почти что "расколдовать" человека.
Например: Внезапно человек понимает, что его трудности в том, чтобы звонить клиентам и предлагать свой товар - потому, что в детстве старенькая любимая бабушка ему говорила: "богатым быть стыдно, богатые все воры и украли свои деньги у нас, у честных людей". Бабушку он любил и с тех пор стыдится сказать: "Мои услуги стоят столько-то". - И человек, поняв это, как громом поражённый, осознаёт: и точно! Это не я запрещаю себе! Это голос моей старенькой бабушки, которая жила впроголодь, пятерых детей подняла на зарплату уборщицы и так и не смогла смириться, что одна из дочек отказалась учиться и вышла замуж за обеспеченного. Бабушка - не я! Я могу не слушать этот голос! Я могу принять своё решение сам! И приму!!!
Всё, проблема, считай решена.
Но таких случаев, где "назвать проблему" = "решить проблему" - совсем немного. От 10% до 30% случаев, с которыми клиенты обращаются к психологу (по разным оценкам).
В остальных ситуациях понять корень проблемы - важно, конечно, и выглядит очень эффектным. Но полным решением ситуации не является.
После красивой постановки диагноза (со вскрытием тайных установок и той информации о человеке, в которой он часто даже самому себе не хотел сознаваться), оказывается: ну да, ну вот так оно обстоит. Ну вот привыкла я не верить в себя потому, что в детстве меня не ценили и ругали родители. И игрушек не дарили, и от всей родни я только и слышала: да куда тебе, ты ничтожеством уродилась, ничего хорошего от тебя ждать не приходится. Да!!! Я привыкла думать о себе плохо. Итак, уважаемый психолог, мы это выяснили. Что теперь?
И что теперь прикажете делать с этой горькой истиной?
Ведь другого опыта обращения с собой у человека нет.
"А я иначе просто не умею"
Пример из практики: психолог обсуждает с клиентом манеру, в которой он обычно с самим собой обращается.
Психолог: Ну вот ты с собой постоянно жестоко себя ведёшь, намного хуже даже, чем с другими. И намного хуже, чем с тобой поступают другие.
Клиент: Ну да...
Психолог: И другие люди не позволяют себе тебя настолько унижать и оплёвывать, насколько ты жесток с собою
Клиент: Да...
Психолог: Ну скажи, скажи, а почему ты выбираешь такой способ поведения с самим собой? Зачем? Что тебе это даёт?
Клиент (после некоторого размышления, неуверенно): А я по-другому не умею...
В этом, как мне кажется, ключ.
Человек поступает плохо (и это относится не только к обращению с собой). Неоптимально. И даже сам знает, что творит ерунду. И ведь не идиот этот человек - видит и последствия, которые неминуемо грядут (уже и видел их не раз, и с ужасом ожидает снова). Но по-другому ПРОСТО НЕ УМЕЕТ.
Не пробовал.
Не знает, как.
Не применял новое, не наступал на новые грабли - всё больше на старые, привычные, хоть и неприятные.
Понимаете?
Чтобы знания начали приносить пользу, нужно применить их на практике. Иногда - применять долго, систематически, корректируя свои действия на ходу. Ошибаясь, делая выводы и по капле выверяя новую стратегию поведения. Иначе - знания так и останутся битам информации в интернете или буквами в книжке. А благие намерения - благими намерениями.
История про актёрскую школу в Нью-Йорке
Есть отличный пример того, как работает практика.
Это история про одну актёрскую школу в Нью-Йорке. Очень её люблю и сейчас вам расскажу.
В начале прошлого века один выходец с юга России, из еврейского местечка, по имени Ли Страсберг, эмигрировал в Америку и оказался в Голливуде. Сперва он снимался в качестве актёра. А потом Ли Страсберг стал сам снимать кино и сделал карьеру продюсера. А в конце концов - открыл актёрскую школу в Нью-Йорке, в которой знакомил американцев с системой Станиславского.
Эта школа существует и по сей день и она очень успешна (погуглите, она и в википедии есть, правда, на английском). Из неё вышло множество лауреатов "Оскара" и знаменитых великолепных актёров - Аль Пачино, Роберт де Ниро, Дастин Хоффман, Стив Бушеми, Анджелина Джоли (и куча знаменитостей помельче).
В чём же секрет эффективности этой школы?
У них в актёрской школе есть одно железное правило.
Вот поступаешь ты учиться, мечтаешь о Голливуде и мировой славе. (А в актёрской школе Страсберга строгие вступительные экзамены и недешёвая плата за обучение).
А ещё там есть одно требование, которое ни в коем случае не нарушается.
Ученики должны как можно раньше, с самого первого семестра, начать практическую работу в качестве актёров. Иначе - отчисляют, даже если за обучение уплачено и талант у ученика несомненный. Это всё неважно; но практиковаться ты должен начать как можно раньше.
Никто не требует, чтобы студенты снимались в главной роли в блокбастере. Ну нет. Достаточно съёмок в рекламе каких-нибудь йогуртов, участия в массовке сериала или низкобюджетном инди-фильме. Или любительском спектакле. Но где-нибудь играть учащийся должен. Или - давай до свидания.
Потому, что практический опыт - это очень важно. Потому, что когда человек начинает тренироваться в сфере, которую выбрал, он совсем другими глазами смотрит на обучение, совсем по-другому впитывает информацию от преподавателей. Сам стремится взять побольше, немедленно применяет на практике всё то, что узнал на обучении.
Ну или, начав работать актёром, учащийся понимает, что ему неинтересна профессия и быстренько бросает обучение - и тогда уж не морочит голову ни себе ни другим, и кучу денег за школу экономит.
Вот то же самое относится ко всем абсолютно областям человеческой жизни. Как можно раньше начать практиковаться - значит как можно раньше понять, в чём состоит та или иная сфера деятельности. Как можно раньше начать совершать ошибки (и, надеюсь, исправлять их). И как можно раньше начать движение к своей цели.
А собирать теоретические знания - это просто пополнять библиотеку.
Это бессмысленно по нынешним временам; сейчас ведь есть интернет, а в нём столько материалов, что за тысячу жизней не осилишь.
Но эффект в вашу жизнь придёт только вместе с практикой.
Поэтому - начинайте практиковаться. Совершайте первые ошибки. Проходите через неудачи и отчаяние.
Путь впереди долгий, очень долгий, поэтому в ваших интересах - начать как можно раньше.
И не говорите, что я вас не предупреждала.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|