Психологический Разбор фильма Король Лев. Развитие личности. Мужественность

Сюжет картины (как фильма, так и мультфильма) «Король Лев» имеет глубокий метафорический смысл с психологическим подтекстом и показывает историю становления личности и формирования мужской идентичности. Давайте сделаем подробный разбор сюжета.

Фактически фильм снят через 20 лет после показа мультфильма. Получается довольно интересная ситуация – условно говоря, сказка взрослеет вместе с нами (в детстве нам показали мультфильм, а сейчас – полнометражный фильм).

Вся сюжетная линия пронизана идеей детско-родительских отношений и заботой родителей о детях. Это заставляет задуматься о том, что во взрослой жизни нам действительно не хватает заботы близких и хочется, чтобы кто-то оберегал нас и гарантировал безопасность.

В начале картины показана красивая и богатая жизнь семьи с ребенком, но уже в первые минуты раскрывается основной конфликт этой семейной системы, разгоревшийся между двумя братьями Муфасой, королем саванны, и Шрамом, мечтающим захватить власть в свои руки. Роль Шрама в конфликте можно интерпретировать как отображение теневой части семейной системы или душевной жизни Муфасы. Основная часть сознания короля саванны занята властью – это то Эго, которое отвечает за принятие решений в нашей жизни (мы будем работать, совершать взрослые поступки, убирать, внимательно слушать мужа или заботиться о жене). Однако у него, как и у каждого из нас, есть и теневая часть, вытесняемая сознанием и полностью отрицаемая (страх, вина, стыд за себя и других и пр.). Например, в реальной жизни это могут быть страшные фантазии, посещающие нас в моменты кризисов или сложных жизненных ситуаций («Лучше бы ты умер!» – о близком и горячо любимом родственнике).

Многие люди боятся проявления подобных фантазий, ведь это и есть их теневая часть сознания. В целом, это абсолютно нормальные мысли, еще З.Фрейд считал, что психика таким образом разгружается. Например, в семье смертельно болен один из ее членов, а другой задумывается о том, что было бы прекрасно не иметь в своей жизни больного человека. Другая ситуация – матери приснилось, что ее ребенок погибает, проснувшись в поту от страха, она испытывает странное чувство усталости от материнства, переутомление от постоянного психологического напряжения, поэтому у нее возникают мысли: «Лучше бы тебя не было, мне было бы намного легче!».

Озвучивать вслух подобные желание сродни кощунству, но в психике каждого из нас есть внутренняя потребность сбежать в укромное и комфортное место, где будет легче.

Как эта ситуация обыграна в картине? Есть красивый домик, жизнь полна изобилия, но есть и темное пятно, в которое все сгрузили, вытеснив самые неприятные и жестокие жизненные моменты. Вытесненный член семьи (Шрам) принимает решение самостоятельно покинуть семейную систему, но бывают ситуации, когда непосредственно семья стимулирует к определенным масштабным действиям. Итак, Шрам – темная часть души Муфасы (для более глубинного понимания темных сторон нашей души можно прочесть книгу Джеймса Холлиса «Почему хорошие люди совершают плохие поступки?»). Оба брата занимают одинаковую позицию, другими словами – паритетно равны.

Проходит время, дети подрастают. Изначально львенок во всем слушался папу и ходил за ним по пятам, но с возрастом он старается отделиться от родителей. Первая сепарация в родительско-детских отношениях начинается с 3-х лет, когда ребенок пытается доказать всем, что уже сам что-то может сделать. В фильме такому поведению дополнительно способствует разгоревшийся внутренний конфликт Муфасы в лице его брата Шрама («Покажи же папе, что ты смелый, а только смелые и мужественные ходят туда, куда нельзя ходить!»). Взрослея, дети всегда идут против запретов родителей, часто отражают их теневые части и проявляют их в своих действиях. Со временем они научатся забивать свое поведение и не обращать на это внимание.

Муфаса обладает абсолютной властью и безрассудной смелостью, и маленький львенок пытается отразить эту теневую часть родителя («Я тоже сделаю это хорошо! Я покажу, какой я смелый!»). По сюжету он решил ослушаться отца и отправиться в опасное и запретное место вместе со своей подругой львицей Налой. Задумка Шрама избавиться от своего ненавистного племянника с помощью внезапной атаки гиен терпит неудачу – на помощь маленьким львятам приходит сам Муфаса. Здесь тоже показан довольно интересный момент – каждый ребенок хочет знать, что у него за спиной есть надежная защита и опора в виде родителя.

В реальной жизни совершенно не обязательно «бежать с раскрытой пастью» на всех обидчиков своего ребенка. Например, малыша затравливают в школе одноклассники, но это не означает, что родителю нужно идти в школу и ругаться с другими детьми, важно дать ребенку внутреннюю опору, на которую он может опереться в моменты нападок обидчиков. Иногда достаточно просто сказать: «Скажи вот так и сделай так»).

Чтобы научиться рычать, львенок сначала наблюдает за отцом, слушает его рев, а затем делает попытки повторить. Так и в реальной жизни – можно передать ребенку определенные качества характера, показав их на собственном примере.

Следующий довольно интересный момент – воспитательный разговор Муфасы с Симбой («Ты подверг опасности не только себя, ты осознаешь это?»), в результате которого львенок покорно соглашается, что был неправ, а король-лев затем признает свою уязвимость перед сыном («Ты знаешь, впервые в жизни я безумно испугался, что потеряю тебя. Мне было очень страшно»).

Таким образом Муфаса говорит Симбе, что у каждого есть свои чувства, переживания, страхи, боль; каждый боится чего-то; уязвимость души должна быть; а быть неидеальным – нормально. Взрослый лев на собственном примере показал, что он неидеален, и каждый из нас имеет полное право быть неидеальным.

В жизни все происходит иначе – родители могут часами ругать малыша, не понимая, что реальной пользы от криков не будет («Да как ты вообще мог такое сделать? О чем ты думал? Почему ты так поступил?»). Ребенок после негодующей и длинной тирады просто забивается куда-нибудь в уголок и мечтает, чтобы родитель не поднимал больше эту тему.

Давайте детям инструменты психологической опоры, развивайте внутренние ресурсы. Это очень важно для их дальнейшего развития. После гибели Муфасы, Симба страдает от глубокой травмы привязанности – он еще не «наелся» сполна слияния с отцом, многое не спросил, еще большему не научился. Сепарация родителя и ребенка произошла слишком рано, последний не был психологически готов к этому, к тому же львенок испытывает иррациональную вину в виде Шрама. Человеку всегда свойственно брать на себя вину за какую-то боль, причиненную другому. Так устроена наша психика, особенно в детском возрасте, когда мы еще не знаем, что такое хорошо и что такое плохо. В контексте разыгравшейся в фильме трагедии очень важно было разъяснить львенку, что к чему.

Если родители не будут разговаривать с ребенком о каких-то сложных ситуациях, произошедших в семье (например, умер папа), на глубоком бессознательном уровне он будет чувствовать свою непосредственную вину («Это я виноват, я что-то не так сделал, поэтому отец умер»). Кроме этого, слова родных должны быть подтверждены и отношением – мама, бабушка, дедушка не транслируют, что кто-то в этом виноват.

Мы часто принимаем на себя иррациональную вину, примеряем чувство стыда и переживаем детские страхи. Однако маленький ребенок, столкнувшись с таким количеством сложных и противоречивых чувств, не может справиться со своими эмоциями и уходит в себя, стараясь не показывать никому свои уязвимые места. У львенка после смерти отца в душе зияет глубокая пустота – потеря отца, ранняя сепарация и колоссальная выдержка, требуемая для сохранения самообладания, съедают его изнутри. Путешествие по пустыне – метафорическое олицетворение той пустоты, которую пытается пережить Симба. Справиться с болью и состоянием душевной опустошенности ему помогают Тимон и Пумба – друзья заполнили пустоту праздным времяпровождением и показали, что жить можно, руководствуясь совершенно иными принципами («Живи, ни о чем не думая! Жизнь прекрасна!»). В реальности люди, которых съедает изнутри состояние душевной опустошенности, достаточно часто привязываются к деструктивным личностям (периодически уходят в запой, страдают нарушениями пищевого поведения, сидят на каких-то таблетках).

Почему так происходит? Пустота затягивает их, словно черная дыра, они чувствуют духовную ничтожность, и им хочется заполнить эту бездонную пропасть черноты. Тем не менее, как бы они ни старались все забыть, время от времени их будет посещать мучительная тоска, что-то очень знакомое из детства, но давным-давно забытое.

Отклики детской травматической ситуации во взрослой жизни – это действие воронки травмы. В такие моменты просыпаются тоска, иррациональный страх или необъяснимый стыд, но мы заталкиваем эти ощущения глубоко внутрь сознания (до тех пор, пока не наступит кризис – только тогда человек приходит в терапию, разбирается со всеми глубинными проблемами и «раскладывает все по полочкам».

В любом случае травма дает о себе знать и требует огромного количества внутренней энергии – чтобы пережить душевное потрясение и вытеснить его из сознания. В это время весь внутренний богатый мир человека разрушается, превращаясь в убогий. Метафорически, когда мужчина (подрастающий или взрослый) пытается вытеснить свою принадлежность, судьбу и ответственность, засуха уничтожает в его душе все.

Если же мужчина не в состоянии посмотреть в глаза проблемам и разобраться с ними, принять на себя ответственность за все происходящее, женщины, дети и весь мир вокруг него сильно страдают. Почему? Устанавливать правила и следить за их выполнением, приучать к дисциплине, располагать все в определенном порядке и структурировать – это по умолчанию мужская задача. Если нет твердой мужской руки, будет хаос и беспорядок.

Вернемся назад к жизни Симбы. После знакомства со своими новыми друзьями он случайно встречает Налу. Между взрослыми львами снова вспыхивает искра. Фактически, повзрослевший и возмужавший Симба, начинает задумываться о своей духовности – «Кто я? Откуда я пришел и куда иду? Зачем?». Переломный и значимый момент в мультфильме – глядя на свое отражение в реке, Симба с удивлением видит отца. По сюжету шаман просит льва посмотреть на небо, и среди непроглядных туч тот тоже видит родное лицо Муфасы, по которому безумно скучал все это время.

Дальше Симба слышит важные слова, которые жаждет услышать любой мужчина: «Сын мой, я горжусь тобой!». Признание отца дало молодому льву прочную опору и стало толчком для принятия им своей судьбы – «Я сын своего отца, и мне суждено стать королем!». Именно в этот момент Симба принимает на себя ответственность за свой мир, за женщин и детей, которые в нем остались, и проявляет готовность изменить все к лучшему – все внутренние частички его души (девушка и мама, Тимон и Пумба и пр.) объединяются в едином порыве вернуть отчий дом и защитить его.

Что помогло молодому льву разобраться с семейным конфликтом (фактически, отцовским, но в данном случае травма передалась от отца к ребенку) в виде Шрама? Во-первых, осознание простой истины – его вины в смерти родителя нет (понимание этого факта позволило Симбе мобилизовать внутренние ресурсы и энергию). Во-вторых, решительность и хладнокровие будущего короля – только обладая этими двумя качествами можно было разобраться с врагами родного прайда.

Итак, подводя итог – как формируется мужская идентичность?
Первый этап – понять, на сколько мужчина похож на отца. Сначала человек идентифицирует себя через маму с папой, а позже начинает воспринимать свою личность. Признание своего рода и родителей в частности, получение обратного признания (хотя бы внутри себя, если это невозможно сделать в реальности). Во втором случае это может быть и образ родителя (как в мультфильме), который тот успел оставить в душе мальчика или взрослеющего мужчины, главное чтобы он был устойчивым и безопасным.

Второй этап – принять себя и свою судьбу. У некоторых неблагополучные семьи (например, отец алкоголик или наркоман, бросил семью или избивал мать), но этот факт важно признать как данность (как то, с чем вы родились – например, с тремя руками, – и вам придется каким-то образом приспособиться к жизни). Приняв себя и то, что нам дано, мы можем выбирать дальше свою судьбу, предварительно проработав ошибки родителя (эмоциональные, моральные и духовные) – так устроена семейная система и мир в целом. Научитесь плыть против течения, принимать ответственность и смотреть в лицо проблемам, не скрываясь от сложностей.

Третий этап – выдерживать эмоции своей близкой женщины (девушка, мать, сестра). Если говорить в частности о матери, для гармоничного развития идентичности мужчины он должен уйти от мамы на некоторое время (другими словами поскитаться с мире, получить опыт и сражаться за свои убеждения). Мужчина обязательно должен побывать в знакомой для него среде себе подобных и научиться конкурировать с мужским полом. В результате этого этапа мальчик получает мужскую идентичность, отделяется от матери и думает совершенно иначе. Чтобы разобраться во всех глубинных аспектах формирования мужской психологии, можно прочесть книгу Роберта А. Джонсона «Он», написанную в форме мифа.

Разобравшись в себе и ответив на вопросы «Кто я? Откуда и куда иду?», каждый из нас может найти себя и свой истинный путь в жизни, получить поддержку. Все мы получаем травмы в детстве, мучаемся от безмерной вины и жгучего стыда или страха, которые берут корни еще от нашей семейной системы. Именно это и не дает стать нам взрослыми. Но наступает день, когда каждый человек встречается с сильным желанием и мучительными переживаниями (например, с любовью или серьезными кризисами, которые провоцируют более ранние травмы). Зная, кем мы
являемся в действительности, мы можем встретиться один на один со своими демонами и, одержав над ними верх, стать по-настоящему сильными и независимыми личностями и научиться противостоять всей Вселенной (ведь только так придет осознание, что Вселенная не собирается нас раздавить, и с ней можно жить в мире и полном согласии).



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Каждый выбирает свою коробочку. Куда и почему мы бежим от себя.
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Жизнь без чувств: у души не будет радуги, если в глазах не было слез
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Правила жизни 1 из 64: Ответственность за свою жизнь.
  • Зачем прорабатывать свои детские травмы или история из жизни одной семьи
  • Три иллюзии, с которыми нужно расстаться до 25 лет, чтобы стать творцом своей жизни.
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца в жизни мальчика
  • Обнуление как способ жить дальше. Или как пройти через НОЛЬ своей жизни.
  • Когда нет сил, чтобы пережить зиму жизни.
  • Пришло время подарить себе Брать, чтобы стать по-настоящему взрослой
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Случай из психотерапевтической практики: Стоит ли терапевту внимательно относиться к своей жизни во время психотерапии?
  • Почему на сценарий нашей жизни влияют детские психологические травмы?
  • Тень отца: влияние отца на судьбу ребенка.
  • Образ жизни, который убивает или дает здоровье, каждый выбирает сам
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Как научиться получать удовольствие от жизни (каждый день)
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Про поиск себя и смысл жизни.
  • Правда ли мы хозяева своей жизни и именно мы строим ее? Как мы появляемся в реальности?
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • Культура взросления. Как «не потерять себя» во второй трети жизни
  • Как не потерять себя в потоке жизни: Цель, Смысл, Предназначение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь