Конспект занятия «Семья и жилище».
МАДОУ «Детский сад №12» МР Учалинский район, в подготовительной группе №10, Образовательная область «Познание». Воспитатель: Салимова Р.М.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Образовательные:
- Продолжать формировать представление детей о семье, о связи между семьей и домом, закреплять знание названий родственников по отношению друг к другу, познакомить с пословицами о доме, формировать умение рассказывать по картинке.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всем членам семьи, к дому, уважение к старшим, любознательность, патриотические чувства.
Интеграция областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование:
Буквы «Д», «О», «М»; картинки о семье, доме; выставка рисунков; сюжетные картинки о дружной и недружной семье, картинка «Дом», схема дома из букв, схема родословного дерева, аудиозапись игры-танца «У меня есть одна тетя…»
Предварительная работа:
Совместный поиск родителями и детьми пословиц о доме, семье; совместные рисунки взрослых и детей на тему «Семья», составление фотоальбома «Наши дети в семье».
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что окружает человека в жизни.
- Что можно отнести к самому близкому окружению любого человека? (- Семью.)
- Что окружает семью? (- Дом.)
- Что находится вокруг дома? (- Забор.)
- А за забором? (- Улица.)
- И т. д. Ребята, что мы отнесем к самому далекому окружению? (-Космос.)
- Отгадайте две загадки. Отгадки – это то, что окружает человека.
Толстый бычище, Проклеваны бочища. (Дом.) Мама, папа, старший брат, Маша, дедушка Игнат.
Много разной тут родни.
А все вместе, кто они? (Семья.)
- Ближайшее окружение человека – это семья и дом.
- Как вы понимаете, что такое «семья»?
- Правильно, это наши папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры. Все они живут вместе, чаще всего, носят одну фамилию и называются семьей. Семья создается для каждого человека. Без семьи человеку очень трудно. В семье все друг другу помогают.
- Чем в семье должен заниматься папа? (- Строить дом, выращивать сад, зарабатывать деньги.)
- А какие заботы лежат на маминых плечах? (- Воспитывать детей, готовить еду, следить за порядком в доме, чтобы было всегда всем тепло и уютно.)
- Ребята, как вы думаете, кому труднее всего без семьи?
- Правильно, маленьким детям. Они мало знают и умеют. Они нуждаются в помощи старших членов семьи.
- Почему трудно без семьи стареньким людям?
- Бабушки и дедушки очень много знают и умеют. Они с радостью передают все это своим детям и внукам. Но старенькие люди часто болеют, не могут сами прибрать в доме, сходить в магазин. Им без помощников не обойтись.
- Мы уже с вами большие, и можем помогать и младшим и старшим, правда?
- Поднимите руку, у кого есть младшие братишки и сестренки? Вы, конечно, их любите и ухаживаете за ними!
- А как вы помогаете бабушкам и дедушкам?
- Молодцы, ребята!
- А теперь посмотрите на две картинки. На какой картинке нарисована дружная семья?
- Почему вы так думаете?
- Все заняты делом, друг другу не мешают, все улыбаются. Семья отдыхает.
- Похожа ли вторая картина на первую?
- Почему?
- Мальчики смеются над девочкой, девочка плачет. Ей никто не помогает.
- Значит, какая семья изображена на второй картинке?
- Перед занятием мы с вами устроили выставку рисунков «Моя семья». Давайте посмотрим, какие у вас семьи — дружные или нет? Кто хочет рассказать? (3-4 ребенка.)
- спасибо за интересные рассказы. По вашим рисункам, по вашим глазкам, по рассказам я вижу, что семьи у вас замечательные, и вы их очень любите.
- Чтобы любить семью еще сильнее, гордиться ею, надо знать историю своего рода: кем были, где жили, чем были знамениты ваши прабабушки, прадедушки, прапра… Их называют предками. Знание о своих предках дает человеку силу и уверенность в себе.
- Изобразим семью с помощью родословного дерева. Кого в семье можно назвать корнями?
- Кто является стволом?
- А кто будет веточками?
- Сколько веточек на родословном дереве … (имена детей).
- На родословном дереве может быть очень много веточек. Семьи бывают очень большими, и для каждого члена семьи, родственника есть свое название. Предлагаю соревнование между девочками и мальчиками. Кто больше назовет названий родственников на русском и башкирском языках!
- Молодцы! А теперь немного от дохнем. Споем песенку о родственнице, о тете «У меня есть одна тетя…»
Физминутка.
- Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать семья?
- Правильно, без любви, без дома.
- Что вы называете домом?
- Правильно, дои – это ваши квартиры, где папа и мама.
- Скажите, для чего человеку дом?
- Дом защищает нас от зверей, злых людей, всяких бед. Он дает человеку тепло, уют, покой. Даже в игре «Догонялки» слова «Я в домике» вас защищают.
- Что человек делает в доме? (-Спит, ест, смотрит телевизор, читает, нянчит детей, поет, встречает гостей, играет…)
- В какие игры вы любите играть? Вспомните, как интересно вам играть в «Дом» или «Семью». У вас в уголке есть и стол, и кровать, и разная посуда. Вы подражали своим папам и мамам, показывали свои домики друг другу; как и взрослые, гордились его красотой и уютом.
- Многие люди сочиняли в своих домах сказки, стихотворения, пословицы. Вспомним пословицы, которые мы учили на прошлом занятии и дома с родителями.
Держитесь друга старого, а дома – нового. Своя хатка – родная матка. В гостях – хорошо, а дома – лучше. Приведи Бог и собаке свою конуру.
Все дороги ведут к дому. Твой дом – твоя крепость. Дома и стены помогают.
- Молодцы, ребята. Что хранит каждая пословица? (-Народную мудрость.)
- Вот и к нам пришла в гости старенькая, но очень добрая, веселая и мудрая бабушка, по – башкирски «уласяй». Она нам расскажет, что обозначают буквы в слове «дом».
Девочка в роли бабушки: В слове «дом» все буквы со смыслом. Я ведь, милые мои детки, слова умные да красивые, как ягодки собираю. Много добра за жизнь свою насобирала. Вот и слово «дом» нашла. Вроде простое, а ведь каждая буковка в нем имеет великий смысл.
(Девочка пользуется схемами). Буква «Д» похожа на фундамент. У нее двускатная крыша. Крепкие стены и надежный фундамент. Русские люди ее
так и называли «Дом».
Буква «О» — это круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, ваши папы и мамы, братья и сестры. Это ваша семья. Возьметесь вы за руки,
встанете кольцом, вот и получится буква» О». Вы вместе живете в своем доме, поэтому букву «О» поставили рядом с буквой «Д». – получилось «ДО».
А буква «М» похожа на ограду. Дом надо охранять, семью оберегать. За забором можно жить спокойно. Вот и поставили букву «М» — забор рядом с буквой «Д» — домом и рядом с буквой «О» — твоей семьей. Что теперь получилось? – «ДОМ».
- Уласяй, а есть ли у тебя дом?
- Конечно, есть. Он настоящий деревенский, большой и светлый. Я его очень люблю.
- Уласяй, хочешь мы попробуем сложить твой дом на бумаге.
- Очень хочу.
- Тогда присядь на стульчик, а мы с ребятами поработаем. Давайте вспоминать, на чем стоит дом? (-На фундаменте.)
- Для чего строят фундамент? (-Чтобы уберечь дом от дождевых и талых вод.)
- Что еще нужно? (- Стены.)
- Правильно, рисуем сруб. А для чего в доме стены? (- Стены защищают от холода, ветра, хищников, врагов.)
- Еще чего не хватает? (-Крыши.)
- Для чего нужна крыша? (- Защищает от дождя, снега, молнии…)
- Что еще мы забыли? (-Окна и двери.)
- Скажите, зачем нужны окна и двери?
- Уласяй, узнаешь свой дом?
- Действительно, это мой дом. Вы его создавали с такой любовью! Пусть он на бумаге, но от него веет вашим теплом, теплом ваших рук. Большое вам спасибо.
- Уласяй, а с кем ты живешь?
- У нас большая семья. У меня есть внук и внучка, а у них мама и папа, да еще мой картатай.
- Посмотрите, ребята, много людей живут одной крепкой семьей. И мы желаем, чтобы их дом был «полной чашей». Так говорят, когда желают
людям добра. Помогите, пожалуйста, мне наполнить эту чашу вашими добрыми словами.
- Желаю вам любви.
- Желаю вам дружбы.
- Желаю вам здоровья.
- Желаю вам тепла.
- Желаю вам уюта.
- Желаю вам покоя.
- Желаю вам уважения
- Желаю вам удачи.
- Желаю вам мира.
- Желаю вам достатка.
Уласяй: — Спасибо большое. И вы растите крепкими и здоровыми, радуйте своих пап и мам.
Рефлексия.
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Какой мы сделаем вывод? (-Дом и семья неотделимы. Нужно беречь свою семью, свой дом.)
|