Исследование восприятия времени.

Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования.

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др.

Инструкция испытуемому: "Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом "Стоп!" определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу".

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы "С" в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе "А".

Таблица-протокол исследования восприятия коротких промежутков времени:

Интервал оценки времени "С"

Фактическое время "А"

30с 60с 120с



Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:


03.gif

Кт – коэффициент точности оценки времени;
А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;
С – временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, мы советуем повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.

Просмотров: 32713
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
  • «Потребность в поисках ощущений» Методика Цукермана
  • Ассоциативный цепной тест.
  • Игра для супругов, которые не могут решить, кто из них будет мыть посуду.
  • Исследование влияния установки на способ решения задач.
  • Исследование индивидуальных особенностей воображения.
  • Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела (форма С).
  • Исследование эготизма.
  • Корректурная проба Бурдона.
  • Методика "Опосредованное запоминание при помощи пиктограмм".
  • Методика диагностики межличностных отношений Лири
  • Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).
  • Методика диагностики оперативной памяти.
  • Модифицированная цифровая таблица Шульте.
  • Мотивация успеха и боязнь неудачи. Опросник Реана А.А.
  • Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера.
  • Осознанность ребенком отношения к нему близких людей
  • Профориентационная игра для школьников. Профессия на букву.
  • Тест «Самооценка»
  • Тест «Таблицы Шульте».
  • Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (взрослый вариант).
  • Тест Пьерона-Рузера.
  • Тест руки
  • Тест тематетической апперцепции (НТАТ) Хекхаузена.
  • Теста эгоцентрических ассоциаций (ТЭА).
  • Тренинг противостояния вербальному нападению.
  • Тренинговое упражнение «… зато ты».
  • Упражнение "5 шагов".
  • Упражнение "Кто я?"
  • Эббингауз Герман



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь