Методика диагностики межличностных отношений Лири

Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональ-ность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на
секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям.

Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.


СКАЧАТЬ: описание методики, инструкцию, текст опросника, ключи
Просмотров: 6447
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Общение и межличностные отношения




Другие новости по теме:

  • “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
  • «Потребность в поисках ощущений» Методика Цукермана
  • Айзенка опросник установок к сексу
  • Басса-Дарки опросник.
  • Исследование локуса контроля по Дж. Роттеру.
  • Исследование эготизма.
  • Личностный опросник Дж. Олдхэма и Л. Морриса.
  • Методика "Агрессивность" (Модификация теста Розенцвейга).
  • Методика "Опосредованное запоминание при помощи пиктограмм".
  • Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе.
  • Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж Бука
  • Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
  • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
  • Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).
  • Методика изучения родительских установок (PARI).
  • Методика С. БЕМ. Исследование маскулинности-фемининности личности.
  • Моторная проба Шварцландера. Исследование уровня притязания личности.
  • Опросник Стефансона.
  • Прогрессивные матрицы Равена.
  • Семейная социограмма.
  • Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI). Автор Собчик Л.Н.
  • Тест «Самооценка»
  • Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (взрослый вариант).
  • Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса.
  • Тест Пьерона-Рузера.
  • Тест Роршаха.
  • Тест руки
  • Тест тематетической апперцепции (НТАТ) Хекхаузена.
  • Типологический опросник Дж. Холланда.
  • Фрустрационный вербальный тест (ФВТ). Автор Собчик Л.Н.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь