Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе.
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Цель: изучение представлений испытуемого о себе. Может быть также
использована для определения «идеального «Я»» индивида или его представлении о
том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на
основании анализа 6 тенденций поведения человека в группе: зависимость,
независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от
борьбы.
Порядок исследования. Текст методики состоит из 60 высказываний и
может быть предъявлен испытуемому в виде списка или на отдельных карточках.
Испытуемому предлагается ознакомиться с утверждением и ответить «да», если оно
соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его
представлению. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь».
Ответы фиксируются в регистрационном бланке. В случае использования карточек
испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы.
Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по 6-ти тенденциям.
Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов
«да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной
тенденции, в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по
шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале
«независимость».
Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к
принятию групповых норм , стандартов и морально-этических ценностей. Тенденция к
общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать
эмоциональные связи как в своей группе, так и за её пределами. Тенденция к
«принятию борьбы» рассматривается как активное стремление к достижению более
высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция –
уклонение от борьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия,
сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к
компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций, видимо имеет внутреннюю и
внешнюю характеристику, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может
быть внешней , своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если
полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20-ти, то можно
говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей
индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее
пределами.
В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным
количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например,
зависимость-независимость), то такое положение может говорить о наличии
внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных
противоположных тенденций.
3-4 ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рассматриваются как признак
нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может
свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической
гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их
совокупности с другими личностными особенностями.
С целью изучения «идеального «Я»» испытуемого или его представления о том,
каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого
идентичен выше описанному. Инструкция, предъявляемая экспериментатором,
корректируется в зависимости от цели исследования.
Инструкция: «вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся
поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте
«да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет»,если не
соответствует ему».
Текст методики
Я критичен к товарищам
У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт
Я склонен следовать советам лидера
Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами
Мне нравится дружественность в группе
Я склонен противоречить лидеру
Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам
Избегаю встреч и собраний в группе
Мне нравится похвала лидера
Я независим в суждениях и манере поведения
Я готов встать на чью-либо сторону в споре
Я склонен руководить товарищами
Радуюсь общению с одним–двумя друзьями
При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен
Я склонен поддерживать настроение всей группы
Не придаю значение личным качествам членов группы
Я склонен отвлекать группу от её целей
Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру
Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы
Предпочитаю оставаться нейтральным в споре
Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит
Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия
Я недостаточно сдержан в выражении чувств
Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников
Недоволен слишком формальным (деловым) отношением
Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу
Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе
Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам
Я склонен затягивать и обострять спор
Стремлюсь быть в центре внимания
Я хотел бы быть членом более узкой группы
Я склонен к компромиссам
Испытываю беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям
Болезненно отношусь к замечаниям друзей
Могу быть коварным и вкрадчивым
Я склонен принять на себя руководство в группе
Я откровенен в группе
У меня возникает беспокойство во время группового разногласия
Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ
Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия
Я склонен сердиться на товарищей
Я пытаюсь вести других против лидера
Легко нахожу знакомства за пределами группы
Стараюсь избегать быть втянутым в спор
Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы
Оказываю сопротивление образованию группировок в группе
Когда раздражен, я насмешлив и ироничен
У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться
Предпочитаю меньшую, но более интимную группу
Пытаюсь не показывать свои истинные чувства
Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях
Я инициативен в установлении контактов в общении
Избегаю критиковать товарищей
Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим
Мне не нравиться, что отношения в группе слишком фамильярны
Люблю затевать споры
Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе
Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.