Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе.

Цель: изучение представлений испытуемого о себе. Может быть также использована для определения «идеального «Я»» индивида или его представлении о том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа 6 тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы.

Порядок исследования. Текст методики состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка или на отдельных карточках. Испытуемому предлагается ознакомиться с утверждением и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы фиксируются в регистрационном бланке. В случае использования карточек испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы.

Обработка данных и интерпретация результатов

  1. Зависимость 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54
  2. Независимость 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60
  3. Общительность 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52
  4. Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58
  5. Принятие «борьбы» 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59
  6. Избегание «борьбы» 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по 6-ти тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции, в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость».

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм , стандартов и морально-этических ценностей. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за её пределами. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается как активное стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция – уклонение от борьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций, видимо имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней , своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20-ти, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость-независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

3-4 ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рассматриваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их совокупности с другими личностными особенностями.

С целью изучения «идеального «Я»» испытуемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен выше описанному. Инструкция, предъявляемая экспериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования.

Инструкция: «вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет»,если не соответствует ему».

Текст методики

  1. Я критичен к товарищам
  2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт
  3. Я склонен следовать советам лидера
  4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами
  5. Мне нравится дружественность в группе
  6. Я склонен противоречить лидеру
  7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам
  8. Избегаю встреч и собраний в группе
  9. Мне нравится похвала лидера
  10. Я независим в суждениях и манере поведения
  11. Я готов встать на чью-либо сторону в споре
  12. Я склонен руководить товарищами
  13. Радуюсь общению с одним–двумя друзьями
  14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен
  15. Я склонен поддерживать настроение всей группы
  16. Не придаю значение личным качествам членов группы
  17. Я склонен отвлекать группу от её целей
  18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру
  19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы
  20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре
  21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит
  22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия
  23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств
  24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников
  25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением
  26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу
  27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе
  28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам
  29. Я склонен затягивать и обострять спор
  30. Стремлюсь быть в центре внимания
  31. Я хотел бы быть членом более узкой группы
  32. Я склонен к компромиссам
  33. Испытываю беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям
  34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей
  35. Могу быть коварным и вкрадчивым
  36. Я склонен принять на себя руководство в группе
  37. Я откровенен в группе
  38. У меня возникает беспокойство во время группового разногласия
  39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ
  40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия
  41. Я склонен сердиться на товарищей
  42. Я пытаюсь вести других против лидера
  43. Легко нахожу знакомства за пределами группы
  44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор
  45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы
  46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе
  47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен
  48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться
  49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу
  50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства
  51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях
  52. Я инициативен в установлении контактов в общении
  53. Избегаю критиковать товарищей
  54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим
  55. Мне не нравиться, что отношения в группе слишком фамильярны
  56. Люблю затевать споры
  57. Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе
  58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их
  59. Я склонен к перепалкам, задиристый
  60. Я склонен выражать недовольство лидером
Просмотров: 7205
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Общение и межличностные отношения




Другие новости по теме:

  • “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
  • Анкета для воспитателей/педагогов.
  • Басса-Дарки опросник.
  • Игра «Что будет если...?»
  • Исследование индивидуальных особенностей воображения.
  • Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела (форма С).
  • Исследование уровня эмпатийных тенденций Юсупова.
  • Исследование эготизма.
  • Карта наблюдения. Эмоционально-аффективные особенности детей.
  • Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).
  • Личностный опросник Юнга.
  • Метод "Незаконченные предложения".
  • Методика «В поезде».
  • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
  • Методика диагностики межличностных отношений Лири
  • Методика для определения социокультурной идентичности (ОСКИ).
  • Мотивация успеха и боязнь неудачи. Опросник Реана А.А.
  • Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
  • Опросник Стефансона.
  • Семейная социограмма.
  • Стул откровений.
  • Тест «Как совмещаются ваши характеры».
  • Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).
  • Тест коммуникативных умений Михельсона.
  • Тест руки
  • Тренинговое упражнение «… зато ты».
  • Упражнение: "Имя".
  • Уровень субъективного контроля (УСК).
  • Фрустрационный вербальный тест (ФВТ). Автор Собчик Л.Н.
  • Я знаю, что тебе приснилось.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь