|
Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела (форма С).
Введение.
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях. Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению. Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке. Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним. Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам. Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику. Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям: 1. Интеллектуальный блок : факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму. 2. Эмоционально-волевой блок : факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности. 3. Коммуникативный блок : факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность. До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности. Вопросы опросника КеттелаИнструкция испытуемому: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует "верных" и "неверных" ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример: 1. Я люблю смотреть командные игры: 2. Я предпочитаю людей: 3. Деньги не могут принести счастья: 4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку как кошка к: На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь не ясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора. Отвечая помните следующих четыре правила: 1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о "командных играх". Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о "средней игре", о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса. 2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех - пяти вопросов. 3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не - могут быть получены без специального "ключа. Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются. 4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора. Вопросы1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем раньше: 2. Я мог бы счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник: 3. Если бы я говорил, что небо "находится снизу", и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника. 4. Когда я ложусь спать, я: 5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я чувствовал себя удовлетворенным: 6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории: 7. Для меня важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка 8. Большинство людей, которых я встречаю на вечеринке, рады меня видеть. 9. Я бы скорее занимался: 10. Про себя я смеюсь над тем, что существует такая большая разница между тем, что люди делают и тем, что они рассказывают о том. 11. Когда я читаю о каком-нибудь происшествии, я точно хочу выяснить как это все случилось. 12. Когда друзья подшучивает надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и совсем не огорчаюсь. 13. Когда кто-нибудь грубо говорит со мной, я могу быстро забывать об этом. 14. Мне нравится "изобретать" новые способы в выполнения какой-либо работы больше, чем придерживаться испытанных, приемов. 15. Когда я обдумываю что-нибудь, я люблю делать это без посторонней помощи, один. 16. Я думаю, что реже говорю неправду, чем большинство людей. 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения. 18. Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим родителям. 19. Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли: 20. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова "неточный" будет: 21. Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо 22. Меня больше раздражают люди, которые: 23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать; 24. Я думаю, что… 25. Мне всегда приходится бороться со своей робостью. 26. Мои друзья чаще: 27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его. 28. Мне нравится друг, который… 29. Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю. 30. Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки. 31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел: 32. Мне нравятся общительные кампанейские люди. 33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше неприятностей, неожиданностей, чем с другими людьми 34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо. 35. Мне трудно признать, что я не прав. 36. На заводе было бы интересно: 37. Какое слово не связано с другими двумя: 38. То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание: 39. Если бы у меня было много денег, я: 40. Худшее наказание для меня: 41. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали 42. Мне говорили, что ребенком я был скорее: 43. Мне нравится практическая повседневная работа с различными установками и машинами 44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это затрудняет их. 45. Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее: 46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей 47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать. 48. В музыке я наслаждаюсь: 49. Я быстрее предпочел провести два летних месяца 50. Усилия, затраченные на составление предварительных планов 51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей не обижают меня и не делают несчастным. 52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими: 53. Я предпочел бы скорее работать: 54. "Дом" так относится к "комнате", как "дерево" к: 55. То, что я делаю, у меня получается: 56. В большинстве дел я: 57. Некоторые люди считают, что я громко говорю: 58. Я восхищаюсь больше: 59. Я принимаю решение: 60. На меня производит большое впечатление: 61. Я считаю, что я человек склонный к сотрудничеству: 62. Мне нравиться говорить с изысканным, утонченным человеком, чем с откровенным и прямолинейным: 63. Я предпочитаю: 64. Если человек не отвечает сразу же, когда я что-нибудь говорю ему, то я чувствую, что должно быть, сказал какую-нибудь глупость: 65. В школьные годы я больше всего узнал: 66. Я избегаю работы в общественных организациях, и связанной с этим ответственностью: 67. Когда вопрос очень труден, который надо решить, и требует много усилий, я стараюсь: 68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без определенной причины: 69. Иногда мой ум работает не так ясно, как в другое время: 70. Я счастлив сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже это немного неудобно для меня 71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,4,5,6,… 72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты т головокружения без определенной причины: 73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство: 74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди: 75. На вечеринке мне придется: 76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать: 77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел встретиться: 78. Я вынужден удерживать себя от того , чтобы не улаживать чужие дела: 79. Работая в магазине, я предпочел бы: 80. Если люди обо мне плохо думают, это меня не волнует: 81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно: 82. Все несчастья происходят из-за людей: 83. Я получаю большое удовлетворение, рассказывая местные новости: 84. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной: 85. Я думаю, что я менее раздражительный, чем большинство людей: 86. Я могу легче не считаться с людьми, чем они со мной 87. Бывает, что все утро у меня возникает нежелание с кем-либо говорить: 88. Если стрелки часов встречаются каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы: 89. Мне бывает скучно: 90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим собственным способом: 91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют меня: 92. Дома в свободное время, я: 93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с другими новыми людьми: 94. Я считаю, что-то, что говорят люди стихами, можно также точно выразить прозой: 95. Я подозреваю, что люди, которые относятся ко мне по-дружески, могут оказаться предателями за моей спиной: 96. Я думаю, что даже самые драматические события через год, уже не оставляют в душе никаких последствий: 97. Я думаю, что интереснее было бы быть: 98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.: 99. Я люблю думать над тем, как можно было бы улучшить мир: 100. Я предпочитаю игры: 101. Ночью мне снятся фантастические сны 102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх: 103. Я могу обмануть людей своим дружеским расположением, когда на самом деле они мне не нравятся: 104. Какое слово не принадлежит двум другим 105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
СКАЧАТЬ: бланк для ответов, ключ, таблицу переводов из сырых оценок в стандартные (стены) [21,9 Kb] [18:35:43] Скачать Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|