Эббингауз Герман

(24 января 1850 - 26 ноября 1909)

Маловероятно, чтобы Герман Эббингауз, живший в Германии и давший первое научное описание экспериментов с памятью (Ebbinghaus. Uber das Gedachtnis. 1885), мог предвидеть то влияние, которое его работа окажет на всю историю исследований памяти и научения.

Посмотрим на ситуацию, в которой он начал свою работу: хотя все "знали", что такое память, и философы рассуждали о ее назначении об этом столетиями, ни одно систематическое представление о структуре памяти не было проверено, не было предложено обоснованного аналитического аппарата, отсутствовала база данных по предыдущим экспериментам. В таких условиях, имея очень мало наводящих данных, он решил предпринять исследование неизвестных свойств памяти. У него было подозрение, что чувства, ощущения и идеи, посетившие однажды наше сознание, остаются спрятанными где-то в памяти. Свое мнение о содержимом памяти и его доступности он очень ярко выразил в следующем пассаже, где он говорит о когда-то осознаваемых нами чувствах, ощущениях и идеях:

"Хотя внутренний взгляд может их не обнаруживать, они, тем не менее, полностью не уничтожены и не исчезли; некоторым образом они продолжают существовать, храниться, так сказать, в памяти. Конечно, мы не можем непосредственно наблюдать их текущее существование, но оно проявляется в виде результатов, открывающихся нашему знанию с той же определенностью, с какой мы заключаем о существовании звезд за горизонтом..."

Немецкий дух (Zeitgeist) того времени, в котором работал Эббингауз, гласил, что научение и память можно объяснить, обратившись к сформированным идеям, и, идя обратным путем, найти их источник. Эббингауз перевернул эту процедуру: он изучал, как развивается память, и, делая это, смог извлечь для научного контроля те переменные, которые прежде были неотделимы от памяти. Вооружившись бессмысленным слогом, как прожектором, он ринулся во мрак недоступной памяти. И хотя ему удалось пролить на этот предмет довольно мало света, Эббингауз вышел оттуда, вооруженный методом исследования научения, который применяется до сих пор. Его поиски ответа на вопрос, как формируется память, требовали разработки такой задачи, которая была бы неизвестна испытуемому. Поскольку Эббингауз был не только ведущим теоретиком и экспериментатором, но и самим испытуемым, ему пришлось столкнуться с проблемой, как бы найти нечто такое, чему бы он мог научиться, а значит - чего бы он еще не знал; так он и решил использовать бессмысленные слоги: это не слова, а всего лишь последовательность из трех гласных и согласных букв. Вот тогда-то им были рождены "незапоминаемые" термины ZAT, ВОК и SID - рождены, чтобы быть забытыми. Так оно и получилось. Эббингауз упорно повторял список за списком таких бессмысленных слогов, и затем пытался воспроизвести их спустя 20 минут, 1 час, 8-9. часов, 1 день, 2 дня, 6 дней и 31 день. В его экспериментальном исследовании памяти учитывалось влияние длины списка на время заучивания, влияние упражнений на научение, изучалось также заучивание и запоминание упорядоченных последовательностей элементов. Методика заучивания последовательностей, ведущая свое начало от Эббингауза, стала стандартом на долгие годы. А в наше время заучивание последовательностей приобрело свое значение не только как процедура заучивания (как первоначально предлагал Эббингауз), но и как метод разделения кратковременной и долговременной памяти. К сожалению, самому Эббингаузу так и не удалось открыть "звезд за горизонтом". Его наверняка порадовали бы те исследования, которые проводятся в лабораториях сегодня. Есть даже некоторые ответы на вопросы, поднятые им более ста лет назад: как воспроизвести из памяти чувства, ощущения и идеи, бывшие однажды в сознании, но ныне недоступные.

Вскоре после выхода книги Эббингауза "О памяти", Джеймс опубликовал классическую работу "Принципы психологии" (Principles of Psychology, 1890). Он отметил героические усилия Эббингауза по ежедневному заучиванию бессмысленных слогов и похвалил его за точные измерения памяти.
Просмотров: 3374
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • "Моя семья" - "Семья, которую хочу".
  • Айзенк Ганс Юрген.
  • Бандура Альберт
  • Брентано Франц.
  • Вебер Эрнст Генрих.
  • Вундт, Вильгельм Макс.
  • Карнеги Дейл.
  • Лоренц Конрад Захариас.
  • Лурия Александр Романович.
  • Маслоу Абрахам Харольд.
  • Методика "Опосредованное запоминание при помощи пиктограмм".
  • Методика диагностики оперативной памяти.
  • Павлов Иван Петрович.
  • Пиаже Жан.
  • Проективная методика «Три дерева».
  • Профориентационная игра для школьников. Профессия на букву.
  • Психологический час "Космос моего отряда".
  • Роджерс Карл Рэнсом.
  • Розовый куст
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Стул откровений.
  • Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.
  • Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (взрослый вариант).
  • Тест. Отношение к любви и сексу.
  • Упражнение "Звездный час".
  • Упражнение "Кто я?"
  • Упражнение в растождествлении.
  • Фрейд Зигмунд
  • Хорни Карен.
  • Юнг Карл Густав.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь