Упражнение "Звездный час".

Цель игрового упражнения — помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.
  Более оптимально проводить упражнение в подгруппе. По времени оно может занять около 20—40 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потребуется больше.
  В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить различные “радости” жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.
Возможны различные варианты проведения упражнения. Во-первых, можно рассмотреть “звездные часы” для типичных профессиональных стереотипов (для типичного ученого, типичного продавца, типичного таксиста...), а можно рассмотреть и стереотипы более широкого плана (типичного "нового русского”, типичной "шикарной женщины”, типичного “супермена”, типичного “пьяницы",. типичного “простого человека” и т.п.).
Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и процедуре.
1 вариант (основные этапы проведения):
  1. Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, какой профессиональный стереотип (или социальный стереотип) они будут обсуждать. К примеру , все сошлись на профессиональном стереотипе типичного “бар¬мена”.
  2. Далее ведущий даст участникам следующее задание: “Сейчас каждый из нас попробует представить, какие самые приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представление об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои предположения, после чего обсудим, чьи же представления оказались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют "счастью" большинства барменов...”.
  3. Участники по очереди говорят о своих представлениях, о “звездном часе” бармена. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления. В подростковых (а часто и во взрослых) аудиториях достаточно возможны шутки и некоторая ирония по отношению к “счастью” стереотипов, особенно, стереотипов неординарных, но находящихся у всех на виду... Мы считаем, что это нормально, ведь нередко с помощью шутки можно понять гораздо больше, чем в серьезных обсуждениях... Высказывания участников могут повторяться, хотя было бы интереснее называть разнообразные проявления радости для данного профессионала, что позволило бы более полно понять эту профессию. Естественно, ведущий не должен допускать перерастания шутки в откровенную грубость и “зубоскальство”.
  4. Далее организуется обсуждение, чьи же представле¬ния о самом большом счастье для бармена оказались наиболее характерными и правдивыми. Поскольку такие представления им носят в основном нон субъективный и характер, то не следует стремиться к полной “объективности" обсуждения. Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения — не столько в том, чтобы познакомить у участников и кон с “правдой”, сколько II том, чтобы актуализировать их представления о “радостях” того или иного труда и, лишь по возможности, в тактичной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления.
2 вариант:
  1. Участники разбиваются на группы по 3—5 человек (микрокоманды).
  2. Определяются наиболее интересные для всех профес¬сиональные (или социальные) стереотипы по числу игро¬вых микрокоманд.
  3. Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 7—10 минут выделить 3—5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социальной группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...). Желательно, выписать все это на листочке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла микрогруппа.
  4. Далее по очереди представители микрогрупп выступают (зачитывают свои варианты профессионального счастья) и после каждого выступления организуется небольшое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопро¬сы, кто-то высказывает свое мнение. Если окажется, что представления о счастье будут диаметрально противопо¬ложными, то удивляться этому не следует, но участникам, для обострения дискуссии все же можно предложить определить что-то наиболее характерное и, следовательно, менее противоречивое.
  Разновидностью 2-го варианта упражнения является такая его организация, когда микрокоманды обсуждают только один профессиональной (или социальный) стереотип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о радостях данного стереотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в разных микрогруппах некоторые представления сильно совпадают.
3 вариант:
  I. Участники разбиваются на микрогруппы. В каждой микрогруппе сами участники определяют (загадывают) на¬иболее интересный для себя профессиональный или соци¬альный стереотип, но так, чтобы никто пока об этом не знал (случайно не услышал...).
  2. Задание каждой микрогруппе: “В течение 10 минут совместными усилиями необходимо придумать, а потом кратко представить сценку из жизни (или из профессиональной деятельности) загаданного стереотипа, которая отражала бы самые прекрасные мгновения его существования”.
  3. По очереди микрокоманды проигрывают счастливые мгновения из жизни стереотипов (время на одно проигрывание — не более 5—7 минут). А остальные пытаются угадать, о каком стереотипе идет речь. Отгадывание происходит в небольшой общей дискуссии, организуемой сразу после проигрывания сценки. Главные игроки (только что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют и, чаще всего , с интересом наблюдают за высказываниями своих товарищей, ведущий выписывает на доске наиболее "прозвучавшие” (принятые многими) варианты отгадок. Можно да же ограничить число таких вариантов, например, двумя—тремя.
  4. После этого называется загаданный стереотип, и дискуссия может вновь возобновиться, например, кто-то может не согласиться с тем, как представила данный стереотип микрокоманда.
4 вариант - "Хвастуны":
  I. Каждому игроку дается задание: “Придумать наиболее интересный для себя профессиональный или жизненный стереотип. На отдельном листочке в течение 5—7 минут написать название этого стереотипа и выписать 2—3 наиболее характерных счастливых мгновений из жизни этого стереотипа (это своеобразная разминка перед основ¬ным упражнением). Предлагается каждому представить себя на месте этого стереотипа с тем, чтобы в игровом ситуа¬ции рассказать кому-то о том, как у Него все прекрасно. т.е. похвастаться, какой Он молодец и как у Него все здорово...”. Важно подумать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее предста¬вить загаданный стереотип.
  2. Далее выбираются два игрока-добровольца и разыгрывают небольшую сценку в течение 5—10 минут, в которой по очереди , а может даже и мешая друг другу (как в жизни), начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости с этой работой связанные. В этом своеобразном соревновании необходимо сыграть более счастливого человека.
  3. После этого каждый пытается с двух попыток назвать (угадать) тот стереотип, который изображался его напарником, а дальше организуется небольшое общее обсуждение того, насколько достоверно удалось каждому изобразить свой загаданный стереотип. При этом важно учесть не только слова и факты, подтверждающие “счастье” да иного стереотипа, но и саму манеру разговора, интонации и прочие характерные для разных стереотипов проявления (если ведущий напомнит и об этом, то обсуждение получится нанемало полезнее и интереснее).
  Нам представляется, что разыгрывание и обсуждение (попытка попять) профессиональные различные и жизненные стереотипы являются очень важной частью работы профконсультанта. Ведь во многих случаях консультант реально выходит на проблемы не столько чистой профориентации (помощи в выборе конкретной профессии, места учебы или работы), сколько на проблемы на хождения смысла своей жизни, связанного с той или иной деятельностью. Но такая деятельность не обязательно является только про¬фессиональной. Нередко человек реально выбирает не столько профессию, сколько образ (или стиль) жизни, тот или иной социальный стереотип, ту или иную социальную роль. К примеру , кто-то выбирает профессию не потому, что его при привлекает сам характер данного труда, а потому, что позволяет иногда пройтись в норковой шубе по улице столько ради этого многие живут или мечтают жить!), или ради того, чтобы непременно, прославиться (неважно, как лишь бы все о тебе знали), или чтобы очень-очень немало зарабатывать (вчера - партийный работник со льготами, сегодня — высокопоставленный чиновник-взяточник) или чтобы непременно "бывать за границей" и т.п. Естественно можно привести немало и приятных примеров, когда человеку удастся даже, но внешне непривлекательной (не престижной на данный момент) профессии находить для себя важные и благородные смыслы, развивать и реализовывать лучшие свои возможности. Это касается не только изначально “благородных" низов труда (учителей, социальных работников, врачей...), но даже таких, где соблазн стать подлецом очень велик. Можно даже вообразить себе ситуацию, что кто-то, как раньше, захочет "быть там, где труд¬нее всею” и специально изберет для себя наиболее трудные ("соблазнительные") в этом плане профессии (как своеобразные "испытания" своей совести) и только таким образом сумеет возвысить свой дух ...

Просмотров: 8177
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения для взрослых




Другие новости по теме:

  • В детстве я хотел быть...
  • Дар убеждения
  • Игра "Я люблю, конечно, всех..."
  • Игра «Кто может …?»
  • Игра «Назови ласковым именем».
  • Катастрофа в пустыне.
  • Коллективный счет
  • Контраргументы.
  • Личный герб и девиз
  • От сумы да от тюрьмы...
  • Профориентационная игра "Сотворение мира".
  • Профориентационная игра для школьников. Профессия на букву.
  • Профориентационная игра для школьников. Упражнение "Кто есть кто?"
  • Профориентационная игра. Отгадай профессию.
  • Профориентационное упражнение "Подарок".
  • Профориентационное упражнение для школьников "Советчик".
  • Психологический час "Космос моего отряда".
  • Ролевая игра 'Съемки фильма'
  • Стул откровений.
  • Тест коммуникативных умений Михельсона.
  • Тест. "Выход из трудных жизненных ситуаций".
  • Тест. Определение типа личности по ведущему полушарию.
  • Тренинг командообразования для молодежного совета.
  • Тренинговое упражнение «… зато ты».
  • Упражнение "5 шагов".
  • Упражнение "Волшебное слово "Да"
  • Упражнение «Слепой и поводырь».
  • Упражнение в растождествлении.
  • Экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко.
  • Я знаю, что тебе приснилось.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь