Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

- Оглавление -


Зайцева Татьяна Вячеславовна
ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Психологический тренинг как инструментальное действие

СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 80 с.



Аннотация

В монографии предложено новое теоретическое обоснование психологического тренинга с позиций культурно-исторического подхода. Тренинг рассматривается как инструментальное действие, направленное на формирование зоны ближайшего развития личности участников тренинга. Адресуется психологам.

© Т. В. Зайцева, 2002
© Издательство "Смысл", издательство "Речь", 2002



Введение

Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, "недружественным" условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той "палочкой-выручалочкой", которая поможет решить многие из актуальных проблем как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

За последние 10-15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.

Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия прежде всего связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки (Исурина, 1998; Лидерс, 1998; Вачков, 1999 и др.). Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории.

В связи с этим нам кажется, что последние достижения теоретической психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия.

Для этого мы попытались раскрыть сущность психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Представление о психологическом тренинге как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием этой формы практической психологической работы. Мы также использовали понятие "зоны ближайшего развития" для обоснования нового взгляда на способы достижения и закрепления эффекта тренинга, что, как нам кажется, проливает новый свет на гностический потенциал этого понятия, расширяя рамки его феноменологии до системы координат "взрослый-взрослый".

В последнее время особую востребованность приобретают исследования, где ведется поиск закономерностей динамики личности участников в процессе психологического тренинга. Поиск базовых механизмов осуществления группового воздействия важен не только для психологической практики, но и для развития и углубления наших теоретических представлений. В настоящий момент среди практикующих специалистов преобладает подход, при котором тренер устанавливает монологичные отношения с членами группы, скорее самопроявляется, чем дает проявиться участникам (Вачков, 1999). Резко лимитируется возможность участников влиять на выбор методов и длительности воздействия, на сценарии встреч. Однако без опоры на личность самого участника, без постоянного отслеживания его внутренних трансформаций нельзя рассчитывать на полноценный эффект психологического воздействия.

Цель настоящей книги состоит в разработке представлений о психологическом тренинге как особом культурном орудии, применяемом для овладения новым поведением, и о "зоне ближайшего развития" как методологической и операциональной основе понимания и диагностики динамики изменения личности в процессе тренинга.

Определив психологический тренинг как "культурное орудие", которое используется для освоения нового или изменения старого поведения, мы особо выделили стадию овладения-присвоения, которой завершается процесс внутренней трансформации участников в ходе тренинга. Овладение-присвоение нового (знаний, навыков, умений) происходит в рамках "зоны ближайшего развития" (ЗБР) участников в результате совместной деятельности ведущего и участников психологического тренинга. Более подробно это означает следующее.

  1. Психологический тренинг выступает как инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор "культурных орудий" для овладения новым поведением.

  2. В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:

    • выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;
    • построение модели идеального поведения во внешнем плане;
    • модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.

  3. В качестве диагностической процедуры оценки тренинга может выступать "зона ближайшего развития" (ЗБР), возникающая в процессе взаимодействия между ведущим и участниками психологического тренинга.

  4. Эффективность проведения тренинга ведущим обусловлена тем, насколько ведущий определяет ЗБР участников тренинга, проявляющуюся в овладении различными культурными орудиями организации собственного поведения.

Данное исследование относится к разряду общепсихологических – то есть в нем рассматриваются фундаментальные, основополагающие характеристики и свойства человека как деятельностного существа. Это не означает, что мы игнорируем социальную природу "человечности". Однако в отличие от социально-психологического подхода, общепсихологический подход характеризуется, прежде всего, концентрированностью на основных закономерностях функционирования базовых психических процессов. В своей работе мы смещаем акцент с анализа закономерностей взаимодействия внутри тренингового процесса (социально-психологический подход) на анализ протекания индивидуального процесса трансформации, инициированного этим взаимодействием.

Обсуждая проблему искусственного деления психологии на подходы и направления, нельзя не упомянуть весьма популярное разведение индивидуального и группового: либо анализируется представленность общества в индивиде, либо, наоборот, от индивида поднимаются к анализу общественных законов. Эти два подхода обозначают как методологический индивидуализм и социальный редукционизм (Wertsch, 1998). Вместо того чтобы искать ключ к процессам трансформации в течение тренинга в социально-психологических феноменах или в свойствах психики изолированного индивида, мы, вслед за Л.С.Выготским и А.Н. Леонтьевым, предлагаем в качестве единицы анализа величину, которая бы отражала динамическое взаимодействие между этими силами. В качестве такой единицы может быть выбрано инструментальное (опосредствующее) действие, которое осуществляется конкретным индивидом в рамках заданного предметного контекста с использованием культурных орудий. Таким образом, мы получаем мощный, логически выстроенный инструмент для определения стратегии работы в каждом конкретном случае.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 2143
Категория: Библиотека » Тренинги


Другие новости по теме:

  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Литература Александров Ю.И. Макроструктура деятельности ииерархия функциональных систем
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Заключение В настоящее время психологический тренинг как одна
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 4 ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА 4.1. ПРОЦЕСС
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ Психологический
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 2 ВИДЫ И ЦЕЛИ ТРЕНИНГА В СОВРЕМЕННОЙ
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.7 ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ Основные роли ведущего
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ
  • Вачков И. В. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Вачков Игорь Викторович ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГАУчеб. пособие.
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ Цели тренинговой
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.4 ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ Групповая дискуссияИгровые методыМетоды,
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.5 КЛАССИФИКАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.6 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В ТРЕНИНГЕ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.6 МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ Общее представление о медитацииМедитации-визуализации
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Литература Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.М.:
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Словарь Акмеология 150 новая отрасль психологическойнауки, изучающая профессиональную
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.6 МЕДИТАЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ Ниже приведем несколько описаний медитаций-визуализаций.Подробно
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.5 ПСИХОТЕХНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.4 КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ Катастрофа в пустынеИзвестными аналогами
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.3 ИГРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Я знаю, что
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.2 ИГРЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть IV АРСЕНАЛ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.5 РИТУАЛЫ Связь ритуалов и мифологемРитуалы и
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.4 НЕМНОГО О ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ТРЕНИНГА Философия
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.3 ЗАПАДНИ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО Из каждой игры
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.2 ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ Игра:
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть III НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ ТРЕНИНГОВОЙ КУХНИ 150 О
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОСЪЕМКИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА:



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь