И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

- Оглавление -




Глава 3.4

НЕМНОГО О ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ТРЕНИНГА
  • Философия как методология психологического тренинга
  • Психотехническая мифология и тренинг
  • Активное добывание субъективной истины

Философия как методология психологического тренинга

Исследователи самых различных отраслей прикладной науки не единожды декларировали необходимость и неизбежность работы в рамках определенной философской парадигмы. Любой практик – хочет он этого или не хочет – осуществляет свою деятельность под крылом парящей в небесах методологии, выше которой только стратосфера всеобъемлющей философии. Но под какими созвездиями ходишь, на тех и строишь свою астрологию. Можно кичливо утверждать независимость своей практической работы от имеющихся философских и методологических концепций, но это означает, на наш взгляд, три реальных возможности: такой практик либо дремуче невежественен (что позволяет поставить под сомнение эффективность его деятельности); либо он просто не осознает основополагающих принципов своей профессиональной активности (что провоцирует вопрос о его собственном уровне самосознания); либо он сумел выработать собственную мировоззренческую и философскую систему (что вызывает искреннее восхищение).

К сожалению, третий вариант, по-видимому, маловероятен.

Ведущий тренинга должен все-таки осознавать, кто дышит ему в затылок – Фрейд, Роджерс, Бэндлер с Гриндером или Мясищев. Недооценивать значение четко сформулированных положений, лежащих в основе практической психологической работы, – большое заблуждение. Размытость фундамента фактически гарантирует неустойчивость и разрушение выстроенного здания.

Что касается содержания этой книги, то в ее основе идеи гуманистической психологии, определенным образом соотнесенные с психотехнологическим инструментарием других направлении. Поэтому и выше и ниже речь идет в основном о тренингах. проводимых именно в рамках гуманистической парадигмы.

У нас нет ни малейшего желания склонить уважаемого читателя к собственной вере, но хочется призвать: веруй хоть во что-нибудь и знай, во что веруешь!

Философским кредо психологического тренинга можно считать слова: "Истину нельзя вызубрить, истину надо выстрадать". Разумеется, совсем не обязательно пропускать участников группы через девять кругов Дантова ада. чтобы такое "хождение по мукам" привело их к осознанию некой истины. Впрочем, заметим, что есть ведущие, строящие тренинговую работу как действия но преодолению участниками самых разнообразных и порою очень трудных препятствий – как физических, так и психологических. Такими препятствиями могут стать: отсутствие сна в течение нескольких суток, необходимость участвовать в работе обнаженными, проведение тренинга в непролазных лесных дебрях пли в горах, длительное ношение повязки на глазах, нарочито оскорбительные высказывания ведущего, постановка в ситуацию сложного нравственного выбора, специальные психологические техники, провоцирующие сильные отрицательные эмоции, и так далее.

Применение каждого из подобных приемов имеет свое основание. Оно хорошо осмыслено и, вероятно, оправдано для достижения целей, стоящих перед группой и ведущим. Однако мы не будем касаться анализа и разбора тренингов такого типа – они достаточно экстравагантны и, как правило, не слишком распространены. Можно, пожалуй, сказать, что большинство психологов-тренеров придерживаются более традиционных способов ведения групп.

Психотехническая мифология и тренинг

Любому ведущему следует не только помнить об основополагающих принципах своей психолого-философской концепции, но и учитывать силу "психотехнического мифа", о котором говорили, в частности, такие специалисты по тренингам, как Н. В. Цзен и Б. М. Мастеров. Миф – это одни из важнейших элементов методологии психотехники. Что же такое психотехнический миф? Это картина мира данного человека или группы людей, в которой возможно то или иное психологическое событие. Такая мифологическая картина может соответствовать научным канонам, а может противоречить им – это не имеет значения. Важно только, чтобы действия, основанные на этом мифе, в каком-то конкретном случае были эффективными. Если манипуляции современной колдуньи, "снимающей порчу", обеспечивают ваше выздоровление, значит, в нашей мифологической картине мира этому психологическому событию есть место. "Мифологемы" нашего бессознательного приводят к нужному результату.

"Мифы и построенные на их основе картины мира выполняют одну и ту же функцию: служат нам для ориентации во внешнем и внутреннем мире, структурируют внешний и внутренний опыт, позволяют действовать и что-то менять во внешнем и внутреннем мире" (Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров, 1995. с. 280).

Для ведущего тренинга понятие о мифах нужно не просто для широты взгляда на мир. а для того, чтобы применять четыре главных принципа "конструирования" и "выполнения" психотехнических упражнений в группе (Б. М. Мастеров):

  1. Чтобы что-то произошло внутри человека, нам нужно задать миф, или систему мифов, фрагмент картины мира.

  2. Процедура, предлагаемая участникам, должна соответствовать их мифологической картине мира, и тогда она сможет что-то изменять в этой картине.

  3. Задаваемые ведущим мифы должны опираться на уже существующие в головах участников группы картины мира.

  4. "Конструируя" психотехнику, ведущий должен думать: о содержании провоцируемого ею опыта и его функции в динамике группового процесса (внутри- и межличностной). Соответственно и "миф", и процедура должны задаваться в двух планах – содержательном и динамическом.

Активное добывание субъективной истины

Тренинг – это один из необычных способов получения личностного опыта. Чтобы приобрести опыт, как правило, недостаточно пассивно получать информацию. Самые важные истины, преподнесенные на блюдечке с голубой каемочкой, не затронут жизненных установок и ценностей, не смогут изменить личностных убеждений и взглядов. Истину – особенно истину о себе самом – нужно добыть. Должны, во-первых, происходить события, а во-вторых, участником этих событий должен стать ты сам. В действии человек испытывает переживания и познает нечто субъективно новое. Для тренинга основное действие – это игра, позволяющая, как мы видели выше, быть самим собой, возвышаясь до Я-творческого.

Один из постулатов деятельностного подхода в отечественной психологии утверждает неразрывное единство сознания и деятельности, формирования личности в деятельности. Порой из этого почему-то делался вывод о том, что только внешняя целенаправленная активность в повседневной жизни изменяет личность и помогает ей развиваться. Считалось, что "лабораторная" работа психолога с группой людей не может оказать существенного влияния на развитие личности. Дескать, в лучшем случае участники групп приобретают навыки эффективного общения и взаимодействия.

На первый взгляд, действительно, пять-десять дней психологического тренинга – слишком короткий срок, чтобы инициировать какие-то устойчивые личностные изменения. Однако опыт лучших групповых тренеров показывает: тренинговые занятия, наполненные под завязку событиями и переживаниями, "спрессовывают" психологическое время участников, награждая их таким опытом, который в обычной жизни может приобретаться годами.

Как и при актуализации в реальной жизни, человек в тренинге идет но пути личностных открытий – он совершает самооткрытие. Такое самооткрытие порождает самораскрытие для других. Для того, чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим, сначала он должен открыть себя себе таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности. Конечно же, такое самооткрытие еще поверхностно и неясно. В образе Я много туманного, но прояснение своего самовидения возможно только через телевидение. (Последний несколько каламбурный термин родился благодаря использованию понятия "теле", предложенного Дж. Морено. Морено так называл мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своего актуального положения, двустороннее "вчувствование" друг в друга, соотнесенное с реальностью.)

Гуманистические психологи называют эту ситуацию наполненного взаимопринятием общения встречей. В хорошем тренинге и происходят такие встречи. Процессы самооткрытия и самораскрытия циклично сменяют друг друга, обеспечивая участникам прояснение Я и рост самосознания.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Согласны ли вы с утверждением, что практический психолог – ведущий тренинговой группы – должен осознавать философскую методологию, лежащую в основе его деятельности? Почему?

  2. Какой из подходов к пониманию сущности внутреннего мира человека кажется вам наиболее близким вашему собственному мировоззрению?

  3. Какое утверждение можно считать философским кредо психологического тренинга? Как вы понимаете смысл этого утверждения?

  4. Какое понятие раскрывается в следующем определении: "........ – это картина мира данного человека или группы людей, в которой возможно то или иное психологическое событие"?

  5. Назовите четыре главных принципа "конструирования" и "выполнения" психотехнических упражнений в группе, базирующихся на понятии "психотехнический миф".

  6. Объясните общий механизм действия мифа в психологической реальности человека. В чем одна из причин того факта, что одинаковые действия психолога имеют эффект в работе с одним клиентом и неэффективны в работе с другим?

  7. Верно или неверно:

    1. Тренинг – это один из необычных способов получения личностного опыта, позволяющий в короткий срок привести к важным личностным изменениям.

    2. Тренинг может служить лишь средством развития и тренировки навыков общения, но не оказывает серьезного влияния на личностные черты участников.

  8. Каким термином Дж. Морено называл мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своего актуального положения, двустороннее "вчувствование" друг в друга, соотнесенное с реальностью?

  9. Раскройте психологический смысл понятия "встреча" с точки зрения гуманистических психологов.

  10. В чем состоит активное добывание субъективной истины участниками психологического тренинга?



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1622
Категория: Библиотека » Тренинги


Другие новости по теме:

  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Литература Александров Ю.И. Макроструктура деятельности ииерархия функциональных систем
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Зайцева Татьяна Вячеславовна ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Психологический тренинг
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 2 ВИДЫ И ЦЕЛИ ТРЕНИНГА В СОВРЕМЕННОЙ
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ Психологический
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 4 ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА 4.1. ПРОЦЕСС
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Заключение В настоящее время психологический тренинг как одна
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.6 МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ Общее представление о медитацииМедитации-визуализации
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.5 РИТУАЛЫ Связь ритуалов и мифологемРитуалы и
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть IV АРСЕНАЛ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.2 ИГРЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.3 ИГРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Я знаю, что
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.4 КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ Катастрофа в пустынеИзвестными аналогами
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.5 ПСИХОТЕХНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Словарь Акмеология 150 новая отрасль психологическойнауки, изучающая профессиональную
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Литература Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.М.:
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.6 МЕДИТАЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ Ниже приведем несколько описаний медитаций-визуализаций.Подробно
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.3 ЗАПАДНИ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО Из каждой игры
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.2 ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ Игра:
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть III НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ ТРЕНИНГОВОЙ КУХНИ 150 О
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОСЪЕМКИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА:
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.7 ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ Основные роли ведущего
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.6 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В ТРЕНИНГЕ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.5 КЛАССИФИКАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.4 ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ Групповая дискуссияИгровые методыМетоды,
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ Цели тренинговой
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ
  • Вачков И. В. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Вачков Игорь Викторович ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГАУчеб. пособие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь