И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

- Оглавление -



Эпилог

Разговор о бессмысленности возвращает меня в ту точку круга, к тому определению, с которого я начал: экзистенциальная терапия – это динамический подход, в центре внимания которого находятся факторы, составляющие неотъемлемую часть человеческого существования. Каждый из нас жаждет неразрушимости, почвы, общности и структуры, и тем не менее мы все должны переживать неизбежную смерть, отсутствие почвы, изоляцию и бессмысленность. Экзистенциальная терапия основана на модели психопатологии, согласно которой тревога и ее дезадаптивные последствия представляют собой реакцию на эти четыре конечных фактора.

Хотя необходимо было обсудить каждый из конечных факторов отдельно, in vivo они сложным образом переплетены, и их взаимодействие неизменно определяет подтекст терапии. В диалоге между пациентом и терапевтом они являются и содержанием, и процессом. Конфронтация пациента со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью поставляет терапевту эксплицитный интерпретируемый материал. Даже когда эти темы не возникают в терапии открыто, они все равно обусловливают modus operandi. Такие психические феномены, как воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь, являются ключевыми процессами терапевтического изменения. Именно эти решающие виды активности во многих терапевтических системах слишком часто считаются несущественными "вбрасываниями".

Притягательная сила экзистенциальной терапии обусловлена тем, что она твердо укоренена в онтологическом фундаменте, в глубочайших структурах человеческого существования. Она привлекает и тем, что имеет гуманистическую основу и, единственная среди терапевтических парадигм, полностью вмещает интенсивно личностную природу терапевтического предприятия. Кроме того, пространство экзистенциальной парадигмы является очень широким, оно принимает в себя и ассимилирует инсайты многих философов, художников и терапевтов, касающиеся мучительных и целительных последствий конфронтации с конечными факторами.

Однако это не более чем парадигма, то есть психологический конструкт, оправдываемый в конечном счете только своей клинической полезностью. Как и любой другой конструкт, он в конце концов уступит место другим конструктам, обладающим большей объяснительной силой. Каждая клиническая парадигма, если только какой-нибудь официальный институт не высек ее на камне раньше, чем она созрела, органична выдвигая новую точку зрения, она позволяет четко описать некоторые смутные прежде факты. В свою очередь, эти новые данные модифицируют исходную парадигму. Я рассматриваю данную экзистенциальную парадигму как раннюю теорию, основанную на клинических наблюдениях, вынужденно ограниченных в своем источнике, спектре и количестве. Я надеюсь, что эта парадигма окажется органичной, то есть что она не только будет полезна клиницистам в своей нынешней форме, но послужит стимулом для дискурса, необходимого для того, чтобы модифицировать и обогатить ее.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 791
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | Часть IV БЕССМЫСЛЕННОСТЬ 10. КРИЗИС БЕССМЫСЛЕННОСТИ Представьте себе
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Связь между ответственностью
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | 7. ВОЛЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И ДЕЙСТВИЕ Японская пословица
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | РЕШЕНИЕ 150 ВЫБОР Если индивид в полной мере
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | Часть III ИЗОЛЯЦИЯ 8. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ Процесс глубочайшего
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Если нам
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | 9. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ Концепция экзистенциальной изоляции
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | ПОТЕРЯ СМЫСЛА: ЗНАЧЕНИЕ В ТЕРАПИИ Наша меняющаяся культура:
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | 11. БЕССМЫСЛЕННОСТЬ И ПСИХОТЕРАПИЯ В предыдущей главе я
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | Примечания К главе 1 J. Breuer and S.
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЕРТИ У ДЕТЕЙ Наше беспокойство
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | 1. ВВЕДЕНИЕ Несколько лет назад мы с друзьями
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | Часть I СМЕРТЬ В последующих четырех главах я
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | НЕВНИМАНИЕ К СМЕРТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОТЕРАПИИ
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПСИХОТЕРАПИЯ Первый шаг терапевта, направленный
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | 4. СМЕРТЬ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ Диапазон психопатологии 150 типов
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | 5. СМЕРТЬ И ПСИХОТЕРАПИЯ Путь от теории к
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | СМЕРТЬ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ИСТОЧНИК ТРЕВОГИ Концепция смерти предоставляет
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | Часть Вторая СВОБОДА В разделе, посвященном концепции смерти
  • И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | К ЦЕЛОСТНОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О ПСИХОПАТОЛОГИИ Из дидактических соображении
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение В данной работе был использован термин
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | Интернет-ресурсы и литература Добронравова И.С. Синергетика: становлениенелинейного мышления.
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Тот, кто ясно мыслит, ясно говорит. Пробнымкамнем
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 1 КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ. ОТСУТСТВИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ ТЕОРИИ.
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА Многие продолжают верить,
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О НЕ СОБЛЮДЕНИИ НЕФОРМАЛИЗОВАННЫХ
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА В ПРИМЕНЕНИИ К
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 ПРЕДШЕСТВЕННИКИ То, что мы предложили,
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 ВОЗМОЖНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДРУГИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ Р.
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА В ПРИМЕНЕНИИ К



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь