Р. Уолш. СЕМЬ ПРАКТИК

- Оглавление -




Глава 33

УПРАЖНЕНИЯ В ВЕЛИКОДУШИИ И СЛУЖЕНИИ

Будьте добры ко всем... Лучшие среди вас –
это те, кто приносят благо другим.

Мохаммед

Упражнение 1: ПРЕВРАЩАЙТЕ РАБОТУ В СЛУЖЕНИЕ

Вы помните рассказ о людях, обтесывавших камни?27 Один просто убивал время, а другой строил собор и занимался пробуждающим служением. Это очень важная история, поскольку она ясно показывает, что одно и то же действие, одну и ту же работу, можно выполнять по совершенно разным причинам. Оба эти человека совершали в точности одни и те же движения. Первый, вероятно, приходил домой раздраженным, пинал кошку, и на следующее утро со страхом вставал с постели, думая о том, что его ожидает еще один день тяжелой и нудной работы. Другой, скорее всего, уходил с работы счастливым, приходя домой, кормил кошку, и на следующее утро просыпался, предвкушая еще один день, наполненный радостным служением.

27 См. Упражнение 8 в Главе 8 (Прим. перев.)

Хотите ли вы убивать время или строить собор, видеть в том, что вы делаете нудную работу или свой вклад в общее дело? Чрезвычайно важно то, что у нас есть выбор. Одни и те же действия могут выглядеть совершенно по-разному, поскольку именно мы определяем смысл и значение того, что мы делаем. Многое из того, что мы делаем каждый день – это уже служение. Будь это уборка, приготовление пищи, или ведение финансовых дел, значительная часть этого делается для блага других людей, будь то клиенты, друзья, или семья. Однако мы сами должны решать, делаем ли мы это как служение или как нудную работу.

Подумайте несколько минут о своих повседневных делах. Если среди них такое, которое вы в течение одного дня захотели бы выполнять в духе служения? Это может быть и какая-то сложная техническая задача на работе, и что-то совсем простое, скажем, хождение за покупками.

Выберите такое дело. Затем подумайте, в чем оно помогает людям. Быть может, ваша работа позволит другим легче справиться со своей работой; быть может, сходив за покупками, вы накормите свою семью и друзей. Сосредоточьтесь на этой пользе, а затем решите рассматривать и выполнять свое дело как служение этим людям.

По мере практики будут становится очевидными вознаграждения, который приносит помощь другим. Когда это произойдет, вы, возможно, захотите рассматривать все больше и больше своих дел с точки зрения служения, пока оно не станет для вас естественным образом жизни.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СИЛУ ПОСВЯЩЕНИЯ

Изменяя свои побуждения, мы преображаем наши действия и самих себя. Мы уже обсуждали метод преобразования мотивации, используемый в тибетском буддизме. Здесь вы перед тем, как приступить к какой-либо значительной деятельности – будь то чтение, или уборка – на мгновенье останавливаетесь, а затем, вместо того, чтобы просто автоматически действовать, думая лишь о собственном благополучии, посвящаете эту деятельность своему собственному пробуждению для того, чтобы вы могли лучше помогать другим и содействовать их пробуждению.

Закончив дело, вы снова на мгновенье останавливаетесь. Теперь вы посвящаете любые блага, полученные вами от этой деятельности, благополучию всех людей и даже всего живого. Представьте себе, что вы стараетесь раздать эти блага – то, чему вы научились, те качества любви и терпения, которые вы обрели – всем остальным людям.

Это может казаться жертвой – в конце концов, зачем стараться отдать то, что вы обрели с таким трудом? Однако, если вы вспомните, как работает ум, то поймете, что это умелая стратегия, которая, как ни парадоксально, приносит пользу всем, включая и вас. Вспомните, что все, чего вы желаете другим, вы переживаете и усиливаете в собственном уме. Отдавайте другим такие качества, как любовь или терпение, которые вы обрели, помогая другим или медитируя, и они, наряду с великодушием, расцветают в вас еще полнее.

Когда вы решите, что готовы, попробуйте начинать и заканчивать посвящением какие-либо из своих дел. Вы можете, например, начать со своего спокойного времени размышления, медитации, или молитвы. Здесь, благодаря восприимчивости, которую дает священное безмолвие, вы, скорее всего, не будете забывать о посвящениях и сможете ощутить пользу, которую они приносят.

Когда эта польза станет очевидной, вы, быть может, захотите посвящать таким способом больше своих дел – например, работу, игру, приготовление пищи, и трапезу. Это преображает все эти виды деятельности и, кроме того, ясно показывает, что даже самые скромные повседневные дела могут служить процессу пробуждения.

Упражнение 3: ПРЕВРАЩАЙТЕ БОЛЬ В СОСТРАДАНИЕ

В Калькутте, где находится центр для умирающих, основанный Матерью Терезой, ужасающий смог, и уезжая оттуда, я чувствовал неприятное першение в горле. Само собой разумеется, к тому времени, как я добрался до Бенареса – одного из самых святых городов Индии, куда приходят умирать многие индуисты, – у меня развился бронхит. Большую часть дня я пролежал в своем номере в отеле, за тысячи миль от всех, кого я знал, чувствуя себя одиноким и больным, и испытывая жалость к себе.

В тот день, поздно вечером, я осознал поразительную вещь. Возможно, я был слегка болен, но, по крайней мере, у меня были лекарства, пища, и удобная постель. Однако под моим окном, на улицах и в трущобах лежали буквально тысячи бездомных, бедных, больных, и умирающих людей. Внезапно мои собственные проблемы показались мне совершенно незначительными, и мое сердце устремилось к страдающим беднякам за моим окном. Жалось к себе сменилась состраданием.

Исследования показывают, что такое "нисходящее сравнение" – сопоставление себя с кем-то, кому еще хуже – представляет собой эффективную стратегию борьбы с чувствами боли и подавленности. Он6о также может быть эффективным средством для воспитания сострадания.

Для выполнения этого упражнения, подумайте о каком-либо затруднении, которое вы испытываете; оно может быть физическим, психологическим, или духовным. Затем подумайте о людях, которые в еще большей степени страдают от этого или аналогичных затруднений. Если вы знаете конкретных людей, страдающих таким образом, вспомните о них. Подумайте о всех страданиях, которые вам принесло это затруднение, а подом задумайтесь обо всех страданиях, которые, должно быть, испытывают эти люди. Позвольте себе ощутить их боль. Осознайте, что они хотят освободиться от боли точно так же, как вы. Пусть в вас возникнет сострадание к ним, когда вы будете надеяться или молиться, что они освободятся от боли.

Упражнение 4: ПРАКТИКА ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ДОБРОТЫ

Суть этого упражнения очень проста: в течение какого-то определенного времени постарайтесь быть как можно добрее к как можно большему числу людей. Этот период времени может составлять час, первую половину дня, или весь день. Если хотите, вы можете распространять свою помощь не только на людей, но и на другие существа. Мать Тереза посвящала этому упражнению практически каждый момент бодрствования в своей жизни и подытожила его словами: "пусть всякий, кто приходит к вам, уходит, чувствуя себя лучше и счастливее".

Конечно, конкретная форма, которую принимает ваше доброта, зависит от ситуации. Многие из ваших действий, вероятно, будут очень простыми, например, посетить друга, нуждающегося в утешении, улыбнуться незнакомому прохожему, или помочь упавшему ребенку. В переполненной комнате вы сможете лишь улыбаться людям. В действительности, это для них немалый дар. Группа людей, не имевших ни денег, ни пищи, которыми они могли бы поделиться, спросили у зятя Мохаммеда, как им помогать другим. Он посоветовал им просто улыбаться людям, чтобы те чувствовали, что они кому-то не безразличны.

Задача состоит в том, чтобы быть как можно полезнее, вне зависимости от того, насколько мелкой или незначительной может казаться ваша помощь. Вероятно, Ганди делал не меньше добра, чем любой человек двадцатого столетия. Однако, на основании собственного непосредственного опыта, он замечал: "Почти все, что вы делаете, будет казаться незначительным, однако очень важно, что вы это делаете".

Упражнение 5: ПРОБУЖДАЮЩЕЕ СЛУЖЕНИЕ

Пробуждающее служение, или карма йога, включает в себя три этапа, и каждый из них, сам по себе, обладает мощной пробуждающей силой. Мы уже обсуждали их, и здесь нам нужно лишь кратко их подытожить.

Первый этап – начать посвящать свою деятельность большей цели, чем ваше собственное удовлетворение. Для некоторых этой большей целью может быть благополучие семьи, для других – помощь бедным, для третьих, это могло бы быть служение "во славу Божию", как советовал св. Павел. Второй этап – избавляться от привязанности к своим мыслям о том, каковы должны быть результаты. Третий этап – учиться на всем этом.

Например, представьте себе, что вы чувствуете себя измотанным и уставшим от дневной работы и мечтаете о спокойном вечере со своей семьей. Но, не забывая посвящать это время не только собственному благополучию и пробуждению, но и благополучию вашей семьи, вы можете сделать свой вечер временем пробуждающего служения. Чтобы сделать все приятным для других, вы покупаете какую-то еду, убираете дом, и с нетерпением ждете, когда все вернутся.

Ладно, они приходят домой. Один сразу же объявляет, что собирается в кино, двое других хватают большую часть еды, поскольку они уходят на вечеринку, а третья говорит, что ей нужно навестить больную подругу. И вот вы остаетесь в убранном доме, с жалкими остатками еды, и в компании одной лишь собаки.

Вот тут возникает самый главный вопрос: кипите ли вы от гнева на всеобщий эгоизм и мечетесь по дому, жалея себя? Или вы признаете свои привязанности к собственным мыслям о том, каким должен быть вечер, немного смеетесь, и избавляетесь от них, как можно большему учитесь на этой ситуации, а потом настраиваетесь провести уютный вечер в приятно тихом доме? Страдаете ли вы, или наслаждаетесь, сетуете или учитесь? Пробуждающее служение дает вам свободу выбора.

Простой способ приступить к этому упражнению – выбрать что-то, что вы уже делаете для других. Полезно, чтобы это было что-то, что вы делаете регулярно, чтобы у вас было больше возможностей на этом учиться. Например, быть может, вы ежедневно навещаете больного соседа или каждую неделю помогаете в школе. Посвящая это большей цели, ища привязанности к конкретному результату и освобождаясь от них, и учась на всем этом, вы преобразуете свое действие в пробуждающее служение.

Упражнение 6: ТРИУМФ ПОМОГАЮЩЕГО – ДАВАТЬ АНОНИМНО

Великие религии говорят о глубоком удовлетворении от даяния, тогда как психологи упоминают о "триумфе помогающего". Если мы сами сможем испытать этот триумф, то начнем узнавать, насколько вознаграждающей может быть помощь другим.

Нередко, хорошие чувства, проистекающие от самого акта даяния, смешиваются с чувствами, относящимися к таким вознаграждениям, как получение похвалы или ответного дара. Может быть ценным и поучительным опытом делать анонимные подарки, которые, как мы знаем, не приведут к похвалам или ответным дарам. Великие религии издавна прославляли анонимное даяние. В иудейском Талмуде описано, как в древние времена великодушные люди могли приходить по ночам, чтобы оставлять пищу у дверей неимущих.

Один мой друг пережил восхитительный опыт "триумфа помогающего" и получил действенный урок силы анонимного даяния, когда занимался духовной практикой в центре уединения. Пища в центре была довольно скудной и простой, так что он очень обрадовался, когда получил посылку с пирогом. Однако, съев кусочек, он начал думать о всех других людях в центре уединения, которым угощение доставило бы не меньшее удовольствие, чем ему самому. Немного поколебавшись, он отправился в кухню, и положил по кусочку пирога в миску каждого из своих товарищей. После этого он спрятался и наблюдал за выражениями удивления и восторга на лице каждого человека, который входил в кухню и вместо пустой миски находил неожиданное лакомство. Это происходило двадцать лет тому назад, и он говорит, что не может вспомнить вкус пирога, который он сам ел, но до сих пор с удовольствием вспоминает выражение лиц людей в тот день. Он двадцать лет наслаждался одним пирогом.

Разумеется, родители регулярно практикуют анонимное даяние. На Рождество они кладут в чулочки своих детей подарки от Санта Клауса, а потом наслаждаются их радостью. Большинство из нас порой совершают такие поступки – например, посылают деньги в благотворительные организации – однако может быть полезно делать это в качестве упражнения.

Есть ли какой-то дар, который вы могли бы сделать анонимно? Если да, то сделайте его и наблюдайте чувства, которые у вас возникают. Затем, если это возможно, понаблюдайте за людьми, которые радуются вашему дару, и за чувствами, которые это у вас вызывает.

Упражнение 7: НАХОДИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОБУЖДАЮЩЕГО СЛУЖЕНИЯ

Действенность любой практики можно усилить, отводя ей специальное время. Для этого упражнения посвящайте какой-то выбранный промежуток времени – быть может, час, полдня, или целый день – пробуждающему служению. Эти время и практику обогатит каждый из следующих шагов:

  1. Начните с посвящения периода времени и всего, что вы в течение него делаете.

  2. Затем, где бы вы ни были, с кем бы вы ни были, и что бы вы ни делали, ищите способы помочь.

  3. Что бы вы ни делали, старайтесь делать это в духе служения.

  4. Когда бы вы ни делали что-нибудь для других, старайтесь делать это как пробуждающее служение, при котором вы учитесь на каждом деле, в то же время, избавляясь от привязанностей к результатам.

Принятие на себя обязательства уделять определенное время пробуждающему служению не обязательно означает внесение резких перемен в вашу жизнь. Вы не должны бросать работу или забывать о своей семье, чтобы работать в трущобах. Быть может, вы будете брать выходной день для служения. Или, возможно, вы будете продолжать жить как обычно, используя каждые встречу, телефонный звонок, или ситуацию в качестве возможности для помощи другим.

На первый взгляд, ваш день может казаться совершенно обычным. Вы можете улыбаться большему числу людей или говорить больше комплиментов. Быть может, вы уступите свое место в очереди человеку, который спешит, дадите подаяние нищему, или предложите кому-нибудь помощь в работе, но внешне немногое может казаться необычным.

Совсем другое дело – внутри. Теперь вы имеете большую цель для своего дня и всего, что вы делаете. Теперь каждая деятельность становится источником удовлетворения, каждая встреча – духовным соприкосновением, каждый приступ страха или гнева – указанием на скрытую привязанность, и каждый опыт – желанной возможностью поучиться.

Конечно, будут времена, когда вы забываете о своей цели и снова впадаете в полусознательные привычки, которые поглощают большую часть нашей жизни. Этого следует ожидать. Если бы мы могли выполнять эту практику служения – или любую из других практик – безупречно, то были бы мудрецами и святыми. Но, будучи обычными людьми, мы просто стараемся выполнять ту же практику, что мудрецы и святые, зная, что зачастую будем терпеть неудачу, но также зная, что и они когда-то боролись и терпели неудачу, как мы сейчас, и что каждое наше усилие, каждое упражнение, каждое посвящение, еще на один шаг приближает нас к осознанию, что наша подлинная природа – та же, что и у них.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 757
Категория: Библиотека » Учебные пособия


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Третья НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И НОВОЕ ОБЩЕСТВО VII.
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Предисловие В данной книге я вновь обращаюсь к
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Первая ПОНИМАНИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЛАДАНИЕМ И БЫТИЕМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | II. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Поскольку
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | III. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ВЕТХОМ И НОВОМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Вторая АНАЛИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ СПОСОБАМИ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | V. ЧТО ТАКОЕ МОДУС БЫТИЯ Большинство из нас
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VI. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 150
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VIII. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕРТЫ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | IX. ЧЕРТЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА НОВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Примечания Глава I Хокку 150 жанр японской поэзии,
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь