Р. Уолш. СЕМЬ ПРАКТИК

- Оглавление -




Глава 4

ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ:
ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ И КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ

Мало помалу взрослей.
В этом суть того, что я хочу сказать.
Из зародыша в утробе, питаемого материнской кровью,
Становись младенцем, пьющим молоко,
Потом ребенком, способным есть твердую пищу,
Потом искателем мудрости,
И ловцом неуловимого.

Руми

Что делают духовные практики и как, в точности, они это делают? Освященные веками ответы на этот вопрос гласят, что боги вмешиваются в нашу жизнь – и что практики преобразуют жизненную энергию, например, путем подъема энергии Кундалини или за счет уравновешивания инь и ян. Однако, наиболее распространенные и красочные описания связаны с метафорами.

МЕТАФОРЫ ДУХОВНОГО РОСТА

Метафоры – это фигуры речи, в которых мы описываем одну вещь – обычно, нечто тонкое или трудно постижимое – с помощью чего-то другого, более конкретного и понятного. Духовные переживания и преобразования по самой своей природе зачастую бывают тонкими и неопределимыми, и потому существует множество их метафорических описаний. Каждая метафора иллюстрирует какой-то аспект духовного развития, и вместе они рисуют богатую и многогранную картину того, каким образом духовные практики оказывают свои разнообразные воздействия. Ниже приводятся некоторые из наиболее эффективных "метафор трансформации", которые описывают духовный рост и могут служить для него руководством.

  • Пробуждение: Мудрецы говорят, что обычно мы пребываем в полусознательном состоянии, и духовные практики пробуждают нас от этой дремоты.

  • Дегипнотизация: Утверждают, что наша дремота – это своего рода транс или гипноз. Под гипнозом люди пребывают в суженном состоянии сознания, в котором их восприятие и поведение по большей части ограничены внушениями других людей. В то же время, в гипнотическом состоянии люди обычно не осознают ни своих ограничений, ни того факта, что их загипнотизировали. Только по выходе из гипноза они освобождаются и понимают, что находились в трансе. Духовные практики освобождают нас от коллективного транса, в который мы все погружены.

  • Просветление: согласно этой метафоре, мы бродим вслепую во внутренней тьме, а духовные дисциплины приносят нам понимание, свет, и возможность видеть.

  • Раскрытие: Говорят, что наша подлинная природа, или Самость, скрыта или замаскирована от сознания, но духовные дисциплины разрушают эти покровы и восстанавливают осознание нашей истинной сущности.

  • Свобода: Утверждается, что мы порабощены нашими изменчивыми побуждениями эмоциями, но укрощая их, становимся свободными.

  • Метаморфоз: Духовные практики преображают нас, подобно тому, как природа преобразует гусеницу в изящную бабочку.

  • Развертывание: Красота нераспустившейся розы может быть скрытой, но она уже существует в бутоне. Точно так же, наши трансцендентные красота и потенциал скрыты внутри, и духовные практики помогают нам распускаться и цвести.

  • Целостность: И духовные традиции, и современная психология полагают, что наш ум прискорбно расщеплен и диссоциирован на враждующие фрагменты. Духовные практики исцеляют и воссоединяют ум, восстанавливая в нас единство сознания и цели.

  • Путешествие: Эта метафора подразумевает, что мы движемся к некоторой цели. Цель кажется нам чем-то очень далеким, однако духовная мудрость открывает нам, что цель – это наша Самость, и она всегда пребывает здесь и теперь, ожидая лишь нашего узнавания и вспоминания в этот и всякий другой момент.

  • Смерть и возрождение: старая ложная самость должна уйти, уступив место новой и подлинной самости. Духовные практики делают нас достаточно сильными, чтобы мы были готовы умереть – ибо отказ от нашего прежнего образа себя может восприниматься как смерть. Из пепла эго восстает, подобно фениксу, новый образ себя. Этот новый образ сам будет многократно умирать и возрождаться, пока мы, наконец, не поймем, что то, чем и кем мы являемся на самом деле, далеко превосходит все образы и понятия. Тогда у нас больше нет образа себя, который мог бы умереть, и остается только то, что бессмертно.


УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ

Кроме того, настоящие духовные практики способствуют развитию. Духовные дисциплины заново запускают или ускоряют психологический и духовный рост, начиная с того уровня, на котором мы застряли, и помогая нам расти за его пределы. Эта идея прекрасно согласуется с современными исследованиями.

Стадии развития

В настоящее время в психологии считается общепринятым, что человеческое развитие проходит через три основных стадии: до-конвенциональную, конвенциональную, и пост-конвенциональную, которые также называют доличностной, личностной, и надличностной, или трансперсональной. Мы рождаемся на доличностной и доконвенциональной стадии беспомощными и не подготовленными к жизни в обществе, не имея ясного представления о себе самих, как людях, и об условностях общества. Затем мы подвергаемся постепенному окультуриванию – неформально, семьей и окружающей средой, и формально – системой образования.

Таким образом, мы знакомимся с общепринятыми взглядами – и попадаем под их гипноз. По большей части, наши восприятие и поступки начинают соответствовать общественным нормам. Мы становимся склонными считать верования своей культуры истинными, ее мораль – правильной, ее ценности – достойными. Мы также принимаем ее мировоззрение – общепринятую картину мира и нашего места в ней. Мы взрослеем, достигая личностной/конвенциональной стадии и прочно усваиваем ее представления о реальности. К счастью, в таком обусловленном, или общепринятом, мировоззрении немало ценного.

Ограничения обычной жизни

Однако, во все времена и во всех культурах мудрые люди сетовали на ограничения обусловленного развития. Обусловленность связана с замутненным сознанием и неподлинным, не приносящим удовлетворения образом жизни. На Востоке такое искаженное восприятие называют майей – иллюзией, или сном.

Сходные представления существуют и в западных традициях. И ислам, и христианство говорят, что наше видение затуманено, а философы-экзистенциалисты жалуются на бездумный и поверхностный характер обычной жизни. Некоторые психологи утверждают, что мы живем в состоянии "согласованного транса" или "коллективного гипноза", который в своих худших проявлениях варварских войн или массового геноцида становится "коллективным психозом". Уильям Джеймс, которого нередко называют величайшим американским психологом и философом, с присущей ему язвительностью так охарактеризовал наше состояние:

По сравнению с тем, чем мы должны быть, мы наполовину спим. Наше пламя едва теплится в отсутствие тяги; мы используем лишь малую часть своих умственных и физических возможностей.

Все эти взгляды с Востока и Запада, из религии, философии и психологии, сводятся к одному поразительному выводу, имеющему огромное значение: мы лишь наполовину развились и наполовину проснулись. Развитие протекает от доконвенциональной к конвенциональной стадии, но затем полностью застревает в полусознательном трансе.

Преимущества дальнейшего роста

Хорошая новость состоит в том, что конвенциональная стадия жизни может быть не конечным пунктом, а трамплином. Недавно психология заново открыла то, что давно утверждали философы, подобные Платону и Гегелю, и что испокон веков провозглашали великие религии: возможно дальнейшее развитие. Наше обычное обусловленное состояние может быть своего рода коллективной задержкой в развитии, однако это развитие может идти гораздо дальше того, что мы всегда считали пределами здоровья и нормальности. Обычно мы не отдаем себе отчета в том, что в нас заключен огромный потенциал роста, и что с более высокими стадиями духовного роста неразрывно связаны и более высокие уровни надличностной, надсоциальной зрелости. Духовные практики – это те инструменты, которые делают такой рост возможным.

ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ НАДЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Хотя общество содействует развитию от доконвенциональной к конвенциональной стадии, оно обычно не уделяет внимания и даже яростно сопротивляется всему, что выходит за ее пределы. Почему так? Да потому, что мудрость, преодолевшая границы обусловленности, способна серьезно подрывать общепринятые устои и образ жизни, бесчисленные коллективные мифы (наподобие тех, что деньги гарантируют счастье или что наша нация лучше других), которые убаюкивают отдельных людей и общества, обеспечивая сохранение существующего положения дел. Хотя эти мифы могут успокаивать, они делают это дорогой ценой. Человек, пытающийся выйти за пределы обычного конвенционального уровня, не может рассчитывать на какую-либо поддержку со стороны общества.

Рост также означает и преодоление наших личных сопротивлений. Удивительно, что мы страшимся своего потенциального расцвета почти так же сильно, как и своей теперешней слабости. Одна из причин состоит в том, что мы опасаемся показаться тщеславными, надутыми, или претенциозными. Кроме того, мы боимся, что достигнув такого расцвета, мы стали бы совсем другими людьми. Кем бы мы стали, что бы мы делали, с какими новыми обязательствами нам пришлось бы столкнуться? Все было бы новым и непривычным, ибо настоящий рост подразумевает движение от известного к неизвестному. Нам бы пришлось отказаться от своих старых и привычных мифов и представлений о самих себе, поскольку, как признает психолог Джин Хьюстон, от нас требуется:

умереть для одних представлений, одного мифа, чтобы возродиться для больших... Развитие подразумевает отказ от меньшей истории для того, чтобы пробудиться к большей истории.

Эта боязнь своего собственного потенциала – весьма реальная и могущественная сила, хорошо известная как духовным учителям, так и психотерапевтам. У нее много названий – "избегание роста", "страх собственного расцвета", и "комплекс Ионы", по имени иудейского пророка Ионы, который пытался противиться божественному призванию к проповеди.

К счастью, большая часть неудобств, связанных с ростом, носит лишь временный характер, однако этот факт бывает трудно распознать заранее. До совершения качественного перехода рост кажется жертвой. Лишь потом становится очевидным, что единственной жертвой была утрата холодного удобства прежнего ограниченного образа жизни.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 912
Категория: Библиотека » Учебные пособия


Другие новости по теме:

  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XVI ОСНОВА Мы часто слышим такие
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V ВОЗВРАЩЕНИЕ УМА ДОМОЙ Более двух
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI ЭВОЛЮЦИЯ, КАРМА И ПОВТОРНЫЕ РОЖДЕНИЯ
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VII БАРДО И ДРУГИЕ РЕАЛЬНОСТИ Бардо
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VIII ЭТА ЖИЗНЬ: ЕСТЕСТВЕННОЕ БАРДО Давайте
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IX ДУХОВНЫЙ ПУТЬ В Застольных разговорах
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Х ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ Никто не может
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XI СЕРДЕЧНЫЙ СОВЕТ О ТОМ, КАК
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XII СОСТРАДАНИЕ: ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIII ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ УМИРАЮЩЕМУ Я впервые
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIV ПРАКТИКИ ДЛЯ УМИРАЮЩИХ Я помню,
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XV ПРОЦЕСС УМИРАНИЯ По словам Падмасамбхавы,Люди
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие Я родился в Тибете, и мне
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I В ЗЕРКАЛЕ СМЕРТИ Впервые я
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ВСЕ ПРЕХОДИТ Нет такого места
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III РАЗМЫШЛЕНИЕ И ПЕРЕМЕНА В Тибете,
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV ПРИРОДА УМА Мы заточены в
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXII СЛУГИ МИРА Один из моих
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXI ВСЕЛЕНСКИЙ ПРОЦЕСС Через сорок лет
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XX ПРИСМЕРТНЫЙ ОПЫТ: ЛЕСТНИЦА В НЕБЕСА
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIX ПОМОЩЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ Так часто
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XVIII БАРДО СТАНОВЛЕНИЯ Опыт смерти для
  • Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XVII ВНУТРЕННЕЕ СИЯНИЕ Как только Изначальный
  • ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ СЛОВО 3 О странничестве, то есть, уклонении
  • ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Книги Сей, именуемой Скрижали Духовные Всем,
  • ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ СЛОВО 1 Об отречении от жития мирского
  • ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ СЛОВО 2 О беспристрастии, то есть, отложении
  • ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ СЛОВО 17 О нестяжании Нестяжание есть отложение
  • ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ СЛОВО 30 О союзе трех добродетелей, то
  • ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ СЛОВО 29 О земном небе, или о



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь