|
Р. Уолш. СЕМЬ ПРАКТИКГлава 4 ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ: ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ И КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ Мало помалу взрослей.
Что делают духовные практики и как, в точности, они это
делают? Освященные веками ответы на этот вопрос гласят, что
боги вмешиваются в нашу жизнь и что практики
преобразуют жизненную энергию, например, путем подъема
энергии Кундалини или за счет уравновешивания инь и ян.
Однако, наиболее распространенные и красочные описания
связаны с метафорами.
Метафоры это фигуры речи, в которых мы описываем одну вещь обычно, нечто тонкое или трудно постижимое с помощью чего-то другого, более конкретного и понятного. Духовные переживания и преобразования по самой своей природе зачастую бывают тонкими и неопределимыми, и потому существует множество их метафорических описаний. Каждая метафора иллюстрирует какой-то аспект духовного развития, и вместе они рисуют богатую и многогранную картину того, каким образом духовные практики оказывают свои разнообразные воздействия. Ниже приводятся некоторые из наиболее эффективных "метафор трансформации", которые описывают духовный рост и могут служить для него руководством.
УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ Кроме того, настоящие духовные практики способствуют
развитию. Духовные дисциплины заново запускают или ускоряют
психологический и духовный рост, начиная с того уровня, на
котором мы застряли, и помогая нам расти за его пределы.
Эта идея прекрасно согласуется с современными
исследованиями.
В настоящее время в психологии считается общепринятым, что человеческое развитие проходит через три основных стадии: до-конвенциональную, конвенциональную, и пост-конвенциональную, которые также называют доличностной, личностной, и надличностной, или трансперсональной. Мы рождаемся на доличностной и доконвенциональной стадии беспомощными и не подготовленными к жизни в обществе, не имея ясного представления о себе самих, как людях, и об условностях общества. Затем мы подвергаемся постепенному окультуриванию неформально, семьей и окружающей средой, и формально системой образования. Таким образом, мы знакомимся с общепринятыми взглядами
и попадаем под их гипноз. По большей части, наши
восприятие и поступки начинают соответствовать общественным
нормам. Мы становимся склонными считать верования своей
культуры истинными, ее мораль правильной, ее
ценности достойными. Мы также принимаем ее
мировоззрение общепринятую картину мира и нашего
места в ней. Мы взрослеем, достигая
личностной/конвенциональной стадии и прочно усваиваем ее
представления о реальности. К счастью, в таком
обусловленном, или общепринятом, мировоззрении немало
ценного.
Однако, во все времена и во всех культурах мудрые люди сетовали на ограничения обусловленного развития. Обусловленность связана с замутненным сознанием и неподлинным, не приносящим удовлетворения образом жизни. На Востоке такое искаженное восприятие называют майей иллюзией, или сном. Сходные представления существуют и в западных традициях. И ислам, и христианство говорят, что наше видение затуманено, а философы-экзистенциалисты жалуются на бездумный и поверхностный характер обычной жизни. Некоторые психологи утверждают, что мы живем в состоянии "согласованного транса" или "коллективного гипноза", который в своих худших проявлениях варварских войн или массового геноцида становится "коллективным психозом". Уильям Джеймс, которого нередко называют величайшим американским психологом и философом, с присущей ему язвительностью так охарактеризовал наше состояние: По сравнению с тем, чем мы должны быть, мы наполовину
спим. Наше пламя едва теплится в отсутствие тяги; мы
используем лишь малую часть своих умственных и физических возможностей.
Все эти взгляды с Востока и Запада, из религии,
философии и психологии, сводятся к одному поразительному
выводу, имеющему огромное значение: мы лишь наполовину
развились и наполовину проснулись. Развитие протекает
от доконвенциональной к конвенциональной стадии, но затем
полностью застревает в полусознательном трансе.
Хорошая новость состоит в том, что конвенциональная
стадия жизни может быть не конечным пунктом, а трамплином.
Недавно психология заново открыла то, что давно утверждали
философы, подобные Платону и Гегелю, и что испокон веков
провозглашали великие религии: возможно дальнейшее
развитие. Наше обычное обусловленное состояние может быть
своего рода коллективной задержкой в развитии, однако это
развитие может идти гораздо дальше того, что мы всегда
считали пределами здоровья и нормальности. Обычно мы не
отдаем себе отчета в том, что в нас заключен огромный
потенциал роста, и что с более высокими стадиями духовного
роста неразрывно связаны и более высокие уровни
надличностной, надсоциальной зрелости. Духовные практики
это те инструменты, которые делают такой рост
возможным.
Хотя общество содействует развитию от доконвенциональной к конвенциональной стадии, оно обычно не уделяет внимания и даже яростно сопротивляется всему, что выходит за ее пределы. Почему так? Да потому, что мудрость, преодолевшая границы обусловленности, способна серьезно подрывать общепринятые устои и образ жизни, бесчисленные коллективные мифы (наподобие тех, что деньги гарантируют счастье или что наша нация лучше других), которые убаюкивают отдельных людей и общества, обеспечивая сохранение существующего положения дел. Хотя эти мифы могут успокаивать, они делают это дорогой ценой. Человек, пытающийся выйти за пределы обычного конвенционального уровня, не может рассчитывать на какую-либо поддержку со стороны общества. Рост также означает и преодоление наших личных сопротивлений. Удивительно, что мы страшимся своего потенциального расцвета почти так же сильно, как и своей теперешней слабости. Одна из причин состоит в том, что мы опасаемся показаться тщеславными, надутыми, или претенциозными. Кроме того, мы боимся, что достигнув такого расцвета, мы стали бы совсем другими людьми. Кем бы мы стали, что бы мы делали, с какими новыми обязательствами нам пришлось бы столкнуться? Все было бы новым и непривычным, ибо настоящий рост подразумевает движение от известного к неизвестному. Нам бы пришлось отказаться от своих старых и привычных мифов и представлений о самих себе, поскольку, как признает психолог Джин Хьюстон, от нас требуется: умереть для одних представлений, одного мифа, чтобы
возродиться для больших... Развитие подразумевает отказ от
меньшей истории для того, чтобы пробудиться к большей истории.
Эта боязнь своего собственного потенциала весьма реальная и могущественная сила, хорошо известная как духовным учителям, так и психотерапевтам. У нее много названий "избегание роста", "страх собственного расцвета", и "комплекс Ионы", по имени иудейского пророка Ионы, который пытался противиться божественному призванию к проповеди. К счастью, большая часть неудобств, связанных с ростом, носит лишь временный характер, однако этот факт бывает трудно распознать заранее. До совершения качественного перехода рост кажется жертвой. Лишь потом становится очевидным, что единственной жертвой была утрата холодного удобства прежнего ограниченного образа жизни. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учебные пособия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|