И. Таймни. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 14

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОМЫСЕЛ

После того, как мы взглянули на ум в его макрокосмическом аспекте, давайте спустимся на человеческий уровень и изучим его функционирование в форме индивидуальной Монады. Это весьма обширная тема, и здесь мы сможем лишь очень кратко рассмотреть некоторые аспекты ума на микрокосмическом уровне, особенно те, которые связывают индивидуальный помысел с Божественным и Космическим. Но, прежде чем мы займёмся индивидуальным помыслом, давайте внесём ясность в наши представления относительно различия между Божественным и Космическим Помыслами.

(1) Божественный Помысел может быть рассмотрен как ментальная деятельность Логоса, являющегося Главенствующим Божеством проявленной солнечной системы. Логос солнечной системы, в соответствии с оккультным учением, получает свой План от проявленного Космического Логоса, являющегося Главенствующим Божеством всей вселенной, который, в свою очередь, получает План вселенной от непроявленного Космического Логоса, являющегося скрытым источником всех вселенных, следующих друг за другом в вечной последовательности шристи и пралаи. Строго говоря, фраза "Космический Помысел" должна использоваться только для ментальной активности непроявленного Космического Логоса, но так как слова "космос" и "вселенная" большинством воспринимаются как синонимы, вполне допустимо использовать их и для описания ментальной активности проявленного Космического Логоса.

Также отметим, что слово "космос" следует употреблять, когда речь идёт о множестве вселенных, следующих одна за другой в вечном чередовании шристи и пралаи, тогда как слово "вселенная" должно использоваться в более узком смысле для обозначения той конкретной вселенной, которая на данный момент находится в проявленном состоянии. Название "Космический Логос" в этом случае будет означать только непроявленный Космический Логос, а Космический Помысел – Его ментальную активность в непроявленном. В индуистской Космогонии есть два разных термина для этих двух реальностей – Махешвара и Вишвешвара; первый означает непроявленный Космический Логос, а второй – проявленный.

(2) Нам чрезвычайно трудно даже смутно представить себе Божественный Помысел, находящийся в Уме Солнечного Логоса. Космический Помысел, как в проявленном, так и в непроявленном, находясь на бесконечно более глубоком уровне, безусловно оказывается за пределами всякого нашего понимания. Мы можем предположить, что только те, кто поднялся над человеческим уровнем и смог слить своё сознание с сознанием Солнечного Логоса, могут заглянуть в природу Божественного Помысла. Всё, что мы можем сделать для создания разумной концепции Божественного Помысла, – это возвысить и расширить до предела свои представления о человеческом помысле, и с помощью принципа "что вверху, то и внизу" сформировать тонкую и крайне неопределённую концепцию этой тайны тайн. Давайте посмотрим, сможет ли математика нам в этом помочь.

(3) Отношения Космического Помысла в непроявленном и Божественного Помысла на Космическом и Солнечном уровнях могут быть выражены математически очень простым способом:

Каждый член правой части уравнения f(х1), f(x2) и т.д. есть функция, обладающая скрытыми потенциями, которые проявляются также как вселенная в своем развёртывании во время Махакальпы, когда в ней появляется бесконечное число солнечных систем, как это видно на примере ряда вертикальных столбцов. Все члены бесконечных множеств суммируются в формуле F(X), которая представляет собой Космический Помысел в непроявленном. Таким образом, два аспекта Космического Помысла (в непроявленном и в проявленном) представлены двумя сторонами горизонтального верхнего уравнения. Божественный Помысел, с другой стороны, как на Космическом, так и на Солнечном уровне, представлен вертикальными уравнениями, где каждое представляет только одну из бесчисленных вселенных, которые возникают друг за другом, и каждая содержит бесконечное количество солнечных систем.

Если бы мы захотели изобразить индивидуальный помысел, он был бы представлен в виде уравнений, написанных под прямым углом по отношению к плоскости бумаги. Каждый член, символизирующий Божественный Помысел Солнечного Логоса в вышеприведённой схеме, будет суммировать ряды, различные члены которых символизируют индивидуальный помысел Монад, связанных с Логосом. То есть данная схема должна быть трёхмерной.

Становится ясно, что именно развёртывание такого целокупного Космического плана, абсолютный источник которого находится в непроявленном, образует Божественный Помысел, производящий миры явлений при своём проецировании вниз. Такое развёртывание происходит на высочайшем уровне, в Божественном Уме Космического Логоса, а затем в Божественных Умах Солнечных Логосов в виде соответствующих солнечных систем. Именно эти духовные миры, созданные Божественным Помыслом, составляют Реальную форму вселенной. Они отражаются в мирах явлений времени и пространства, в которых многочисленные Монады развиваются и достигают раскрытия своего сознания.

Для того, чтобы мы могли видеть правильную перспективу и истинное значение всего этого, индивидуальный помысел Монад должен рассматриваться на фоне Космического и Божественного Помысла. Если мы будем рассматривать его именно таким образом, то заметим, что, с одной стороны, он связан с Космическим и Божественным Помыслом, а с другой – с ментальной деятельностью на уровне индивидуальности и личности.

В другом контексте упоминалось, что развёртывание различных Монад в соответствии с их индивидуальными особенностями на нижних планах ранних стадий их развития не является бессвязным и случайным, как это кажется на первый взгляд. Они являются неотъемлемой частью всеобъемлющей Божественной модели и вписываются в неё так же, как на первый взгляд не имеющие отношения друг к другу части мозаики образуют прекрасную картину при завершении работы. Эволюционный цикл Монады, таким образом, – это не изолированное и независимое явление, но нота, смысл которой – стать полноправной частью Божественной симфонии.

Исследуя отношение Абсолютного и Монад в книге "Человек, Бог и Вселенная", мы видели, что все Монады являются самостоятельными аспектами (частями) Абсолютного, также как радиусы являются отдельными частями круга (или шара). Очевидно, что когда такое Целое проявляется в сфере времени и пространства, то даже если различные Его части развиваются и развёртываются в разных направлениях, всё равно в основе этих различных путей развития, которым они следуют как индивидуальные единицы, должна лежать срытая гармония, отражающая их единство и нераздельность с Абсолютным. Иными словами, хотя каждая Монада обладает индивидуальными особенностями, и путь, которым она следует, уникален, тем не менее все эти индивидуальные различия и пути на самом деле тесно связаны один с другим, потому что все они происходят из совершенного Целого, которое из них же и состоит.

Данная концепция индивидуальной уникальности гораздо более умна и красива, чем та, в которой совершенство каждой индивидуальной души считается не связанным с совершенством как других душ, так и той Великой Души, из которой они все происходят. Такие не связанные между собой бесчисленные души, находящиеся в безграничной вселенной, могут в лучшем случае быть относительными, в то время как души, абсолютно включенные в совершенное Целое Абсолюта, должны быть абсолютными. И это не просто спекулятивная идея. Любой, кто знаком с высочайшими учениями оккультизма и разобрался в них, может видеть, что такой вывод неизбежен. Абсолютная Реальность, являющаяся совершенно гармоничным и нерасчлененным Целым, по своей природе не может содержать в себе многочисленные не связанные между собой и негармоничные части, даже если сами по себе эти части относительно совершенны. Совершенство Целого требует не только совершенства его составных частей, но и совершенного взаимоотношения.

Конечно, в приведённой выше концепции индивидуальных особенностей мы принимаем во внимание не только Монады, которые всё ещё раскрывают своё человеческое совершенство, но и те из них, которые уже приобрели статус Солнечного Логоса и раскрывают своё Божественное совершенство. Совершенство, гармония и целостность Абсолюта всеобъемлющи и вмещают в себя все Солнечные Логосы и все Монады. Монады отличаются от Солнечных Логосов, как уже указывалось, не своей сущностной природой, но только лишь степенью развития, хотя эта разница настолько огромна, что её невозможно представить. Вместе они составляют проявленную Реальность, которая находит своё выражение в области, выделенной Сознанием Космического Логоса. Это – предпоследний синтез, в котором все проявления Духа рассматриваются как единое целое, уходящее корнями в Абсолют в качестве Единого и проявляющееся в Космосе как Множество.

Далее, если все духовные элементы в проявлении являются взаимосвязанными и составными частями гармоничного и нерасчлененного Целого, разве из этого не следует, что их соответствующая деятельность в сфере ума тоже должна быть взаимосвязана? Другими словами, разве беспочвенно утверждать, что Космический, Божественный и индивидуальный помыслы тесно связаны на глубочайшем уровне и осуществляют общую цель? Разве это не значит, что Божественный Помысел Солнечного Логоса уходит корнями и отражает Космический Помысел, а индивидуальный помысел Монад, невзирая на свою индивидуальность, уходит корнями и отражает Божественный Помысел своего Логоса?

Данные воззрения не носят чисто гипотетический характер; до некоторой степени они подтверждаются фактами нашего опыта, и их правомерность становится очевидной, если мы проанализируем обычное содержание нашего ума с его постоянно меняющимся потоком ментальных образов и идей, составляющих нашу ментальную жизнь. Мы обнаруживаем, что этот поток состоит из различных ментальных образов. Одни виды образов возникают под впечатлением того, что воздействует на наши индивидуальные умы. Другие виды возникают благодаря самой деятельности наших умов. Ментальные образы, возникающие в нашем сознании под воздействием дневных циклов утра, дня, вечера и ночи, годовых сезонных циклов и бесчисленных звёзд, которыми усыпано ночное небо, – это результат влияния Божественного Ума на наши индивидуальные умы. Они возникают в наших умах под влиянием деятельности Божественного Ума на солнечном или космическом уровне, в соответствии с нашем положением во времени и пространстве, и не зависят от деятельности нашего индивидуального ума.

Кроме того, существует ещё один источник ментальных образов и идей в нашем уме: это потенциальные впечатления и силы (sanskāra), скрытые в нас самих. По мере созревания санскар они друг за другом проявляются в уме, в значительной степени определяя нашу жизнь. Большая их часть обязана своим появлением нашей прошлой карме, которую мы накопили в этой и прошлых жизнях; некоторые же из них происходят из гораздо более глубокого источника, каковым являются наши Монады. Как известно, неизменный образ человеческих индивидуальных особенностей спрятан внутри Монады; он очень медленно и незаметно раскрывается в нашей жизни, определяя её направление. Следовательно, на нас влияет не только наша собственная Карма, накопленная в прошлом, но и наша потенциальная возможность будущего проявления. Когда в нашем уме появляются определённые побуждения или вдохновение, мы склонны считать их результатом независимой деятельности нашего ума, но это иллюзия. Хотя их источник не внешний, т.к. они исходят из нас самих, тем не менее эти побуждения не являются результатом независимой деятельности нашего мыслящего ума.

Если мы отбросим ментальные образы и идеи, возникающие из двух упомянутых выше источников, останется очень маленький остаток идей и мыслей, которые являются результатом независимой активности нашего ума. Этот остаток у разных людей будет разным в зависимости от индивидуальной особенности их жизни, деятельности и стадии развития.

Обсуждая этот вопрос, ещё важно заметить, что наш ум является местом встречи различных видов ментальной деятельности: Космической, Божественной и индивидуальной, и нет ничего противоестественного в оккультном учении об их взаимосвязи. Но они не просто взаимосвязаны. Эти виды ментальной деятельности исходят из центрального источника, находящегося в непроявленном, и постепенно спускаются в низшие сферы проявленного, возникая как индивидуальный помысел на низшем уровне. Космический Помысел – это абсолютная база и основа всей ментальной активности в проявленной вселенной. На этой основе построена ментальная активность Солнечного Логоса, которую называют Божественным Помыслом. Ум каждого Логоса, в свою очередь, является базой для индивидуального помысла Монад, которые развиваются в Его солнечной системе. Отношение между этими тремя видами помысла – Космическим, Божественным и индивидуальным – представлено в виде диаграммы на рисунке, помещённом в главе о Космическом Помысле.

Если все сказанное ранее правда, тогда наши индивидуальные жизни, определяющиеся соответствующей деятельностью нашего ума, являются частями Божественной модели, пребывающей в Божественном Сознании и скрытой от нашего взора. Кажется, что здесь внизу мы живём, работаем и развиваемся независимо, но на самом деле мы только пытаемся воплотить различные части этой обширной и недоступной для понимания Божественной модели в своих собственных сферах. Весь план нашей солнечной системы спрятан в сознании нашего Солнечного Логоса. Его различные части находят своё выражение с помощью Монад, развивающихся в солнечной системе всё более полно и совершенно по мере приближения соответствующего Плана к завершению.

Точно так же, но на неизмеримо более высоком уровне, Солнечный Логос воплощает в своей собственной солнечной системе Космический План вселенной, скрытый в сознании Космического Логоса. Весь Космос объединён не только духовно, но и ментально, если использовать слово "ментальный" в его широчайшем смысле, включая все уровни ума. Как духовные существа, мы объединены и укоренены в Абсолюте, как это показано на рис. 1. Наша ментальная активность, имеющая место в отдельных ментальных мирах, тоже мистическим образом связана и укоренена в Космическом Помысле Космического Логоса, как показано на рис. 2.

Рис. 1 и 2

Эта великая картина вселенной, в которой мы живём, представлена оккультизмом. Только такая упорядоченная, взаимосвязанная, гармоничная и целенаправленная деятельность во всей вселенной, видимой и невидимой, превращает всё это из простого сочетания звёзд и галактик в Космосе. Сравните это с картиной, которую дает Наука, и вы увидите разницу между частью и целым, между тем, что можно увидеть глазами плоти и глазами Духа.

На это можно возразить, что мы не осознаём тот факт, что наша ментальная деятельность и другие цели взаимосвязаны. Но отсутствие сознавания не означает, что это неправильно. Нам кажется, что все мы двигаемся по этой земле в различных направлениях и независимо друг от друга. Разве мы осознаём тот факт, что все мы вращаемся вместе с землёй вокруг её оси? Разве мы осознаём то, что вовлечены и в другой вид движения, поскольку земля вращается по своей орбите вокруг солнца? Разве мы осознаём, что наша солнечная система сама вращается, поскольку галактика поворачивается вокруг своей оси? И это можно продолжить. Всё это – научные факты, основанные на наблюдениях.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 627
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 15 КУЛЬТУРА И НЕВРОЗ Анализ любого человека
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Введение Целью, которой я руководствовалась при написании этойкниги,
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 1 КУЛЬТУРНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ НЕВРОЗОВ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 2 ЧТО ПОБУЖДАЕТ НАС ГОВОРИТЬ О НЕВРОТИЧЕСКОЙ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 3 ТРЕВОЖНОСТЬ Прежде чем перейти к более
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 4 ТРЕВОЖНОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ Обсуждая различия между
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 5 ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА НЕВРОЗОВ Тревога может целиком
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 6 НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 7 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЛЮБВИ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 8 ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮБВИ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 9 РОЛЬ СЕКСУАЛЬНОСТИ В НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ В
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 10 СТРЕМЛЕНИЕ К ВЛАСТИ, ПРЕСТИЖУ И ОБЛАДАНИЮ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 11 НЕВРОТИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО Пути достижения власти, престижа
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 12 ОТВРАЩЕНИЕ К СОПЕРНИЧЕСТВУ Из-за своего разрушительного
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 13 НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ В картине проявлений
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 14 СМЫСЛ НЕВРОТИЧЕСКОГО СТРАДАНИЯ проблема мазохизма Мы
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 11 ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ И ЗАКОНЫ МАНУ
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 12 ПОЛ И ЭВОЛЮЦИЯ Смерть и
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ продолжение Недостаточность четырех координат
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предварительные замечания То, что автор нашел во
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 1 ЭЗОТЕРИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ МЫСЛЬ Идея
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2. ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Идея скрытого знания.
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 СВЕРХЧЕЛОВЕК Постоянство идеи сверхчеловека в
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 ХРИСТИАНСТВО И НОВЫЙ ЗАВЕТ Эзотеризм
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 ЧТО ТАКОЕ ЙОГА Тайные учения
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ОБ ИЗУЧЕНИИ СНОВ И ГИПНОТИЗМЕ
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 8 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МИСТИКА Магия и мистика.
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 9 В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО Собор Парижской
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 СИМВОЛИЗМ ТАРО Колода карт Таро.
  • П. Д. Успенский. НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 10 НОВАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ Вопрос о



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь