О том, что, кто не возделывает своего разума
не очищает его, тот не может иметь
правого и истинного разума
Разум, не возделанный и долгим временем не
очищенный, есть разум неразумный неправый и
неистинный разум. В разуме бывает различие, как и во всех
внешних вещах. Бывает разум совершенный духовный,
бывает разум посредственный душевный, бывает и разум
весьма грубый плотский. Как во внешнем обучении, или
в обучении какому-либо ремеслу, никто не может навыкнуть,
если не будет всегда в нем поучаться и заботиться о нем,
так и совершенному духовному разуму и
очищению ума никто не научится, если не всегда будет иметь
прилежание к сему.
Кто не позаботится самолично пройти тесным путем
евангельским и будет иметь небрежение об очищении ума, тот
слеп душою, хотя бы и всю внешнюю мудрость изучил: он
держится только буквы убивающей, а оживляющего духа не
принимает и не только других, но и себя самого не может
совершенно исправить. Ибо иное дело разум мира сего, а иное
разум духовный. Все святые от Пресвятого Духа
научились разуму духовному и просветились, как солнце, в
мире, а ныне не от Духа Святого учатся разуму, но от
Аристотеля, Цицерона, Платона и других языческих мудрецов,
потому, уклонившись от пути правого разума, страдают
крайнею слепотою и ложью. Святые учились заповедям
Христовым и умному деланию, а эти учатся только искусству
красно говорить: вся их премудрость на языке, а внутри души
мрак и тьма.
Правый и истинный разум не может быть удобно
углублен в душу без великого и долговременного труда и
подвига. Плотские похоти умерщвляются по мере труда и
подвига, а насколько умерщвляются похоти, настолько
возрастает и процветает истинный разум. Но подвиг у всех
должен быть сугубый, состоящий из внешнего труда и умного
делания: один без другого не совершается.
Изучающий внешнюю мудрость, а о духовной небрегущий,
подобен имеющему одно око или одну ногу. Внешняя мудрость
мира сего и телесный труд без умного делания подобны сухим
сосцам или неплодному древу, как некто сказал. Поэтому
святые не останавливались на одном только внешнем труде и
учении, а заботились навыкнуть и внутреннему деланию, то
есть умному очищению. Если бы они учились только внешнему
учению, а духовному не учились, то не были бы святы, и
благодать Пресвятого Духа не пребывала бы в душах их.
Все те, которые научились внешнему наставлению, о
внутреннем же духовном делании просвещении и
очищении разума вознерадели, совершенно обезумели,
развратились различными страстями или впали в пагубные
ереси, как то: Арий, Савеллий, Евтихий и многие другие,
которые не искусшиа, имети Бога в своем разуме; сего
ради предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная,
говорит апостол (Рим. 1,28).
Если кто и всю мудрость мира сего усвоит, но ума
своего не очистит, не просветится душою, тот не может
соединится с Богом. А несоединившийся с Господом в разуме
духом ходит путями безвестными. Ум, как мы сказали,
очищается и просвещается сугубым подвигом: хранением
Господних заповедей и всегдашним умным деланием, особенно
же всегдашними теплыми слезами. Иначе никто не может дойти
до умного просвещения.
Всякий ум, будучи не возделан, не просвещен, не
осолен солию благодати Пресвятого Духа, обезумится и
засмердит различными страстными помышлениями и деяниями.
Разум каждому естественно дан от Бога, но, неупражняемый,
он помрачается и делается темным, а, упражняемый, уясняется
и приходит в совершенное просвещение.
Как и малейшее дитя не требует обучения тому, чтобы
телесными очами видеть свет (если оно не болит глазами),
так не требует кто-либо внешнего обучения в мудрости
духовной и соединении разумом с Господом, кроме очищения и
умного просвещения. Ибо многие, будучи весьма просты и во
внешнем учении неискусны, однако же, научились премудрости
духовной умным деланием и хранением заповедей
Господних и были причастниками великих даров, каковы
Антоний, Пахомий, Павел препростый и другие.
Ум существует прежде всякого внешнего обучения и
грамотности. Ибо ум явился не вследствие грамотности и
вырос не от внешнего обучения, но все сие родилось и
возросло от ума. Бог естественно дал каждому ум, а разум
внешнего обучения произошел от людей, поэтому мы должны
больше всего иметь попечение об очищении разума. Ум, будучи
очищен и просвещен, может разуметь все внешнее и
внутреннее, ибо он духовен, и судить обо всем, а о нем
самом судить никто не может, сказал апостол (1 Кор. 2,15).
Всякая жертва солию осолится, сказал Господь (Мк. 9,
49-50), не будучи же осолена, воссмердится. Так и душа есть
свойственная жертва Богу, по сказанному: Жертва Богу дух
сокрушен (Пс. 50), но, не будучи осолена солию благодати
Пресвятого Духа, всячески воссмердится безумием и
исполнится различных страстей. Если кто и всю мудрость мира
сего постигнет, но солью Святого Духа не осолится и не
будет причастен благодати Господней, тот останется весьма
непотребным и, как не имеющий в себе начертанного царского
образа, извержен будет вон из чертога Христова. Аще кто
духа Христова не иматъ, сей несть Его, сказал апостол.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.