Нам следует определить, существуют ли эйдосы
единичных вещей, иными словами, предстоит ли каждому
человеческому существу личностно возвратиться в область
Ума, из которой и происходит все живущее и истинно-сущее.
Если душа Сократа, то есть то, что и есть истинный Сократ,
вечна и неуничтожима, то в Уме необходимо должен
существовать эйдос именно Сократа, а это значит, что
индивидуальные души существуют одновременно и в горнем, и в
дольнем мирах. Если же это не так, и то, что прежде было
душой Сократа, может вновь родиться в качестве, например,
души Пифагора, то, значит, в Уме нет никакого эйдоса Сократа.
Но так как в каждой индивидуальной душе, а, точнее, в ее
высшей части, существует разумное начало, то из этого
необходимо следует, что в той или иной форме, но в
сверхчувственном мире наличествуют эйдосы всех людей. А
поскольку все души, по нашему мнению, содержат в полной
мере все существующие в мироздании разумные начала,
проистекающие от Ума, то тем более это справедливо
относительно мировой Души. Одушевляющая вселенную, она
всеобъемлюща и безгранична, если, конечно, как утверждают
иные, не подвергается периодическому уничтожению и
возрождению.*
* Имеется в виду теория, отстаиваемая
стоической школой и нашедшая немало поклонников среди
академиков, то есть последователей Платона.
Но если бы это было так, то каждый вечный эйдос на
каждом новом витке возрождения вселенной воспроизводился бы
в новом существе, а, значит, для воссоздания всего
многообразия было бы вполне достаточно ограниченного числа
эйдосов и душ. Это бы, в свою очередь, означало, что один
или несколько архетипов служило бы образцом для
воспроизведения всего человеческого рода, и мы наблюдали
бы, например, целую галерею различных вариантов Сократа,
что уже явная нелепость. И поскольку индивиды действительно
отличаются друг от друга, то это происходит потому, что
если и не различные эйдосы, то, по крайней мере, различные
стороны разумной части Души логосы, формирующие то
или иное существо, по разному участвуют и проявляются в
нем. Что же касается вопроса о том, чем и насколько
ограничен Ум, то он не имеет смысла: ограничения
свойственны исчисляемому, то есть составному, и протяженному,
то есть пространственному, Ум же целостен и непричастен
материи и пространству, а его эманации не он сам, но
его энергии.
Но мы появляемся на свет, как плод союза мужчины и
женщины значит ли это, что и в формировании наших
разумных основ участвуют в равной мере те принципы, которые
сформировали и наших родителей? Или, возможно, как полагают
некоторые, это идет только от одного из родителей, скажем,
отца, и тогда отличие сыновей от их отцов можно объяснить
разве что каким-то участием в этом и отца отца, то есть деда?
Нет, эти отличия определяются тем, что, как мы уже
говорили, всякая душа потенциально содержит в себе все
разумные аспекты мировой Души, и только уровни их
актуальности и приоритетов различны в разных индивидах.
Этим объясняется и то, почему так часто непохожи друг на
друга дети одних и тех же родителей ведь даже
формирование их тел зависит от того, насколько актуальны те
или иные аспекты растительной и рождательной сторон
формообразующей души. И если мы говорим, что каждый красив
по своему, то это значит, что в их формировании принимали
участие различные эйдосы, каждый из которых прекрасен.
Совсем иное дело безобразность, так как основа ее
всегда одна, а именно невосприимчивость материи, ее
неспособность в достаточной мере отразить и удержать
красоту и гармонию умопостигаемого мира.
Однако, если эйдосы и разнятся между собой, из этого
ведь отнюдь еще не следует, что каждой частной вещи
соответствует свой индивидуальный эйдос, пусть даже
количество вещей и ограничено и они периодически
повторяются с каждым новым циклом возникновения и
уничтожения вселенной. Впрочем, понятие ограниченности,
естественное для вещей нашего мира, в принципе неприложимо
к таким понятиям, как эйдосы или Ум, что делает теорию
цикличности излишней.
Ну, а если речь идет о близнецах, можно ли в этом
случае сказать, что они отражение одного и того же
эйдоса? И если да, то свидетельствует ли это о том, что
эйдосов все же меньше, чем частных вещей? Да и вообще,
разве схожесть многих вещей друг с другом не подтверждает
то, что один и тот же эйдос в каждом отдельном случае по
разному смог овладеть косной материей?
Отнюдь, ведь даже когда ремесленник создает некие вещи
согласно имеющемуся у него образцу, он должен вначале
осмыслить, а, значит, и переосмыслить этот образец, потому
и созданные им предметы, при всей их схожести, в то же
время неизбежно будут отличаться от своего прототипа. Это
еще более справедливо, когда речь идет об Уме, в котором
отсутствует всякое предваряющее размышление, но чье
творчество есть чистое мышление, причем мышление о Благе,
которое есть сразу все-сущее, а потому все возможные
отличия изначально заложены в бесконечное многообразие его
эйдосов (бесконечное не в смысле бесконечного исчисления,
ибо все это выше всякого числа, но постигнуть это
нам не дано).
Таким образом, если бы даже в какой-то момент времени
наша вселенная и уничтожалась бы, то она, с необходимостью,
должна была бы в тот же самый момент вновь
восстанавливаться в полном объеме, ибо умопостигаемый мир в
принципе неуничтожим и всегда и в полном объеме
наличествует в каждом пункте мироздания. Причем это
относится не только к разумным тварям, но и к неразумным, и
даже к неживым, но только оформленным, ибо Душа
поддерживает и их существование. И сколь бы ни был
многообразен наш мир, не следует опасаться того, что
творческие энергии Ума или Души могут ослабеть или
иссякнуть, ибо они, в полном смысле слова, неисчерпаемы и
бесконечны.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.