Дж. Болен. БОГИ В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ

- Оглавление -




Глава 7

ГЕРМЕС, ВЕСТНИК БОГОВ И ПРОВОДНИК ДУШ:
посланник, хитрец, путешественник

Это бог неожиданностей, удачи, совпадений, синхроний. "Нас посетил Гермес", – говорили греки, когда в комнате, где велась беседа, неожиданно воцарялась тишина, как бы перенося собравшихся в иное измерение. Когда жизнь становится слишком стабильной, закостенелой и постылой, Гермес привносит в нее текучесть, движение и новые начинания, – а также беспорядок, почти всегда сопутствующий новым начинаниям.

Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"

Неистощимый выдумщик, проводник стад, друг и любовник нимф и граций, дух ночи, сна и сновидений. Ничто не может передать черты Гермеса, в которых сочетаются темная тайна, очарование и нежность, лучше, чем волшебные звуки лиры или флейты.

Вальтер Ф. Отто, "Боги времен Гомера"

Гермес как бог, архетип и мужчина олицетворяет быстроту движения, живость ума, непринужденность речи. Как мужской образ и как метафора, он движется проворно, без труда пересекает границы и с легкостью переходит с уровня на уровень.

Гермес как бог

Гермес (более известный под латинским именем Меркурий) является вестником богов, богом красноречия и проводником душ в подземный мир. Он покровительствует атлетам, путешественникам, ворам и бизнесменам. Изобрел лиру и алфавит. Говорят, что он "более других богов покровительствует людям" и приносит удачу.

Гермеса обычно изображали в виде молодого человека. Согласно описанию Гомера, он похож на юного принца в том возрасте, когда только начинает расти борода. Исполняя роль вестника богов, он носит широкополую шляпу, на которой иногда изображают небольшие крылышки. Обут он в крылатые сандалии, в руке держит кадуцей. Обычно кадуцей изображают в виде жезла, обвитого двумя белыми ленточками (или змеями). Это символ магической силы, власти и неприкосновенности вестника богов.

Имя "Гермес" означает "из груды камней". Речь идет о каменных кучах, служивших в древности вехами для путешественников, – каждый прохожий добавлял к такой куче по камешку. Иногда эти кучи вырастали над захоронениями, которые в античном мире нередко располагались вдоль дорог. Позже каменные колонны под названием "гермы" стали устанавливать у дверей греческих домов, а также отмечали ими границы владений.

Генеалогия и мифология

Гермес – сын Зевса и Майи. Майя – это застенчивая богиня, жившая в каменной пещере, где ее однажды ночью навестил Зевс (Гера в этот момент как раз спала и, против обыкновения, ничего не знала о похождениях мужа). Майя – дочь Атланта, титана, держащего на плечах небесный свод. Она принадлежит к числу Плеяд – звезд-сестер, образующих одноименное созвездие на ночном небе.

Гермес с самого своего рождения находился в непрестанном движении. Родился он утром, к полудню придумал лиру и научился играть на ней, ближе к вечеру украл коров Аполлона, а с наступлением темноты уже лежал в своей колыбели, изображая святую невинность. Этот первый день его жизни послужил прелюдией, в которой отразились главные характерные черты Гермеса. Едва родившись, он освободился от пеленок, выбрался из колыбели и бесстрашно отправился исследовать мир. Когда Гермес наблюдал за черепахой, проползавшей мимо пещеры его матери, в его голове созрела идея, и он сразу же осуществил ее. Он поймал черепаху, снял с нее панцирь, прикрепил к нему две тростниковые трубочки и натянул семь струн, – так появилась лира. Гермес заиграл на лире и запел. Его музыка пробуждала радость и любовь, а также навевала сладкие сны.

Наигравшись с лирой и отнеся ее в свою колыбель, малютка Гермес захотел мяса. Он снова вышел из пещеры и похитил коров своего брата по отцу, Аполлона. Юный угонщик скота увидел пасущихся коров, отделил от стада пятьдесят голов и увел их, гоня задом наперед, чтобы по следам казалось, будто скот шел в противоположном направлении. Себе же он сделал из веток специальную обувь, чтобы вообще не оставлять следов. Отведя стадо в укромное место, Гермес развел огонь (для этого он тер друг о друга две палочки и трут, изобретя, таким образом, способ добычи огня) и зажарил двух коров. Отобедав, он выбросил свою обувь из веток в реку, разметал пепел и бесшумно вернулся в пещеру матери. Он забрался в колыбель, положил рядышком лиру и снова завернулся в пеленки.

Вскоре Аполлон обнаружил пропажу. Отыскав следы, якобы ведущие в противоположном направлении, он не дал себя одурачить. Аполлон отправился к пещере Майи и сердито потребовал, чтобы Гермес признался, куда он спрятал коров. Младенец с самым невинным видом отрицал свою причастность к похищению. Он спросил Аполлона: "Я так мал, разве похож я на похитителя коров? У меня есть другие дела: я сплю, пью молоко матери и нежусь в мягких пеленках или в теплой ванночке. Я рожден лишь вчера, мои стопы нежны, а земля тверда". И Гермес поклялся головой отца, что ничего не знает о пропавших коровах.

Этот спектакль вызвал у Аполлона улыбку, и он назвал Гермеса "маленьким хитрецом с речами опытного вора". Затем в присутствии Зевса Аполлон и Гермес повторили свои версии происшедшего, чем очень позабавили отца. Тем не менее Зевс разобрался, что к чему, и велел Гермесу показать, где спрятан скот.

Аполлону очень понравилась лира, и он попросил ее у Гермеса, обещая дать взамен все, что тот пожелает. За свое изделие Гермес получил пятьдесят коров, пастуший посох и должность пастуха, а также золотой жезл с тремя листиками на верхушке, дарующий богатство, власть над животными и дар незначительных предсказаний и (или) кадуцей – крылатый жезл, обвитый двумя белыми ленточками (или змеями), знак вестника и проводника душ в подземный мир.

Гермес известен как Вестник Богов. Кроме того, он оказал множество важных услуг другим олимпийцам. По просьбе Зевса он спустился в подземный мир, чтобы вернуть Персефону матери. Он спас Ареса, заточенного в бронзовый сосуд, помог Зевсу родить Диониса из бедра, а также сопровождал Афродиту, Афину и Геру на суд Париса (где Парис признал Афродиту прекраснейшей).

Сыновья Гермеса

Многочисленные сыновья Гермеса наследовали природу отца. В Автолике и Миртиле воплотились и усилились его наихудшие черты. Автолик был отъявленным вором и лжесвидетелем, однако без очарования юного Гермеса. Антиобщественные склонности Миртила в сочетании с изобретательностью привели к гибели его властелина во время состязания на колесницах. Подкупленный соперником, Миртил заменил держащие колеса на оси металлические чеки на восковые, и колесница развалилась на полном ходу.

Еще один знаменитый сын Гермеса – беспутный Пан. С козлиными ногами, рогами и бородой, он обладал веселым нравом, горячностью и похотливостью. Пан был богом лесов, пастбищ, стад и пастухов. Другой сын, Эодор ("благодетель"), унаследовал доброту Гермеса. В образе этого простого пастуха, посвятившего себя заботам о стаде, воплотились заботливость и сердечность, свойственные его отцу. В самом знаменитом из детей Гермеса, Гермафродите, отражена андрогинная и бисексуальная природа вестника богов. В этом ребенке соединены имена и половые признаки обоих родителей – Афродиты и Гермеса.

У Гермеса было много любовных приключений. Но их подробности нам не известны – за исключением связи с Афродитой, – и ни одна из матерей, кроме матери Гермафродита, не занимает сколько-нибудь значительного места в греческой мифологии. Гермеса можно считать богом-холостяком.

Гермес и алхимия

В алхимии Гермес-Меркурий ассоциируется с ртутью, духом, скрывающимся в материи. Он символизирует единство противоположностей: металл и жидкость; материя и дух; холод и пламя; яд и лекарство1. Ртуть вступает в соединение только с драгоценными металлами, – метафорически Гермес может указать вам путь к духовному золоту.

Алхимия процветала во времена средневековой инквизиции, когда любые попытки искать духовные истины за пределами вероучения Римско-католической церкви расценивались как ересь и были наказуемы. Иногда само изобретение алхимии приписывали Гермесу. Его имя (как и имя Гермафродита) использовалось в алхимических сексуальных метафорах. К. Г.Юнг в своей работе "Психология и алхимия" отмечает, что в алхимических трактатах Гермес выполняет коммуникационную роль: посредством метафор он служит проводником душ в мистическом и психологическом путешествии, направленном на единение мужских и женских элементов.

Кадуцей – жезл Гермеса

Гермес носит с собой кадуцей – жезл, увенчанный крылышками и обвитый двумя змеями. Кадуцей служит знаком вестника богов и проводника душ. Изображенным на кадуцее змеям приписывали самые различные значения. Так, алхимики считали их символами мужского и женского начал. Мистики-герметики считали, что эти змеи отображают единение мужского духа и женской души. Кроме того, они могут представлять двойную нить смерти и возрождения. В последнее время некоторые исследователи усмотрели в них символическое изображение двойной спирали ДНК, являющейся материальным носителем закодированной генетической информации. Идет ли речь о новых символах или о древних метафорах, за Гермесом прочно закрепилась роль вестника, путешествующего между разными мирами.

У бога врачевания, Асклепия, тоже был подобный жезл, но он отличался от гермесова кадуцея тем, что там была только одна змея.

Гермес как архетип

Подобно богу-Гермесу, Гермес-архетип обладает как позитивным, так и негативным потенциалом. Изобретательность, талант общения, живость ума и способность действовать быстро – все эти качества можно использовать и для творческих достижений, и для обмана. Кроме того, Гермес-архетип выполняет такие безусловно позитивные функции, как распространение информации и спасение детей.

Посланник

Гермес часто путешествовал между Олимпом и подземным миром, Олимпом и землей, землей и подземным миром. Он свободно перемещался между уровнями, легко пересекая границы.

Мужчины (и женщины), обладающие такой мобильностью, чувствуют себя как рыба в воде в мире дипломатии, средств массовой информации и коммерции. Они занимаются торговлей и коммуникацией – переносят товары, информацию и культурные ценности из одного места в другое. Для мужчины-Гермеса обычное дело перемещаться из города в город, из страны в страну, проникать через "железный занавес" и быть первопроходцем. Гермес может путешествовать лично или же посредством радио, телевидения и печатного слова. Заключать сделки, делать деньги, создавать альянсы – все это для мужчины-Гермеса занятия исключительно увлекательные.

Такие знаменитые путешественники древности, как Марко Поло (открывший торговые пути из Европы в Китай и Индию) и сэр Ричард Бартон (человек с множеством лиц; кульминацией его приключений в странах ислама стало посещение Мекки), очевидно, обладали чертами Гермеса, ибо только носитель этого архетипа мог столь самозабвенно скитаться, получать удовольствие от своих приключений, а затем еще и красочно описывать их. То же самое касается и Александры Дэвид-Ноэль, путешествовавшей по Тибету и написавшей книгу о тайнах этой удивительной земли. Здесь уместно также вспомнить об известнейших писателях и современных исследователях измененной реальности Карлосе Кастанеде* и Линн Эндрюс**. Они написали книги о приключениях и опасностях, через которые им пришлось пройти во время обучения магическим практикам американских индейцев, а также о знаниях, приобретенных в ходе этого обучения. Подобно Гермесу, Кастанеда и Эндрюс путешествовали по различным уровням реальности, пересекая границы между обычным миром и миром духов и мистических сил.

* Карлос Кастанеда, книги 1-12 ("София". Киев, 1992-2005). – Прим. ред.

** Линн Эндрюс, "Шаманка", "Полет седьмой луны" и "Женщина-ягуар" ("София". Киев, 1999). – Прим. ред.

Современный Гермес может быть служащим министерства иностранных дел, сотрудником мультинациональной корпорации, торговым представителем, всемирно известным ученым, читающим лекции в разных странах, или туристическим гидом. И в переговорах об условиях международного договора, и во время торга за безделушку на барахолке качества Гермеса помогут мужчине найти убедительные доводы и проявить творческий подход к решению коммерческих вопросов.

Вопросы законности и морали не особенно занимают ум Гермеса. Мысли о добре и зле редко лишают его сна. Этот человек может быть адвокатом мафиозных структур, с гермесовой легкостью пересекая границу между миром, где правит закон, и криминальным подпольем. Его заботит лишь одно: сработает ли уловка или принесут ли переговоры успех. Умение мыслить творчески помогает ему отлично решать самые разные проблемы.

Хитрец

В первый же день жизни Гермес похитил коров своего брата Аполлона и ловко замел следы, прикрепив к своим ногам ветки и заставив коров идти задом наперед. Затем, пытаясь уйти от ответственности, он разыгрывал невинного младенца и беззастенчиво лгал. Это Гермес-хитрец, архетип, известный во всем мире. Его характерными чертами являются ум, хитрость и умение менять свой облик.

У американских индейцев в роли хитреца выступает койот. У эскимосов – ворон. У японцев – ловкий барсук. Он очень изобретателен и берет все, что ему нравится, обманом или с помощью воровства. Нередко о его проделках рассказывают с нескрываемым восхищением, а не с осуждением – много зависит от того, что именно он крадет и у кого. Если это Робин Гуд, отнимающий имущество угнетателей и отдающий его угнетенным, или Прометей, похитивший огонь у богов, чтобы передать его людям, – такого хитреца считают героем. Например, в популярном телесериале "Поймать вора" Роберт Вагнер выступает в роли современного Гермеса. Его персонаж следует принципу: "Чтобы убить дракона, нужно быть драконом". Вагнер играет роль бывшего вора, который начал новую жизнь и отныне использует только для благих дел свое умение быстро и бесшумно проникать в чужие владения и, подобно хамелеону, менять внешность.

Однако в реальной жизни хитрец чаще становится жуликом, а не сказочным героем. Это может быть пройдоха-торговец, чьи умно сработанные приманки заставляют людей покупать то, что им не нужно, или отъявленный мошенник, обманывающий доверчивых людей. Архетип Гермеса-хитреца воплощается в обаятельном пройдохе, не признающем никаких общественных норм, который лжет и ворует без малейших угрызений совести.

Однако этот аспект Гермеса совсем не обязательно проявляется негативно. Качества хитреца помогают психотерапевту понять, что происходит в уме пациента, детективу – достичь выдающихся успехов в своем деле, человеку любой профессии – проявлять уникальный творческий подход к решению самых разнообразных задач.

Младший брат и соперник

Развитию архетипа Гермеса может способствовать наличие у ребенка старшего брата. Отношения бога Гермеса с его старшим братом Аполлоном могут служить ключом к пониманию сопернических и стяжательских черт в архетипе Гермеса. Гермес приходит в мир с острым осознанием того, что у него нет никакого имущества, и спешит украсть что-нибудь у старшего брата. В душе Аполлона последовательно сменяется целая гамма чувств: он уязвлен, разгневан, затем успокоен и очарован. Хотя оба брата извлекли из этой сделки пользу (приобрели имущество, навыки, силы), однако именно Гермес начал с нуля, а обрел многое.

Выходя на сцену позже старшего брата (или сестры), младший начинает состязаться за внимание родителей при помощи своего детского обаяния. Он понемногу взрослеет, но все равно уступает старшему в силе и опыте и в конце концов осознает, что ему нужно пользоваться хитростью. Будучи младшим, мальчик не может победить старшего силой. Благодаря архетипу Гермеса младший брат учится использовать слова, чтобы избежать физического противостояния там, где оно ему невыгодно. Для обретения желаемого ему всякий раз приходится разрабатывать целую стратегию – независимо от того, хочет ли он заполучить какую-то вещь или привилегию старшего брата.

"Младший брат" чувствует себя обделенным и испытывает потребность бороться за место под солнцем. До того как Джозеф Кеннеди погиб в воздушном бою во время Второй мировой войны, роль обделенного младшего брата играл следующий по старшинству Джон Ф. Кеннеди. Джон не обладал крепким здоровьем и был физически слабее Джозефа, но компенсировал эти недостатки, совершенствуясь в ораторском мастерстве и избегая состязаний на чужом поле.

Проводник

В мифологии Гермес часто служит для кого-либо проводником между мирами. В качестве психопомпа он сопровождал души умерших в подземный мир. Кроме того, он вывел Персефону из царства Гадеса, проводив ее к матери, Деметре.

Символами Гермеса служили "гермы" – невысокие колонны или кучи камней, отмечавшие границы владений, дороги, места захоронений, а также помещавшиеся у дверей домов. Таким образом, Гермес был богом, который устанавливал границы и свободно пересекал их.

Психоаналитик-юнгианец Мюррей Штайн называет Гермеса богом значимого перехода. Гермес – это архетип, присутствующий на "переходных" психологических стадиях – в частности, в среднем возрасте. Он лиминальный бог, присутствующий в переходном пространстве (от греческого слова liтеп – пространство под дверью или порог)2.

Нередко роль Гермеса играет психотерапевт, выполняя функцию проводника душ во время перехода между важными жизненными этапами. Люди ищут помощи в периоды депрессии после утраты близкого человека или привычной жизненной роли, в моменты неопределенности и тревоги перед лицом чего-то нового; или же во время перехода к очередной жизненной стадии. В течение некоторого времени психотерапевт сопровождает человека на жизненном пути, как сопровождал путешественников Гермес. Иногда терапевт помогает пациенту увидеть опасность, спасая его от гибели, – как Гермес спас Одиссея, явившись ему, когда тот шел на встречу с волшебницей Киркой (Цирцеей), которая превратила его спутников в свиней. Гермес предупредил Одиссея об опасности и дал защиту от чар колдуньи.

Образ Гермеса ведет также человека, желающего познать и осмыслить царства духа (Олимп), человеческой жизни (земля) и души (подземный мир), а затем рассказать другим о том, что он узнал. Как путешественник между уровнями, Гермес стремится понять разные миры, включить их друг в друга и наладить общение между ними. Это мир ума и интеллекта (Олимп), мир, где руководит и действует эго (земля), и коллективное бессознательное (подземный мир).

Алхимик

Гермеса считают отцом алхимии, загадочной науки, искавшей способ превращения свинца в золото, а также проводившей духовные и психологические изыскания, направленные на трансформацию низких стихий души в этот благородный металл. "Алхимик" стремится отыскать в любом опыте смысл ("золото") и ищет переживаний, трансформирующих личность. Юнг называет этот аспект архетипа Гермеса Меркурианским Духом (так как латинское имя этого бога – Меркурий).

Спаситель детей

Гермес спускался в подземный мир, чтобы вернуть похищенную дочь Деметры, Персефону. Он не менее двух раз спасал младенца Диониса – один раз от смерти, другой раз просто от крупных неприятностей. Мальчишка-Арес тоже обязан ему жизнью. Гермес как архетип или метафора помогает спасти все невинное, уязвимое, божественное и священное в нашей душе, наделяя смыслом опыт, который в противном случае мог бы показаться невыносимым.

Я ощущала спасительное присутствие Гермеса, когда мои взрослые пациенты рассказывали о своем тяжелом детстве и когда читала о детях, которые не поддались панике или отчаянию, заблудившись в дикой местности или на много часов оставшись в открытом море. В какой-то момент им в голову приходила мысль-послание, не позволявшая им совсем пасть духом. Ребенку, подвергающемуся издевательствам, в голову приходит какое-либо объяснение происходящего, например: "Это не мои родители, это просто какое-то испытание для меня". А к ребенку, продолжающему поиски пути к спасению, может прийти послание: "Кто-нибудь обязательно меня найдет", или "Я не могу умереть, потому что я кому-то нужен". В часы тяжелого испытания ребенок цепляется за эту мысль, и она не позволяет ему опустить руки.

Кроме того, Гермес нередко спасает внутреннего ребенка во взрослом человеке, находящемся в состоянии депрессии. В данном случае Гермес может присутствовать в ком-то из окружающих (или внутри самого человека). Он помогает приобрести какой-то позитивный опыт или озарение – то, что дает свободу игривому, доверчивому и ранимому внутреннему существу, томящемуся в подземном мире (или, используя другую метафору, в сосуде, – например, Арес был пленником бронзового сосуда, а поэтесса и писательница Сильвия Плас пишет об ощущении, что она томится в звенящем стеклянном сосуде). И наконец, Гермес пробуждает или спасает архетип божественного ребенка (представленного в образе Диониса), таящегося в каждом из нас (более подробно мы поговорим об этом в главе, посвященной Дионису).

Культивирование Гермеса

Мы призываем к себе Гермеса всякий раз, когда отправляемся исследовать новые территории. Для этого нам необходима любознательность и открытость – качества, требующиеся как при чтении книги, так и при поездке в чужую страну. Этот архетип способствует возникновению атмосферы спонтанности между человеком и всем, что встречается ему на пути, – включая страны, материалы, людей. Гермес обращает наше внимание на моменты открытий и синхроний – тех значимых "совпадений" и "случайных" происшествий, которые загадочным образом увлекают нас в совершенно неожиданные места, где нам как раз и следовало оказаться. Люди, в чьей психике недостаточно архетипа Гермеса, всегда следуют намеченному маршруту и графику и заранее знают, что и когда встретится им на пути. Поэтому, когда мы уезжаем в отпуск или даже просто идем на прогулку без определенной цели, настроившись на приключения, не зная, что нас ждет, позволяя каждой минуте формироваться без нашего контроля, – мы тем самым приглашаем себе в спутники Гермеса, делая его частью себя.

И еще мы вступаем в связь с Гермесом – вестником и распространителем информации, – когда позволяем своей речи "лететь на крыльях воображения". Гермес не планирует свои слова заранее, его красноречие непринужденно, его слова находятся в гармонии с текущим моментом, что дает как оратору, так и слушателям ощущение глубины и свободного парения, перенося их между различными уровнями смысла. Если оратор верит в покровительство крылатого Гермеса, он может не писать подробный, тщательно проработанный доклад, но говорить спонтанно – имея в голове лишь общие очертания предполагаемого выступления. "Летя на крыльях воображения", мы приобщаемся к изобретательности Гермеса, позволяем материалу течь свободно и непринужденно, – это совсем не то, что помещать его в тщательно просчитанное прямое и гладкое Аполлоново русло. Мы говорим о том, что знаем, и о собственном опыте. На первых порах для этого требуется отвага, но, когда человек обретает некоторый опыт спонтанных выступлений, его доверие к Гермесу возрастает.

Гермес как мужчина

У мужчины-Гермеса очень острый ум. Он мгновенно схватывает значение идеи или ситуации и быстро действует, руководствуясь интуицией. Физически этот мужчина нередко тоже "всегда в движении" – он быстро и изящно движется от человека к человеку, от места к месту, от идеи к идее. Привязать его к одному месту так же сложно, как удержать в руке ртуть.

Ранние годы

Бог Гермес выделялся среди всех богов необыкновенно ранним развитием. В первый же день после появления на свет он проявил завидную активность, изобретательность и хитрость. Такие же черты характерны для ребенка-Гермеса: нередко он рано начинает ходить, говорить и интересоваться всем на свете. Он исследует, трогает, разбирает все, что попадается под руку, и открывает любые незапертые двери. Если поймать этого ребенка "на горячем", он, скорее всего, станет изображать святую невинность и источать обаяние. Любознательный и дружелюбный, он испытывает искренний интерес ко всему и всем на свете, а поэтому отлично ладит с людьми любого типа и возраста. Такому любопытному ребенку мир исключительно интересен.

До школы и в первых классах маленькому Гермесу обучение обычно дается легко. Он на лету схватывает материал и вполне комфортно чувствует себя в школе, – единственная неприятность состоит в том, что его заставляют сидеть тихо и вообще соблюдать учебную дисциплину.

Некоторые его потенциальные проблемы начинают проявляться еще в детстве – на первых порах достаточно невинно. Он выдумывает различные истории и оправдания своим поступкам. Ложь понемногу входит в привычку, и он практикует ее даже в тех случаях, где правда была бы вполне приемлема. Для него нет такого понятия, как "чужое имущество", он "нечист на руку" и берет все, что ему приглянется. С таких невинных детских шалостей может начаться карьера карманного вора. Поскольку в действиях этого ребенка, как правило, нет злого умысла, взрослые нередко не принимают всерьез его выходки и посмеиваются над выдуманными оправданиями – а это может негативно сказаться на характере мальчика. И наоборот, есть опасность, что его станут судить слишком строго и с самого детства навесят ярлык "плохого мальчишки".

Родители

От того, как родители Гермеса воспринимают его на ходу придуманные истории и необъяснимые приобретения, зависит очень многое. Его необходимо ловить на лжи и неблаговидных поступках, объясняя разницу между правдой и выдумками (ибо он очень легко переходит из реального мира в вымышленный, даже не замечая границы между ними). Нехорошо, если ему сходит с рук поведение, которое рано или поздно может навлечь большие проблемы. Среди прочего его необходимо научить уважать чужую собственность и личную жизнь.

Если мальчик-Гермес живет с матерью-одиночкой, миф о Гермесе и его матери Майе может разыграться и в реальной жизни. Умный мальчишка из малообеспеченной семьи довольно рано сообразит, что, если он хочет, чтобы у него с мамой что-то было, позаботиться об этом должен именно он.

В "Гимне Гермесу" Гомера приводится беседа между Гермесом и его матерью, где малолетний бог совершенно недвусмысленно заявляет, что не будет мириться с незавидным положением их семьи, а также не позволит матери указывать ему, что он должен делать. В этом диалоге очень точно схвачена суть взаимоотношений между матерью и ее умным честолюбивым сыном, который не намерен вслед за ней руководствоваться общепринятыми правилами и желает повысить уровень жизни семьи. Поздно вечером после похищения коров Аполлона Гермес на цыпочках прокрался в пещеру Майи и тихо улегся в колыбельку, изображая невинного младенца:

Но бог не сумел
обмануть свою мать,
богиню, сказавшую так:
"Что ты задумал, хитрец?
Где был ты и почему
вернулся в столь поздний час,
с лукавым и дерзким лицом?.."
Гермес, не смутившись, ответил:
"Зачем ты со мной говоришь так,
словно я, малыш,
правила знать могу
и их преступить боюсь?
Иль думаешь, я боюсь
Материнских упреков?
Заботиться должен я –
проявляя немалую прыть, –
матушка, о тебе,
и о себе, конечно.
Не вечно же нам прозябать...
Ведь только у нас двоих
из всех бессмертных богов
нет никаких даров, и никто не молится нам!"3

Сын-Гермес может взять на себя заботу о том, чтобы улучшить жизнь матери (и собственную). Гермес верит в себя и в свою способность достичь того, к чему он стремится, – нередко идя непроторенными тропами.

Поскольку Гермес не хочет ни к чему привязываться, нередко у него нет своего дома. Поэтому его дом – это дом его матери. Наиболее приемлема для него ситуация, когда он может свободно приходить и уходить. Интровертная, лишенная собственнических чувств, самодостаточная домохозяйка Майя (женщина, архетипически близкая к богине домашнего очага Гестии) – наиболее подходящая мать для Гермеса. Матери-собственнице, матери-защитнице такой сын доставит немало огорчений. Любые попытки привязать его к себе – в особенности, при помощи чувства вины, – как правило, безуспешны. Однако мужчина-Гермес обычно бывает по-своему преданным сыном, и мать может навсегда остаться для него самой важной женщиной в жизни, – не только тогда, когда он холост, но даже и в случае, если он женится.

Бог-Гермес начинал как маленький воришка, но в конце концов стал всеми почитаемым богом – в чем ему немало помогли родители. Как Майя, так и Зевс в его случае проявили позитивное материнское и отцовское отношение к сыну.

Зевс относился к Гермесу с любовью и не судил его строго, – даже тогда, когда малыш пытался обмануть его, изображая невинность после похищения коров Аполлона. Выслушав клятвы Гермеса в своей невиновности, Зевс просто приказал: "Перестань изворачиваться и немедленно укажи, где ты спрятал огромное стадо коров". Не говоря больше ни слова, Гермес подчинился.

Твердый, не допускающий никаких глупостей подход Зевса – это именно то, что нужно сыну-Гермесу. Например, если папа вынуждает мальчика-Гермеса, укравшего что-нибудь в магазине, извиниться перед менеджером и возместить ущерб, значит, парню повезло с отцом. (Такую отцовскую строгость Зевса, как и материнское отсутствие собственнических чувств Майи, может проявить родитель любого пола, поскольку как мужчины, так и женщины способны проявлять и "материнские", и "отцовские" качества.)

Иногда родители мальчика-Гермеса, сами того не осознавая, могут потакать антиобщественным склонностям сына, проявляя двойственную реакцию на его проделки, и в результате он становится малолетним преступником. Именно так повел себя Зевс, услышав ложь Гермеса об украденных коровах,

Зевс хохотал громогласно,
любуясь хитрым младенцем,
который так ловко и гладко
твердил как ни в чем не бывало,
мол, он ничего не знает
ни о каких коровах4.

Смех Зевса послужил проказнику одобрением. По реакции Зевса Гермес мог прийти к выводу, что его беззастенчивая ложь и клятвопреступление радуют отца. Лишь позже Зевс проявил должную твердость.

Когда родители проявляют "двойственную реакцию" на поведение сына, ребенок отчетливо чувствует скрытую реакцию, значительно отличающуюся от явной реакции. Детский психоаналитик Аделаида М. Джонсон, посвятившая отдельное исследование родителям малолетних преступников, обнаруживала, что очень часто они реагируют на поведение своего ребенка именно так5. Вслух родители строго заявляют, что такое поведение неприемлемо, и наказывают ребенка (явная реакция), но лукавая улыбка или даже открытое восхищение какими-то деталями проделки сообщают сыну (или дочери), что родители довольны. Таким образом, "непослушный" ребенок, на самом деле, послушно претворяет в жизнь подавленные мечты родителей о рискованных предприятиях, половой свободе или антиобщественном поведении, – сам родитель на все это решиться не может, но втайне приветствует и "переживает" соответствующий опыт вместе с ребенком.

Юность и молодость

Поговорка "как согнешь прутик, так согнется и ветка", несомненно, применима к росту и развитию мальчика-Гермеса. В юности и молодости мужчина-Гермес ставит под вопрос общепризнанные законы успеха. Этот человек намерен получить от жизни то, что он хочет, но нередко его совсем не интересует, каким путем люди обычно достигают целей, которые он перед собой ставит. Более того, путь Гермеса, вероятно, окажется извилистым уже в силу разнообразия его интересов.

Он "испытывает границы", что вполне уместно для молодого человека, чья личность сформирована под влиянием образа Гермеса – бога границ, с легкостью их пересекавшего. Эти границы может представлять способ, каким "принято делать" что-то, или время, когда родители велят ему возвращаться домой, или защитный код компьютерной программы.

Он может бросить школу или институт, чтобы посвятить себя какому-либо инновационному бизнесу, внедрению в жизнь изобретения, продюссированию рок-группы или участию в ней, профессиональному спорту... Мужчина-Гермес не склонен работать ради оценок или одобрения окружающих (для этого ему нужны качества Зевса или Аполлона). Если он добивается успехов, то потому, что сама работа вызывает его живой интерес и пробуждает изобретательность. Решаемые им задачи редко бывают чисто интеллектуальными или эстетическими, – как правило, они сулят также коммерческую выгоду. Карьера инженера-недоучки Стива Возника, изобретателя компьютера Apple, дает основания предположить присутствие Гермеса в его психике. Когда его молодая инновационная фирма достаточно выросла и в ее руководство пришли менеджеры с корпоративным складом ума, Возник направил свою изобретательность и заработанные деньги в новое русло и разработал универсальный пульт дистанционного управления под названием Core. Талант, везение и способность проявлять предприимчивость в новых сферах – типичные черты преуспевающего Гермеса.

В другом мужчине-Гермесе в юности и молодости может воплотиться образ бродяги, часто меняющего место жительства и работу. Если ничто не вызовет у него устойчивого интереса, а его таланты и способности не перерастут в мастерство, такой мужчина может стать вечным скитальцем, всегда выполняющим неквалифицированную работу.

Или же мужчина-Гермес в этом возрасте может воплотить образ Лжеца и Вора, вступив на преступный путь – чаще всего в качестве какого-нибудь "интеллектуального вдохновителя" в криминальной группировке или мошенника-одиночки.

В противоположность тем Гермесам, которые проявляют в молодости коммерческие или криминальные склонности, есть среди носителей этого архетипа и те, кто глубоко погружается в духовные, философские или психологические изыскания. Именно этим путем пошел Ричард Алперт, молодой профессор психологии из Гарварда, отказавшийся от многообещающей карьеры и отправившийся в Индию на поиски гуру. Ныне он широко известен как духовный учитель по имени Рам Дасс*. Это пример того, как мужчина-Гермес воплотил в своей жизни образ Проводника Душ.

* Последняя книга Рам Дасса, изданная "Софией" осенью 2005 года, – "ПУТИ К БОГУ. Жизнь по Бхагавадгите". – Прим. ред.

Работа

Гермес – вестник богов; проводник душ в подземное царство; покровитель путешественников; бог ораторов, воров, предпринимателей и спортсменов; изобретатель чисел, алфавита и двух музыкальных инструментов (лиры и свирели). В выборе работы и в отношении к ней мужчина-Гермес проявляет свое подобие этому богу: он едва ли станет крупным специалистом в узкой области или счастливым винтиком в механизме большой корпорации. Для такой яркой индивидуальности с широкими интересами, как Гермес, и то, и другое маловероятно. Он не любит делать что-либо "по схеме". Его живой ум быстро находит альтернативные пути и решения. В любой сфере деятельности он проявляет изобретательность, склонность к обобщениям и предприимчивость. Он авантюрист в самом нейтральном значении этого слова: мужчина, способный сразу же понять, какую пользу может принести ему человек или идея, и всегда готовый ухватиться за представившуюся возможность. Это качество в сочетании с талантом к общению делает его хорошим торговцем и дипломатом. Прирожденный новатор, он соединяет идеи из разных областей. Осуществляя свои желания, этот человек нередко расширяет границы возможного.

Гордон Саммер, известный под псевдонимом Стинг, – это современный Гермес, успешно проявивший себя в нескольких сферах деятельности: школьный учитель, рок-звезда, композитор и солист группы Police. Его альбомы продавались миллионными тиражами (название альбома "Синхрония" Стинг почерпнул из работ К.Г.Юнга, а название альбома "Призрак машины" – из работ философа Артура Кестлера). Утвердившись в качестве рок-звезды, он затем стал киноактером и после работы с группой перешел к сольному творчеству (сольный альбом "Сон синих черепах").

Один журналист писал о Стинге: "Он всегда спешит. Путешествует налегке и останавливается лишь ненадолго... в течение трех месяцев я встречал его в трех разных странах6". Типичный Гермес, он не любит, когда его классифицируют. Стинг ценит свободу передвижения в психологическом и физическом мире и путешествует постоянно – в том числе по "светлым и темным" аспектам своей личности. Сам Стинг рассказывает обо всем этом в юнгианском духе, – что совсем не удивительно, учитывая, что он подумывает о том, чтобы в старости стать психоаналитиком-юнгианцем.

Вот что он сказал в интервью журналу Record:

Если проследить историю моей жизни по материалам английской прессы, получается любопытная картина. Вначале меня представляли этаким образцовым мальчиком: светловолосый, одаренный, симпатичный. Бывший школьный учитель, женат на красивой талантливой женщине, имеет ребенка. Я занимался спортом и не принимал наркотиков. Затем журналисты выяснили, что у меня тяжелый характер и я таки употребляю наркотики. Я начал разыгрывать скандальные сцены и стал в устах английской прессы "плохим мальчиком". Меня это устраивало, ибо я хотел делать то, что мне нравится. А теперь британская пресса уже просто не знает, что обо мне говорить, – и я очень доволен. Иногда я хороший мальчик, иногда – плохой. Я это я7.

"Хороший мальчик – плохой мальчик" – это вполне удачная характеристика Гермеса.

Архетип Гермеса дает человеку качества, необходимые, чтобы быть хорошим психотерапевтом. Подобно тому как Гермес был спутником и проводником путешественников, психотерапевт сопровождает людей в психологическом путешествии – через темные и светлые периоды жизни, через трудные переходы (такие, как кризис среднего возраста), через психозы и пограничные состояния. Если в личности человека присутствует Гермес, он (или она) может видеть – как в других людях, так и в себе – тьму, враждебность, психозы, инстинкты, сексуальность, агрессию, а также альтруизм, мистические порывы, возможность просветления, заурядность, – не оценивая все эти качества и не осуждая. Эта способность отражает дружелюбие Гермеса. В книге "Гермес и его дети" психоаналитик и писатель Рафаэль Лопес-Педраза отмечает: "Если мы впускаем в свою психику дружелюбие Гермеса, тогда именно этот бог внутри нас помогает примириться с психологическими комплексами, обусловленными действиями других богов8".

Характерный признак присутствия Гермеса в психике мужчины – способность убедительно демонстрировать свое дружелюбие, что очень помогает ему комфортно чувствовать себя в мире. Одно полезное следствие этого качества состоит в том, что его спонтанные реакции практически в любых обстоятельствах оказываются вполне уместными. Гермес – бог коммерции. Качества Гермеса помогают мужчине стать отличным коммерсантом, бизнесменом-новатором, специалистом по связям с общественностью и – естественно – гидом.

Взаимоотношения с женщинами

Обаятельный мужчина-Гермес появляется в жизни женщины неожиданно: они знакомятся в самолете; он – иногородний друг хозяина вечеринки (на которой нет ни одного нового лица, кроме него); она стоит на обочине с лопнувшей шиной, и он приходит к ней на помощь. Этот мужчина дружелюбен и всегда готов помочь. Очаровательный собеседник, он недавно был в тех местах, о которых она только что читала; от него веет духом приключений и магнетической порочности. Она думает, что наконец встретила мужчину своей мечты, – но его не удержишь.

Типичный Гермес неожиданно появляется в ее жизни и так же внезапно исчезает. Например, он уезжает в командировку, затем звонит ей и рассказывает о цепи обстоятельств, которые вынуждают его пробыть в отъезде дольше, чем планировалось, и теперь непонятно, когда он вернется. Возможно, он еще пришлет открытку. Затем он совсем пропадает без дальнейших объяснений, а возвратившись, не попросит прощения. "С глаз долой – из сердца вон" – это о нем.

Даже если этот мужчина-Гермес не путешествует по всему свету, он все равно ведет себя точно так же. Роль увлекательного путешествия может играть интересный проект или подготовка к любительскому бейсбольному чемпионату, когда все вечера и выходные необходимо посвящать тренировкам. Мужчина-Гермес не беспокоится о переживаниях женщины, – он появляется в ее жизни и исчезает, не беря на себя никакой ответственности за ее чувства и даже не думая о верности.

Гермес вступает в царство любви, как только оказывается на пороге женщины, находящей его очаровательным. Для него это как посещение новой страны. Новая женщина, словно новая территория: ее нужно исследовать, ею нужно насладиться, – а затем ему хочется двинуться дальше. Именно эти качества делают из мужчины Дон Жуана, перепархивающего с цветка на цветок. Похоже, этот аспект Гермеса воплощен в известном актере и ловеласе Уорене Битти.

У мужчины-Гермеса складываются прекрасные взаимоотношения с женщинами, которые не питают по отношению к нему нереалистических ожиданий и не предъявляют неприемлемых требований. Подруги такого мужчины рады, когда он рядом, и спокойно относятся к тому, что нередко он подолгу не дает о себе знать. Иногда он может позвонить или прислать открытку, а между тем двери ее дома всегда открыты для него. Вероятно, в их дружбе был период половой близости, и, возможно, они иногда повторяют этот опыт.

Есть у мужчины-Гермеса и более темные, эксплуататорские склонности. Такой мужчина склонен действовать импульсивно, беря то, что он хочет, и тогда, когда он хочет, – в этом негативная сторона характера Гермеса. Стремясь соблазнить женщину, он может сознательно манипулировать ею. Ради того чтобы добиться своего, он лжет, излучает обаяние и делает все, чтобы заполучить ее, совсем не заботясь о том, как их роман скажется на ней или на ее браке (если женщина замужем). При этом он и не думает выполнять обещания, которые дает в период ухаживания.

Взаимоотношения с мужчинами

Гермес – один из самых дружелюбных богов в греческой мифологии, защитник и покровитель атлетов, торговцев, путешественников, воров и музыкантов. Он проводит много времени в компании самых разнообразных мужчин.

Все это касается и мужчины-Гермеса. У него есть общие дела со многими мужчинами. Очень многие знакомые считают его своим другом, – и действительно, друзей у него намного больше, чем у людей других типов. Он частенько заходит к приятелям, чтобы перекинуться в карты или поиграть в гольф. Гермес-музыкант может наведываться к друзьям-коллегам с инструментом, чтобы помузицировать вместе. Гермес-бизнесмен то и дело обращается к приятелям с деловыми предложениями, желая "взять их в долю". При этом он довольно щедр, – нащупав жилу, он охотно делится с друзьями, которые бывают искренне благодарны ему за возможность подзаработать.

При всей своей любви к общению Гермес в душе одиночка. Он дружелюбен от природы, что помогает ему завязывать знакомства со многими людьми и заниматься с ними общими делами. Поскольку мужская дружба чаще основана на совместной деятельности, чем на стремлении поделиться внутренним миром (что повлекло бы за собой открытость и уязвимость), у мужчины-Гермеса намного больше друзей, чем у мужчин других типов. Обычно среди друзей Гермеса есть представители самых разных классов и люди самых различных интересов – которые он, скорее всего, разделяет.

Сексуальность

В сфере сексуальности, как и во всех остальных областях, мужчина-Гермес ценит личный опыт и стремится к эксперименту. В своих исследованиях он не признает границ. В результате он, как правило, приобретает весьма богатый опыт с разными людьми и в разнообразных обстоятельствах. Нередко мужчина-Гермес ведет себя очень импульсивно и использует любые представляющиеся ему возможности, ничуть не заботясь о последствиях его действий для окружающих, а также об их чувствах и потребностях. Насколько он щепетилен и внимателен к другим, зависит от наличия других архетипов в его психике, а также от воспитания, вероисповедания и принятых в обществе норм.

Его половые эксперименты начинаются довольно рано ("давай поиграем в доктора", "покажи мне свое, а я тебе покажу свое"). Он умеет убедить товарищей по играм делать то, что ему хочется. К восьми годам соседская девочка снимет перед ним трусики и позволит посмотреть и потрогать. К тринадцати он подобьет нескольких приятелей собраться вместе и "покатать шары" (онанировать до эякуляции) или посоревноваться, чья струя мочи дальше ударит. Вполне вероятно, он первый из ровесников добьется от девушки, чтобы она дала ему потрогать грудь или "позволила сделать все". Интуиция, стратегическое мышление и умение убеждать, а также дружелюбие и репутация "классного парня" – все это помогает молодому Гермесу находить общий язык с девушками и нередко добиваться от них близости.

Есть очень популярная серия анекдотов о бродячем торговце и фермерской дочке. На самом деле это истории о современном варианте Гермеса, бога путешественников и торговцев, бродяг и воров, который похищает у фермерской дочери девственность, вследствие чего она лишается всякой ценности (в патриархальном контексте), а фермеру остается только скрежетать зубами в бессильной злобе.

Он может быть как гетеросексуальным, так гомосексуальным. В любом случае, очень вероятно, что гетеросексуальный Гермес испробовал секс с мужчинами (как минимум, в фантазиях), а гомосексуальный – с женщинами. Во всяком случае, вероятность таких экспериментов намного выше, чем у носителей других архетипов. Независимо от основной половой ориентации, мужчина-Гермес склонен к бисексуальности, – и подобные наклонности не пробуждают в нем чувства вины или стыда. Такое отношение к сексу также находит обоснование в мифологии, ибо Гермес был отцом бисексуального бога Гермафродита.

Брак

Если мужчина-Гермес эмоционально останется вечным юношей, – что не редкость для этого архетипа, – он будет самым заядлым из холостяков. Его стремление "быть всегда в движении" и "ни к чему не привязываться" сказывается на взаимоотношениях с женщинами. Танцуя, он уносится прочь, едва отцветет первый цветок любви. Привязанность или собственнические чувства в женщине заставляют Гермеса бежать без оглядки.

Зрелый Гермес вполне способен на серьезное отношение к работе и на прочные взаимоотношения. И все же вполне вероятно, что в обоих сферах он останется одиночкой. Вступая в брак, он рассчитывает, что женщина в его отсутствие управится в доме сама и сумеет поддержать огонь в очаге до возвращения мужа. Он приходит и уходит, не рассказывая ей о своей работе и не ожидая, что она проникнется его проблемами и как-то поможет ему их решить.

Мужчина-Гермес может быть супругом в браке двух независимых душ. Перед входом в греческие дома стояла "герма" – колонна, символизирующая Гермеса. А внутри дома находился круглый очаг с горящим посередине огнем – символ Гестии, богини домашнего очага. Именно огонь Гестии превращал помещение в человеческое жилище. Женщины, в которых воплощается этот архетип, независимы, сосредоточены на внутреннем мире, любят уединение. Брак между Гермесом и Гестией может удовлетворять их обоих. Она во многом ведет себя как традиционная жена, но роль жены – это не то, в чем Гестия черпает смысл жизни, и ревность для нее не проблема.

Гестия – богиня-девственница. Любой женщине, завязывающей отношения с Гермесом, хорошо иметь в психике образ Гестии или другой богини-девственницы, поскольку этот мужчина склонен приходить и уходить. Примером может послужить Жаклин Кеннеди с ее независимостью и спокойным отношением к характеру Джона: к его бесконечным любовным похождениям; к тому, сколько внимания он уделял своим друзьям-мужчинам; к тому, что очень много времени он посвящал политической деятельности и президентским обязанностям, – все это позволяет предположить, что в ее психике важное место занимал архетип богини-девственницы Афины.

В мифах также говорится о связи между Гермесом и Афродитой, и такой союз вполне может сложиться в реальной жизни. Если Гермес с Гестией представляют собой взаимодополняющие противоположности, то у женщины, подобной богине любви и красоты Афродите, как раз много общих черт с мужчиной-Гермесом. Оба не являются собственниками в любви, оба открыты для приобретения опыта. Оба могут глубоко увлечься своим текущим занятием: для нее это обычно какая-нибудь творческая работа, для него – увлекательный проект. Никто из них не любит жить по графику, поэтому неупорядоченность их совместной жизни устраивает обоих. Нередко они просто живут вместе, не вступая в брак.

Дети

У бога-Гермеса было несколько сыновей, чье поведение выходило далеко за рамки поведения, принятого в обществе. Автолик – самый знаменитый лжец и вор своего времени. Но даже он не столь порочен, сколь Миртил, поставивший восковые чеки на оси колесницы своего хозяина, что привело к гибели последнего. Пан (бог лесов, пастбищ, стад и пастухов) любил вздремнуть после обеда и пугал любого, кто нарушал его сиесту. Он умел внушать людям панику – состояние беспричинного ужаса, заставлявшее людей бежать без оглядки (само слово "паника" происходит от имени этого бога). Особенно подвержены этому состоянию пугливые путешественники в дикой безлюдной местности. Пан подобен козлу как внешностью, так и похотливостью. Хотя дети Гермеса могут быть метафорами черт самого "отца", возможны и более буквальные жизненные параллели. Нередко у сыновей мужчины-Гермеса действительно возникают проблемы с неконтролируемыми антиобщественными и половыми импульсами (яблочко от яблони...).

Если мальчику-Гермесу присуща склонность действовать импульсивно, не думая о последствиях, – ментальность типа "возьми сейчас, заплатишь позже", которая побуждает человека жить текущим моментом, – тогда для того, чтобы стать зрелым мужчиной и научиться отвечать ожиданиям мира, ему нужно научиться обдумывать последствия своих действий, учитывать их влияние на окружающих, а также осознавать границы дозволенного в обществе. Преподать ребенку все эти уроки – функция "хорошего отца", ибо именно отец традиционно служит посредником между ребенком и внешним миром. К сожалению, мужчина-Гермес часто бывает психологически не приспособлен к роли отца (за исключением случаев, когда в нем заложен также какой-нибудь патриархальный архетип или у него самого был очень хороший отец).

Гермес-отец, как правило, не умеет устанавливать границы и соблюдать их. Его дети знают, что всегда могут добиться своего, – идет ли речь о том, чтобы лечь спать попозже, или о том, чтобы не пойти в школу, – особенно если приведут убедительные аргументы. Кроме того, они обнаруживают, что могут легко придумывать отговорки (иногда прибегая ко лжи) для оправдания любых выходок и отец-Гермес не станет спрашивать с них строго. Таким образом, дети Гермеса приходят к выводу, что правила выполнять не обязательно, что любые дела можно под каким-нибудь предлогом отложить на потом и любой проступок может сойти им с рук. Они не уважают авторитет и власть, их представления о добре и зле размыты.

В результате дети Гермеса оказываются не готовы к требованиям, предъявляемым в школе или на работе. Они недисциплинированны. Эти дети полагают, что могут безнаказанно игнорировать общепринятые правила и нарушать нормы, а обнаружив, что это не сходит им с рук, очень удивляются.

Позитивная черта Гермеса-отца состоит в том, что он умеет играть с детьми, с удовольствием берет их в путешествия, ценит и поощряет игру воображения и нередко сам ведет себя с ними как ребенок. Отцы-Гермесы наиболее полно проявили себя в конце 1960-х годов, во времена движения хиппи (так называемые "дети-цветы"). В отличие от традиционных отцов, которые учат детей адаптироваться к миру – проявлять себя, добиваться целей, производить ценности, – отец-Гермес учит их относиться к миру как к последовательности приключений.

Кроме того, что Гермес не умеет устанавливать границы и ведет себя непоследовательно, он нередко просто отсутствует в жизни детей. Этот мужчина может совсем бросить ребенка и жить своей жизнью. Он или постоянно находится "в разъездах", работая коммивояжером или экспедитором, появляется дома редко и остается ненадолго, или из-за того, что, приходя домой, он ведет себя скорее как товарищ по играм, чем как отец, либо из-за того, что он вообще редко бывает дома, – основной груз воспитания ложится на плечи матери.

Средний возраст

Если в зрелые годы у мужчины-Гермеса есть интересная и достойно оплачиваемая работа, тогда его жизнь становится еще богаче, чем прежде. У него есть масса возможностей для личного роста, путешествий, внесения разнообразия в повседневность. В большей степени, чем мужчины других типов, Гермес, вполне удовлетворенный внешними обстоятельствами своего существования, может заинтересоваться исследованием внутреннего мира. Все это помогает ему легко адаптироваться к новому жизненному этапу.

Но если в среднем возрасте мужчина-Гермес так и остался вечным юношей, порхающим из города в город, с работы на работу, от женщины к женщине, – средние годы жизни могут оказаться для него неожиданно суровыми. Внешнее очарование уже не компенсирует недостаток внутреннего содержания. Становится очевидно, что жизнь не удалась. Именно в этом возрасте мужчины-Гермесы нередко погибают в катастрофах или переживают тяжелую депрессию.

Судьба Гермеса с антиобщественными склонностями в среднем возрасте складывается очень по-разному. Он либо добивается материального процветания и практически не изменяется в этот период жизни, либо в результате своей деятельности попадает в тюрьму или же бывает вынужден удариться в бега.

Старость

Пожилой Гермес нередко оказывается весьма необычным человеком, не вписывающимся в привычный образ пенсионера, божьего одуванчика. Если он остался вечным юношей даже в старости или всю жизнь занимался мелкими криминальными делишками, этот мужчина может закончить бездомным бродягой, который путешествует из города в город, куда ветер подует. Он кое-как перебивается за счет своей ловкости и искусства общения. Иногда ему даже удается раздобыть где-нибудь немного деньжат. Современную версию Гермеса этого типа иногда можно встретить в психиатрических отделениях лечебниц для ветеранов американской армии: эти люди знают, как попасть в такие заведения, некоторое время пользуются пищей и кровом, а затем продолжают свои странствия.

Если же этот человек воплотил в жизнь позитивный образ Гермеса, то в старости может стать мудрым проводником других "путешественников", исследующих дороги, которыми он ходил когда-то. На своем пути мужчина-Гермес накопил богатый опыт и обрел глубочайшее понимание его значения. Возможно, он ловкий бизнесмен, который может преподать немало полезных уроков; исследователь психологических глубин, способный составить карту изученных территорий для других; политический деятель, заслуживший право называться настоящим государственным мужем. В какой бы сфере ни работал Гермес, в старости он может стать прекрасным лектором или писателем и поделиться с другими тем, чему научился в своих "путешествиях". Настоящий Гермес до самой смерти исследует новые территории, знакомится с людьми, увлекается свежими идеями. Вероятно, он и саму смерть рассматривает как очередное приключение.

Психологические проблемы

Когда архетип Гермеса оказывает сильное влияние на психику человека, его поведение – неприемлемые действия, импульсивность, неумение думать о последствиях – может навлечь на него проблемы. Теневые аспекты Гермеса порождают определенные дефекты характера.

Импульсивность и неумение соблюдать границы

С первого дня жизни бог Гермес проявил себя как ловкий вор и искусный лжец. Конечно, не с первого дня, но достаточно скоро подобные проблемы могут возникнуть и у мальчика-Гермеса. Его дальнейшее развитие в значительной мере зависит от того, научится ли он уважать имущество, чувства и права других людей, а также осознавать последствия своих поступков, – или просто будет брать все, что ему нравится, и делать, что хочет. Мальчику-Гермесу необходимо указать границы дозволенного – какое поведение приемлемо, а какое нет и почему, – чтобы развить у него представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо", которые, в свою очередь, будут влиять на его мысли и действия. В противном случае Гермес будет действовать, следуя минутному побуждению, сосредоточивая свой изобретательный ум на способах заполучить то, что он хочет. Однако он способен усвоить необходимые уроки и в зрелом возрасте, если к этому побуждают взаимоотношения, которыми он дорожит, – в этом ему поможет врожденное воображение Гермеса. Для него наиболее естественно использовать этот дар в комплексе с мышлением, однако может он применить его и для развития эмпатии, чтобы понять, почему его негативное поведение расстраивает дорогих ему людей, прочувствовать их эмоции и разобраться, какие границы нужно соблюдать, чтобы не ранить их.

Гермес с антиобщественными склонностями: хитрец

Когда мальчик-Гермес растет в неблагополучной семье, где кто-то из близких ведет себя по отношению к нему импульсивно и агрессивно, ребенок не учится сдерживать себя и отличать добро от зла. Мальчик быстро начинает подхалимничать, воровать, лгать – в общем, привыкает к антиобщественному поведению, и в его психике утверждается антисоциальная психологическая схема поведения.

Затем у него начинаются конфликты с людьми, не одобряющими его поведение или страдающими от его действий. Когда он подрастет, его могут поймать на какой-нибудь противозаконной деятельности, хотя живой ум и владение словом нередко помогают ему избежать неприятностей. Он не использует грубую силу. Как в истории с похищением коров Аполлона, беря то, что ему не принадлежит, этот человек полагается на хитрость. Гермес-хитрец является либо виртуозным мошенником, который втирается в доверие к жертве, а затем обирает ее, либо крайне изобретательным вором, либо самозванцем. Например, описаны случаи, когда мужчины-Гермесы выдавали себя за врачей и довольно долго дурачили персонал больниц, прежде чем их разоблачали.

Однако время от времени какого-нибудь Гермеса-жулика удается поймать. И пребывание в тюрьме дается этому человеку особенно тяжело. Там он оказывается вне своей стихии, с подрезанными крыльями. Ограниченное пространство, однообразие, отсутствие свободы – ему крайне сложно приспособиться ко всему этому.

Вечный юноша – мужчина, который никогда не взрослеет

Мужчине-Гермесу трудно остепениться. Он любит исследовать новые возможности и перспективы. Но эта открытость мешает ему хранить верность определенному делу и дожидаться, пока оно разовьется и созреет. Новая трава всегда зеленее старой, а поэтому он постоянно перепархивает от ситуации к ситуации и от человека к человеку.

Начинания даются ему легко. Благодаря личному обаянию, он легко заводит друзей. Он умеет произвести впечатление на окружающих, легко схватывая суть новой ситуации. Если собственное желание или обстоятельства не заставят его остаться в какой-нибудь ситуации достаточно долго, чтобы изучить что-либо глубоко, все его навыки и знания останутся поверхностными: он – подмастерье всех ремесел, не ставший мастером ни в чем. Эта поверхностность является характерной особенностью "мальчика без возраста" – вечного юноши.

Вечный юноша живет в царстве будущих возможностей, избегая обязательств перед чем-то или кем-то, поскольку боится упустить очередную возможность, которая может встретиться на его пути. Нередко он считает себя бессмертным, думает, что перед ним целая вечность, – а когда осознает, что это не так, уже слишком поздно. Пока другие мужчины занимаются карьерой и создают семью, он перескакивает от одной вещи к другой в поисках приключений, – пока вдруг не осознает, что полжизни прошло без толку и он понемногу стареет. Он долго остается Питером Пэном, живущим в стране Никогда-Никогда. Но вот лет в сорок мужчина смотрит в зеркало, оценивает свою жизнь и осознает, что теперь уже слишком поздно что-либо менять, – и начинается депрессия среднего возраста.

Неспособность к эмоциональной привязанности и близости

Мужчина-Гермес меньше, чем представители других типов, склонен к безумной любви. В его многочисленных половых связях больше стремления к разнообразию и новизне, чем страсти, вследствие чего он одинаково легко завязывает отношения и разрывает их. Если он все-таки влюбится по-настоящему, то может остаться с женщиной достаточно долго, чтобы развились глубокие отношения. Если у него есть стремление иметь домашний очаг, куда можно периодически возвращаться, и он почувствует, что какие-то взаимоотношения дают ему возможность приходить и уходить свободно, он может жениться, и со временем взаимоотношения углубятся. Но привязанность и близость даются Гермесу нелегко. Он слишком занят, чтобы остепениться, слишком много думает о других вещах, чтобы задумываться еще и о взаимоотношениях, – поэтому велика вероятность, что он уйдет от женщины, как только почувствует, что она пытается его привязать.

Психологические проблемы для других

Мужчина-Гермес причиняет боль тем, кто его любит, избегая обязательств, бросая людей и отказываясь взрослеть.

Ускользающий любовник

Мужчина-Гермес способен доставить полюбившей его женщине много огорчений. Типичный Гермес обаятелен, красноречив и убедителен. Он воспринимает сопротивление как вызов и нередко покидает женщину, как только найдет путь в ее сердце и спальню.

Женщине бывает сложно сразу понять, что представляет собой мужчина-Гермес. Она может некоторое время обманываться, поскольку он ловок, красноречив и показывает ей только одну сторону своей многогранной личности. Гермес легко меняет обличья, подчеркивая одни аспекты своей личности и тушуя другие, – в этом он подобен хамелеону.

Его уклончивость и нежелание брать на себя обязательства представляет проблему для женщины, стремящейся к браку и стабильности. Гермес относится к обязательствам как к ненужной обузе, и чем больше женщина зависит от этого мужчины или ожидает, что он станет удовлетворять ее потребности, тем больше вероятность, что он сбежит. Гермесу нравится приходить и уходить, когда заблагорассудится, он предпочитает следовать порыву, а не планировать свои действия заблаговременно и любит сам устанавливать правила игры. С точки зрения многих женщин, Гермес самая настоящая свинья – мужчина, который обманом завлекает свою жертву, убеждает, что она очень важна для него, а затем (до того, как женщина поймет, с кем имеет дело, Гермес сам исчезнет из ее жизни) постоянно подводит ее, не делая то, чего она от него ожидает, и всякий раз приводя убедительные оправдания своего поведения.

Некомпетентный отец

Большинство Гермесов не очень хорошо справляются с родительскими обязанностями. Если этот мужчина непоследователен и не держит своего слова, в душе его детей поселяется недоверие и обида, что негативно сказывается на их взаимоотношениях с другими людьми (особенно на взаимоотношениях его дочери с мужчинами). Если ему не удается удержаться ни на какой работе из-за недисциплинированности и некомпетентности, его дети тоже потом чувствуют себя в мире неуверенно, – в частности, сыновья боятся, что унаследовали бестолковость отца. Чтобы служить положительным примером для детей, а также последовательно и компетентно выполнять свои супружеские обязанности, мужчине-Гермесу нужно перерасти образ вечного юноши.

Пути развития

Согласно мифам, большую роль в судьбе Гермеса сыграли два других бога: его брат Аполлон и отец Зевс. Эти же архетипы очень важны для Гермеса-мужчины. Чтобы эффективно функционировать во внешнем мире, ему необходимо выйти за рамки архетипа Гермеса и развить в себе некоторые черты Зевса и Аполлона. Подобно Аполлону и Зевсу, Гермес функционирует в царстве ума; как и им, ему необходимо обращать особое внимание на эмоциональную и чувственную стороны жизни.

Сказать Гермесу "нет"

Для того чтобы перерасти архетип Гермеса, нужно осознать достоинства и недостатки этого образа. В особенности важно понять, какой негативный потенциал сулят качества хитреца. Такому мужчине необходимо почаще думать, какие последствия для окружающих и для него самого могут повлечь за собой те или иные действия, и научиться говорить "нет" этой стороне своей личности.

Помощь Аполлона

Бог солнца Аполлон видит ясно, его не обманешь. Он немедленно раскусил ложь Гермеса, укравшего его коров. Если мужчина развивает в себе способность Аполлона видеть ясно и мыслить четко, он не позволит внутреннему

Гермесу дурачить себя и других несостоятельными оправданиями своих поступков. Аполлон олицетворяет линейное мышление и способность сосредоточиваться на цели. У него прекрасное чувство времени, он умеет пошагово спланировать работу и добросовестно ее выполнить. Аполлон также склонен следовать этическим принципам и различает добро и зло. Эти качества жизненно необходимы мужчине-Гермесу, если он хочет чего-то достичь в жизни.

К счастью для большинства мужчин-Гермесов, в нашем обществе развитие образа Аполлона в мужчине практически неизбежно – особенно это касается представителей среднего класса в Америке. Образ Аполлона доминирует в нашей культуре. Все важные общественные институты – церковь, школа, скаутские организации – активно работают над развитием в детях соответствующих качеств.

В зрелом возрасте Гермес может и сам понять, что ему необходимо приобрести хотя бы некоторые черты Аполлона, поскольку для того, чтобы добиться успеха в мире, необходимо доводить свои проекты до конца. В его жизни действительно многое изменится к лучшему, когда он осознает необходимость заканчивать начатое, поймет, какие требования предъявляет к человеку мир, и заставит себя отвечать этим требованиям.

Поиски Зевса – отца и наставника

Зевс, несомненно, обладал достаточным влиянием на Гермеса: по одному его слову Гермес прекратил вранье и вернул Аполлону украденных коров. У него не осталось ни пути к отступлению, ни возможности оправдаться. Гермес признал авторитет Зевса и без дальнейших пререканий сделал то, что ему велели. Мужчине-Гермесу очень важно научиться признавать чей-либо авторитет и делать то, чего от него ожидают. Обычно это происходит из-за внешнего вмешательства – в силу действия какой-то внешней фигуры, которая обладает авторитетом Зевса и производит на Гермеса большое впечатление. Гермесу также идут на пользу позитивные взаимоотношения с мужчиной-Зевсом, который покровительствует ему в мире и учит пользоваться связями и знакомствами. В таких взаимоотношениях Гермес учится у своего покровителя, развивает дар общения и ум, а также приобретает положение в обществе. Патриархальные ценности Зевса и Аполлона, как правило, легко переходят к ученику-Гермесу. В патриархальном обществе мужчина-Гермес больше, чем любой другой тип (кроме Зевса и Аполлона) получает поддержку, поощрение и стимул к развитию. Эти три архетипа объединяет ориентация на царство интеллекта, и Зевс с Аполлоном восхищаются изобретательностью Гермеса и его умением общаться.

Если мужчина-Гермес обнаруживает, что его жизнью слишком долго управляет вечный юноша, он может сознательно изменить курс, занявшись активными поисками наставника и покровителя, чтобы под его руководством всерьез взяться за работу. Чтобы обрести контроль над вечным юношей в себе, который предпочел бы отправиться поиграть, мужчине-Гермесу нужно призвать своего внутреннего Зевса.

Найти свою Афродиту

У бога Гермеса не было жены. Его главная любовь, Афродита, состояла в браке с Гефестом, но, будучи натурой страстной, имела много любовников. Вначале Афродита не обращала внимания на полюбившего ее Гермеса. Зевс сжалился над сыном и послал своего орла утащить золотую сандалию прекрасной богини, пока та купалась. Гермес принес сандалию Афродите и потребовал взамен любовных ласк, на что она охотно согласилась.

Один из важных путей роста для Гермеса состоит в том, чтобы полюбить женщину, – которая станет его Афродитой. Типичному Гермесу важно, чтобы путь к женщине был нелегок, – чтобы он хотел ее, но не мог получить сразу. Такая женщина помогает ему глубже понять собственный мир эмоций, осознать свою зависимость от нее, а также выйти за пределы интеллектуального царства и окунуться в мир чувственности. (Подходит Гермесу и путь роста, рекомендованный для Аполлона, – пробудить в себе Диониса. Подобно Аполлону, ему также полезно пробудить свою аниму, или внутреннюю женщину.)

Духовное развитие

У Гермеса есть врожденные способности проводника душ и искателя скрытых смыслов. Если его заинтересуют вопросы духа и души, он займется поиском духовных истин и нисхождениями в глубины гадесова царства. Человека, развившего в себе аспект Гермеса, привлекает все священное, занимают тайны смерти и загробной жизни, и в своем поиске он не ограничивается какой-то одной дорогой. Как Гермес-вестник, он стремится передать полученные знания дальше и научить других всему, что узнал сам.

В мифе об изнасиловании Персефоны ("Гимн Деметре" Гомера) Гермес спускается в подземное царство, чтобы отвести деву Персефону в верхний мир и вернуть матери. Этот миф служил основой для элевсинских мистерий, чьи посвященные "больше не боялись смерти". Возникшие задолго до христианства элевсинские мистерии представляли собой торжества, посвященные возвращению Персефоны из подземного царства. Подобно Христу, Персефона вернулась из мира мертвых. В мифе о Дионисе Гермес тоже играет роль спасителя – на этот раз он приходит на помощь Дионису. Персефона может символизировать душу, которая в большинстве мужчин и женщин воспринимается как фемининное начало, а Дионис символизирует божественного ребенка. Архетип Гермеса присутствует в людях, которые осознают эти аспекты своей психики, а также в тех, кто занимается духовным поиском.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 5307
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Если НИЧЕГО, то где же Выход
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 12. Контролер назвал себя Я В бездне
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 11. Вспоминая о Цветке Пасмурно, но все
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. Между Правдой и Неправдой нет противоречий
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. Раб светлячка эмоций посылает Сигнал Этот
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. Я 150 не Кролик, сколько бы
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. Пишу себе письмо под пальмой В
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. Неправильность мира 150 во мне самом
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. Проверю, где Я Мне показалось, что
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Счастливец в страхе   150 Счастливец,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ГЛАЗ АКУЛЫ 1. Я 150
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. Хочу заглянуть в глаза Доброму Хозяину
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 23. Важная роль противоречий Птице кажется, что
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 24. На всякого мудреца довольно простоты Вспомнив,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 23. Свободу Духу Улыбчивая сука пустует, и
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 22. 150 Расточительство, 150 говорит расчетливый Я



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь