Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 Дж. Болен. БОГИ В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ | Глава 8 АРЕС, БОГ ВОЙНЫ: воин, танцор, любовник



Дж. Болен. БОГИ В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ

- Оглавление -




Глава 8

АРЕС, БОГ ВОЙНЫ:
воин, танцор, любовник

Арес как воплощение агрессии всегда был одной из самых значительных сил в истории человечества. Олимпийский "человек действия", бог войны и спора, неутомимый и бурный любовник, он расцветает в конфликтах и упивается радостью битвы. В Аресе мы видим собственную агрессию, грубую и кровавую, – какой она была до того, как ее укротила и подавила цивилизация.

Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"

В литературе и искусстве Арес известен нам в двух ролях: воин и любовник (именно так описывал его Гомер). Его латинское имя Марс является, фактически, синонимом слова "война"" этим именем также называют человека, которому доставляет наслаждение пыл кровавой битвы.

Филипп Майерсон,
"Классическая мифология в литературе, искусстве и музыке"

Арес как бог, архетип и человек воплощает в себе образ мужской силы, напористости и готовности к действию. Сердце и инстинкты побуждают его действовать и реагировать физически, не задумываясь о последствиях. Его отец, Зевс, не любил этого сына и никогда не принимал его сторону в спорах, – подобным образом, качества Ареса не встречают позитивной оценки в патриархальном обществе.

Арес как бог

Арес (римляне называли его Марсом) был богом войны. Из двенадцати олимпийских богов он пользовался наименьшим почетом у греков – им претило его безрассудство и склонность терять голову от ярости в бою. Арес воплощал неуемную страсть к драке и кровопролитию. Римляне же, наоборот, высоко чтили Марса – в их пантеоне он был вторым по значению богом после Юпитера (Зевса). Для них он был защитник народа и отец основателей Рима, близнецов Рема и Ромула.

Его изображают в облике сильного энергичного мужчины, иногда с бородой, иногда без, обычно в шлеме и со щитом, мечом и копьем, иногда с металлическим нагрудником, и изредка – в полных доспехах.

Генеалогия и мифология

Арес – единственный сын Геры и Зевса. Однако, согласно одной римской версии мифа о его происхождении (Овидий), Арес, как и другой сын Геры, олимпиец Гефест, был зачат партеногенетически от прикосновения к волшебному цветку, который наделял плодовитостью даже совершенно стерильные существа. Подробные обстоятельства его появления на свет нам не известны.

В детстве Ареса едва не убили близнецы-великаны Алоады* (очевидно, они тогда тоже были еще детьми). Алоады заковали его в цепи и заключили в бронзовый сосуд. Арес пробыл в заточении тринадцать месяцев и наверняка умер бы (несмотря на то, что он бог, а следовательно, бессмертен, – довольно странное противоречие), если бы мачеха великанов не рассказала о его участи Гермесу. Когда Гермес освободил Ареса, тот был уже едва жив от пережитых мучений.

* Алоады – два брата, От и Эфиальт, сыновья или внуки Посейдона. Угрожали богам взгромоздить гору Осса на Олимп, а на Оссу – гору Пелион, и так достичь неба; хотели силой взять в жены Артемиду и Геру. Были убиты стрелами Аполлона. (См.: Энциклопедия "Мифы народов мира.) – Прим. ред.

Гера отдала Ареса в обучение Приапу, фаллическому божеству-уродцу. Приап вначале обучил воспитанника искусству танца и лишь затем – воинскому делу.

На поле брани

Господствующее в обществе отношение к Аресу описано в "Илиаде". Гомер изображает Ареса, принявшего в войне греков с троянцами сторону троянцев, как презренного кровожадного хвастуна и нытика, которого постоянно побеждала, оскорбляла и унижала его сводная сестра Афина. Однажды Арес увидел, что в бою убили его сына и, презрев запрет Зевса, ринулся в гущу сражения. За это Афина обозвала брата "тупицей" и "сумасбродом", всячески понося его за безрассудство и несдержанность (отсутствие добродетелей, свойственных самой Афине и высоко ценимых греками). Писали, что этому богу "неведома справедливость", а также упрекали в бесхарактерности, поскольку он "постоянно мечется из стороны в сторону". Арес реагировал на события внешнего мира очень эмоционально. Следуя влечению чувств, он без раздумий вступал в бой на стороне мужчин, с которыми ощущал личную связь – в том числе кровную. Чувство верности и желание мести руководили им, затмевая все остальные соображения. Для других олимпийцев троянская война представляла собой нечто вроде спортивного зрелища – кто-то болел за греков, кто-то – за троянцев. Сами олимпийцы тоже иногда вмешивались в ход событий – но только в строгом соответствии с правилами, установленными Зевсом. Арес же, очевидно, не воспринимал эту войну как "игру".

Во время одной битвы, где участвовали люди и боги, Афина направила руку Диомеда (одного из героев, пользовавшихся ее особым покровительством), и он ранил Ареса копьем. Арес дико взвыл от боли и пожаловался на сестру Зевсу. Зевс принял сторону Афины, а Ареса отверг и еще больше унизил такими словами: "Не смей приходить ко мне с жалобами и нытьем. Ведь для тебя нет ничего милее, чем склоки и драки, – за это ты мне ненавистен, как никто из олимпийских богов".

Однако Гомер признавал, что Арес очень воодушевлял троянцев, когда приходил к ним на помощь в сопровождении своих сыновей, Страха и Ужаса.

Возлюбленный Афродиты

Арес и богиня любви Афродита – весьма замечательная любовная пара. У Афродиты от Ареса родились несколько детей: сыновья Деймос (страх) и Фобос (ужас), сопровождавшие отца на поле боя; дочь Гармония, чье имя указывает на гармонические отношения между двумя великими страстями – Войной и Любовью; и, возможно, бог любви Эрот. Мифы дают два варианта происхождения Эрота: либо он сын Ареса и Афродиты, либо первозданная генеративная сила, существующая от начала времен.

Ареса и Афродиту связывали самые крепкие узы преданности из всех олимпийцев. В "Илиаде" есть такой момент: когда Афина сбила Ареса с ног камнем, Афродита попыталась вынести его с поля боя, за что Афина ударила ее кулаком.

Несмотря на связывающие их чувства, у обоих было множество других любовников. Когда Афродиту прельстил Адонис, Арес превратился в яростного кабана и убил прекрасного юношу.

Когда мужу Афродиты, богу кузни Гефесту, рассказали о связи его жены с Аресом, он придумал способ поймать любовников на горячем. Гефест создал невидимую и неразрываемую сеть и закрепил ее над кроватью. Затем он сделал вид, будто ушел в свою кузню, – это было сигналом для бога войны, чтобы войти в дом Гефеста и возлечь с Афродитой на ложе. Гефест поймал любовников в сеть и созвал богов, чтобы они засвидетельствовали вероломство Афродиты и Ареса. Однако вместо того, чтобы возмутиться и вступиться за Гефеста, все боги только покатывались со смеху при виде столь потешного зрелища.

Отец множества детей

Арес был отцом как минимум троих детей Афродиты (а римский Марс зачал также Ромула и Рема). Помимо этих знаменитых детей, он имел отношение к появлению на свет еще двух десятков потомков от множества женщин, причем некоторые родили ему более одного ребенка. Не менее трех его сыновей были среди аргонавтов, и одна из дочерей, Пенфесилея, была царицей амазонок.

Арес очень привязан к своим детям и всегда готов вступиться за них. Когда один из сыновей Посейдона изнасиловал дочь Ареса Алкипу, бог войны прикончил насильника на месте. Посейдон обратился к собранию богов, обвиняя Ареса в убийстве. Суд состоялся на том самом месте, где произошло убийство, и Арес был оправдан. Впоследствии то место в Афинах близ акрополя, где состоялся суд, было названо Ареопагом ("холм Ареса"). Подобную же реакцию вызвала у Ареса во время троянской войны смерть сына: узнав, что его сын Аскалаф погиб в сражении, Арес яростно бросился в битву, чтобы отомстить, – несмотря на то, что Зевс запретил богам вмешиваться.

Когда другой сын Ареса, поджидавший несущих дары в Дельфы путников разбойник Кикн, вызвал на бой Геракла, Арес вмешался, приняв сторону сына. Однако на помощь Гераклу пришла Афина, и благодаря содействию богини он ранил Ареса и убил Кикна.

Еще одним ребенком Ареса был священный змей, охранявший родник в Фивах. Убивший этого змея Кадм вынужден был восемь лет служить Аресу, после чего женился на Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, и основал город Фивы.

Противоречивые отзывы

В Греции превалировало негативное отношение к Аресу, оно отразилось и в поэмах Гомера. Арес был самым значительным из богов, принявших сторону троянцев, которые потерпели поражение в войне и таким образом утратили возможность писать историю. Как отмечает, говоря об Аресе, исследователь мифов Вальтер Отто, "На фоне темного духа убийства и кровопролития выступает светлая фигура Афины, – и поэт использует этот контраст совершенно намеренно"1.

Однако в "Гимне Аресу" Гомер превозносит качества бога войны в таких словах "Арес, могучее сердце", "Арес, отец победы", "Арес, сторонник справедливости", "Арес, вождь всех мужчин", "Арес – носитель жезла мужественности". Его называют "помощником человечества, дарующим первозданную юношескую отвагу"2. Это отношение к Аресу, также не чуждое греческой традиции, согласуется с позитивным взглядом на бога войны, бытовавшим у римлян (они называли его Марсом).

При сопоставлении с рациональной Афиной мы видим Ареса в негативном свете – этот обезумевший убийца вызывает у нас неприятие. Если же мы хотим представить Ареса в позитивном свете, то прежде всего вспоминаем красоту его сердца и отвагу (английское слово courage – "отвага" происходит от французского слова coeur – "сердце"); это бог, реагирующий на все эмоционально. Но в семье Зевса наибольшей благосклонностью пользуются дети, хорошо владеющие своими эмоциями.

Арес как архетип

Архетип Ареса, как и сам этот бог, проявляется через страстные бурные реакции. Под воздействием архетипа Ареса всплеск эмоций непосредственно влечет за собой физическое действие. Это реактивный архетип, всецело погруженный в момент "здесь и сейчас". Архетип Ареса, несомненно, предрасполагает человека постоянно жить телесными ощущениями, что может очень позитивно сказаться на сексуальности. Однако, когда в нем вскипает ярость, Арес действует под влиянием инстинктов и нередко попадает в ситуации, неблагоприятные для него самого и опасные для окружающих. Арес не принимает во внимание, с кем имеет дело и каких последствий следует ждать, и из-за этого у него могут возникнуть проблемы.

Воин как герой или хулиган

Арес воплощает в себе агрессию, импульсивный порыв вступить в бой, тот инстинкт, который влечет некоторых мужчин в гущу конфликта и побуждает бездумно орудовать ножом или кулаками. Если этот мужчина служит в армии, он может стать героем, увешанным наградами, в чьем послужном списке то и дело встречаются слова "пренебрегая опасностью и рискуя собственной жизнью, он...".

Кинорежиссеры очень любят описывать момент, когда в мужчине пробуждается Арес и он превращается в яростную разрушительную неудержимую силу. Героем одного сериала выступает кроткий ученый, который, приходя в ярость, превращается в мускулистого зеленокожего Халка со сверхчеловеческой силой – неудержимого и безрассудного. В фильме "Рокки" с участием Сильвестра Сталлоне есть момент, когда истощенный и окровавленный боксер продолжает бой, держась только за счет инстинктов, и побеждает. Этот персонаж гораздо менее выразительно олицетворяет Ареса, чем Халк, но и он тоже находится во власти безрассудной агрессивности. Фильмы о Рэмбо также изображают Ареса-героя, которым, как и самим богом, движет верность, праведный гнев и жажда возмездия.

Мифологический Арес символизирует неуправляемое иррациональное неистовство битвы. Он опьянен атмосферой сражения. В реальной жизни в мужчине нередко действительно пробуждает Ареса алкогольное опьянение, – в результате возникают потасовки в барах. Арес вступает в драку не ради состязания и не из стратегических соображений, – это просто эмоциональная реакция на провокацию.

В архетипе Ареса отражена страсть битвы. В изображении Гомера Арес – это бог, любящий войну ради самой войны, наслаждающийся бряцаньем оружия и ревом сражающихся армий, убийством и разрушением. Этот аспект Ареса объясняет то упоение битвой, которое испытывает как забияка из бара, так и удостоенный многих наград герой войны.

Для бессмертных олимпийцев сражения вроде тех, что велись на полях троянской войны, были всего лишь играми. Во время этой войны, – где божества по большей части были только зрителями, поддерживавшими либо сторону греков, либо сторону троянцев, – боги редко сами бросались в бой. Современному Аресу нравится находиться на игровом поле среди суматохи и шума, ему нужно сражаться и проявлять агрессию, а не сидеть на трибуне, делая ставки на игроков. Футболист или хоккеист, движимый архетипом Ареса, нередко получает штрафные очки за грубую игру, нарушение правил или за пререкания с судьей, когда накаляются страсти. В контактных видах спорта Арес находит признание – пусть этого игрока часто штрафуют, но никто не порицает его за буйный темперамент. В таких джентльменских видах спорта, как теннис, ценится форма и искусство игры, а гнев считается дурным тоном. Болельщики ждут, что чемпион по теннису будет вести себя как Аполлон, – в чем убедился Джон Мак-Рой, освистанный зрителями за то, что он реагировал как Арес.

Любовник

Арес и Афродита были любовниками, – и однажды их поймал муж Афродиты, Гефест, заподозривший, что Арес приходит к жене, когда он уходит на работу. Это были длительные и прочные взаимоотношения равных. У Афродиты от Ареса родились четверо детей. Другие любовницы тоже рожали ему более одного ребенка. В противоположность этому большинство связей олимпийцев представляли собой единовременный акт, – чаще всего бог соблазнял смертную женщину. Даже во взаимоотношениях внутри сообщества богов соблазнение и изнасилование было обычным делом, – женщину брали силой, обманывали или похищали. В этих случаях едва ли можно сказать, что боги "занимались с женщинами любовью".

Страстность натуры Ареса, его склонность к физическому действию и глубина, с какой он погружается в эмоции момента, – все это определяет Ареса как любовника. Занимаясь любовью с богиней, имеющей самый богатый половой опыт, Арес не переживает по поводу того, как он выглядит в сравнении с другими. Его страстная сексуальность носит очень личный характер и лишена дионисийской надличной составляющей. Меллорс, герой романа Д.X.Лоуренса "Любовник леди Чаттерлей", обладает многими чертами Ареса-любовника. Как и Ареса, окружающие считали Меллорса существом низшего сорта за приземленную натуру и за род занятий.

Танцор

Согласно греческому мифу, наставник Ареса Приап вначале научил мальчика танцевать и лишь потом занялся с ним военным делом. Хотя об этой стороне жизни Ареса рассказано мало, искусство танца очень близко данному архетипическому образу. Такой человек больше расположен к деятельности в физической, чем в умственной сфере, его тело и эмоции действуют синхронно. Он вполне может стать танцором, и совершенно логично, что страсть и эмоциональность играют в его творчестве более важную роль, чем техника. Например, танец Михаила Барышникова вызывал у зрителей не хладнокровное восхищение красотой и точностью движений – хотя это все у него было. Харизматический танцор из Большого театра, бежавший из СССР на Запад и приобретший репутацию ловеласа, оказывал огромное физическое и эмоциональное воздействие на зрителей.

Чемпиону мира по боксу в тяжелом весе, молодому Кассиусу Клею (который позже взял себе имя Мохаммед Али), тоже были свойственны не только агрессия и напор, но также грация Ареса-танцора.

В первобытных племенных культурах воины тоже являются одновременно танцорами: перед битвой мужчины совершают ритуальный танец. Барабанный бой и музыка пробуждают в воине Ареса.

Нелюбимый сын небесного отца

Архетип Ареса, – как и сам этот бог – встречает пренебрежение со стороны мужчин, склонных демонстрировать свою силу, не вступая в физический контакт, хладнокровных стратегов и ловких обманщиков (ведь нередко они не гнушаются обманом, когда хотят отнять у кого-то власть или добиться близости женщины). Если Арес мог снизойти до роли простого солдата на поле брани, Зевс предпочитал метать молнии издалека, а Гермес, вместо того чтобы вступить в прямое единоборство с братом-соперником Аполлоном, просто украл его коров. Греки идеализировали рационализм и ясность мышления, и, начиная со времен античности, эти качества являются главными патриархальными ценностями. Зевс ненавидел Ареса. С психологической точки зрения, Арес представляет собой тень Зевса – ту часть натуры, которой тот пренебрегает, поскольку она в нем недостаточно развита и (или) противоречит идеализированному образу себя.

Точно так же отвергают и недооценивают Ареса в нашей культуре. Ныне атрибуты Ареса приписывают чернокожим – к ним проявляют то же пренебрежение и презрение, какое испытывал Зевс по отношению к богу войны. Сексуальность, склонность к насилию, даже хореографические способности Ареса (качества, фактически совпадающие с расистскими стереотипами) – все это атрибуты "плохого" сына.

Эти ценности и суждения из поколения в поколение культивируются в белых семьях. Пациенты-мужчины нередко рассказывают, что в детстве их не замечали и не ценили, поскольку преуспевающий отец отдавал предпочтение брату или сестре с лучше подвешенным языком и более живым умом. Один пациент всякий раз чувствовал себя круглым идиотом и не мог выдавить из себя ни слова, когда отец, пытаясь втянуть сына в беседу, задавал ему при гостях умные вопросы. При этом мальчишка добивался немалых успехов в спорте, но отец ни разу не пришел к сыну на стадион и даже не спрашивал о тренировках. Несмотря на отсутствие поддержки со стороны отца, этот мальчик, по меньшей мере, вообще занимался спортом и имел возможность воплотить архетип Ареса. А многие мужчины принимают пренебрежительное отношение к Аресу как должное и подавляют этот архетип в своем характере, чтобы приспособиться к требованиям общества и добиться успехов в жизни. Им неведома радость того, что ты хорошо делаешь дело, архетипически близкое тебе.

Арес – защитник

Благоразумный человек предпочитает не вступать в конфликт с близкими Ареса, ибо это означает навлечь на себя неотвратимую кару. Бог войны всегда готов постоять за своих друзей, дочерей и сыновей. На самом деле Арес – это единственный бог, который так себя вел. Позже бог Марс столь же ревностно защищал граждан Рима.

Бывший министр юстиции США, Роберт Кеннеди, обладал нравом Ареса, чем внушал страх мафиози и коррумпированным профсоюзным лидерам, ибо борьба с ними была для него не игрой, ведущейся в правовом поле, а беспощадной и яростной битвой. Он отличался верностью и преданностью, был крайне импульсивен, у него было много детей – всеми этими чертами Роберт напоминал Ареса, как никто другой из братьев Кеннеди.

Арес без раздумий бросается в драку, когда подвергается нападению кто-то из его близких, – особенно если тому приходится туго. Арес (в противоположность мстительному Посейдону) не держит зла на обидчика и не станет мстить ему многие годы спустя. Даже после унизительнейшего поражения Арес спокойно залижет раны и пойдет своим путем.

Развивать своего Ареса

Сегодня, в патриархальном мире, где правит Зевс, архетип Ареса остается недооцененным – его чаще подавляют, чем культивируют. Особенно рьяно искореняют в себе Ареса мужчины, стремящиеся к успеху.

Но если архетип Ареса в психике мужчины подвергается подавлению, остается недоступной характерная для этого бога чувственность. Данный аспект личности просто не получает развития (здесь уместно вспомнить мальчишку-Ареса, заточенного в бронзовый сосуд).

Спасти его можно только в том случае, если мужчина ощутит в себе движения этого мальчика, бывшего когда-то непосредственным и физически активным. Маленький Арес, запечатанный в бронзовый сосуд, символизирует многие непроявленные грани личности. Это его стремление к физическому контакту с отцом, который никогда не боролся с ним в шутку и не обнимал крепко. Это ни разу не осуществленное побуждение непринужденно положить руку на плечо другу. Это тот парень внутри него, который самозабвенно кружится под музыку (или всегда хочет кружиться). Это мальчишка, некогда игравший в мяч в городском дворе. Это страсть, пот и земля. Иногда наступают моменты, когда мужчина испытывает острое желание выпустить Ареса на волю: освободит ли он в такой момент этого мальчика или будет и впредь держать его запертым в кувшине?

После того как Арес долго просидит в бутылке, физические реакции на людей и события (телесное выражение эмоциональных процессов) могут оказаться полностью вытесненными за рамки сознания. Внешне кажется, что мужчина (или женщина) живет главным образом умственной жизнью, но все же тело реагирует на внешние события напряжением и расслаблением. Например, человек может не ощущать острых приступов гнева или страха, но мышцы напрягаются, ладони сжимаются в кулаки. Обычно он сам не замечает этих физических реакций, пока кто-то не укажет ему на них. Еще менее осознан и физически проявлен Арес, дающий о себе знать только изменением кровяного давления или болезнями вроде язвы желудка.

Поскольку Ареса в обществе не любят, как не любил этого бога Зевс, его черты нередко не получают развития или подвергаются подавлению – особенно если это не основной архетип в психике данного человека. Для того чтобы запертый в кувшине Арес был спасен и освобожден, человек должен осознать сложившуюся ситуацию. В этом ему способны помочь окружающие. Возможно, кто-то из близких мужчины-Ареса умеет читать язык тела или интуитивно ощущает те чувства, которые сам Арес жестоко подавляет и не осознает. Если Арес прислушивается к этому близкому человеку и доверяет ему, тогда он вскоре сможет понять, что с ним происходит. Он начнет и сам понемногу читать собственный язык тела. Но это только начало. Далее ему нужны живые физические ощущения – физический контакт с другими людьми или деятельность, в ходе которой его тело сможет пробудить в себе подавленного Ареса и дать ему возможность развиться.

Арес как мужчина

Мужчина-Арес напорист, активен, очень эмоционален. Он воплощается в человеке, который реагирует на внешние раздражители, не раздумывая. Некоторые врожденные черты то и дело втягивают его в различные неприятности, и то, как сложится жизнь этого человека, во многом зависит от отношения к нему окружающих.

Ранние годы

Мальчик-Арес активен, эмоционален и экспрессивен с самого рождения. Скорее всего он сразу же проявит характер громким протестующим воем. Скоро этот зычный крик прочно входит в жизнь родителей, ибо чуть что не так (он голоден, или намочил пеленки, или где-то ушибся), и этот малыш сразу дает знать о своих потребностях: "Сделайте что-нибудь немедленно!" Когда он плачет, в протесте участвует все тельце, – личико красное, ручки и ножки напряжены. Он каждой своей черточкой демонстрирует: "Мне плохо!" или "Я сержусь!" Но как только малыш получает соску или грудь или ему удается отрыгнуть воздушный ком, как ребенок полностью изменяется. Типичный Арес ест с большим аппетитом. Когда у него все в порядке, этот малыш очень обаятелен и дружелюбен. Он любит физические ощущения и с самого раннего возраста от всей души смеется, радуясь игре, с наслаждением прыгает и кувыркается. Если же он ушибется или испугается чего-то, его протест выражается столь же бурно.

Идут месяцы, и маленький Арес становится старше. Если что-то привлекает его внимание, рука отстает от восхищенного взгляда всего на миг. Теперь важно позаботиться о том, чтобы дом был как можно более безопасным для ребенка, ибо это именно тот малыш, который может скатиться с лестницы, сунуть пальцы в розетку, разбить вазу или раздразнить кота так, что тот его искусает и исцарапает. Он бесстрашно направляется к любому заинтересовавшему его предмету. Этому малышу нужно больше пластыря и зеленки, чем среднестатистическому ребенку, поскольку он учится только на личном опыте, а это ведет к бесчисленным синякам, ссадинам и царапинам.

Зарождающаяся самооценка этого малыша тоже покрывается бесчисленными синяками и ссадинами, ибо импульсивный характер служит неистощимым источником неприятностей, а также навлекает на него критику и наказания. Тут очень многое зависит от родителей и учителей: от их терпения, последовательности и способности понять, что такой уж он есть, импульсивный эмоциональный спонтанный непоседливый мальчик, склонный к преувеличенным реакциям.

Родители

Поскольку маленький Арес очень энергичен, требователен, неосмотрителен и не думает, прежде чем сделать что-либо, управляться с этим ребенком нелегко. Поэтому ему особенно нужны твердые, любящие и терпеливые родители. Маленькому Аресу нужно больше внимания, чем другим детям, но часто получается совсем наоборот. Для этого ребенка совершенно естественно, увлекшись сиюминутным порывом, забыть, что говорили ему старшие, и своей забывчивостью он часто провоцирует гнев родителей – особенно, авторитарных и педантичных. Они расценивают такое поведение как непослушание или необязательность. Он неосторожен во всем, в том числе не умеет держать язык за зубами и может в порыве гнева сказать лишнее, спровоцировав жестокого отца на побои.

И наоборот, матери со слабым характером нередко обнаруживают, что совершенно не в силах управлять этим требовательным и грозным малышом, который их терроризирует едва ли не с пеленок: четырехлетний Арес может стать настоящим тираном для некоторых матерей. В идеале его мать – это сильная, любящая, физически активная женщина, способная держать такого ребенка в определенных рамках, оставляя, однако, ему достаточно свободы, чтобы малыш мог оставаться собой. Она часто обнимает сына и умеет направить его энергию на физическую деятельность, что помогает ему развить уверенность в себе, а также научиться терпению и дисциплине.

Иногда в жизни воспроизводится мифологическая ситуация, и родителями Ареса оказываются гневливая Гера и отвергающий этого ребенка Зевс. В современном варианте отец может быть облеченным властью преуспевающим мужчиной, который закрыт даже для тех сыновей, чей характер он одобряет. Ареса такой человек отвергает категорически – за эмоциональность, импульсивность и склонность жить телом, а не умом. Если же отец гневлив и несдержан, тогда импульсивный сын будет постоянно провоцировать его на побои и оскорбления, вследствие чего маленькому Аресу будет еще сложнее научиться сдержанности. В результате мальчик, ставший жертвой жестокого обращения, сам становится жестоким мужчиной.

Мать-Гера очень привязана к мужу. Эмоционально и архетипически она скорее "жена", чем "мать". Сын-Арес часто получает недостаточно материнского тепла, – ей претит его чувственность и уязвимость, он не вписывается в ее представления о "маленьком мужчине". Случается, что такая женщина постоянно злится на своего сына-Ареса, бьет и оскорбляет его. Возможно, во взаимоотношениях с мужем она чувствует себя униженной и бессильной, но все же очень привязана к нему – а зло вымещает на сыне-Аресе. Более интровертный ребенок мог бы избегать проблем и кое-как ладить с теми родителями, которые способны превратить жизнь мальчика-Ареса в кошмар. Итак, каким вырастет этот мальчишка, в значительной мере зависит от родителей.

Юность и молодость

Юность – критический период для Ареса: вследствие активности мужских гормонов в период полового созревания усиливаются такие качества, как импульсивность, агрессивность, физическая активность, эмоциональность и сексуальность. В этом возрасте Арес очень сильно подвержен влияниям сверстников. Сможет ли он приучить себя к дисциплине, направить агрессию в русло спортивных состязаний и получить признание и восхищение со стороны окружающих? Займется ли он футболом, регби, хоккеем? Или же он вольется в банду и применит свои задатки в криминальных войнах? Бросит ли он учебу? Станет ли противопоставлять себя любым авторитетам и обществу в целом, накликая проблемы на свою голову? Или же его напор и склонность отдаваться во власть текущего мгновения осуществятся в автогонках и скалолазании? Станут ли для него важнейшими открытиями и источниками наслаждения музыка, танец, любовь? Или же сексуальность превратится просто в канал, позволяющий выпустить накопившуюся агрессию?

Старшие классы школы и институт сулят Аресу либо раннее падение, либо дорогу к успеху. Если этот молодой человек не умеет планировать заранее и склонен переоценивать благоприятные возможности текущего момента и эмоциональные порывы, он может рано прервать свое обучение. Хотя и не исключено, что манящие его возможности оправдаются, более вероятно, что, прекратив обучение, занятия музыкой или спортом, Арес тем самым подорвет свои перспективы на будущее.

Работа

Темперамент Ареса располагает его к интенсивному физическому труду, он любит работать руками, пользуясь инструментами, и получает наслаждение от движения. Бумажная работа и долгосрочные проекты вызывают у него скуку и нетерпение. Арес плохо вписывается в корпоративную иерархию. Его привлекают работы, подразумевающие некоторую долю риска, и если он не разбрасывается на разные увлечения, то со временем достигает значительного мастерства в выбранном деле. Ему нравится работать в коллективе, и он проявляет братскую привязанность по отношению к другим мужчинам.

Если, следуя зову Ареса-воина, он поступит на службу в армию или на флот, его послужной список, скорее всего, будет пестреть дисциплинарными взысканиями. Он либо останется до конца службы в чине унтер-офицера, либо получит продвижение в ходе боевых действий. Если в его психике активны также и другие архетипы, он может дорасти до офицера, но приобретет репутацию вояки, всегда стремящегося к настоящему делу. Солдаты удачи, наемники всех армий, воины французского иностранного легиона, – очень часто эти люди воплощают в себе архетип Ареса-воина.

Вступив на поприще профессионального спорта, Арес способен отдать команде себя всего, но нередко ему бывает трудно сдерживать агрессию в острых ситуациях. Если он научится сдерживать свои реакции на спорный свисток судьи или провокации соперника (импульсивность вполне может обернуться для Ареса штрафными очками), это сослужит ему хорошую службу и в других сферах жизни. Хоккеист или футболист, не умеющий обуздывать свой бурный нрав, вредит и себе, и команде, провоцируя судью на назначение пенальти – за грубую игру, за нарушение правил, за пререкания с судьей.

Став человеком искусства – актером, музыкантом, танцором, – Арес нередко привлекает внимание своей эмоциональностью и эксцентричным поведением на сцене и вне ее.

Деятельные и рисковые люди с характером Ареса часто становятся строителями и нефтяниками. Они хорошо зарабатывают и легко тратят деньги.

Успехи Ареса очень зависят от везения, поскольку он не склонен строить долгосрочные планы. Иногда успех приходит в результате цепи взаимосвязанных событий. Кроме того, такой мужчина может преуспеть за счет развития тех или иных врожденных качеств, – но они развиваются не благодаря прилежанию и упорству, а просто потому, что он может долго заниматься тем, что ему нравится.

Когда к Аресу приходит успех, это нередко становится большой неожиданностью как для окружающих, так и для него самого. На пути к успеху у него непременно случается немало столкновений с начальством, и его то и дело увольняют за вспыльчивость и прогулы. Если на работе его ценят, то только благодаря умению извлекать уроки из своих ошибок, способностям и интуиции.

Взаимоотношения с женщинами

Согласно мифам, возлюбленной Ареса была Афродита, – и именно с женщинами этого типа у мужчины-Ареса наилучшая совместимость. У них с богиней любви и красоты сходные темпераменты, их объединяет эксцентричность и чувственность. Оба живут здесь и сейчас. В их жизни то и дело случаются "фейерверки" – яркое пламя эротики и искрометные вспышки гнева. Между ними то и дело вспыхивают ссоры, за которыми всегда следует примирение. Однако, несмотря на такую экспрессивность, их взаимоотношения нередко вполне гармоничны – эти люди проявляют друг к другу намного больше взаимного приятия и терпимости, чем любой из них может получить от кого бы то ни было другого. Крайне неблагоприятным для обоих партнеров будет союз между эмоционально травмированным, гневливым и жестоким Аресом и женщиной с заниженной самооценкой, пережившей издевательства в детстве.

Женщина-Афина с отточенным умом стратега будет относиться к мужчине-Аресу так же, как богиня Афина, которая постоянно норовила проучить бога войны за эмоциональность и импульсивность. Женщины, ценящие в мужчине прежде всего статус и умение зарабатывать деньги, а также ждущие, что он обеспечит им уверенность в завтрашнем дне, не рассматривают Ареса как потенциального супруга. Некоторых отталкивает его манера поведения, воспринимаемая как бесцеремонность. Поэтому мужчина-Арес нередко чувствует, что женщины его осуждают и считают неполноценным. Такое отношение пробуждает в нем обиду, проявляющуюся в гневе – и дальнейшем отчуждении.

Мужчину-Ареса часто связывают приятельские отношения со многими женщинами, с которыми он может быть очень ласков и обходителен независимо от их возраста, но в число его лучших друзей женщины, как правило, не попадают. Обычно его не связывают с женщинами ни общие увлечения, ни работа.

Ареса влечет к таким женщинам, с кем он может вести себя искренне и спонтанно, проявляя свою симпатию физически. Секс, танец, совместная трапеза, игра – он всецело погружается во все эти виды деятельности и предпочитает, чтобы женщина тоже отдавалась им полностью.

Взаимоотношения с мужчинами

Мужчина-Арес любит проводить время в обществе других мужчин – заниматься общим делом, играть в различные игры, устраивать розыгрыши, смотреть спортивные передачи или заниматься спортом. Такого мужчину не привлекают глубокие беседы или философские рассуждения, его темы для разговора ограничиваются женщинами, спортом, собственными делами и делами друзей. Он привязан к друзьям и всегда готов выступить на их защиту.

Нередко самые прочные связи объединяют Ареса с людьми в форме, вместе с которыми ему приходилось идти в бой и яростно сражаться за победу – идет ли речь о боевых действиях, спортивных состязаниях или криминальных разборках. В подобных обстоятельствах его агрессивность оказывается ценным качеством, и он получает возможность проявить себя в полную силу. В этой среде он может заплакать, и его не назовут слабаком, или крепко обнять товарища, не пробудив ни в ком гомофобных чувств.

Этот человек очень болезненно переносит, когда товарищи его избегают или делают из него козла отпущения – что нередко случается с мальчиком или мужчиной Аресом. Ему не просто обидно, он чувствует, что его лишили мужской дружбы, в которой Арес отчаянно нуждается.

Сексуальность

Будет ли мужчина-Арес любить женщин или колотить их, зависит от обстоятельств детства. Если детство было достаточно благополучным для того, чтобы в Аресе развился любовник, из него вырастет мужчина, который обожает секс, любит женское тело и может заниматься любовью часами. Это мужчина, предпочитающий зрелых, сексуально раскованных женщин, которые так же любят секс, как и он. Арес не похож на мистически настроенного, ищущего экстатических переживаний любовника-Диониса, не стремится он и к победам на любовном фронте. Этот мужчина жизнерадостно занимается любовью ради простого физического удовольствия. В фильме "Том Джонс", снятом по роману английского писателя Генри Филдинга, Альберт Финни, снявшийся в главной роли, очень ярко сыграл Ареса-любовника с его приземленностью, аморальностью, жизнерадостностью и жаждой жизни.

Мужчине-Аресу неуютно живется в патриархальном лицемерном обществе. Арес может считать свою страстность пороком, полагая, что эта часть его натуры подлежит осуждению и подавлению, – особенно если он женат на сексуально заторможенной пуританке и его постоянно преследуют мысли о том, чтобы "сходить налево". Если Арес осуществит эти идеи, то ему обычно не удается скрыть свои похождения – для этого он недостаточно хороший стратег. Поэтому его ловят на горячем и подвергают общественному осуждению, как это было с богом-Аресом.

Гомосексуальный Арес, напротив, чувствует себя довольно вольготно (во всяком случае, так было до эпидемии СПИДа) благодаря своей импульсивности, полной вовлеченности в текущий момент, аморальности и обилию готовых к контактам партнеров в барах и общественных банях. Кроме того, в гомосексуальной среде считаются вполне приемлемыми немоногамные связи (какие были между Аресом и Афродитой), когда два человека состоят в глубоких прочных взаимоотношениях, но при этом у каждого есть другие любовники. Нередко Арес-гомосексуалист одевается в кожу – современная версия воинских доспехов, – а также наращивает мускулы, чем достигает даже внешнего сходства с Аресом.

Брак

Мужчина-Арес не стремится к браку, но и не избегает его. Он полностью поглощен текущим моментом и не строит далеко идущих планов. Этот человек не задается вопросами: "Будет ли эта женщина хорошей женой?", "Какая из нее получится мать?", "Как наш союз скажется на моей карьере?", "Женюсь ли я на ней?".

Если другие – женщина, ее родители, его родители – хотят этой свадьбы, то она состоится. Мужчина-Арес часто женится сразу после окончания школы, особенно если он выходец из рабочей среды, где это принято. Поскольку он обладает страстной чувственной натурой, брак часто становится следствием беременности. Если он любит жену, если они счастливы в сексе, если у него есть надежная работа, если он может иногда играть в футбол или баскетбол с приятелями и если его жена удовлетворена их совместной жизнью, тогда он не ропщет на судьбу. Семья и стабильная работа служат ему опорой в жизни, он доволен собой и доволен окружающими.

Однако, как только возникают какие-то сложности, они сразу перерастают в проблемы. С одной стороны, импульсивная натура может привести к серьезным конфликтам на работе или подтолкнуть его к супружеской неверности, что послужит причиной напряженности в семье или даже развода. С другой – возможно, под влиянием других архетипов, – в нем со временем пробудятся амбиции и интеллект и он познакомится с мужчинами и женщинами из совершенно иного круга. Тогда рано женившийся Арес может обнаружить, что женщина, некогда привлекавшая его физически, теперь уже кажется ему слишком примитивной. Если взаимное влечение между ними ослабевает; или если в период ухаживания реакция нынешней жены на его страсть была наигранной; а также если женщина оказывается более требовательной или ревнивой, чем он полагал, – все это может создать дополнительное стрессовое напряжение, которое в сочетании с его импульсивностью может привести к семейным скандалам.

Дети

Мужчина-Арес нередко зачинает детей ненамеренно, в силу своей чувственности и потому, что он живет текущим моментом и не думает о последствиях. Женщине следует самостоятельно позаботиться о предохранении от беременности, иначе зачатие становится исключительно делом случая.

Если он вообще присутствует в жизни детей, то обычно ведет себя весьма авторитетно и грозно. Если жизнь Ареса складывается благополучно и семья становится центром жизни, он проводит с детьми довольно много времени. Арес учит сыновей играть в бейсбол и футбол, водит их на соревнования, борется с ними, – ему нравится играть с детишками. Он охотно танцует с дочуркой и таскает ее с собой на плечах, когда идет повидаться с друзьями. Дети такого мужчины с раннего возраста ощущают отцовскую заботу. Конфликты могут возникнуть, когда дети подрастут, – если ребенок окажется интровертом или интеллектуалом, он не сможет разделить интересов Ареса и будет испытывать раздражение из-за попыток отца вмешиваться в его жизнь. Кроме того, конфликты и взаимные обиды нередко возникают, если дети из рабочей семьи пытаются карабкаться вверх по социальной лестнице.

Если Арес – отверженный озлобленный мужчина, у которого вечно нелады на работе и в семье, он обращается с детьми грубо. Дети очень боятся переполненного гневом отца, приходящего в ярость при малейшей провокации. Такой мужчина может издеваться над детьми физически – особенно если он пьет.

Кроме того, бывает, что отец-Арес вообще не обращает внимания на своих детей, особенно если он зачал их, будучи еще эмоционально незрелым. И вообще, нередко мужчина-Арес сеет свое семя довольно щедро. При этом вполне вероятно, что он не обладает ни душевными силами, ни финансовыми средствами, чтобы заботиться обо всех детях, зачатых как в браке, так и вне его. Поэтому такой отец часто вообще отсутствует в жизни детей. Однако если он в силах позаботиться о своих детях, то обычно делает это. Он от природы щедр и охотно дает, если у него есть что дать.

Средний возраст

Статус мужчины-Ареса в средние годы напрямую зависит от того, к какому классу он принадлежит от рождения. Например, нередко очень тяжело приходится Аресу, родившемуся в семье амбициозных родителей, принадлежащих к верхнему слою среднего класса, где ценится эмоциональная сдержанность, хладнокровие и интеллект, а также умение манипулировать людьми, добиваться власти и делать деньги. Такого мужчину ожидает судьба мифологического Ареса, отвергаемого и презираемого Зевсом. Мужчина-Арес, чей отец архетипически подобен Зевсу и принадлежит к социальному слою, являющемуся современным эквивалентом олимпийской семьи, нередко разделяет участь бога Ареса, подвергаясь постоянным унижениям и терпя поражения на полях корпоративных сражений.

Для того чтобы Арес из семьи бизнесменов или профессионалов высокого класса был в средние годы доволен собой, важно, чтобы он еще в молодости понял, что отличается от своей семьи или своего социального класса. Ему требуется чья-либо эмоциональная поддержка, чтобы жить собственными интересами, развивать врожденные таланты, а также благосклонно относиться к своему темпераменту (он скорее умеренный или горячий, чем хладнокровный). Чтобы оставаться собой, эмоциональная поддержка ему совершенно необходима. Ее может дать Аресу психотерапевт или какой-нибудь человек, играющий важную роль в его жизни, – но лучше всего, если это сделают родители, любя его и принимая таким, какой он есть. Но даже при благоприятных условиях утвердиться к середине жизни Аресу из этого общественного слоя нелегко. Ему приходится немало бороться за место под солнцем. Его путь в такой среде исключительно индивидуален и поэтому труден.

Проще обрести стабильность и умиротворение к середине жизни Аресу, родившемуся в рабочей семье, в дружном квартале. Эта среда дает больше возможностей для приемлемого проявления его темперамента и для осуществления склонности к физической деятельности – это касается как работы, так и развлечений. Мужская дружба, спорт и даже случающиеся время от времени драки – все это служит прекрасными отдушинами для его агрессии. Кроме того, Аресу необходимо, чтобы окружающие относились к его похотливой натуре снисходительно и даже с одобрением. Ничего этого среда современных честолюбивых профессионалов дать не может. В рабочей среде с уважением относятся к занятиям, требующим от мужчины физической силы и сноровки, поэтому здесь ему проще добиться приятия со стороны окружающих, а значит, развить достаточно высокую самооценку.

В большей степени, чем у представителей других архетипов, судьба Ареса окончательно определяется уже к середине жизни. Она очень зависит от таких внешних факторов, как социальный класс, к которому он принадлежит, ибо наша культура в целом не благоволит Аресу.

Старость

Итак, в среднем возрасте основные черты жизни мужчины-Ареса уже определены. От того, насколько стабильна жизнь и высока самооценка Ареса в зрелые годы, зависит, как пройдет старость.

Многие мужчины-Аресы вообще не доживают до преклонных лет. Эти люди нередко погибают рано: в драках, в результате несчастных случаев, на войне. В силу темперамента и рода занятий их жизнь особенно подвержена опасности. А если страна ведет войну, то вероятность рано умереть для Ареса еще более велика. Среди жертв вьетнамской войны доля мужчин-Аресов была непропорционально велика, – в том числе из-за того, что они реже получали освобождение от воинской повинности или разрешение на альтернативную службу. Нередко жизнь Аресов также прерывается в результате заболеваний, связанных со стрессом, – человека убивает гнев в сочетании с беспомощностью. В периоды экономического спада, когда закрываются производства, эти люди утрачивают уверенность в завтрашнем дне, что ведет к росту насилия и нестабильности в их семьях.

Однако многие мужчины-Аресы в преклонные годы вполне довольны своей жизнью, – возможно, даже в большей степени, чем в любые другие периоды. Блажен семейный человек из рабочего класса, когда наступает долгожданный пенсионный возраст! У него есть семья, любимая спортивная команда по телевизору, совместные развлечения со старыми приятелями, внуки, с которыми можно возиться, может быть, дачка неподалеку от озера с отличной рыбалкой и врожденная способность наслаждаться текущим моментом.

Не меньшее удовлетворение, – хотя и добыто оно большими усилиями, – ждет и того мужчину-Ареса, кому пришлось в жизни плыть против течения. Ему обычно не приходится рассчитывать на поддержку устоявшихся общественных структур, его путь сугубо индивидуален. Где живет такой человек, с кем живет, чем занимается – все это результат личного выбора, основанного на глубоких и искренних побуждениях. Он научился приспосабливаться к обществу, оставаясь верным себе, и принадлежит к числу наиболее независимых и зрелых мужчин. Преклонный возраст для него – время сбора богатого урожая.

Психологические проблемы

Из всех олимпийских богов Аресу доставалось больше всего. Этого бога то и дело били и унижали. Точно так же и мужчин-Аресов нередко обижают и отвергают в детстве и в юности. Результатом некоторых личных черт и негативного отношения окружающих становится целый ряд тревожащих мужчину-Ареса проблем.

Отождествление с богом войны

Мужчина, являющийся "только Аресом", полностью отождествляется с этим архетипом и никогда не развивает способность смотреть на себя со стороны и размышлять о своих действиях. Он реагирует на все импульсивно, и поэтому его выбор действий в каждой ситуации ограничен. Крайний пример – это уличный забияка, который просто не может не подраться, когда его провоцируют. Время от времени голливудские звезды попадают на страницы газет именно из-за своего импульсивного поведения. Фотограф снимает его не вовремя или кто-то отпускает обидное замечание, и – несмотря на неизбежный газетный скандал, арест и штраф – провокация состоялась, "кнопка нажата", бог войны выходит из-под контроля, актер сжимает кулаки и бросается в бой, разбивая лампы и круша стулья.

Обиженный обидчик

Если мужчина-Арес обращает свои кулаки против женщин и детей, скорее всего он обиженный обидчик – то есть в детстве его самого били и унижали. Эмоции подталкивают его реагировать на любую ситуацию физическими действиями. Внутри такого мужчины живет обиженный, запуганный или униженный ребенок, – и теперь он бьет кого-то другого, кто, по его мнению, заслуживает побоев. Таким образом, грехи отцов бесконечно передаются из поколения в поколение. Посетите терапевтическую группу для мужчин, склонных к жестокости (такие группы создаются по той же модели, что и группы анонимных алкоголиков), и вы обнаружите, что всех этих людей обижали в детстве.

Для выживания в детстве ему приходилось изо всех сил подавлять в себе чувства ужаса и беспомощности. В результате теперь он не может поставить себя на место жертвы. Казалось бы, этот мужчина должен лучше кого бы то ни было понимать, каково это, когда тебя бьет утративший власть над собой человек, достаточно сильный, чтобы покалечить, – ведь он пережил все это на собственном опыте. Однако он не может проявить сострадание, поскольку тогда ему пришлось бы обнажить жертву в себе.

Таким образом, семья становится для мужчины-Ареса полем боя, и когда он бывает недоволен собой, то обрушивает свою ярость на близких. Разгневанный архетип бога действует от лица внутреннего ребенка – униженного и обиженного мальчика в душе мужчины, который теперь обрел достаточно сил, чтобы отомстить миру.

Козел отпущения

В детстве и в юности Арес часто поддается на различные провокации со стороны группы сверстников и бурно проявляет обиду и гнев там, где лучше было бы оставаться спокойным и невозмутимым. В жизни нередко наблюдаются параллели с мифом об Алоадах, когда мальчишки объединяются против мальчика-Ареса и не дают ему прохода (так два малолетних великана-близнеца заточили Ареса в бронзовый сосуд). К физическим страданиям могут прибавиться эмоциональные, – оттого что сверстники отвергают его и не принимают в свою игру. А поскольку Арес склонен действовать необдуманно и открыто демонстрировать свои эмоции, отторжение со стороны сверстников для этого ребенка не редкость. А если дома маленького Ареса тоже бьют и обижают, он переносит остракизм со стороны ровесников особенно болезненно.

В семье этот ребенок может страдать не только от отношения родителей, но и вследствие того, что постоянно проигрывает в противостоянии с братом или сестрой (как Арес неизменно проигрывал Афине). Мало того, что он и сам склонен впутываться в неприятности, часто его провоцируют на проказы брат или сестра, а кто-нибудь из родителей "ловит на горячем" и наказывает, – наказывает именно Ареса, поскольку уже испытывает предубеждение против этого "несносного" ребенка.

В школе Аресу нередко навязывают роль козла отпущения. Его то и дело выгоняют из класса или отсылают к директору за плохое поведение. Если за ним уже успела закрепиться роль хулигана, то учитель относится к нему предвзято. Зная об этом, другие дети не вступаются, когда его винят незаслуженно, и Аресу приходится отдуваться за чужие проступки.

Если Ареса делают козлом отпущения в детстве, этот образ нередко закрепляется за ним и в зрелом возрасте: его провоцируют на неприемлемые действия, а затем подвергают остракизму. Причем вполне вероятно, что впоследствии такое же отношение будет распространяться и на всю его семью.

Работа и блюз безработицы

У вспыльчивых людей возникают проблемы на работе. Такой человек выходит из себя, и его увольняют. Кроме того, Аресу очень сложно "делать все как положено", следовать правилам и предписаниям начальства, – он предпочитает всегда действовать по своему усмотрению. Возникают проблемы и из-за привычки всегда "резать правду-матку" – в том числе в случаях, когда это не дипломатично и неблагоразумно. Или же, следуя велению сердца, он делает исключения там, где есть непреложное правило. В силу всех этих причин, даже если Арес не дает волю гневу, ему не удается долго удерживаться на бюрократических должностях или в бизнесе.

Продвижение по службе тоже дается ему с трудом. Арес не является стратегом и не умеет заглянуть далеко в будущее, что не способствует карьерному росту. Из-за неумения думать о завтрашнем дне Арес нередко плохо учится и рано бросает школу.

Арес и алкоголь

Любовник, живущий текущим мгновением, танцор, воин, забияка – все эти качества Ареса подавляются и осуждаются другими архетипами и нашей культурой, которая требует, чтобы мужчина жил головой, а не телом. Нередко только алкоголь освобождает Ареса – как позитивные, так и негативные его качества. Алкоголь снимает ограничения, препятствующие спонтанному проявлению чувств, – он скрепляет товарищеские узы между членами спортивной команды или солдатами, которые вместе сражаются и вместе выпивают. Но алкоголь может также освободить в мужчине ярость и жестокость – выпившего Ареса намного легче спровоцировать на насильственные действия.

Не оправдавшиеся ожидания

Бог Арес – это любовник, но не муж. Его отец, Зевс (тип главы исполнительной власти), терпеть не мог поведение Ареса. Данному архетипу недостает качеств и побуждений, благодаря которым человек ответственно ведет себя в браке и успешно делает карьеру. В результате мужчина-Арес не оправдывает чьих-либо ожиданий и из-за этого испытывает чувство вины. Если такое происходит слишком часто, он живет с постоянным ощущением поражения и считает себя неудачником. Эта проблема встает особенно остро, когда его вначале любят за то, какой он есть, а потом вдруг ожидают, что он станет совершенно другим. Например, женщину может привлекать в Аресе чувственность и жизнелюбие или сила и сексуальность. Или же она разглядела в нем обиженного отвергнутого мальчика, и ее сердце откликнулось состраданием. Однако, завязав более или менее прочные взаимоотношения, она может попытаться превратить Ареса в хорошего семьянина и честолюбивого профессионала, сориентированного на карьерный рост, а потерпев неудачу в этом начинании, сердится на него.

Проблемы для окружающих

Если партнерша мужчины-Ареса ревнива, их взаимоотношения обещают быть очень неспокойными. Мужчине-Аресу трудно сохранять верность – она не является для него чем-то естественным, но может вызреть через любовь и преданность. Ему нужно научиться говорить "нет" минутным порывам и собственной аморальной, чисто инстинктивной сексуальности, – иначе решения будет принимать не он, а его член. Отдаленные последствия имеют для Ареса намного меньшее значение, чем сиюминутная ситуация, – даже в случае, если прежде он уже не раз наступал на эти грабли. Партнерша оскорблена – "Как ты мог!" – и винит его во всех смертных грехах. Для Ареса характерно учиться на собственном опыте, и обычно он усваивает урок только после многих повторений.

Если же женщина склонна терзаться необоснованной ревностью, то Арес непроизвольно подогревает ее тем, что не умеет вразумительно отчитаться за время своего отсутствия. Может быть, он задержался в баре, увлекшись беседой или игрой, а может, просто засиделся на лавочке в парке, потеряв счет времени. Если женщину мучит ревность, то она не может рассчитывать, что Арес сумеет уберечь ее от лишних переживаний. Однако после нескольких скандалов, осознав, какую боль причиняет его возлюбленной ревность, он может научиться говорить "нет" соблазнам или звонить ей, когда по каким-то причинам задерживается. У мужчины другого типа такое безответственное поведение может быть косвенным проявлением враждебности или обиды: он помнит о ревнивой возлюбленной, но хочет помучить ее. Арес же скорее всего просто находится во власти текущего момента и забывает предупредить любимую.

Внебрачные дети

У бога Ареса было много детей от разных женщин, и мужчина-Арес нередко воспроизводит эту модель поведения. Следуя сиюминутному порыву, чувственный и эротичный Арес не думает о противозачаточных средствах. К тому же он любит детей и не имеет ничего против того, чтобы они у него были, – даже если ему совсем не хочется жениться. Женщина, вступающая в половую связь с Аресом, должна сама заботиться о предупреждении беременности и быть готова к роли матери-одиночки. Не следует ожидать, что рождение ребенка заставит этого мужчину вступить в брак. С другой стороны, нередко именно ребенок становится для него единственной причиной для женитьбы.

Жестокость

В самом неблагоприятном случае женщина и дети становятся жертвами издевательств со стороны мужчины-Ареса, склонного срывать на них свою злость. Таким женщинам следует знать, что издевательства не прекратятся, если она решительно не покончит с этим. Если же она будет терпеть жестокость по отношению к себе и к детям, это приведет к тому, что такое положение не только сохранится в настоящем, но скорее всего дети и сами станут вести себя точно так же в будущем. Если мужчина угрожает насильственными действиями или осуществляет их, женщина должна немедленно уйти от него или вызвать полицию, – этим она защитит себя и детей, а также поможет мужчине остановиться. Если после первой же вспышки жестокости женщина не уйдет от него и (или) не сообщит в полицию, вероятно, побои станут регулярными, и довольно скоро этой женщине потребуется помощь со стороны.

Пути развития

Психологический рост начинается, когда Арес учится сознательно выбирать, как ему реагировать на провокацию и реагировать ли вообще – если он выходит за рамки чисто рефлекторных реакций. Для этого ему нужно научиться самоконтролю, а также развить в себе другие архетипы.

Научиться самоконтролю

Склонный к эмоциональным реакциям Арес гневлив и отвечает на провокации агрессией, – поэтому ему труднее научиться контролировать себя, чем носителям других архетипов. Лучше всего его могут научить самоконтролю последовательные, терпеливые и любящие родители, – им приходится вновь и вновь повторять соответствующие уроки, пока Арес не усвоит их.

Например, несколько лет назад двадцативосьмилетний голливудский актер Шон Пени, прежде много раз привлекавшийся к ответственности за драки, в очередной раз предстал перед судом и был приговорен к двум месяцам тюрьмы. Понимая, что этому человеку необходимо научиться контролировать себя, его адвокат, Говард Вайсман, представил ситуацию следующим образом: "Ему необходимо осознать, что люди будут часто провоцировать его на антиобщественные действия. Ему нужно понять, – и он понимает это, – что подобные инциденты (актеру показалось, что какой-то мужчина пытается поцеловать его жену, рок-звезду Мадонну, и Пени избил его) просто неизбежны"3.

Этот же урок следовало бы усвоить и бывшему чемпиону по теннису с темпераментом Ареса, Джону Мак-Энрою. Обсуждая его буйные вспышки гнева на корте и за его пределами, журналисты в один голос твердили, что Мак-Энрой ведет себя неспортивно и просто по-детски.

Чтобы усвоить этот важный урок, мужчине (или женщине) необходимо вначале осознать необходимость измениться, а затем упражняться в сдерживании своих импульсивных реакций. Арес со временем сможет смягчить свою бурную эмоциональность, если его эго научится выбирать другую реакцию на раздражитель. В этом ему может пригодиться помощь других архетипов.

Гермес-спаситель, Аполлон-союзник

К счастью в психике человека в потенциальной форме присутствуют все архетипы, и, даже если один из них доминирует (в частности, Арес), человек может развить в себе и другие. Согласно мифам, когда мальчишка Арес был пленен и заключен в бронзовый сосуд, ему на помощь пришел Гермес. Подобным же образом архетип Гермеса может прийти на помощь человеку, который склонен на все реагировать как Арес: инстинктивно взрываться в ответ на любые провокации, после чего его делают козлом отпущения, навешивают ярлыки и порицают, – как это было с Мак-Энроем.

Гермес олицетворяет способность общаться и действовать обдуманно, проявляя при этом изобретательность и остроумие. Гермес способен выручить Ареса из опасной ситуации. Будь это взрослый Арес, которого провоцируют на неблаговидное поведение фотографы, желающие сделать скандальный снимок; или ребенок, которого кто-то толкает на школьном дворе, чтобы втянуть в драку, – в любом случае, вступив в конфликт, он навлечет на себя неприятности. На Ареса уже навесили ярлык скандалиста, так что виноватым всегда сделают его и он в очередной раз сыграет роль козла отпущения. Но все может измениться, если Гермес научит его пользоваться речью – подскажет несколько слов, которые смягчат или предотвратят конфликт.

Иногда научиться проявлять сдержанность, думать, прежде чем действовать, и пользоваться словами, а не прибегать к силе ему помогает семья. Если в детстве родные не помогли ему в этом, то позже научить Ареса всему этому может тренер, психотерапевт или другой человек, которому он не безразличен и который видит, что этого мужчину нужно не порицать или остерегаться, а научить его контролировать себя и адекватно проявлять свои чувства.

Научная работа или занятия спортом способствуют пробуждению архетипа Аполлона – еще одного потенциального союзника Ареса. Аполлон – архетип дисциплины, эмоциональной отстраненности, самоконтроля и умения ставить перед собой отдаленные цели. Он, как и Гермес, обладает способностью взглянуть на ситуацию со стороны и обдумать возможные последствия. Кроме того, Аполлон олицетворяет дар эффективно пользоваться волей и интеллектом.

Роберт Кеннеди, чья аресова натура делала его страстным бойцом, вполне мог бы стать президентом США, если бы его не убили. Роберт был любимым сыном в семье политиков, где за обедом всегда происходил оживленный обмен идеями и почти каждый день устраивались какие-нибудь спортивные состязания. Кроме того, в колледже и на юридическом факультете университета его специально готовили к политической карьере. Таким образом, с раннего детства аресова эмоциональность Роберта Кеннеди смягчалась чертами Гермеса и Аполлона, вследствие чего он мог эффективно общаться и завоевывать позитивное отношение окружающих.

Выдержать паузу, чтобы подумать и принять решение: влияние Афины

Греческий герой троянской войны Ахиллес был любимцем Афины, хотя темпераментом больше походил на Ареса. Однажды, когда командующий греческими войсками Агамемнон приказал отнять у него возлюбленную, Ахиллес уже положил руку на рукоятку меча и непременно учинил бы мятеж и кровопролитие, если бы не вмешательство Афины. Незримая для остальных, она спустилась с небес, схватила его за золотистые кудри и сказала:

Я пришла, чтобы унять твой гнев, – но подчинишься ли ты мне?... Не бери в руку меч, воздержись от драки, ты ведь можешь сразить его словом. ...Однажды тебе будет дан втрое более великолепный дар4.

Афина тут символизирует минуту размышления, внутренний голос, паузу, которая предотвращает эмоциональную реакцию и дает человеку возможность действовать, руководствуясь сознательным выбором. Арес нередко ощущает собственное мышление как присутствие внутри "другого человека" – советника, которого он учится призывать в нужный момент. Для многих мужчин этот советник представляет собой не второй мужской аспект его существа, но фемининный голос, вдохновленный благоразумной любящей матерью.

Активное воображение: обращение к архетипам

Можно прибегнуть к помощи активного воображения. Осознав, что его проблема состоит в склонности реагировать не думая, мужчина или мальчик может культивировать в себе привычку мысленно призывать Афину. Представив себе эту богиню, он вступает с ней в воображаемый диалог. Она советует ему сохранять хладнокровие в эмоционально напряженной ситуации и подумать о последствиях, прежде чем что-то предпринимать. (Если бы Ахиллес не послушал Афину, греки потерпели бы поражение в троянской войне, а в "Илиаде" была бы только одна глава, а не двадцать две.) Подобным же образом можно пробудить в своем воображении Аполлона или Гермеса.

Вспомнить о детских травмах

Если с мужчиной в детстве плохо обращались и он, как это часто бывает, "забыл" или подавил этот опыт, поскольку он несет в себе слишком много болезненных эмоций, ему может помочь психотерапевт или участие в соответствующей группе поддержки. Воспоминания постепенно восстановятся, глубоко похороненный гнев, обида и ощущение беспомощности выйдут наружу. Если это не произойдет, болезненные чувства останутся неосознанными, но будут оказывать сильное влияние на поведение человека. Жестокость – это родительский грех, передающийся из поколения в поколение, пока кто-то не нейтрализует эту модель поведения – для чего нужно не только восстановить в памяти подавленную информацию, но и открыть свою способность к доверию и состраданию. Мужчине-Аресу необходимо обязательно решить эту задачу, если он замечает, что обращается с другими так же жестоко, как когда-то обращались с ним.

Эволюция от Ареса к Марсу

Переместившись в иное время и иную культуру, жаждущий битвы греческий бог войны Арес эволюционировал и превратился в защитника римского народа Марса. Точно так же может измениться и эволюционировать архетип Ареса в мужчине. Возможно, в молодости мужчина-Арес грубо и не по правилам играл в футбол или хоккей и был не в меру похотлив. Он думал, что никогда не остепенится, но в большинстве случаев рано или поздно это происходит. И если родители не отвергали его и не обращались с ним жестоко, то, заведя собственную семью, он может стать заботливым отцом, который любит возиться с детишками и глубоко интересуется их жизнью. От природы он защитник: всякий, кто вздумает обижать его детей, будет иметь дело с отцом-Аресом, который готов и кулаки пустить в ход, если нужно. Его дети чувствуют себя эмоционально защищенными. Достигнув зрелых лет, он может стать хорошим лидером общины: мужчина-Арес готов активно бороться за безопасность и права окружающих.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 4159
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 9 КАК ИЗБЕГАТЬ ССОР Одна из наиболее
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 10 СИСТЕМА НАЧИСЛЕНИЯ ОЧКОВ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 8 О НЕСХОДСТВЕ НАШИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Мужчины
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 11 УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА В ПРОЦЕССЕ
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 13 КАК СОХРАНИТЬ ВОЛШЕБНУЮ СИЛУ ЛЮБВИ Один
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 12 КАК ПОПРОСИТЬ О ПОДДЕРЖКЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 7 А ЖЕНЩИНЫ ПОДОБНЫ ВОЛНАМ Женщина подобна
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Введение Спустя неделю после рождения нашей дочери Лорен
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 1 МУЖЧИНЫ 150 ВЫХОДЦЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 2 МИСТЕР РЕШАЮ-ВСЕ-ПРОБЛЕМЫ И КОМИТЕТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯНА ДОМУ
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 3 МУЖЧИНА УХОДИТ В СВОЮ ПЕЩЕРУ, А
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 4 О МОТИВАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА Некогда,
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 5 МЫ ГОВОРИМ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ Встретившись
  • Дж. Грей. МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ | Глава 6 О СХОДСТВЕ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И РЕЗИНОВОЙ
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глубокою покрыто тьмой что в жизни нашей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь