|
Т. И. Пашукова и др. (сост.) ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИТЕМА 11. ХАРАКТЕР Характер представляет собой устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему, способы поведения и реагирования. Характер это единство индивидуального и типического, потому что в каждом симптомокомплексе свойств характера имеются свои особенные подструктуры с их неповторимыми взаимоотношениями. Вероятно, главными в симптомокоплексе характера являются волевые черты, которые при интеграции их в свойства личности определяют силу или слабость характера. Таким образом, характер не является простой совокупностью или случайным набором отдельных черт. Все его свойства взаимосвязаны, взаимозависимы. В результате закономерных взаимосвязей черт характер представляет собой целостную иерархическую структуру. В этой иерархии одни черты основные, определяющие, ведущие, а другие подчиненные. Каждое из структурных свойств характера формируется при жизни в онтогенезе как способ реализации отношений в деятельности и общении. В структуре характера могут преобладать интеллектуальные, эмоциональные или волевые компоненты. Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности, так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее. Для изучения свойств характера предлагаются тест-опросники диагностики уровня волевой саморегуляции, склонности к риску и выявление преобладающих характерологических тенденций. Задание
32 Цель исследования: оценить склонность к риску. Материал и оборудование: опросник А.Г.Шмелева, бланк для ответов и ручка. Процедура исследования При исследовании возможен как индивидуальный, так и групповой варианты. В последнем случае важно обеспечить независимость ответов испытуемых. Каждый получает текст опросника с инструкцией и бланк для ответов, состоящий из номеров вопросов и расположенной рядом графы для ответов. Инструкция испытуемому. "Перед Вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Если верно, то в листе ответов против номера этого утверждения, поставьте знак "плюс" (+), а если неверно "минус" (-). Опросник
Обработка результатов Цель обработки результатов получить показатель величины склонности к риску как черты характера. Показатель подсчитывают по числу совпадений знаков ответов согласия-несогласия на утверждения шкалы склонности к риску.
Шкала искренности: Ответы "Неверно" ("-") по пунктам: 1, 5, 10, 16, 20, 24, 29, 35, 36, 46. Показатель совпадений ответов по второй шкале, равный 8, 9 или 10, свидетельствует о недостоверности результатов тестирования. В этом случае тестирование нужно повторить, обратив дополнительное внимание испытуемого на инструкцию. Анализ результатов Анализ склонности к риску как черты характера имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В ходе анализа результатов следует ориентироваться на то, что показатель склонности к риску может варьировать от 0 до 40. Чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску. Если показатель склонности к риску составляет 30 и более единиц, то ее уровень является высоким, такого человека можно назвать рискующим при условии, что его ответы были достаточно искренними. Если показатель в границах от 11 до 29 то склонность к риску средняя, а если меньше, чем 11, то уровень риска низкий, такой человек не любит рисковать, и его можно назвать осмотрительным. Во время интерпретации результатов следует принять во внимание, что большая склонность к риску свидетельствует не только о решительности, но может вести и к авантюризму, Задание
33 Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции. Материал и оборудование: тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана, бланк для ответов я ручка. Процедура исследования Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа. Инструкция испытуемому. "Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-). Тест
Обработка результатов Цель обработки результатов определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчивость" (Н) и "самообладание" (С). Каждый индекс это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы. В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале "В" должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале "настойчивость" от О до 16 и по субшкале "самообладание" от 0 до 13: Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.
Анализ результатов В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание. Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы "В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" 8, для шкалы "С" 6. Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности. Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю. Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм. Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости. На другом полюсе данной субшкалы спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения. Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации. Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции. Задание 34 Цель исследования: установить преобладающие характерологические тенденции личности. Материал и оборудование: перечень 128 черт, предложенный Т.Лири для составления характерологического портрета человека, два регистрационных бланка и карандаши. Методики исследования Исследование характерологических тенденций состоит из двух методик. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на втором методика взаимооценки. Поэтому в исследовательскую группу входят экспериментатор и два испытуемых, желательно таких, которые знают друг друга хотя бы 1,5-2 месяца. Методики исследования могут применяться последовательно то одним, то другим испытуемым, либо одновременно. В последнем случае важно, чтобы испытуемые были размещены не ближе чем 2 м друг от друга. Каждый из них получает перечень из 128 черт, регистрационный бланк и карандаш. Экспериментатор дает им инструкции и при одновременной работе двух испытуемых следит за соблюдением самостоятельности. Инструкция первому испытуемому для самооценки черт характера: "Перед Вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые Вы с полной уверенностью можете отнести к себе, и обведите соответствующий номер черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть искренним и по возможности объективным". Инструкция второму испытуемому для взаимооценки черт характера: "Перед Вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые Вы с полной уверенностью можете отнести к Н. (то есть первому испытуемому), и обведите номер соответствующей черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть по возможности объективным". Перечень черт 1. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи. 2. Уверен в себе. 3. Пользуется уважением у других. 4. Не терпит, чтобы им командовали. 5. Откровенный. 6. Жалобщик. 7. Часто прибегает к помощи других. 8. Ищущий одобрения. 9. Доверчив и стремится радовать других. 10. Любит ответственность. 11. Производит впечатление значительности. 12. Обладает чувством достоинства, 13. Ободряющий. 14. Благодарный. 15. Злой, жестокий. 16. Хвастливый. 17. Своекорыстный. 18. Способен признать свою неправоту. 19 Деспотичный. 20. Умеет настоять на своем. 21. Великодушен, терпим к недостаткам. 22. Начальственно-повелительный. 23. Стремится покровительствовать. 24. Способен вызвать восхищение. 25. Предоставляет другим принимать решения. 26. Прощает все. 27. Кроткий. 28. Может проявить безразличие. 29. Бескорыстный. 30. Любит давать советы. 31. Зависимый, несамостоятельный. 32. Самоуверен и напорист. 33. Ожидает восхищения от каждого. 34. Часто печален. 35. На него трудно произвести впечатление. 36. Общительный и уживчивый. 37. Открытый и прямолинейный. 38. Озлобленный. 39. Любит подчиняться. 40. Распоряжается другими. 41. Способен быть критичным к себе. 42. Щедрый. 43. Всегда любезен в обращении. 44. Уступчивый. 45. Застенчивый. 46. Любит заботиться о других. 47. Думает только о себе. 48. Покладистый. 49. Отзывчивый к призывам о помощи. 50. Умеет распоряжаться, приказывать. 51. Часто разочаровывается. 52. Неумолимый, но беспристрастный. 53. Часто гневлив. 54. Критичен к другим. 55. Всегда дружелюбен. 56. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам). 57. Способен проявлять недоверие. 58. Очень почитает авторитеты. 59. Ревнивый. 60. Любит "поплакаться". 61. Робкий. 62. Обидчивый, щепетильный. 63. Часто недружелюбен. 64. Властный. 65. Безынициативный. 66. Способен быть суровым. 67. Деликатный. 68. Всем симпатизирует. 69. Деловитый, практичный. 70. Переполнен чрезмерным сочувствием. 71. Внимательный и ласковый. 72. Хитрый и расчетливый. 73. Дорожит мнением окружающих. 74. Надменный и самодовольный. 75. Чрезмерно доверчив. 76. Готов довериться любому. 77. Легко смущается. 78. Независимый. 79. Эгоистичный. 80. Нежный, мягкосердечный. 81. Легко поддается влиянию других. 82. Уважительный. 83. Производит впечатление на окружающих. 84. Добросердечный. 85. Охотно принимает советы. 86. Обладает талантом руководителя. 87. Легко попадает впросак. 88. Долго помнит обиды. 89. Легко поддается влиянию друзей. 90. Проникнут духом противоречия. 91. Портит людей чрезмерной добротой. 92. Слишком снисходителен к окружающим. 93. Тщеславный. 94. Стремится снискать расположение каждого. 95. Восхищающийся, склонный к подражанию. 96. Охотно подчиняется. 97. Со всеми соглашается. 98. Заботится о других в ущерб себе. 99. Раздражительный. 100. Стыдливый. 101. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться. 102. Дружелюбный, доброжелательный. 103. Добрый, вселяющий уверенность. 104. Холодный, черствый. 105. Стремящийся к успеху. 106. Нетерпим к ошибкам других. 107. Благорасположенный ко всем без разбора. 108. Строгий, но справедливый. 109. Всех любит. 110. Любит, чтобы его опекали. 111. Почти никогда и никому не возражает. 112. Мягкотелый. 113. Другие думают о нем благосклонно. 114. Упрямый. 115. Стойкий и крутой, где надо. 116. Может быть искренним. 117. Скромный. 118. Способен сам позаботиться о себе. 119. Скептичен. 120. Язвительный, насмешливый. 121. Навязчивый. 122. Злопамятный. 123. Любит соревноваться. 124. Стремится ужиться с другими. 125. Неуверенный в себе. 126. Старается утешить каждого. 127. Самобичующий. 128. Бесчувственный, равнодушный. Регистрационный бланк
Обработка результатов Цель обработки результатов получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций: "Доминирование" и "Дружелюбие". Результаты исследования по методикам самооценки и взаимооценки обрабатываются по одному и тому же принципу: сначала подсчитывают в баллах индексы по каждой тенденции с помощью нижеприведенного ключа и результаты заносятся в таблицу, а потом по специальной формуле определяют показатели доминирования и дружелюбия. Формулы для подсчета показателей основных тенденций составляются из величин восьми характерологических тенденций, обозначанных римскими цифрами. Доминирование = I V + 0,7 х (VIII + II IV VI) Дружелюбие = VII III + 0,7 х (VIII II IV + VI) Ключ
Анализ результатов Вначале анализируются показатели каждой из восьми характерологических тенденций, устанавливаются наиболее и наименее выраженные тенденции в характере испытуемого по методике самооценки и взаимооценки. Минимальное значение тенденции 0, а максимальное -16. Каждая характерологическая тенденция имеет три ступени выраженности. Эти степени приведены в расшифровке последовательно и подчеркнуты. Первая степень при величинах индексов от 1 до 5 баллов представляет собой адаптивный вариант проявляющейся черты характера по отношению к другим людям. Вторая степень промежуточный вариант при баллах от 6 до 10. Третья степень, если индекс более 10 баллов, свидетельство дезадаптивности тенденции характера. В целом можно считать, что чем больше величина индекса, тем значимее соответствующая характерологическая тенденция. Номера тенденций расшифровываются следующим образом. Первая тенденция (I) доминантность властность деспотичность отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способности брать на себя ответственность. Вторая тенденция (II) уверенность в себе самоуверенность самовлюбленность отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении эгоистичность и черствость. Третья тенденция (III) требовательность непримиримость жестокость позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности. Четвертая тенденция (IV) скептицизм упрямство негативизм характеризует недоверчивость, положительность, ревность, обидчивость и злопамятность. Пятая тенденция (V) уступчивость кротость пассивная подчиняемость позволяет оценить критичность к себе, скромность, робость, стыдливость. Шестая тенденция (VI) доверчивость послушнocmь зависимость оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру. Седьмая тенденция (VII) добросердечие несамостоятельность чрезмерный конформизм характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность. Восьмая тенденция (VIII) отзывчивость бескорыстие жертвенность отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать. Познание характера человека позволяет прогнозировать поведение человека и заранее корректировать и контролировать способы обращения к другим людям, действия и поступки. Особого внимания заслуживает анализ основных тенденций, какими являются доминирование и дружелюбие. В случае преобладания доминирования вероятнее конфликты и неправильное понимание отношений людей, сложнее организация эффективного с психологической точки зрения взаимодействия. Потому важно настроиться на дружелюбное и кооперативное взаимоотношение с другими. К HАЧАЛУ Библиотека Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|