Дж. Нурбахш. ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА

- Оглавление -


ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ
при посвящении в суфийский орден


Тайны Любви

Что лучшего желать? Луна на небосводе,
Ушли печаль, и боль, и жжение вины.

В чертогах Друга мы, дань отдаем свободе —
Беспечно пьем вино и в прах разорены.

«Неужто ты меня подвергнешь снова пыткам?» —
Я задаю вопрос и Друга жду вердикт.

Он отвечает мне с знакомою улыбкой,
Что испытаний бездна предстоит,

Что слез моих никто здесь не услышит,
И не поможет тяжкий вздох и стон,

И не дождаться в откровеньях передышки
В краю, где царствует Любви Закон.

Вхожу в таверну средь руин печальных [1],
Правитель и бедняк целуют здесь порог...

Нурбахш, остановись! Ты разглашаешь тайны
Любви! Для них ещё не вышел срок!

Мы тайнами уже давно по горло сыты,
Где есть Любовь, всё явно и открыто.

Перевод Б. Тираспольского


Входя в «Таверну руин»,
чти ее обычаи,
ибо обитатели за этой дверью —

доверенные Владыки.

Хафиз


Вступая на Путь «людей сердца», необходимо соблюдать определенные правила и обычаи (адаб) , а также церемонии. На протяжении многих столетий суфии уважали эти правила и следовали им. Эти правила и обычаи были переданы нам шейхами Пути, они соблюдаются и в настоящее время.

Заповедь гласит: «Следуй по Пути так, как другие следовали ранее». Памятуя о ней, ниже перечислены правила и обычаи инициации. Скрытый смысл и значение этих правил и обычаев разъясняются для того, чтобы данная работа могла послужить проводником для ищущих.

ПЯТЬ ОМОВЕНИЙ

Прежде чем принять посвящение в мир Духовной Нищеты (факр), те, кто стремятся приблизиться к Богу, должны совершить нийат [2] и затем пять омовений (госл) способом, описанным ниже.

1. Омовение покаяния (тобех)

В этом омовении искатель раскаивается во всех своих бывших проступках и заблуждениях. Присоединяясь к тем, кто поклоняется Богу, он (или она) также просит прощения за грех самопоклонения.

2. Омовение смирения (ислам)

В омовении смирения искатель, не являющийся мусульманином, дает обет (нийят) принять ислам и стать мусульманином. Если он уже мусульманин, то дает обет всем сердцем и духом (рух) соблюдать святой шариат ислама и вести себя соответственно ему.

Памятуя изречение 'Али «Ислам — это смирение», искатель должен полностью как внешне, так и внутренне смирить себя перед Божьей Волей, и довольствоваться всем тем, что угодно Богу.

3. Омовение посвящения в Духовную Нищету (факр)

Чтобы войти в мир Духовной Нищеты, человек должен быть чист как внешне, так и внутренне. Поэтому совершается омовение и очищение внешних покровов, чтобы и внутреннее существо было также склонно к чистоте.

Очисть себя и тогда ступай в «Таверну руин»,
чтобы она не была тобой загрязнена.

Хафиз

4. Омовение паломничества (зийарат)

Существует обычай, посещая уважаемых людей в миру, очистить тело и надеть чистую одежду. Сходным образом, совершая паломничество к Совершенному человеку, или «Наставнику Пути» (пир-э тарикат), следует очистить себя.

Сначала стань чистым, и лишь затем
смотри на Чистого Человека.

Хафиз

Поэтому искатель совершает омовение, очищая себя внешне, прежде чем приблизиться к учителю и получить наставления, касающиеся Пути.

5. Омовение осуществления (каза-е хаджат)

«Мольба» (иияз) искателя, странствующего по Пути, — о том, чтобы достичь ранг Совершенства. Перед тем как прийти к наставнику, искатель совершает омовение, символизирующее его решимость осуществить эту задачу.

ПЯТЬ СИМВОЛОВ ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ

После того как искатель совершил пять омовений, он (или она) подготавливает пять предметов, которые будут отданы искателем учителю. Учитель примет их и поведет ученика по пути странствующих к Единству. Вот эти пять предметов: несколько квадратных метров белой ткани, целый мускатный орех, кольцо, монета и немного леденцовой карамели (кристаллизованного сахара).

Каждый из этих объектов символизирует определенное обязательство, взятое на себя теми, кто устремлен к Богу. Эти обязательства выражены при помощи объектов, чтобы они закрепились в памяти путника и никогда не забывались.

1. Белая материя (шелвар)

Белая материя, отдаваемая наставнику, символизирует саван и указывает на то, что путник, подобно мертвому телу в руках обмывальщика (гасал), полностью смиряется перед Богом. Он (или она) считает приказания наставника приказаниями Бога и подчиняется им, не спрашивая «как?» или «почему?»

2. Целый мускатный орех (джоз)

Джоз символизирует голову путника. Вручая джоз наставнику, путник соглашается не раскрывать Божественные Тайны, открытые ему или ей. Даже если ему грозит быть обезглавленным, он не должен раскрывать эти тайны. Иными словами, голова путника символически вручается наставнику в качестве залога за Божественные Тайны.

3. Кольцо (ангоштар)

Кольцо, отдаваемое наставнику при вхождении в мир Духовной Нищеты, символизирует цепи, которые в старое время носили рабы, и олицетворяет преданность путника Богу. Отдавая кольцо наставнику, путник дает обет полностью посвятить себя Богу и отказаться от каких-либо других желаний.

4. Монета (секке)

Монета символизирует мирское богатство и изобилие. Путник, вручая монету наставнику, дает клятву освободить свое сердце от любых вожделений к богатству мира. Здесь следует заметить, что цель состоит в том, чтобы не иметь привязанности к богатству. Если суфий в один день богат, а в другой — беден, ни то, ни другое состояние не оказывает на него никакого воздействия. В богатстве суфий щедр, в бедности он радостен и терпелив.

5. Карамель (набат)

Набат олицетворяет дар при втором рождении искателя. Если первое рождение — от матери, то второе рождение происходит при входе в область Духовной Нищеты. В этом возрождении искатель вступает в царство Духовности, Истины и Единения. Он перерождается из материнского мира природы и множественности в мир Любви (эшк), Добротолюбия (мохаббат) и Единства (таухид).

Вручая карамель, путник также осознает, что по Пути надо следовать с радостью и внутренним покоем, а не с подавленностью и недовольством.

ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Прежде чем войти в круг Духовной Нищеты, искатель берет на себя пять обязательств по отношению к наставнику. Только тогда, когда искатель понимает и принимает важность этих обязательств, наставник берется вести его или ее по праведному Пути Единства в ордене Ниматуллахи.

1. Подчинение святому шариату Мохаммада, Печати Пророков

Искатель, вступая в мир суфиев, дает обязательство подчиняться правилам и обычаям шариата. Если он уже является мусульманином, ему следует провозгласить два символа веры (шахадатаин) ислама: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Бога» (Ашхадо ан ла илаха илла'лах) и «Я свидетельствую, что Мохаммад — Его Пророк» (Ашхадо анна Мохаммадан ра-суло'ллах). Затем искатель добавляет: «Я свидетельствую, что 'Али — святой Бога» (Ашадо анна 'алийан валийо'ллах). Провозглашая это, искатель приемлет и сердцем и духом (рух) истину и духовность ислама, в основе которых лежит абсолютная святость 'Али — царя всех святых. В этот момент искатель берет на себя обязательство не пренебрегать шариатом.

2. Доброта к Божьим созданиям

В этом обязательстве суфий дает обет не обижать Божьи создания и быть добрым и дружелюбным по отношению к ним, когда он странствует по Пути. Суфию следует постоянно руководствоваться строчками из стихотворения Саади:

Я радостен и умиротворен, будучи в мире,
несколько мир радостен и умиротворен в Нем.
Я влюблен во всю Вселенную,

ибо вся Вселенная принадлежит Ему.

3. Сохранение тайн Пути

В начале странствия по Пути (солук) суфий дает обязательство не раскрывать никому передаваемых ему тайн, будь то посторонний, друг или собрат-дервиш. Среди этих тайн — «поминание», объекты размышления, а также открытия и откровения в мире Единства. О тайнах не следует говорить ни с кем, кроме наставника. Тогда тайны не попадут в руки тех, кто не способен их хранить.

Друг, который почтил своим присутствием виселицу,
обвинялся в разглашении тайн.

Хафиз

4. Служение на Пути

В течение всего странствия по Пути суфий приемлет и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняется им, не спрашивая «как?» и «почему?» Суфий должен знать, что нерадивость в служении приведет его лишь к отклонению от дороги преданности и от истинного пути. Служение настолько важно, что можно сказать следующее: «Все, что суфий обретает, он обретает благодаря служению».

Саади дает прекрасную иллюстрацию этому положению в той части Бустана («Плодовый сад»), которая рассказывает о султане Махмуде и его слуге Айязе. Этот отрывок начинается с того, что кто-то критикует Махмуда, говоря: «Как странно это! Айяз, его любимчик, некрасив, он — цветок без цвета и без благоухания. Как странны предпочтения соловья!» Услышав эти слова, Махмуд отвечает: «Поистине, моя любовь — к его добродетели, а не к форме его лица».

Саади далее рассказывает историю о том, как однажды в королевской процессии верблюд, нагруженный драгоценными камнями и жемчугом, споткнулся и упал, разбросав драгоценности. Султан Махмуд, будучи человеком щедрым, дал разрешение сопровождавшим его придворным забрать добычу себе, а сам быстро ускакал. Все придворные бросились врассыпную собирать драгоценности, забыв о султане при виде этого богатства. Только Айяз, не обращая внимания на драгоценные камни, последовал за султаном. Когда Махмуд увидел, что слуга скачет за ним, он прокричал: «О Айяз, где же твоя добыча?» В ответ Айяз промолвил: «Я не искал драгоценностей, но следовал за моим Владыкой; как могу я уделять внимание твоим дарам, когда мое единственное стремление в том, чтобы служить».

И в заключение Саади говорит:

О друг, если ты — приближенный Трона,
не забывай о Царе ради Его драгоценностей;
Ибо на этом пути святой ничего не просит
у Бога, кроме Него самого.
Так что знай: если ты ищешь что-либо, кроме благодати
Друга,
ты — узник собственной темницы, а не Его.

5. Диг-джуш

Вступая в мир Духовной Нищеты, суфий внутренне провозглашает: «Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга».

Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию принесшему в жертву овцу вместо Исмаила! [3], приготавливает из овцы специальную еду. Эта еда готовится в соответствии с адабом и традициями Духовной Нищеты и распределяется среди дервишей. Еда, приготовленная таким образом, называется диг-джуш.

Аллах, Всемогущий, провозглашает... помните благодать и благословения Аллаха (нн'матуллах), уделенные вам: вы были жестокосердными врагами, а он соединил ваши сердца в любви, и посему Его благодатью и благословением вы стали братьями и сестрами.


Примечания:

[1] Таверна руин (перс. харабат) символизирует суфийскую обитель, ханаку, а также состояние фана (исчезновение «Я» в Боге). (Примеч. переводчика.)

[2] Нийат — обет, или провозглашение намерения, совершить определенный благочестивый поступок (наиболее часто это намаз). — Примеч. ред. англ. изд.

[3] Согласно традиции, принятой среди ряда мусульманских комментаторов, Авраам должен был принести в жертву не Исаака, как об этом говорится в Библии, а Исмаила. (Примеч. переводчика.)



К HАЧАЛУ
Библиотека
Просмотров: 599
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ Глава Первая О
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая О ТЕРПЕНИИ И КРОТОСТИ Как
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая О НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ Нестяжательность 150 добродетель
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятая ЗАМЕЧАНИЕ КАСАТЕЛЬНО ОТВЕРЖЕНИЯ РАЗУМА И
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ Глава Первая О
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая О ГЛАВНЫХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ О благоразумии
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья О БОГОСЛОВСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ Показанные добродетели,
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четвертая О ВЕРЕ Вера есть согласие
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая О НАДЕЖДЕ И УПОВАНИИ Сердцу
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая О ЛЮБВИ По врожденной нашему
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ О порядке в
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая ОБЕТ ДЕВСТВА Основанием для обета
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья ОБЕТ НИЩЕТЫ И НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ Основанием
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четвертая ОБЕТ ПОСЛУШАНИЯ Для обета послушания
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая ОБ УДАЛЕНИИ ИЗ МИРА В
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая РАЗРЯДЫ МОНАХОВ По степени совершенства
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая ВАЖНОСТЬ СОЗЕРЦАНИЯ БОГА Святые отцы,
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая СПОСОБ РАЗЛИЧАТЬ ВИДЕНИЯ Можно различать
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятая О ВАЖНОСТИ МОНАШЕСТВА Основу монашества
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | Список литературы и принятые сокращения Алфавит духовный. 150
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая О ПОДАВЛЕНИИ САМОЛЮБИЯ И СТРАСТЕЙ
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Имя епископа Петра Екатериновского, ныне незаслуженно забытое,
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Первая РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ К предварительным условиям
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая СМИРЕНИЕ, НЕНАДЕЯННОСТЬ НА СЕБЯ И
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья НЕОБХОДИМОСТЬ ДУХОВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Для успехов
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Первая РАЗДЕЛ ВТОРОЙ Как воину оружие
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Параграф Второй ДИЭТЕТИКА ОБ ОХРАНЕНИИ ВНЕШНИХ ЧУВСТВ
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Параграф Третий ИСКУССТВО УПРАЖНЯТЬСЯ В ПОДВИГАХ БЛАГОЧЕСТИЯ
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Параграф Четвертый О БОДРСТВОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ К
  • П. Екатериновский. УКАЗАНИЕ ПУТИ К СПАСЕНИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая О МОЛИТВЕ Для преуспеяния в



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь